Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системная модель семейного функционирования (В. Биверс): проблемные и патологичные семьи




Модель В. Биверса делает больший акцент на способности семьи гибко реагировать и приспосабливаться к меняющимся условиям. В практическом применении модели на первом месте стоит оценка, диагностика и прогнозирование. Оценка проводится относительно следующих критериев: компетентность семьи и семейный стиль. Биверс предлагает две оси оценки: горизонтальная ось обозначает компетентность семьи как способность семьи менять свою структуру, для того, чтобы соответствовать внутренним и внешним требованиям; вертикальная ось обозначает семейный стиль как качество семейных интеракций. Зона здорового функционирования семьи находится между противоположными полюсами: центростремительным и центробежным.

Центростремительный стиль отношений в семье характеризуется коммуникацией, которая сосредоточена на общении членов семьи друг с другом, где отношения в семье важнее отношений за её пределами. Семьи с крайне центростремительным стилем в отношениях отличаются плохими границами и запутанными коммуникациями.

Центробежный стиль отношений в семье отличается стремлением общения с окружающими, особенно в ситуации стресса. В крайней степени проявления центробежного стиля семья не рассматривается её членами в качестве безопасной среды. Для удовлетворения личных потребностей выбираются друзья и знакомые, поскольку члены семьи не особенно лояльны друг другу.

Модель Биверса обозначает, что для адаптации к требованиям возрастного развития семьям необходимо постоянно менять свой стиль. Например, в ситуации с маленькими детьми наиболее адекватным является центростремительный стиль. Когда речь идёт о семье с детьми подростками – стиль должен смениться на центробежный. На основе клинических наблюдений, Биверс обозначает четыре типа проблемных и патологически функционирующих семей: умеренно-центростремительный, умеренно-центробежный, глубоко нарушенный центростремительный и глубоко нарушенный центробежный.

Умеренно-центростремительный тип характеризуется тем, что интерперсональные границы в этих семьях поддерживаются условно. Соперничество за власть может быть явным или скрытым. Один родитель может доминировать и пытаться контролировать поведение других членов семьи. Часто семья обращается к третьим лицам-«рефери» (например, религия), чтобы найти «правых и виноватых». Чувство вины используется для контроля поведения, дети ограничены в своих эмоциональных проявлениях и пытаются обрести чувство идентичности за пределами семьи. Поскольку у них сильная эмоциональная связь с семьёй, то они часто проявляют защиту в виде проекции, обвиняя родителей в жизненных неудачах. У них формируется паттерн невротического поведения.  

 Умеренно-центробежный тип представляется трудностью решать конфликты через переговоры. Обычно один из родителей доминирует над другим. Родители проявляют непоследовательность воспитательных методов. Семьи данного типа иногда обращаются к независимому эксперту, чтобы выяснить кто прав и кто виноват. Часто члены семьи ищут воспитывающих отношений за пределами семьи.  

Глубоко нарушенный центростремительный тип выражается в том, что семья «сражается» с любой индивидуализацией. Для них близость – это когда все члены семьи думают и чувствуют одинаково. Семья избегает конфликтов, или же они существуют в скрытой форме. Сердечность и доверие абсолютно отсутствуют. Ребёнок в этих семьях может страдать шизофренией, пограничным личностным расстройством и др. У него могут быть сиблинги, которые конфликтуют с родителями за право личной автономии.

Глубоко нарушенный центробежный тип семьи с отсутствием всякого согласия. Конфликты не заканчиваются и выражаются в открытой форме. Родителям не хватает навыков эффективного воспитания, поскольку они заняты выяснением отношений. В семье присутствует открытое чувство разъединённости. Дети в данных семьях могут проявлять асоциальное поведение, обусловленное эмоциональной пустотой и яростью, направленной вовне. 

Семейный подход (Л. Макмастер): система паттернов семейного взаимодействия

Модель Макмастера опирается на оценку семейных отношений по целому ряду параметров. Практическое применение модели предполагает изменение паттернов в нутрии каждого параметра в совокупности. Макмастер выделяет шесть параметров:

Решение проблем. Различия во взглядах на решения проблем являются неизбежными для любой семьи. Неэффективное решение проблем часто отмечается в семьях, которые испытывают длительные трудности.

Коммуникация. Вербальные коммуникации в семье могут быть эффективными с учётом четырёх переменных: 1) инструментальные (способность решать повседневные проблемы); 2) аффективные (способность выражать эмоции); 3) открытые или маскированные (степень искажения информации); 4) прямые или косвенные (чёткость обозначения адресанта при отправлении информационного сообщения).

Роли. Определение конкретных обязанностей членов семьи.

Аффективная реактивность. Эмоциональные реакции варьируют на диапазоне от гнева до проявления нежных чувств. Семьи, порой, не имеют навыка эмоционального самовыражения.

Аффективная вовлечённость. Это степень проявления интереса к личности, интересам и увлечениям других членов семьи.

Контроль поведения. Контроль поведения связан со стандартами и нормами поведения, которые установлены в семье.

Нарушение по одному или более из перечисленных параметров считается дисфункциональным транзактным паттерном, защитными реакциями, снижающими уровень тревоги в семье в ущерб общему функционированию. Например, ребёнок маскирует гнев на родителя через пассивно-агрессивное поведение и «забывает» вымыть посуду за собой, при этом опасаясь гнева авторитарной матери и др. Отсюда, дисфункциональные транзактные паттерны связаны с различными нарушениями в семье и для улучшения семейного функционирования необходимо, изменить эти паттерны. Для каждой конкретной семьи дисфункциональные паттерны могут быть сугубо индивидуальны.          

 

 1.4. Применение психотехник для исследования и коррекции семьи в практике психологического консультирования

Исследовательский этап в психологическом консультировании семьи, обратившейся за помощью к психологу-консультанту, является очень важным для построения стратегии дальнейшей работы. На первом месте стоит задача уточнения проблемы, которая обозначается как ключевая. На данном этапе необходимо изучить ролевую структуру семьи, её внутренние и внешние ресурсы. Провести исследование истории развития семьи с момента её зарождения (знакомства супругов и др.). Для консультанта важно сформулировать точные рабочие гипотезы о причинах проблемы, собрать анамнестические сведения и обозначить семейный диагноз.

Семейный диагноз – это информация, которая образует клиническую основу причин образования симптома для дальнейшей консультативной работы специалиста психолога. Важным является определение «идентифицированного пациента» или «носителя симптома», с которым напрямую связана семейная проблема.

«Идентифицированный пациент» - это  член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психологу-консультанту. Идентифицированный пациент, как носитель симптома может возникнуть в семье на любой стадии развития семейной системы. Симптом и система связаны между собой и служат для целей поддержания семейного гомеостаза, независимо от осознания членами семьи его дисфункционального качества в данный момент жизненного времени семьи. При построении стратегии консультационной работы нужно учитывать взаимосвязь между взаимообусловленными понятиями: «семейная система» - «семейная проблема» - «симптом» - «идентифицированный пациент». Первое, к чему стремиться семья, обратившаяся к специалисту – это стремление быстрого снятия симптома (снятие «боли»), что, в свою очередь, не снимает причины проблемы, но усиливает мотивацию членов семьи к дальнейшей коррекционной работе, по принципу: «стало легче, можно работать дальше…». При исследовании причин образования проблемы и проявления симптома, специалисту необходимо следовать поэтапного плана сбора информации об особенностях функционирования семейной системы клиентов:

1. Выяснение событий, произошедших недавно в семье, ухудшивших её функционирование.

2. Прояснение: какова была ситуация в семье перед возникновением проблемы, после её появления и в настоящий момент, что членов семьи заставило обратиться к специалисту.

3. Обозначение и анализ наиболее «острых моментов» проявления семейной проблемы: как часто, в какие временные периоды, какие избирались способы реагирования и др.

4. Наблюдение и анализ рассуждений и поведения члена семьи, который первым проявил инициативу обратиться к специалисту: интерпретация его роли (как инициатор общения, ответственный член семьи, виновник проблемы и др.).

5. Выяснение автоматически повторяющихся схем реагирования в семье в решении предъявляемой проблемы и поведения идентифицированного пациента.

6. Определение особенностей и стиля семейной коммуникации: примеры манипулятивной двусмысленной обратной связи и др.

7. Диагностирование искажения эмоциональных связей и интеракций между членами семьи; нарушения границ между подсистемами: выявить триангуляции (треугольники) дисфункции.

8. Обозначение перспектив коррекции с учётом мотивационной направленности на развитие семейной системы: готовность семьи к изменениям, стремления к сотрудничеству с консультантом.

На различных этапах работы с семьёй специалистом-консультантом могут быть использованы эмпирические (наблюдение, интервью и др.), диагностические (стандартизированные психодиагностические тестовые методики) методы психологических исследований, а также, методы оценки семейной системы, применяемые именно в практике семейного консультирования и психотерапии. Особенность этих методов заключается в том, что они несут в себе как диагностическую, так и коррекционную функции одновременно, поскольку, обладают проективными свойствами. В современной практике семейного консультирования, чаще всего, принято использовать метод наблюдения, интервьюи др. Специальные методы коррекционно-диагностического порядка: социометрические, структурные и поведенческие техники.  

Интервью – это способ речевого взаимодействия на заданную тему с целью прояснения точки зрения по интересуемому вопросу. Интервью в практике консультирования несёт в себе несколько задач. Эти задачи следующие: 1) прояснение информации на заданную тему; 2) помощь членам семьи в определении своей точки зрения, обозначения своей позиции; 3) предоставления поля действий для проговаривания субъективного мнения решения проблемы и др. Для получения информации о функционировании семейной системы в работе с маленькими детьми, используются доступные детям способы самовыражения, такие как рисунок, игра, конструирование и др. В практике используются несколько типов вопросов в процессе проведения интервью: линейные, круговые, стратегические, рефлексивные.

Линейные вопросы имеют следственный характер и ориентированы на выяснение причины, например: «Почему вы решили обратиться к консультанту?»; «Что вы предпринимали для того, чтобы решить эту проблему?» и др.

 Круговые вопросы направлены на проявление круговой каузальности и ориентированы на взаимное влияние членов семьи друг на друга, например: «Как ты думаешь, кто из твоих родителей больше уделяет тебе внимания и почему?»; «Вы давно наблюдаете, конфликт вашей жены и вашей матери, скажите, не могли бы вы поделиться увиденным со мной?» и др.

Стратегические вопросы направлены на изменения и как бы «бросают вызов» семейной системе, направлены на активизацию конфронтации в семье, например: «Как ты думаешь, какую позицию займет в конфликте бабушка…и др.?»; «Как давно вы стали опасаться, что ваш муж будет вести себя также как его мать?» и др.

Рефлексивные вопросы направлены на активизацию потребности у членов семьи анализировать своё поведение и искать пути решения проблем. Например: «Как вы думаете, чего добивается таким поведением ваш ребёнок?»; «Создаётся впечатление, что конфликт между вами и вашей свекровью – это способ вступать в контакт. А могут ли быть какие-то другие способы контакта, кроме конфликтных?» и др.  

Социометрические техникиэто методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Уделяется внимание месту каждого члена семьи в системе с позиции того, какие результаты его деятельности и каким образом они воспринимаются другими членами системы. За счёт этого исследуются паттерны и схемы взаимодействия. Особое внимание уделяется повторяющимся паттернам. К социометрическим техникам относят: генограмму, социограмму, семейное пространство, семейная скульптура, игры, ролевая карточная игра.

Генограмма - метод изучения истории семьи, описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.

Социограмма - метод оценки предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии.

Семейное пространство - метод описания взаимоотношений пространства, места и эмоций в семейной системе.

Семейная скульптура - метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений на сегодняшний день.

Игры - проигрывание ролей в семейном взаимодействии.

Ролевая карточная игра - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное.

Применение социометрических техник предоставляет следующие возможности в практике психологического консультирования семьи:  

ü активизируют экспериментальное взаимодействие и вовлеченность каждого члена семьи;

ü позволяют изучить распределение значимости семейных ролей;

ü даёт возможность видения семейной ситуации со стороны, провести переоценку ценностей;

ü решают проблему ригидности и стереотипности мышления и поведения членов семьи;

ü способствуют освоению приёмов метакоммуникаций членами семьи;

ü несут в себе коррекционную функцию для идентифицированного пациента и семейной системы в целом.

Структурные техники – это метод, применяемый для изменения в организационной структуре семейной системы, где члены семьи переходят в пространстве с одного места на другое. И выполняют то одну, то другую роль, тем самым устанавливая и поддерживая адекватные границы между позициями в системе. Это способствует реорганизации семейной системы. К структурным техникам относят: прослеживание, поддержка межпоколенных границ, присоединение к субсистеме, стратегические альянсы, семейные ритуалы, отпуск, обращение ролей, вызов взаимодополнительности.

Прослеживание направлено на изучение в деталях специфических паттернов поведения, мышления и чувств, в семейной системе на основе собственных символов и метафор, предложенных членами семьи.

Поддержка межпоколенных границ – это методика, направлена на изучение границ подсистем семьи, внутрисемейной иерархии и традиций.

Присоединение к субсистеме – методика направлена на решение проблемы дисфункционального распределения власти с учётом внутрисемейного взаимодействия дистанции «близость – дальность». Она эффективна в семьях где запутанные эмоциональные связи и имеется несколько треугольников.

Стратегические альянсы – это встречи консультанта с одним из членов семьи с целью способствовать такому изменению поведения этого человека, которое привело бы к позитивным переменам на уровне всей системы.

Семейный ритуал - это техника, призванная изменить правила существующей семейной игры при помощи изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней.

Отпуск – методика помогает сформировать адекватные границы между составляющими подсистемами, заставив доминантных или сверхактивных членов отступить от этой своей позиции («уехать в отпуск»).

Обмен ролями – это методика, относящейся одновременно к социометрическим и психодраматическим (игровым) техникам, позволяющей оценить желание или способность клиента посмотреть глазами другого человека, эмоционально и физически ощутить роль другого, войти в образ другого.

Вызов дополнительности – методика основана на ключевой аксиоме системности о том, что целое и части могут быть должным образом объяснены только в терминах соотношений, которые существуют между частями. Ртсюда, все члены семьи вносят свой особый вклад в установление соответствующего стиля жизни, который для данной семьи представляется гармоничным.

Применение структурных техник предоставляет следующие возможности в практике психологического консультирования семьи:  

ü активизируют процесс изменения, движения в семейной системе;

ü позволяют изменить траекторию ценностной направленности в развитии семьи, за счёт того, что клиенты занимают (обыгрывают) новую позицию в семейной системе;

ü разрушают коалиции, ставят под сомнения симбиотические связи;

ü проявляют и формируют новые границы между семейными подсистемами;

ü изменяют семейную систему, работая с одним из её членов, оперируя тем, что при изменении положения одного человека в системе происходит процесс приспособления к нему всей системы.

Поведенческие техники – это комплекс методов, направленных для уменьшения конфликтов и стимулирования эффективных внутрисемейных взаимодействий через непосредственное выполнение заданий, предложенных консультантом, выполняемых во время консультации или дома.Поведенческие техники включают в себя: супружескую конференцию и семейный совет, структурный тренинг общения, символизм и подарки, дни заботы, позитивный обмен, структурированные задания во время консультации.

Супружеская конференция и семейный совет - формальные встречи семьи для улучшения коммуникаций и близости в их взаимоотношениях;

 Структурированный тренинг общения – это специальное обучение адекватному слушанию и говорению;

Символизм и подарки – это обучение использования невербальных средств общения для выражения позитивных чувств;

Дни заботы – это упражнения, направленные на освоение навыка доставления приятного друг другу;

Позитивный обмен – освоение навыка чувствования и переопределения желаний каждого члена семьи;

Структурированные задания во время консультирования, направлены на   вовлечение семьи в процесс конструктивного взаимодействия друг с другом Супружеский контракт - настольная игра для обучения супружеской пары умению вести переговоры.

Применение поведенческих техник предоставляет следующие возможности в практике психологического консультирования семьи:  

ü обучают практическим навыкам эффективного общения в семье за короткие промежутки времени;

ü клиенты видят реальный эффективный результат изменения паттернов семейного взаимодействия за счёт применения новых тактик поведения;

ü изменяют стиль поведения в семье, дают позитивный настрой для самосовершенствования.

ü являются простыми в применении и легко запоминаются и могут в дальнейшем применяться без помощи консультанта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...