Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. Формы бухгалтерского учета.




Под формой бухгалтерского учета подразумевается система взаимосвязанных между собой учетных регистров, установленной формы и содержания.

Это процедура трансформации данных первичных документов в бухгалтерскую отчетность.

 

С практической точки зрения форма задает технологический процесс, связанный с обработкой данных, зафиксированных в первичных документах.

 

Первичные документы


 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

  Тема 10. Инвентаризация имущества и обязательств

               организации.

 

      Слово «Инвентаризация» заимствовано из немецкого языка и представляет собой производное от «инвентаря».

     Инвентаризация – это способ проверки в натуре наличия имеющихся у организации хозяйственных средств и обязательств.

 

     Инвентаризация проводится с целью контроля за сохран- ностью ТМЦ в организации. Кроме того, проведение инвента- ризации обусловлено еще и тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются явления, которые не охватываются первичными документами в момент их совершения. 

Например, естественная убыль ТМЦ при их перевозке и хране-    

нии, хищение, порча и др.

 

            Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией самостоятельно

кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

 

           Согласно статьи 12 Федерального Закона № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете», проведение инвентариза- ции обязательно в следующих случаях:

 

1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также

при преобразовании государственного или муниципального   

унитарного предприятия в одну из форм собственности;

2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

3. при смене материально- ответственных лиц ( на день приемки- 

передачи дел;

4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи 

имущества;

5. в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай-

ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6, при реорганизации или ликвидации организации;

7. в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

 

  Инвентаризация может быть полной либо частичной, в зависимости от того все, или не все объекты она охватывает.

 

 Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя организации.

      Инвентаризация проводится при обязательном присутствии материально - ответственных лиц.

     До начала проведения инвентаризации, комиссия берет у материально- ответственного лица расписку в том, что все ценнос- ти им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию.

 

     Все данные по инвентаризации комиссия заносит в «Ин- вентаризационную опись», составленную в 2-х экземплярах.

 

     Выявленные  при инвентаризации расхождения между   факти-

ческим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отра-

хаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

 

1. Имущество оказавшееся в излишке приходуется, по рыночной

стоимости на дату проведения инвентаризации, с последующим

установлением причин его возникновения:

          

                    Д сч. 08, 10, 41… К сч.91.1

 

2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной

убыли относятся на издержки производства или обращения:

 

         а) Д сч. 94              К сч.01.08.10.41…

         б) Д сч. 20, 44        К сч.94

            

3. А сверх норм - на счет виновных лиц:

  

         а) Д сч.94                К сч.01,08,10,41 …

         б) Д сч.73.2             К сч.94 

 

4, Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыска-

нии убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи

относятся на финансовые результаты деятельности организации:

 

         а) Д сч.94                К сч.01,08,10,41 …

         б) Д сч. 91.2            К сч.94 

  

 

 

Пример 1.

 

       Нормы естественной убыли массы грузов

       металлургической промышленности при

       перевозках ж/д транспортом.

 

 

    Норма естествен- ной убыли в % от массы груза
1. Агломерат железной руды при перевозках  для окатышей агломерата в: - вагонах (типа холпер) - полувагонах.   2. Кварциты байкальские, криворожские и КМА (железнорудное сырье), перевозимые нава- лом: - до 500 км - от 500 до 1000 км - свыше 1000 км   3. Руда медная, перевозимая навалом без покрытия защитной пленкой: - до 1000 км - от 1001 до 2000 км              0.20     0.30         0.40     0.50     0.60       0.50     0.70

 

    Тема 11. Отчетность организации.

 

 

Нормативно правовая база: 1. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность

                                                                       организации».

 

           Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

 

          Отчетный период – это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

         Отчетная дата – это дата, по состоянию на которую ор-

ганизация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

 

         Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности входят:

 

1. бухгалтерский баланс (форма № 1);

2. отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3. приложений к ним:

 - отчет об изменениях капитала ( форма № 3);

 - отчет о движении денежных средств (форма № 4);

 - приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);.

 - отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);

4 пояснительная записка;

5. аудиторское заключение.

 

  Бухгалтерская отчетность организации должна включать пока-

затели деятельности всех филиалов, представительств и иных под- разделений (включая выделенные на отдельный баланс).

      Субъекты малого предпринимательства не обязаны проводить

независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского

учета и отчетности, и в соответствии с законодательством РФ, могут

Предоставлять отчетность в объеме бухгалтерского баланса и отчета

о прибылях и убытках.

         

      Требования предъявляемые к отчетности.

 

1. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском

языке.

2. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте РФ.

     3. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и

главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

4.  Статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и др. отдельных форм отчетности, которые подлежат раскрытию, и по которым отсутствуют числовые значения – прочеркиваются.

5. Если какой либо показатель отчетности имеет отрицательное

     значение, то его нужно указать в круглых скобках.

6. Не допускается производить зачет между статьями активов и

     пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда  

     такой зачет предусмотрен соответствующими положениями.

7. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в

нетто – оценке, т.е., за вычетом регулирующих величин.

8. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности 

устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

9. При отступлении от правил оценки статей, существенные отступ- 

дения должны быть раскрыты в «пояснениях к отчетности», с

указанием причин, вызвавших эти отступления.

10. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемые за отчетный

     год должны подтверждаться результатами инвентаризации 

активов и обязательств.

11. Не существенные показатели деятельности организации могут

   в отчетности не показываться.

  ( Существенным является показатель, отсутствие которого может

 повлиять на принятие того или иного экономического решения      организации. Существенность показателя определяется самой               организацией. Например, в размере 5% от общей суммы по

  какому либо разделу баланса. Критерий существенности должен                       

  быть отражен в приказе об учетной политике организации.

 

 

   В пояснительной записке должна быть информация обо всех изменениях бухгалтерской учетной политики за прошедший год.

  Например, организация решила применять с 1 января 2007 года другой способ оценки списываемых МПЗ ( вместо способа ЛИФО способ ФИФО). У инспекторов могут возникнуть вопросы по поводу того, почему показатели за прошлый период в бухгалтерской отчетности за 2007 год не совпадают с данными отчетности за 2006 год. Чтобы избежать подобных вопросов, этот момент необходимо объяснить в пояснительной записке.

 

             Тема 12. Бухгалтерский баланс.

 

 

1. Понятие бухгалтерского баланса.

 

    Бухгалтерский баланс предназначен для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на начало и конец   отчетного  периода   (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случае ликвидации, реорганизации, банкротстве, по требованию.

   Слово «баланс» происходит от двух латинских слов: Bis – два и Lans- чаши. В этимологическом смысле это означает – двучашные весы.

    Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния организации, на котором нашли отражение два равновеликих изображения:

- чем располагает организация ( имущество ),

- за счет каких источников появилось данное имущество (собственный

и заемный капитал).

   В западной учетной теории бухгалтерский баланс именуется как «Отчет о финансовом положении» хозяйственной единицы на определенный момент времени.

  Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей.

Та часть баланса, где отражается состав и  размещение хозяйствен-

ных средств, называется – Активом, другая часть – правая, в которой

приводятся источники образования хозяйственных средств, называет-

ся - Пассивом.

    Характерная особенность баланса- постоянное равенство актива и пассива. Это объясняется тем, что баланс отражает одну и ту же сумму средств организации, но в двух разрезах или группировках: по их составу и по источникам их образования.   

   Кроме того, равенство общих итогов обусловлено применением приема двойной записи.

   Бухгалтерский баланс составляется только в денежном выражении.

   Итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса.

Актив и пассив баланса складываются из отдельных статей, каждая

Из которых показывает сумму конкретного вида хозяйственных сред-

ств и конкретного источника их образования.

В целях удобства чтения баланса и его наглядности, однородные по экономическому содержанию статьи объединяются в группы, а группы в разделы. 

  Так, в активе баланса имеются два раздела:

1 раздел - Внеоборотные активы;

2 раздел - Оборотные активы.

 

В пассиве баланса имеются три раздела:

3 раздел - Капитал и резервы;

4 раздел - Долгосрочные обязательства;

5 раздел - Краткосрочные обязательства.

 

 Статьи Актива и Пассива баланса располагаются по определенной системе, в

основе которой лежит степень ликвидности, или степень подвижности имущества организации. Ликвидность - это быстрота превращения имущест-

ва организации в денежную форму.

По степени ликвидности имущество располагается следующим образом:

1. Труднореализуемые активы ( 1 раздел баланса);

 

2. Медленно реализуемые активы ( 2 раздел баланса); ( Запасы );

3. Быстрореализуемые активы  ( ---------«----------- ):  (товары отгруженные, краткосрочная дебиторская задолженность,   прочие оборотные активы );

4. Наиболее ликвидные активы (2 раздел) ( денежные средства).

  Статьи Пассива группируются по двум признакам: по степени срочности возврата обязательств и по юридической принадлежности.

  По первому признаку статьи Пассива подразделяются на :

А) средства длительного пользования ;

Б) средства краткосрочного пользования.

По второму признаку статьи подразделяются на:

А) обязательства перед собственниками организации;

Б) обязательства перед третьими лицами (кредиторами, фискальными орга-

нами и т.д.).

  Таким образом, если Актив баланса показывает предметный состав имущества организации, то Пассив показывает, во-первых,  какая величина капитала вложена в хозяйственную деятельность, и во- вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущества организации.

 

В основе баланса лежит:  равенство Актив = Пассив.

Или : Активы = Собственный капитал + Обязательства 

     В таком виде балансовое равенство объединяет три составляющих

баланса, и из него вытекает определение капитала.

Исходя из определения доходов и расходов основное балансовое равенство может быть представлено так:

Активы = Обязательства + Капитал + Доходы – Расходы.

  Балансовое равенство дает возможность в общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия и их отражение в финансовой отчетности.

 

2. Классификация балансов.

 

В зависимости от возникающих у организации хозяйственных ситуаций выделяют балансы по следующим признакам:

1. по срокам составления;

2. по объему информации.                

 

1. По срокам составления.

Это: 1) вступительный баланс;

     2) текущий (промежуточный) баланс;

     3) санируемый;

        4) ликвидационный;

     5) разделительный (объединительный) баланс.

 

   Вступительный баланс составляется после регистрации предприятия, либо после внесения вкладов в ее уставный капитал.

   Текущий баланс составляется на заданные промежутки времени – день, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев.

  Начальные и заключительные балансы составляются соответственно на начало и конец отчетного года.

  Особенность заключительного баланса состоит в том, что он должен подтверждаться данными полной инвентаризации - ОС, МПЗ, денежных средств и обязательств организации.

  Санируемый баланс составляется только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо определиться: 1) принять решение о ликвидации, или 2) убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

 Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые до составления заключительного баланса должны

выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, вели-

чине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем

и сроках реализации мероприятий направленных на оздоровление

финансового состояния предприятия.

   Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия. Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких.

 

2. По объему информации. Это:

1) самостоятельный;

2) отдельный;

3) Сводный ( консолидированный).

 

   Самостоятельным балансом обладает организация, являющаяся по своему статусу юридическим лицом.

   Отдельный баланс может иметь любой хозяйствующий субъект, если он функционирует внутри юридического лица.

    Например:    филиал, самостоятельное производство, представительство.

   Сводный баланс (консолидированный) предоставляют самостоятельные юридические лица.

   Например: сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства по ведомственным предприятиям. Во-вторых, холдинги, концерны , а также материнская и дочерние компании.

Такие   балансы формируют информацию о группе предприятий, как  о

едином целом.

 

 

                              

 

            

 

 

        Тема. Расчеты с персоналом по оплате труда.

 

 

   Нормативные документы.

 

1. Трудовой кодекс РФ.

2. Семейный кодекс РФ.

3. Документы договорного и локального регулирования оплаты труда.

 

    Раздел 1. Общие положения по оплате труда.

    Учет расчетов с персоналом по оплате труда является одним из самых трудоемких. Здесь бухгалтер сталкивается не только с документами, но и с людьми, и ошибки в расчете зарплаты, отпускных или больничных особенно неприятны и досадны.

 

    Основу трудового законодательства составляет Трудовой кодекс, который определяет основные принципы правового регулирования трудовых отношений.

   Договорное регулирование оплаты труда осуществляется в двух формах – коллективно-договорной и индивидуально-договорной.

 

    Коллективно-договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений.

   Согласно статьи 41 ТК РФ в содержание коллективного договора могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций и т.д.

   Как правило, коллективными договорами и соглашениями устанавливаются дополнительные льготы и компенсации работникам.

        

   Индивидуально-договорное регулирование осуществляется на уровне работник – работодатель. Именно в трудовом договоре определяется цена труда каждого конкретного работника.

   В соответствии со статьей 57 ТК РФ оплата труда является существенным условием трудового договора.

      

 

      

 

 

     

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...