ОДОБРЕНА
Ученым советом Академии ВЭГУ
31 августа 2016, протокол №8
УТВЕРЖДЕНА
приказом ректора Академии ВЭГУ
от 31 августа 2016 № 104/а
Рабочая программа дисциплины
Психология семьи
с2016-2017учебного года
Кафедра:Психологии
Основная образовательная программа:37.03.01 Психология, направленности «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Психология труда и организационная психология»
Программа подготовки: академический бакалавриат
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Психология семьи», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 37.03.01 Психология, направленности «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Психология труда и организационная психология» программа подготовки академический бакалавриат по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1 В результате освоения данной дисциплины обучающийся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенции:
- способностьюк реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
- способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
- ученых, разрабатывающих семейную проблематику, определение значимости отношений, этапы становления предметной области семейной области семейной психологии как научной дисциплины, определения понятий «семья» и «брак», нормативные (традиционные) и альтернативные формы брачно-семейных отношений;
- концептуальные подходы к феномену любви, основные результаты гендерных исследований, особенности установок молодежи на вступление в брак;
- характеристику современной семьи и ее особенности, основные функции семьи, внутрисемейные роли, периодизацию жизненного цикла семьи, причины и источники семейных ссор и конфликтов, причины роста разводов и факторы, влияющие на дестабилизацию супружеских отношений;
- особенности брака к построению отношений в супружеской паре;
- трудности, возникающие в отношениях супругов;
- факторы, детерминирующие успешность и неуспешность супружеских отношений;
- основные категории, используемые для анализа проблемы межпоколенных связей в обществе и семье;
- задачи родителей и специфику родительско-детских отношений в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей;
- психолого-педагогические модели семейного воспитания, сложившиеся в ведущих психологических школах.
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
- выделять центральные моменты в основных подходах при изучении семейных отношений, проводить сравнения различных типов семейно-брачных отношений;
- определять основные признаки благополучной и неблагополучной семьи;
- анализировать ситуации искажения и деформаций семейного функционирования;
- распознавать и объяснять природу нарушений супружеского функционирования;
- определять основные причины деструктивного характера разрешения противоречий в супружеской паре;
- определять адаптированный вариант внутрисемейных отношений, выделять группу риска развода;
- ориентироваться в многоуровневой структуре взаимоотношений представителей разных поколений в семье; различать варианты позиций в семье прародителей, родителей, детей;
- различать, описывать и определять типы родительско-детских отношений, специфику позиции родителя и ребенка в семье;
объяснять специфику общения и взаимодействия партнеров до брака и в браке, причины конфликтов в различных сферах семейной жизни, кризисные периоды и факторы риска в браке, особенности супружеских и родительско-детских отношений на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи;
- организовывать эффективные взаимодействие с отдельными членами семьи;
- осуществлять психологическую диагностику семьи и семейных взаимоотношений;
- адекватно выбирать стратегии оказания помощи в решении характерных задач в кризисные периоды развития семьи.
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
- способностью оценивать адекватность задач, требований и санкций старших членов семьи возрастным характеристикам детей;
- навыками выделения факторов, значимых для психологического климата, содержания взаимоотношений в конкретной семье;
- базовыми навыками психологического исследования семьи и семейных взаимоотношений;
- навыками разработки эффективных, психологически обоснованных рекомендаций в помощь семье;
- методами постановки консультативной гипотезы и составления программы психологического консультирования клиентов по проблемам предбрачных, супружеских и родительско-детских отношений;
- приемами коррекционной и просветительской работы по проблемам семейных взаимоотношений;
- технологиями просветительской деятельностью с целью повышения уровня психологической культуры в области предбрачных, супружеских и родительско-детских отношений, ответственного супружества, родительства и прародительства.
1.2.5 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен приобрести опыт:
- самоорганизации дальнейшего освоения теории семьи;
- методиками оценки благополучия отношений в супружеской паре;
- постановки профессиональных задач в области психологии семьи.
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Базовая часть Б1.Б.38, обязательной части рабочего учебного плана и изучается по очной форме на 7 семестре (на 4 курсе) обучения, по заочной форме на 7 семестрах (на 4 курсе) обучения.
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП как Психология развития и возрастная психология, Основы консультативной психологии, Психодиагностика, Психотерапия, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Научно-исследовательская работа, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Преддипломная практика, Государственная итоговая аттестация, а также:
- для направленности «Психологическое консультирование»: Семейное консультирование, Психотерапия детско-родительских отношений,
1.3.3 Изучению данной дисциплины должно предшествовать освоение обучающимся программы Психология развития и возрастная психология, Основы консультативной психологии, Психодиагностика, Психотерапия, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также:
- для направленности «Психологическое консультирование»: Психотерапия детско-родительских отношений.
1.3.4 Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения обучения по программам Научно-исследовательская работа, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Преддипломная практика, Государственная итоговая аттестация, а также, а также:
- для направленности «Психологическое консультирование»: Семейное консультирование.
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины (трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении программы, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения) составляет 2 зачетные единицы или 72 академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:
Виды учебной деятельности
Объем, в академических часах
по очной форме обучения
по заочной форме обучения
Занятия лекционного типа
18
4
Занятия семинарского типа
18
6
Проектирование
2
-
Групповые консультации
2
-
Индивидуальная работа
с обучающимся
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
30
56
Аттестация
зачет
+
Зачет
4
Всего
72
Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы
Содержание (дидактические единицы)
Учебные занятия
Форма обучения
№ п/п
наименование
виды
очная
заочная
Объем, академических часов
1
2
3
4
5
6
1.
Введение в психологию семьи
Занятия лекционного типа
6
1,5
Занятия семинарского типа
6
2,5
Проектирование
2
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
12
21
1.1
Семья и ее функции
Место семейной психологии в системе психологического знания. Развитие науки о семье. Актуальность изучения психологии семейных отношений в настоящее время. Проблемы современной российской семьи. Основные подходы к изучению семьи (эволюционный, этологический, социологический, психоаналитический, системный и др.). История развития психологии семейных отношений. Специфика развития психологических исследований семьи в России. Современные направления исследования брачно-семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений как научной дисциплины.
Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социально - историческая категория. Определение природы семьи мыслителями прошлого. Брак как форма общественного регулирования отношений между полами.
Социально-психологические характеристики семьи как малой группы. Отличия семьи от других малых групп (закрытость, полифункциональность, длительность, тотальность, эмоциональность, устойчивость и др.). Специфика групповых феноменов в семье – сплоченность, совместимость, лидерство, нормы, власть и подчинение.
Многообразие семейных функций, их классификации. Традиционные
и современные функции семьи. Иерархия и взаимозависимость функций семьи. Возможные нарушения реализации семейных функций.
Занятия лекционного типа
2
0,5
Занятия семинарского типа
2
1
Проектирование
-
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
4
7
1.2
Жизненный цикл развития семьи
Характеристика стадий семейной жизни (В.А.Сысенко). Стадии жизненного цикла семьи, описанные в зарубежной психологии (Ланге, Хейли и др.): период ухаживания, фаза образования семьи, семья с маленькими детьми, фаза зрелого брака (период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом), период ухода из семьи взрослых детей, семья в период старения супругов. Специфика задач, решаемых на каждой стадии.
Переходный период между стадиями: необходимость реорганизация структуры семьи и изменения, основных правил ее функционирования. Случаи обращения семьи за помощью как отражение трудностей переходного периода.
Жизненный цикл семьи: шесть стадий развития семьи и последовательное изменение семейных ролей.
Этапы периодов развития семейной системы: этап кризиса; этап адаптации к происшедшим изменениям; этап стабильного функционирования семьи в новом качестве.
Социокультурные влияния на жизненный цикл семьи. Два закона развития семейной системы – стремление к гомеостазу и стремление к преобразованиям.
Семейная история. Механизмы передачи паттернов поведения и взаимоотношений в следующие поколения. Семейный сценарий.
Занятия лекционного типа
2
0,5
Занятия семинарского типа
2
1
Проектирование
1
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
4
7
1.3
Формирование супружеской пары
Готовность к браку. Развитие высших чувств. Приятельские, товарищеские отношения, симпатия, дружба, любовь, как виды межличностных отношений привязанности. Психологическая характеристика любви. Виды и фазы любви. Исторические аспекты любви. Роль воспитания в становлении чувств. Добрачные половые отношения. Культура воздержания. Традиционные культурные ценности и устойчивость семьи. Физиологическая, социальная, психологическая и духовная зрелость. Мотивация брака. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Выбор спутника жизни и мотивы вступления в брак.
Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая модель, модели «фильтров» А.Керкгоффа и К.Дэвиса, «круговая теория любви» А.Рейса, «максимальной выгоды» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса и «дополняющих потребностей» Р.Уинча. Модель М.А.Абалкиной. Соционическая модель потребности в дуализации.
Этапы (фильтры) при выборе супруга: первое впечатление, оценка привлекательности другого; возникновение аттракции; познание человека, различных сторон его личности; принятие решения о создании семьи.
Основные компоненты психологической готовности к браку: способность любить, ответственность друг за друга и за будущую семью, высокая коммуникативная культура, знание специфики семейной жизни и готовность к осознанному самоограничению.
Занятия лекционного типа
2
0,5
Занятия семинарского типа
2
1
Проектирование
1
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
4
7
2.
Психология супружеских отношений
Занятия лекционного типа
10
1,5
Занятия семинарского типа
10
2,5
Проектирование
-
-
Групповые консультации
2
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
10
21
2.1
Культура отношений в семье
Типы супружеских отношений и их детерминанты. Факторы семейного благополучия. Понятие супружеской совместимости. Психологический климат.
Кризисные периоды семьи. Добрачный кризис: кризис соединения. Проблемы объединения в пару. Первый кризисный период: адаптация молодоженов к условиям совместной жизни. Основные проблемы: возможное разочарование в партнере из-за быстрого спадания предбрачных “масок”; неспособность к самоограничению в плане привычных потребностей, уровня и уклада жизни; трудности в установлении отношений Друг с другом, с новыми друзьями и родственниками; возможные сексуальные проблемы, связанные с гетерохронностью психосексуального развития мужчины и женщины.
Второй кризисный период: рождение первого ребенка. Типовые проблемы: необходимость перехода от недостаточно освоенных супружеских ролей к родительским; диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за младенцем; различия в динамике родительских чувств супругов и в их состояниях: депрессия, монотония, тревога матери и страх отвержения и потери статуса у отца; нарушения сексуального общения супругов. В случае «стимулированного» брака – наложение проблем первого кризисного периода.
Третий кризисный период: ситуация ухода из родительской семьи последнего ребенка, обнажающая диадические факторы семейного неблагополучия; возрастные трудности в сексуальных отношениях супругов; возможности проявления «кризиса личности» одного из супругов.
Стадии развода (по Э. Фишер): эмоциональный развод, физический развод, пробный разрыв, юридический развод. Стадии развода по модели А.Маслоу.
Социально-психологическая помощь семье на различных стадиях дезорганизации отношений и в постразводной ситуации. Необходимость смягчения последствий развода для всех членов семьи.
Занятия лекционного типа
2
0,5
Занятия семинарского типа
2
1
Проектирование
-
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
3
7
2.2
Психология интимных отношений
Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. Семейные сценарии, жизненные драмы и супружеские игры.
Интимные отношения и их психологический смысл, эротичность, сексуальность, половой дипсихизм. Любовь, как нравственная основа брака. Динамика сексуальных отношений в браке, их особенности в разные возрастные периоды.
Взаимосвязь психологической и сексуальной адаптации. Особенности сексуального поведения мужчин и женщин.
Супружеские конфликты на сексуальной почве. Взаимосвязь общесемейных и сексуальных компонентов супружеских отношений. Основные факторы (немедицинской природы), способствующие возникновению в браке сексуальных неврозов и дисгармонии: низкий уровень сексологической культуры одного или обоих партнеров (антинаучные представления о так называемой «сексуальной совместимости», незнание половозрастных и индивидуально-типологических особенностей психосексуальной сферы мужчины и женщины), эгоцентризм и бестактность в интимных отношениях, неблагоприятный психологический фон взаимоотношений супругов.
Измены и их преимущественно комплементарный характер. Мотивация репродуктивного поведения. Психологические аспекты бесплодия.
Занятия лекционного типа
4
0,5
Занятия семинарского типа
4
0,5
Проектирование
-
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
3
7
2.3
Профилактика супружеских отношений
Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса), механизмы фиксации в форме устойчивых личностных свойств и поведенческих факторов риска.
Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа: профессионально-личностные акцентуации, тип А поведения; синдром выгорания, синдром посттравматического стресса. Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса.
Нарушение здоровья и состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования.
Занятия лекционного типа
4
0,5
Занятия семинарского типа
4
1
Проектирование
-
-
Групповые консультации
2
-
Индивидуальная работа с обучающимся
-
-
Самостоятельная работа обучающегося
4
7
3.
Особенности детско-родительских отношений
Занятия лекционного типа
2
1
Занятия семинарского типа
2
0,5
Проектирование
-
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
8
12
3.1
Основные характеристики детско-родительских отношений
Особенности детско-родительских отношений. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели семейного воспитания, «народная психология развития»).
Культурные детерминанты родительского отношения. Супружеские отношения как фактор родительского поведения. Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку.
Специфика семейного влияния и воспитания. Родительские установки и стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, гиперопека, гипоопека, попустительский и т.д. Родительское отношение.
Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
Занятия лекционного типа
1
0,5
Занятия семинарского типа
1
-
Проектирование
-
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
1
1
Самостоятельная работа обучающегося
4
7
3.2
Взаимоотношения поколений в семье
Этапы первичной социализации личности. Репродуктивные установки и ожидания. Готовность к принятию отцовской и материнской роли. Мотивы рождения ребенка. Проблема бездетности.
Установки на воспитание детей. Последствия ранней материнской депривации. Роль отца в воспитании ребенка. Гармоничные супружеские отношения как условие психического здоровья ребенка.
Особенности биологического и психологического созревания ребенка в дошкольном возрасте. Первичные сексуально значимые реакции. Формирование личности, чувство пола. Тактика родителей в половом воспитании дошкольника.
Особенности физиологического и психического развития младшего школьника. Этапы полового просвещения.
Перестройка организма в подростковом возрасте. Половая принадлежность как одна из ведущих характеристик формирования личности в подростковом возрасте. Половое самосознание. Позиции отца и матери в отношении полового воспитания.
Пожилой человек и семья. Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. Связь старшего и младшего поколений в обществе и семье как механизм психологического исследования. Личные отношения прародителей и их детей и внуков.
Занятия лекционного типа
1
0,5
Занятия семинарского типа
1
0,5
Проектирование
-
-
Групповые консультации
-
-
Индивидуальная работа с обучающимся
1
1
Самостоятельная работа обучающегося
4
7
Перечень обеспечения СРС
При выполнении самостоятельной работы обучающемуся предоставляется следующее учебно-методическое обеспечение:
- информационные ресурсы, перечисленные в разделе 4 Информационные ресурсы данной программы;
- материалы, размещенные в разделах Диск, Задачи, Обсуждение, Сообщение, Wiki ПГ Психология семьи Кампуса ВЭГУ 24;
- электронные курсы, размещенные в вертикальном меню Кампуса ВЭГУ;
- материалы лекционных и практических занятий по дисциплинебакалавриата 37.03.01 Психология (направленности) «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Психология труда и организационная психология», Психология семьи, расположенные по адресу:
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...