Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретико-методологические подходы, представляющие содержательную основу психологического консультирования семьи




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ В СИТУАЦИИ НЕНОРМАТИВНОГО КРИЗИСА

 

Учебно-методическое пособие

 

Глазов 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………..4 

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы психологического консультирования семьи

1.1. Научно-методологические направления, представляющие содержательную основу психологического консультирования семьи………………………………6

1.2. Концептуальные основы рассмотрения семьи как системы………………..10

1.3. Модели систем патологического семейного функционирования ………….16

1.4. Применение психотехник для исследования и коррекции семьи в практике психологического консультирования……………………………………………..28

1.4.1. Применение социометрических техник……………………………………35

1.4.2. Применение структурных техник…………………………………………..45

1.4.3. Применение поведенческих техник………………………………………..58

Выводы по главе…………………………….……………………………………...70

Основные понятия…………………………………………………………………72

Вопросы для самопроверки………………………………………………………..72

Список литературы………………………………………………………………....72

ГЛАВА 2. Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса

2.1. Феномен «ненормативного кризиса семьи»….................................................74

2.2. Психологические особенности развёртывания ненормативных кризисов семьи… …………………………………………………………………………….79

2.2.1. Измена………………………………………………………………………..79

2.2.2. Развод…………………………………………………………………………82

2.2.3. Повторный брак……………………………………………………………...87

2.2.4. Усыновления приемных детей…………………………………....................90

2.2.5. Смерть одного из членов семьи…………………………………………….92

2.2.6. Тяжёлая болезнь одного из членов семьи …………………………………95

2.2.7. Инцест…………………………….…………………………………………..97

2.3. Этика поведения консультанта в работе с семьёй, переживающей ситуацию ненормативного кризиса……………………………….…………………………100

2.4. Применение психотехник, в работе с кризисными состояниями в практике психологического консультирования семьи…………………………………….102

Выводы по главе…………………………………………………………………..116

Основные понятия………………………………………………………………...117

Вопросы для самопроверки……………………………………………………....117

Список литературы………..………………………………………………………118

Терминологический словарь……………………………………………………...119

 

 

Предисловие

Учебно-методическое пособие «Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного жизненного кризиса» является эффективным теоретическим, практическим и методическим инструментарием при освоении учебных дисциплин: «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Основы психологического консультирования и психокоррекции» и др., которыеимеют значение для профессиональной подготовки, будущих педагогов-психологов и социальных педагогов.

Целью пособия является формирование у студентов представлений о закономерностях и механизмах семейных отношений и методах консультирования семьи в ситуации ненормативного кризиса.

В процессе изучения пособия предусмотрено решение следующих задач:

• ознакомить студентов с теоретическими основами психологии семьи в ситуации ненормативного кризиса;

• создать у студентов целостное представление о процессе семейного консультирования в ситуации ненормативного кризиса, его содержании, подходах и формах;

• способствовать формированию у студентов навыков психологического консультирования при оказании психологической помощи семье в ситуации ненормативного кризиса;

• создать условия, помогающие студентам осознать свои профессиональные возможности, определить пути профессионального роста;

• развивать психологическую компетентность в области практической психологии.

При решении задач основное внимание уделяется построению консультативных ситуаций и организаций взаимодействия в диадах «педагог-психолог – семья», «социальный педагог – семья» личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению специалиста педагога психолога и социального педагога. В пособии раскрывается содержание, структура и динамика процесса семейного консультирования, отрабатываются приемы и методы  консультативной работы с членами семьи. Уделяется внимание этике и специфике поведения специалиста, осуществляющего консультационную работу.

В содержание пособия включены разделы с практическими упражнениями, вопросы для самопроверки, списки дополнительной литературы, а также терминологический словарь.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны иметь представление о психологическом консультировании семьи, использования вспомогательных психотехник диагностики и коррекции семейной системы отношений с учётом развёртывания ситуации ненормативного кризиса. У студентов должно быть сформировано понимание принципов и закономерностей функционирования семьи и определения стратегий консультационной работы специалиста педагога-психолога и социального педагога. 

В итоге, они получают опыт практического применения полученных знаний, выполнения учебно-практических задач в качестве специалиста, оказывающего психологическую помощь семье в ситуации ненормативного кризиса.   

Таким образом, важной задачей пособия является подготовить студентов к тому, чтобы они были готовы к самостоятельной квалифицированной консультационной деятельности. Важным является, создать условия, активизирующие процессы профессионального самоопределения будущих специалистов.

Таким образом, хочется отметить, что в данном пособии, представлены общие положения по представленной теме, и работа, в целом, не претендует на исчерпывающую полноту раскрытия вопросов. Мы с благодарностью примем замечания, пожелания и предложения.

                                                                                          С.Т. Губина

 



ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы психологического консультирования семьи

 

Теоретико-методологические подходы, представляющие содержательную основу психологического консультирования семьи

На сегодняшний день, классификация различных подходов в психологическом консультировании семьи представляет собой не простую задачу, так как они являются открытыми и гибкими и постоянно эволюционируют. Происходит постоянный обмен понятиями и техниками среди различных теоретических направлений. В настоящее время семейное психологическое консультирование представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя: индивидуальные встречи с членами семьи; работу с отдельными семейными подсистемами, делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе.

Современная практика семейного психологического консультирования чаще всего придерживается двух основных теоретико-методологических направлений: психодинамического подхода и теории систем, которые перекликаются и взаимно дополняют друг друга [2, 8, 11]. Если в основе психодинамического подхода лежит психоаналитическая теория и ориентация на индивидуальную работу, то последующим шагом в консультативной практике с клиентом необходимо рассматривать его в условиях единой семейной системы с акцентом на межличностные отношения. Иначе психологическая проблема клиента будет рассматриваться однобоко, «выключено» из процесса социального взаимодействия. Отсюда, современные стратегии работы с семьёй в процессе консультирования и психотерапии разворачиваются относительно трёх ключевых кластеров, ориентированных: 1) на семейную историю; 2) на структуру или процесс семьи; 3) на переживания в семье.    

Подход, ориентированный на семейную историю включает в себя методы, которые рассматривают личность внутри системы, а именно проблему передачи паттернов через поколения. При применении данного подхода широко используются психодинамические категории. Единица анализа – личность в её отношениях с партнёром, где основными паттернами выступают Эдипов комплекс и Комплекс Электры. Проводится параллель между брачно-супружескими отношениями клиентов и базовыми моделями отношений у их родителей. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и подавленного. В целом, подход к консультированию в этих школах акцентирует освобождение индивидуальностей от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предыдущими поколениями. Это происходит благодаря процессу открытия этих привязанностей, достижению инсайта об их несообразностях и постепенному освобождению от них. Симптомы трудностей супружеских отношений рассматриваются как «точка опоры» в разрешении прошлых неразрешённых конфликтов, подавленных влечений в отношениях с родителями. Проводится анализ работы защитных механизмов эго: вытеснения как основной причины развития чувства вины перед родителями; проекции и отрицания как основы агрессивного и подавленно-агрессивного поведения и др. Большое значение уделяется анализу природы тревоги и сопротивлений. Роль консультанта состоит в облегчении процесса осознания клиентов своих проблем в семье. Используются методы анализа и интерпретации (конструкции, объяснения), связывающей отношения в родительской семье с теперешними взаимодействиями с детьми и партнером по браку. Проводится инструктирование клиентов о том, как им формировать наиболее приемлемые и ориентированные на настоящее взрослые отношения с членами их родительской семьи.

Подход, ориентированный на структуру или процесс семьи отличается от исторического подхода тем, что отстраняются от сбора истории, открытия неосознаваемого, интерпретации и инсайта и фокусируются на системном уровне с незначительным рассмотрением психологии индивидуальности или полным отказом от нее. Делается акцент на текущих паттернах взаимодействия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами или представленными проблемами идентифицированного пациента. (Идентифицированный пациент – это член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к консультанту). Стратегия консультативной работы опирается на логику того, что симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных (застывших) ролевых взаимодействий между членами семьи и служит «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), отражая некоторые закрытые темы, поскольку прямое обсуждение их «нарушило» бы равновесие семейной системы. С системной точки зрения, симптом – это механизм регуляции всей системы и в случае его ликвидации, вся система оказывается нерегулируемой. Среди методов и приёмов существуют некоторые варианты: 1) рассмотрение паттернов взаимодействия в семье через структуру семьи: распределение ролей, власти и лидерства; 2) акцентировании внимания на изменениях, кризисах семейного процесса в целом; 3) оказание «скорой» психологической помощи для облегчения симптома у идентифицированного пациента; 4) ориентирование на теорию обучения навыкам эффективной коммуникации в семье и др. В целом, этот подход проводит реорганизацию семейной системы с целью устранения дисфункциональных элементов, которые поддерживают симптом. Консультант в данном случае играет роль эксперта. Его задачей является диагностирование дисфункциональных элементов системы и планирование серии вмешательств, которые предложат семье альтернативы. При этом часто используются парадоксальные директивы. Если сравнить по количеству времени, необходимому для работы с семьей при применении первого и второго подходов, то исторические подходы являются долговременными, поэтому только мотивированные семьи и индивиды в состоянии пройти весь процесс. С другой стороны, консультанты, использующие подход, ориентированный на структуру и процесс, могут достигать драматических результатов в облегчении симптомов за очень короткое время.

Подход, ориентированный на переживания в семье включают в себя гештальт­и­ст­скую, эмпирическую и клиент-центрированную парадигмы в семейном консультировании и терапии. Эти направления больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Они принципиально основываются на экзистенциально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к консультированию в этих направлениях основан на попытке интенсифицировать аффективный опыт для поиска личностного смысла, роста и самоактуализации членов семьи. Роль консультанта состоит в фасилитации, отражении семейного взаимодействия и присоединении к семейному процессу так же, как к подлинной не защищающейся личности. Некоторые клиенты, приходящие на консультацию, намерены получить опыт собственного личностного роста, зная, что это стимулирует семью сделать то же самое. Консультант часто интегрирует методы работы с клиентами, например, стремится дополнить картину взаимоотношений “здесь и теперь” историческим анализом семьи. Посвящая несколько встреч реконструкции семейной истории, она как бы исподволь подготавливает семью к феерическому и очень динамичному этапу работы с актуальными проблемами. Этот этап можно уподобить мощному взрыву, цель которого — расшатать привычные стереотипы семейных взаимоотношений, подвергнуть всех членов семьи без исключения потрясающим переживаниям («пиковым переживаниям»), заставив их, глубоко пережить чувство близости друг с другом. Такой импульс выталкивает семейную систему из «болота», приводя к конструктивным изменениям.

Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на все проблемы, связанные с неизбежными упрощениями любой классификации, подобные деления консультационно-терапевтического поля могут служить отправной точкой для создания интегративных диагностических и терапевтических моделей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...