Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы формирования компетенций




ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а

Рабочая программа дисциплины

Психология семьи

с2016-2017учебного года

Кафедра:Психологии

Основная образовательная программа:37.03.01 Психология, направленности «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Психология труда и организационная психология»

Программа подготовки: академический бакалавриат

 

Общая характеристика

Наименование

Данная учебная дисциплина называется «Психология семьи», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 37.03.01 Психология, направленности «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Психология труда и организационная психология» программа подготовки академический бакалавриат по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.

 

Цели реализации

1.2.1 В результате освоения данной дисциплины обучающийся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенции:

- способностьюк реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

- способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).

1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:

- ученых, разрабатывающих семейную проблематику, определение значимости отношений, этапы становления предметной области семейной области семейной психологии как научной дисциплины, определения понятий «семья» и «брак», нормативные (традиционные) и альтернативные формы брачно-семейных отношений;

- концептуальные подходы к феномену любви, основные результаты гендерных исследований, особенности установок молодежи на вступление в брак;

- характеристику современной семьи и ее особенности, основные функции семьи, внутрисемейные роли, периодизацию жизненного цикла семьи, причины и источники семейных ссор и конфликтов, причины роста разводов и факторы, влияющие на дестабилизацию супружеских отношений;

- особенности брака к построению отношений в супружеской паре;

- трудности, возникающие в отношениях супругов;

- факторы, детерминирующие успешность и неуспешность супружеских отношений;

- основные категории, используемые для анализа проблемы межпоколенных связей в обществе и семье;

- задачи родителей и специфику родительско-детских отношений в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей;

- психолого-педагогические модели семейного воспитания, сложившиеся в ведущих психологических школах.

1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:

- выделять центральные моменты в основных подходах при изучении семейных отношений, проводить сравнения различных типов семейно-брачных отношений;

- определять основные признаки благополучной и неблагополучной семьи;

- анализировать ситуации искажения и деформаций семейного функционирования;

- распознавать и объяснять природу нарушений супружеского функционирования;

- определять основные причины деструктивного характера разрешения противоречий в супружеской паре;

- определять адаптированный вариант внутрисемейных отношений, выделять группу риска развода;

- ориентироваться в многоуровневой структуре взаимоотношений представителей разных поколений в семье; различать варианты позиций в семье прародителей, родителей, детей;

- различать, описывать и определять типы родительско-детских отношений, специфику позиции родителя и ребенка в семье;

объяснять специфику общения и взаимодействия партнеров до брака и в браке, причины конфликтов в различных сферах семейной жизни, кризисные периоды и факторы риска в браке, особенности супружеских и родительско-детских отношений на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи;

- организовывать эффективные взаимодействие с отдельными членами семьи;

- осуществлять психологическую диагностику семьи и семейных взаимоотношений;

- адекватно выбирать стратегии оказания помощи в решении характерных задач в кризисные периоды развития семьи.

1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:

- способностью оценивать адекватность задач, требований и санкций старших членов семьи возрастным характеристикам детей;

- навыками выделения факторов, значимых для психологического климата, содержания взаимоотношений в конкретной семье;

- базовыми навыками психологического исследования семьи и семейных взаимоотношений;

- навыками разработки эффективных, психологически обоснованных рекомендаций в помощь семье;

- методами постановки консультативной гипотезы и составления программы психологического консультирования клиентов по проблемам предбрачных, супружеских и родительско-детских отношений;

- приемами коррекционной и просветительской работы по проблемам семейных взаимоотношений;

- технологиями просветительской деятельностью с целью повышения уровня психологической культуры в области предбрачных, супружеских и родительско-детских отношений, ответственного супружества, родительства и прародительства.

1.2.5 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен приобрести опыт:

- самоорганизации дальнейшего освоения теории семьи;

- методиками оценки благополучия отношений в супружеской паре;

- постановки профессиональных задач в области психологии семьи.

 

Место в структуре ООП

1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Базовая часть Б1.Б.38, обязательной части рабочего учебного плана и изучается по очной форме на 7 семестре (на 4 курсе) обучения, по заочной форме на 7 семестрах (на 4 курсе) обучения.

1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП как Психология развития и возрастная психология, Основы консультативной психологии, Психодиагностика, Психотерапия, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Научно-исследовательская работа, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Преддипломная практика, Государственная итоговая аттестация, а также:

- для направленности «Психологическое консультирование»: Семейное консультирование, Психотерапия детско-родительских отношений,

1.3.3 Изучению данной дисциплины должно предшествовать освоение обучающимся программы Психология развития и возрастная психология, Основы консультативной психологии, Психодиагностика, Психотерапия, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также:

- для направленности «Психологическое консультирование»: Психотерапия детско-родительских отношений.

1.3.4 Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения обучения по программам Научно-исследовательская работа, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Преддипломная практика, Государственная итоговая аттестация, а также, а также:

- для направленности «Психологическое консультирование»: Семейное консультирование.

 

Объем

1.4.1 Общий объем данной дисциплины (трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении программы, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения) составляет 2 зачетные единицы или 72 академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:

 

Виды учебной деятельности

 

Объем, в академических часах

  по очной форме обучения

по заочной форме обучения

Занятия лекционного типа   18

4

Занятия семинарского типа   18

6

Проектирование   2

-

Групповые консультации   2

-

Индивидуальная работа с обучающимся   2

2

Самостоятельная работа обучающегося   30

56

Аттестация зачет + Зачет 4
Всего  

72

Структура и содержание

Содержание разделов и тем

Разделы и темы

Содержание (дидактические единицы)

Учебные занятия

Форма обучения

№ п/п

наименование

виды

очная заочная

Объем, академических часов

1 2 3 4 5 6

1.

Введение в психологию семьи

 

Занятия лекционного типа 6 1,5
Занятия семинарского типа 6 2,5
Проектирование 2 -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 12 21

1.1

Семья и ее функции

Место семейной психологии в системе психологического знания. Развитие науки о семье. Актуальность изучения психологии семейных отношений в настоящее время. Проблемы современной российской семьи. Основные подходы к изучению семьи (эволюционный, этологический, социологический, психоаналитический, системный и др.). История развития психологии семейных отношений. Специфика развития психологических исследований семьи в России. Современные направления исследования брачно-семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений как научной дисциплины.

Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социально - историческая категория. Определение природы семьи мыслителями прошлого. Брак как форма общественного регулирования отношений между полами.

Социально-психологические характеристики семьи как малой группы. Отличия семьи от других малых групп (закрытость, полифункциональность, длительность, тотальность, эмоциональность, устойчивость и др.). Специфика групповых феноменов в семье – сплоченность, совместимость, лидерство, нормы, власть и подчинение.

Многообразие семейных функций, их классификации. Традиционные

и современные функции семьи. Иерархия и взаимозависимость функций семьи. Возможные нарушения реализации семейных функций.

Занятия лекционного типа 2 0,5
Занятия семинарского типа 2 1
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 4 7

1.2

Жизненный цикл развития семьи

Характеристика стадий семейной жизни (В.А.Сысенко). Стадии жизненного цикла семьи, описанные в зарубежной психологии (Ланге, Хейли и др.): период ухаживания, фаза образования семьи, семья с маленькими детьми, фаза зрелого брака (период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом), период ухода из семьи взрослых детей, семья в период старения супругов. Специфика задач, решаемых на каждой стадии.

Переходный период между стадиями: необходимость реорганизация структуры семьи и изменения, основных правил ее функционирования. Случаи обращения семьи за помощью как отражение трудностей переходного периода.

Жизненный цикл семьи: шесть стадий развития семьи и последовательное изменение семейных ролей.

Этапы периодов развития семейной системы: этап кризиса; этап адаптации к происшедшим изменениям; этап стабильного функционирования семьи в новом качестве.

Социокультурные влияния на жизненный цикл семьи. Два закона развития семейной системы – стремление к гомеостазу и стремление к преобразованиям.

Семейная история. Механизмы передачи паттернов поведения и взаимоотношений в следующие поколения. Семейный сценарий.

Занятия лекционного типа 2 0,5
Занятия семинарского типа 2 1
Проектирование 1 -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 4 7

1.3

Формирование супружеской пары

Готовность к браку. Развитие высших чувств. Приятельские, товарищеские отношения, симпатия, дружба, любовь, как виды межличностных отношений привязанности. Психологическая характеристика любви. Виды и фазы любви. Исторические аспекты любви. Роль воспитания в становлении чувств. Добрачные половые отношения. Культура воздержания. Традиционные культурные ценности и устойчивость семьи. Физиологическая, социальная, психологическая и духовная зрелость. Мотивация брака. Нравственные нормы брака в христианской культуре.

Выбор спутника жизни и мотивы вступления в брак.

Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая модель, модели «фильтров» А.Керкгоффа и К.Дэвиса, «круговая теория любви» А.Рейса, «максимальной выгоды» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса и «дополняющих потребностей» Р.Уинча. Модель М.А.Абалкиной. Соционическая модель потребности в дуализации.

Этапы (фильтры) при выборе супруга: первое впечатление, оценка привлекательности другого; возникновение аттракции; познание человека, различных сторон его личности; принятие решения о создании семьи.

Основные компоненты психологической готовности к браку: способность любить, ответственность друг за друга и за будущую семью, высокая коммуникативная культура, знание специфики семейной жизни и готовность к осознанному самоограничению.

Занятия лекционного типа 2 0,5
Занятия семинарского типа 2 1
Проектирование 1 -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 4 7

2.

Психология супружеских отношений

 

Занятия лекционного типа 10 1,5
Занятия семинарского типа 10 2,5
Проектирование - -
Групповые консультации 2 -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 10 21

2.1

Культура отношений в семье

Типы супружеских отношений и их детерминанты. Факторы семейного благополучия. Понятие супружеской совместимости. Психологический климат.

Кризисные периоды семьи. Добрачный кризис: кризис соединения. Проблемы объединения в пару. Первый кризисный период: адаптация молодоженов к условиям совместной жизни. Основные проблемы: возможное разочарование в партнере из-за быстрого спадания предбрачных “масок”; неспособность к самоограничению в плане привычных потребностей, уровня и уклада жизни; трудности в установлении отношений Друг с другом, с новыми друзьями и родственниками; возможные сексуальные проблемы, связанные с гетерохронностью психосексуального развития мужчины и женщины.

Второй кризисный период: рождение первого ребенка. Типовые проблемы: необходимость перехода от недостаточно освоенных супружеских ролей к родительским; диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за младенцем; различия в динамике родительских чувств супругов и в их состояниях: депрессия, монотония, тревога матери и страх отвержения и потери статуса у отца; нарушения сексуального общения супругов. В случае «стимулированного» брака – наложение проблем первого кризисного периода.

Третий кризисный период: ситуация ухода из родительской семьи последнего ребенка, обнажающая диадические факторы семейного неблагополучия; возрастные трудности в сексуальных отношениях супругов; возможности проявления «кризиса личности» одного из супругов.

Стадии развода (по Э. Фишер): эмоциональный развод, физический развод, пробный разрыв, юридический развод. Стадии развода по модели А.Маслоу.

Социально-психологическая помощь семье на различных стадиях дезорганизации отношений и в постразводной ситуации. Необходимость смягчения последствий развода для всех членов семьи.

Занятия лекционного типа 2 0,5
Занятия семинарского типа 2 1
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 3 7

2.2

Психология интимных отношений

Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. Семейные сценарии, жизненные драмы и супружеские игры.

Интимные отношения и их психологический смысл, эротичность, сексуальность, половой дипсихизм. Любовь, как нравственная основа брака. Динамика сексуальных отношений в браке, их особенности в разные возрастные периоды.

Взаимосвязь психологической и сексуальной адаптации. Особенности сексуального поведения мужчин и женщин.

Супружеские конфликты на сексуальной почве. Взаимосвязь общесемейных и сексуальных компонентов супружеских отношений. Основные факторы (немедицинской природы), способствующие возникновению в браке сексуальных неврозов и дисгармонии: низкий уровень сексологической культуры одного или обоих партнеров (антинаучные представления о так называемой «сексуальной совместимости», незнание половозрастных и индивидуально-типологических особенностей психосексуальной сферы мужчины и женщины), эгоцентризм и бестактность в интимных отношениях, неблагоприятный психологический фон взаимоотношений супругов.

Измены и их преимущественно комплементарный характер. Мотивация репродуктивного поведения. Психологические аспекты бесплодия.

Занятия лекционного типа 4 0,5
Занятия семинарского типа 4 0,5
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 3 7

2.3

Профилактика супружеских отношений

Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса), механизмы фиксации в форме устойчивых личностных свойств и поведенческих факторов риска.

Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа: профессионально-личностные акцентуации, тип А поведения; синдром выгорания, синдром посттравматического стресса. Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса.

Нарушение здоровья и состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования.

Занятия лекционного типа 4 0,5
Занятия семинарского типа 4 1
Проектирование - -
Групповые консультации 2 -
Индивидуальная работа с обучающимся - -
Самостоятельная работа обучающегося 4 7

3.

Особенности детско-родительских отношений

 

Занятия лекционного типа 2 1
Занятия семинарского типа 2 0,5
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся 2 2
Самостоятельная работа обучающегося 8 12

3.1

Основные характеристики детско-родительских отношений

 

Особенности детско-родительских отношений. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели семейного воспитания, «народная психология развития»).

Культурные детерминанты родительского отношения. Супружеские отношения как фактор родительского поведения. Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку.

Специфика семейного влияния и воспитания. Родительские установки и стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, гиперопека, гипоопека, попустительский и т.д. Родительское отношение.

Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.

Занятия лекционного типа 1 0,5
Занятия семинарского типа 1 -
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся 1 1
Самостоятельная работа обучающегося 4 7

3.2

Взаимоотношения поколений в семье

Этапы первичной социализации личности. Репродуктивные установки и ожидания. Готовность к принятию отцовской и материнской роли. Мотивы рождения ребенка. Проблема бездетности.

Установки на воспитание детей. Последствия ранней материнской депривации. Роль отца в воспитании ребенка. Гармоничные супружеские отношения как условие психического здоровья ребенка.

Особенности биологического и психологического созревания ребенка в дошкольном возрасте. Первичные сексуально значимые реакции. Формирование личности, чувство пола. Тактика родителей в половом воспитании дошкольника.

Особенности физиологического и психического развития младшего школьника. Этапы полового просвещения.

Перестройка организма в подростковом возрасте. Половая принадлежность как одна из ведущих характеристик формирования личности в подростковом возрасте. Половое самосознание. Позиции отца и матери в отношении полового воспитания.

Пожилой человек и семья. Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. Связь старшего и младшего поколений в обществе и семье как механизм психологического исследования. Личные отношения прародителей и их детей и внуков.

 

Занятия лекционного типа 1 0,5
Занятия семинарского типа 1 0,5
Проектирование - -
Групповые консультации - -
Индивидуальная работа с обучающимся 1 1
Самостоятельная работа обучающегося 4 7

Перечень обеспечения СРС

При выполнении самостоятельной работы обучающемуся предоставляется следующее учебно-методическое обеспечение:

- информационные ресурсы, перечисленные в разделе 4 Информационные ресурсы данной программы;

- материалы, размещенные в разделах Диск, Задачи, Обсуждение, Сообщение, Wiki ПГ Психология семьи Кампуса ВЭГУ 24;

- электронные курсы, размещенные в вертикальном меню Кампуса ВЭГУ;

- материалы лекционных и практических занятий по дисциплинебакалавриата 37.03.01 Психология (направленности) «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Психология труда и организационная психология», Психология семьи, расположенные по адресу:

 

http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php

http://cp.insto.ru/extranet/ebs/iprboors.php

http://cp.insto.ru/extranet/ebs/znanium.php

http://cp.insto.ru/extranet/ebs/ibooks.php

http://www.biblio-online.ru

 

Фонд оценочных средств

Этапы формирования компетенций

Компетенция

Этапы формирования










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...