Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Формы бухгалтерского учета.
Под формой бухгалтерского учета подразумевается система взаимосвязанных между собой учетных регистров, установленной формы и содержания. Это процедура трансформации данных первичных документов в бухгалтерскую отчетность.
С практической точки зрения форма задает технологический процесс, связанный с обработкой данных, зафиксированных в первичных документах.
Тема 10. Инвентаризация имущества и обязательств организации.
Слово «Инвентаризация» заимствовано из немецкого языка и представляет собой производное от «инвентаря». Инвентаризация – это способ проверки в натуре наличия имеющихся у организации хозяйственных средств и обязательств.
Инвентаризация проводится с целью контроля за сохран- ностью ТМЦ в организации. Кроме того, проведение инвента- ризации обусловлено еще и тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются явления, которые не охватываются первичными документами в момент их совершения. Например, естественная убыль ТМЦ при их перевозке и хране- нии, хищение, порча и др.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией самостоятельно кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Согласно статьи 12 Федерального Закона № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете», проведение инвентариза- ции обязательно в следующих случаях:
1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в одну из форм собственности; 2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; 3. при смене материально- ответственных лиц ( на день приемки- передачи дел; 4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 5. в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай- ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 6, при реорганизации или ликвидации организации; 7. в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Инвентаризация может быть полной либо частичной, в зависимости от того все, или не все объекты она охватывает.
Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Инвентаризация проводится при обязательном присутствии материально - ответственных лиц. До начала проведения инвентаризации, комиссия берет у материально- ответственного лица расписку в том, что все ценнос- ти им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию.
Все данные по инвентаризации комиссия заносит в «Ин- вентаризационную опись», составленную в 2-х экземплярах.
Выявленные при инвентаризации расхождения между факти- ческим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отра- хаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1. Имущество оказавшееся в излишке приходуется, по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, с последующим установлением причин его возникновения:
Д сч. 08, 10, 41… К сч.91.1
2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения:
а) Д сч. 94 К сч.01.08.10.41… б) Д сч. 20, 44 К сч.94
3. А сверх норм - на счет виновных лиц:
а) Д сч.94 К сч.01,08,10,41 … б) Д сч.73.2 К сч.94
4, Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыска- нии убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи относятся на финансовые результаты деятельности организации:
а) Д сч.94 К сч.01,08,10,41 … б) Д сч. 91.2 К сч.94
Пример 1.
Нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках ж/д транспортом.
Тема 11. Отчетность организации.
Нормативно правовая база: 1. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Отчетный период – это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетная дата – это дата, по состоянию на которую ор- ганизация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности входят:
1. бухгалтерский баланс (форма № 1); 2. отчет о прибылях и убытках (форма № 2); 3. приложений к ним: - отчет об изменениях капитала ( форма № 3); - отчет о движении денежных средств (форма № 4); - приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);. - отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6); 4 пояснительная записка; 5. аудиторское заключение.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать пока- затели деятельности всех филиалов, представительств и иных под- разделений (включая выделенные на отдельный баланс). Субъекты малого предпринимательства не обязаны проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского учета и отчетности, и в соответствии с законодательством РФ, могут Предоставлять отчетность в объеме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Требования предъявляемые к отчетности.
1. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке. 2. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте РФ. 3. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. 4. Статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и др. отдельных форм отчетности, которые подлежат раскрытию, и по которым отсутствуют числовые значения – прочеркиваются. 5. Если какой либо показатель отчетности имеет отрицательное значение, то его нужно указать в круглых скобках. 6. Не допускается производить зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями. 7. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто – оценке, т.е., за вычетом регулирующих величин. 8. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. 9. При отступлении от правил оценки статей, существенные отступ- дения должны быть раскрыты в «пояснениях к отчетности», с указанием причин, вызвавших эти отступления. 10. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемые за отчетный год должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. 11. Не существенные показатели деятельности организации могут в отчетности не показываться. ( Существенным является показатель, отсутствие которого может повлиять на принятие того или иного экономического решения организации. Существенность показателя определяется самой организацией. Например, в размере 5% от общей суммы по какому либо разделу баланса. Критерий существенности должен быть отражен в приказе об учетной политике организации.
В пояснительной записке должна быть информация обо всех изменениях бухгалтерской учетной политики за прошедший год. Например, организация решила применять с 1 января 2007 года другой способ оценки списываемых МПЗ ( вместо способа ЛИФО способ ФИФО). У инспекторов могут возникнуть вопросы по поводу того, почему показатели за прошлый период в бухгалтерской отчетности за 2007 год не совпадают с данными отчетности за 2006 год. Чтобы избежать подобных вопросов, этот момент необходимо объяснить в пояснительной записке.
Тема 12. Бухгалтерский баланс.
1. Понятие бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс предназначен для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случае ликвидации, реорганизации, банкротстве, по требованию. Слово «баланс» происходит от двух латинских слов: Bis – два и Lans- чаши. В этимологическом смысле это означает – двучашные весы. Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния организации, на котором нашли отражение два равновеликих изображения: - чем располагает организация ( имущество ), - за счет каких источников появилось данное имущество (собственный и заемный капитал). В западной учетной теории бухгалтерский баланс именуется как «Отчет о финансовом положении» хозяйственной единицы на определенный момент времени. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. Та часть баланса, где отражается состав и размещение хозяйствен- ных средств, называется – Активом, другая часть – правая, в которой приводятся источники образования хозяйственных средств, называет- ся - Пассивом. Характерная особенность баланса- постоянное равенство актива и пассива. Это объясняется тем, что баланс отражает одну и ту же сумму средств организации, но в двух разрезах или группировках: по их составу и по источникам их образования. Кроме того, равенство общих итогов обусловлено применением приема двойной записи. Бухгалтерский баланс составляется только в денежном выражении. Итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса. Актив и пассив баланса складываются из отдельных статей, каждая Из которых показывает сумму конкретного вида хозяйственных сред- ств и конкретного источника их образования. В целях удобства чтения баланса и его наглядности, однородные по экономическому содержанию статьи объединяются в группы, а группы в разделы. Так, в активе баланса имеются два раздела: 1 раздел - Внеоборотные активы; 2 раздел - Оборотные активы.
В пассиве баланса имеются три раздела: 3 раздел - Капитал и резервы; 4 раздел - Долгосрочные обязательства; 5 раздел - Краткосрочные обязательства.
Статьи Актива и Пассива баланса располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень ликвидности, или степень подвижности имущества организации. Ликвидность - это быстрота превращения имущест- ва организации в денежную форму. По степени ликвидности имущество располагается следующим образом: 1. Труднореализуемые активы ( 1 раздел баланса);
2. Медленно реализуемые активы ( 2 раздел баланса); ( Запасы ); 3. Быстрореализуемые активы ( ---------«----------- ): (товары отгруженные, краткосрочная дебиторская задолженность, прочие оборотные активы ); 4. Наиболее ликвидные активы (2 раздел) ( денежные средства). Статьи Пассива группируются по двум признакам: по степени срочности возврата обязательств и по юридической принадлежности. По первому признаку статьи Пассива подразделяются на : А) средства длительного пользования ; Б) средства краткосрочного пользования. По второму признаку статьи подразделяются на: А) обязательства перед собственниками организации; Б) обязательства перед третьими лицами (кредиторами, фискальными орга- нами и т.д.). Таким образом, если Актив баланса показывает предметный состав имущества организации, то Пассив показывает, во-первых, какая величина капитала вложена в хозяйственную деятельность, и во- вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущества организации.
В основе баланса лежит: равенство Актив = Пассив. Или : Активы = Собственный капитал + Обязательства В таком виде балансовое равенство объединяет три составляющих баланса, и из него вытекает определение капитала. Исходя из определения доходов и расходов основное балансовое равенство может быть представлено так: Активы = Обязательства + Капитал + Доходы – Расходы. Балансовое равенство дает возможность в общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия и их отражение в финансовой отчетности.
2. Классификация балансов.
В зависимости от возникающих у организации хозяйственных ситуаций выделяют балансы по следующим признакам: 1. по срокам составления; 2. по объему информации.
1. По срокам составления. Это: 1) вступительный баланс; 2) текущий (промежуточный) баланс; 3) санируемый; 4) ликвидационный; 5) разделительный (объединительный) баланс.
Вступительный баланс составляется после регистрации предприятия, либо после внесения вкладов в ее уставный капитал. Текущий баланс составляется на заданные промежутки времени – день, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев. Начальные и заключительные балансы составляются соответственно на начало и конец отчетного года. Особенность заключительного баланса состоит в том, что он должен подтверждаться данными полной инвентаризации - ОС, МПЗ, денежных средств и обязательств организации. Санируемый баланс составляется только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо определиться: 1) принять решение о ликвидации, или 2) убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые до составления заключительного баланса должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, вели- чине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем и сроках реализации мероприятий направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия. Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких.
2. По объему информации. Это: 1) самостоятельный; 2) отдельный; 3) Сводный ( консолидированный).
Самостоятельным балансом обладает организация, являющаяся по своему статусу юридическим лицом. Отдельный баланс может иметь любой хозяйствующий субъект, если он функционирует внутри юридического лица. Например: филиал, самостоятельное производство, представительство. Сводный баланс (консолидированный) предоставляют самостоятельные юридические лица. Например: сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства по ведомственным предприятиям. Во-вторых, холдинги, концерны , а также материнская и дочерние компании. Такие балансы формируют информацию о группе предприятий, как о едином целом.
Тема. Расчеты с персоналом по оплате труда.
Нормативные документы.
1. Трудовой кодекс РФ. 2. Семейный кодекс РФ. 3. Документы договорного и локального регулирования оплаты труда.
Раздел 1. Общие положения по оплате труда. Учет расчетов с персоналом по оплате труда является одним из самых трудоемких. Здесь бухгалтер сталкивается не только с документами, но и с людьми, и ошибки в расчете зарплаты, отпускных или больничных особенно неприятны и досадны.
Основу трудового законодательства составляет Трудовой кодекс, который определяет основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Договорное регулирование оплаты труда осуществляется в двух формах – коллективно-договорной и индивидуально-договорной.
Коллективно-договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений. Согласно статьи 41 ТК РФ в содержание коллективного договора могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций и т.д. Как правило, коллективными договорами и соглашениями устанавливаются дополнительные льготы и компенсации работникам.
Индивидуально-договорное регулирование осуществляется на уровне работник – работодатель. Именно в трудовом договоре определяется цена труда каждого конкретного работника. В соответствии со статьей 57 ТК РФ оплата труда является существенным условием трудового договора.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |