Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концептуальные основы рассмотрения семьи как системы
Семья – это открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям. Для рассмотрения семьи в контексте системной модели, обозначим ряд определений и перечислим основные положения системной теории. Система — это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты — это свойства частей, а отношения связывают систему воедино. Система не должна определяться только как комплекс объектов, она подразумевает форму структурной организации, в которой представлены отношения между объектами. Эти отношения могут быть топологическими (близость, дальность и др.) или динамическими (влияния, взаимодействие и т.д.). Для системной организации характерна взаимозависимость, которая означает, что влияние или отношение одной части относительно другой оказывает воздействие на все части системы. Отсюда, целое больше суммы составных частей. Например, город не может пониматься как совокупность жилых домов, а семья не является суммой индивидов и др. Отсюда, в контексте системного подхода, с одной стороны, нужно понимать целое, исходя из его частей, а части — с точки зрения целого. С другой стороны, не возможно до конца понять целое, только с помощью анализа частей и их взаимодействия между собой, а также, получить полного представления о части, невозможно, исходя из описания ее роли в контексте того, куда она входит. Отсюда, можно понимать часть и как самостоятельную единицу, и как интегрированную часть целого, переходя от одной наблюдательной позиции к другой и обратно. Например, влияние части на функционирование целого, когда идёт рассмотрение отдельных членов оказывающих влияние на жизнедеятельность семьи. Это ситуации: «алкоголик в семье», «маленький ребёнок в семье» и др. Или, например, оказание влияния семейных традиций, правил на отдельно взятого человека в семье при решении следующего вопроса: «семья, усыновившая ребёнка» и др. В психологическом консультировании необходимо рассматривать клиента с различных сторон, это: индивидуальные проблемы (тревожность, внутренний конфликт, и т.д.); особенности жизнедеятельности в контексте социальных связей, составной частью которых он является. Например, поведение отдельно взятого человека, при индивидуальном подходе может стать естественным и понятным, если рассматривать его как ответ на взаимоотношения, которые имеют место в некоей центральной для него системе, частью которой он является (например, в семье). В тоже время, семья – как система, может выступать как основа, диктующая члену семьи те или иные схемы и шаблоны мышления и поведения и др. Отсюда, в процессе консультирования необходимо учитывать причинно-следственную связь событий, действий в семье с позиции целостности системы. Например, в современной практике семейного консультирования предлагается учитывать «линейную и круговую каузальность» семейных отношений [12]. Линейная каузальность предполагает причинно-следственные отношения в семье, при которых последовательность не возвращается к исходной позиции (аналогично эффекту «домино», когда костяшки составлены таким образом, что если толкнуть первую, то по очереди упадут все остальные). Круговая каузальность означает причинно-следственную последовательность, в которой объяснение какой бы то ни было схемы, поведения приводит обратно к первопричине. В результате, образуется «петля» круговой обратной связи – это процесс, в котором поведение отдельного члена семьи влияет на поведение других членов семьи и данное явление, оказывает своё влияние на этого члена, что представляет некий «замкнутый круг». В такой ситуации невозможно найти «источник всех бед». Чаще всего, в семье идёт поиск «козла отпущения». Согласно алгоритму: «если бы он (она, они) …. то я (мы) …» и др. В качестве примера проявления «петли» круговой обратной связи в семейных взаимоотношениях можно считать серию следующих типичных формулировок-гипотез: 1. Родители: «Если наш сын начнёт слушаться и прекратит «бунтовать», то в семье настанет мир»; 2. Сын: «Если бы меня меньше контролировали родители, то я бы никого не трогал и никому ничего не доказывал»; 3. Мать: «Если бы мой муж прекратил навязывать своё мнение сыну, то он (сын) стал бы менее агрессивным и охотнее бы подчинялся мнению родителей»; 4. Отец: «Если бы моя жена всегда поддерживала моё мнение, то у нас бы установилось единство требований и сыну пришлось бы подчиниться» и др. Таким образом, все члены семьи (как мы видим из примера) взаимно формируют поведение друг друга. Где обозначаются характерные схемы интеракций, которые представляются функциональными и дисфункциональными. Важный аспектом функционирования семейных систем является иерархичность, то есть существуют подсистемы в рамках других, более крупных систем, например подсистемы «родители», «дети» и др. Каждую систему можно определить исходя из ее границ по отношению к окружению. Границы – это эмоциональные барьеры, защищающие целостность членов семьи в рамках подсистем. Они представлены правилами, схемами поведения, определяющими паттерны интеракций. Для удовлетворительного функционирования системы необходимо, чтобы разграничительные линии обозначались ясно и четко, но при этом были подвижны. Это сохраняет внутреннюю стабильность, и открытость, которая необходима для адаптации и развития в соответствии с изменениями внутри и вне системы. Слабые и нечеткие границы приводят к неясностям относительно дифференцирования и функций внутри системы. Излишнее слияние между членами семьи, инфантильность родителей или присвоение родительских функций детьми даёт перевёрнутую иерархию. Примером может служить следующая фраза родителя: «Ты непослушный ребёнок, бесполезно тебе объяснять, я умываю руки – делай, что хочешь!» и др. Если границы фиксированные, то это ведёт к уменьшению обмена с другими системами, следствием чего является изоляция и застой. Примером, проявления фиксированных границ может служить следующая формулировка: «Меня не интересует, как живут дети в других семьях, но до тех пор, пока ты живёшь под моей крышей, ты будешь выполнять те правила, которые устанавливаю я» и др. Если руководствоваться логикой законов термодинамики, то семейная система, не получающая энергию извне, постепенно приходит в состояние недостаточного дифференцирования, утраты структуры, что приводит к полной аморфности. Поскольку, каждая система поддерживает внутри своих границ негативную энтропию (так называемую «негэнтропию»). Структура системы и ее дифференцирование способствуют сохранению негативной энтропии, того порядка, который господствует внутри системы. Граница необходима для защиты от угрозы распада, т.е. нарастания энтропии. Отсюда, здоровое функционирование семейной системы может поддерживаться только через взаимодействие со средой, благодаря которой, происходит обмен (ввод, вывод). Обмен энергией или информацией с окружающей средой в семейных системах может быть более обширным или менее обширным, в связи с чем, можно говорить об относительно открытых или относительно закрытых семейных системах. Задача консультанта оказать помощь семье в организации предпосылок осуществления эффективного энергоинформационного обмена в системе отношений «семья – среда» для перехода на более высокий уровень функционирования. Поскольку, процессы, происходящие в системах, необратимы. Система никогда не возвращается целиком к однажды достигнутому ею состоянию, поскольку она претерпевает изменения в результате процесса, приведшего к этому состоянию. Процессы в семейной системе могут быть непрерывными или прерывистыми. Для непрерывного процесса характерно то, что его протекание может быть разделено на бесконечное число мелких этапов, при которых разница в состоянии системы между двумя ближайшими отрезками не поддается измерению и не ощущается (например: старение, взросление детей, отделение отпачкованных молодых семей и др.). При прерывистом процессе развитие происходит скачкообразно, когда система переходит из начального состояния в конечное минуя промежуточные. Точка бифуркации (сильной неравновесности) представляется сильным кризисом семьи (например: измена, инцест, смерть члена семьи и др.). Процессы, протекающие на протяжении всей жизни человека, являются непрерывными (рост, развитие), в то время как система, перед которой возникла необходимость изменения, может осуществить его не только через непрерывные, но и через прерывистые процессы (внезапное изменение структуры). С другой стороны, достаточно сложно отследить «траекторию» дальнейшего развития семейной системы в ситуации нелинейности, поскольку, это может быть как прогрессивная, так и регрессивная динамика с точки зрения личностного, культурного, интеллектуального и др. развития. Например, семья, в которой появился алкоголик, может в результате кризиса представиться в виде «новой» семейной системы, в которой «спиваются» все члены и др. В исследованиях отмечено, что социальные системы бывают стабильными только в том случае, если они обладают способностью изменяться в соответствии с окружением. Если семья не справляется с необходимой на каждой фазе реорганизацией, возникает риск ее дисфункциональности. При рассмотрении природы изменений в семейной системе, необходимо уделять большое значение понятию адаптивности. Адаптация является выражением процессов, направленных на сохранение системы. Если провести аналогию с психологическими состояниями в процессе адаптации отдельно взятого человека (как биологический системы), то его «тяжёлые чувства», возникающие в ходе разнообразных адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни, имеют своё физиологическое основание [3]. Известный исследователь Г. Селье обозначал, что «с какой бы трудностью не сталкивался организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной, или, борьбы, и пассивной или бегства от трудностей либо готовности терпеть её. Если в организм ввели яд, бегство невозможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие уcтанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научится игнорировать яд» [10, с. 19]. Семейная система в ситуации адаптации может проявлять себя по-разному: 1. Активизирует гомеостатические процессы, направленные на поддержание сложившегося ранее определенного состояния системы. Например: укрепит семейные мифы, традиции, правила (с опорой на мнение старшего поколения) и др. 2. Будет проводить повышение (или, соответственно, понижение) функционального уровня системы, который отражается на всех ее функциях. Например: вносить суету (сумбур) или наоборот стремиться успокоиться и создать «мир ради мира» т.д. 3. Проводить ограничения ввода новой информации, укреплять границы за счёт «важных» правил и др. Например: манипулирование религиозными воззрениями с целью ограничения доступа информации и др. 4. Пытаться изменить окружающую ее среду. Например: заниматься пропагандой (рекламой) «сохранности и неизменности» счастливой семейной жизни, закреплённой годами с целью обозначения за собой «эталона» - паттерна семейного счастья в глазах общественности. 5. Проводить поиск благоприятной для адаптации окружающей среды. Например: поиски новых друзей или новой работы, для того чтобы избежать изменений в самом себе (т.е. не для того, чтобы развиваться). Современная наука отмечает, что адаптация как феномен всегда направлена на сохранение структуры, присущей той или иной системе, и поддержание ее центральных процессов. Адаптация всегда является стратегией выживания, а не стратегией развития. Отсюда вывод, что адаптивное изменение, по существу, не является изменением, а даже, если угодно, сопротивлением более глубокому изменению. Изменение семейной системы может быть только при динамике нелинейного развития, где изначально не идёт речи об адаптации, вообще.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |