Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)




Раздел I. Современные вопросы поддержки семьи,

 имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи  (10 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

 ОПК-2: З.1; У.1; В.1

ПК – 7: З.2; У.2

Содержание раздела

Тема I.1 Система оказания психолого - педагогической помощи семье в регионе

Типология центров помощи семье (государственных, общественных, частных и т. д.). Специфика деятельности организаций и отдельных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь семье. Принципы выбора специалистов или организаций, оказывающих психолого - педагогической помощь семье или ее отдельным членам. Психолого - педагогической помощь семье в системе образования и социальной защиты г. Челябинска.

Тема I.2 Правовые аспекты психолого - педагогической помощи семье

Международный уровень. Федеральный уровень. Региональный уровень.

Правовые основы оказания психолого - педагогической помощи семье и ее отдельным членам. Закон РФ «Об образовании». Постановление Правительства Челябинской области от 20 марта 2008 г. №53 — П «Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Челябинской области. Образовательное и семейное право в контексте оказания психолого - педагогической помощи семье. Основные ошибки правового характера при тестировании детей и взрослых. Правовая ответственность консультанта.

Тема I.3. Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Этапы проектирования, критерии результативности оказания психолого – педагогической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Принципы составления индивидуальной карты семьи (временной, пространственный, стилевой и содержательный параметры индивидуальной карты семьи). Карта проблемного поля семьи. Использование информационных ресурсов при проектировании психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1 Тема I.1 Система оказания психолого - педагогической помощи семье в регионе Кол-во часов: 1 План:
  1. Типология центров помощи семье (государственных, общественных, частных и т. д.).
  2. Специфика деятельности организаций и отдельных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь семье.
  3. Принципы выбора специалистов или организаций, оказывающих психологическую помощь семье или ее отдельным членам.
  4.  Профессиональные компетенции специалистов, осуществляющих сопровождение семьи, воспитывающих детей с ОВЗ
Литература: [1, 2, 3, 4,  22, 23, 24]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Специфика деятельности организаций оказывающих психолого-педагогическую помощь семье».
Лекция 2 Тема I.2 Правовые аспекты психолого - педагогической помощи семье Кол-во часов: 1 План: 1. Правовые основы оказания психолого – педагогической помощи семье и ее отдельным членам. 2. Основные ошибки правового характера при тестировании детей и взрослых. 3. Правовая ответственность специалиста.   Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 22, 23, 24]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Правовые аспекты психолого - педагогической помощи семье»
  Практическое занятие 1 Тема I.3 Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Кол-во часов: 2 Форма проведения:психолого – педагогический  практикум «Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». План: 1. Принципы составления индивидуальной карты семьи (временной, пространственный, стилевой и содержательный параметры индивидуальной карты семьи). 2. Карта проблемного поля семьи. 3. Мониторинг эффективности реализации коррекционных мероприятий. Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 22, 23, 24]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами:  · «Этапы проектирования психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». · «Критерии результативности оказания психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ».   2. Составление карты проблемного поля какой-либо знакомой семьи, либо семьи, описанной в художественной литературе. Оформление в виде таблицы.Образец заполненияКарта проблемного поля семьиХарактеристика семьи: молодая семья, полная, нуклеарная, с ребенком 3 лет, не посещающим детский сад. Мама не работает. Коммуникативные связи семьи ограничены.
Тип проблемы Субъекты Содержание проблемы Возможные причины Возможные пути решения (методы)
1 Агрессивность ребенка Ребенок (3 года) Постоянно дерется грубит, кидается предметами Недостаток общения с родителями, попытки обратить на себя внимание Беседа с родителями, обучение их навыкам игровой деятельности с ребенком данного возраста
Неумение формулировать свои требования Сказкотерапия с использованием сказок «Название сказки1», «Название сказки 2» о приемах эффективной коммуникации.Занятия с ребенком.

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Система оказания психолого -   педагогической помощи семье в регионе 1. Составить аннотированный список организаций г. Челябинска, оказывающих психолого-педагогическую и (или) социальную и (или) юридическую помощь семье (на выбор). Результаты отразить в таблице (см. образец). Комплексная  помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Челябинске
№   п/п Название организации Адрес, телефон,е-mail Статус Вид деятельности, формы работы Целевые группы Дополнительная информация.
             

Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 22, 23, 24]

Баллов

Тема I.2 Правовые аспекты психологической помощи семье.

Тема I.3 Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовка к контрольной работе

 

2. Контрольная работа по разделу

Баллов

1. Составление методических материалов для родителей на тему «Современные вопросы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи » - 5. 2. Составление методических материалов для педагогов на тему «Современные вопросы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи» - 5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме « Современные вопросы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи» - 3. 4. Анализ профессионального стандарта специалистов, осуществляющих сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ТНР – 5. 5. Представление терминологического словаря по теме – 5.

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-2: З.1 Знатьсодержание фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области в контексте психолого – педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи ОПК-2: У.1 Уметьанализировать основные психолого – педагогические аспекты сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи ОПК-2: ЗВ.1 Владетьнавыками анализа основных психолого – педагогических аспектов сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи - Участие в психолого – педагогическом практикуме  «Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: «Этапы проектирования психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами:  «Критерии результативности оказания психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Контрольная работа
ПК – 7: З.2 Знатьсовременные подходы в системе поддержки и консультирования детей с ТНР, их т родителей (законных представителей) по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого – педагогических программ, оптимизации социально – средовых условий ПК – 7: У.2 Уметьконсультировать детей с ТНР, их родителей (законных представителей) по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого – педагогических программ, оптимизации социально – средовых условий   - Участие в психолого – педагогическом практикуме «Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами:  «Критерии результативности оказания психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: «Этапы проектирования психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Составление карты проблемного поля какой-либо знакомой семьи, либо семьи, описанной в художественной литературе. Оформление в виде таблицы.- Контрольная работа

 

Раздел II. Методы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

 (26 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ОПК-2: З.1.; В.1

ПК-7: З.2; У.2; В.2

Содержание раздела

Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Техники психоаналитического (психодинамического), аналитико-системного, стратегического и эклектического подходов. Основные техники семейной коммуникативной психотерапии. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьей (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста). Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.

 

Тема II.2 Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Методы помощи семье при стрессе. Современное понимание посттравматического стрессового расстройства, его критерии и факторы риска возникновения. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний. Стадии работы с семьей в ситуации стресса. Дебрифинг как метод психологической работы с семьей, пережившей стрессовое событие. Профиль самооценки посттравматического стресса. Действия, помогающие защитному совладанию в стрессовой ситуации. Поведенческие изменения у детей в стрессовых ситуациях и методы психологической помощи. Профилактика дезадаптаций.Тренинги психологической помощи. Классификация тренингов. Фазы групповой динамики (совокупности групповых действий и интеракций; развитие отношений между участниками группы). Особенности применения различных тренингов в психологической работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Семейный клуб как балинтовская группа. Проблема оценки эффективности психологической работы с семьей в режиме тренинга.Специальные методы психологической помощи: арттерапия, музыкотерапия,  сказкотерапия. Основные понятия, цели и задачи арттерапии. Символ и образ в арттерапии. Возможности арттерапии в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Основные принципы арттерапевтического взаимодействия. Организация арттерапевтической работы с семьей. Базовые техники арттерапии: рисование, лепка, коллаж. Арттерапия в работе с детьми и подростками. Применение арттерапии в работе с супругами. Арттерапевтическая помощь семье в кризисных ситуациях.Психологические механизмы воздействия музыки на человека. Особенности использования музыки в работе с членами семьи разного возраста. Применение методов пассивной музыкотерапии в процессе оказания психологической помощи семье. Использование методов активной музыкотерапии в семейном общении. Игровые методы музыкотерапии. Семейное музицирование как игра и форма жизнедеятельности субъектов семьи. Двигательные упражнения и танцы. Пение как метод активной музыкотерапии. Технологии организации занятий с использованием приемов и методов музыкотерапии.Основные понятия сказкотерапии. Возможности применения сказкотерапии в работе с семьей. Психокоррекционные механизмы сказки и ее языка. Основные сказкотерапевтические приемы. Русские народные сказки как метод психологической помощи семье. Специфика групповой и индивидуальной работы со сказкой. Коррекция детско-родительских отношений с помощью сказкотерапии. Работа с социально-психологическими ресурсами семьи методами сказкотерапии.Технологии проведения родительского собрания. Типы родительских собраний. Способы проведения родительских собраний. Типичные ошибки при проведении родительского собрания. «Круглый стол» с родителями. Планирование родительского собрания. Анализ результатов родительского собрания.

Тема II.3 Дистанционные технологии помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Психологический потенциал интернет-коммуникаций. Специфика образовательных ресурсов. Образовательный потенциал глобальной сети. Характеристика русскоязычных сетевых ресурсов, связанных с психологией и педагогикой семьи. Критерии оценки сетевых ресурсов. Условия эффективного поиска сетевых ресурсов по проблемам педагогики и психологии семьи. Психологические особенности интернет-общения. Типология интернет-пользователей. Возможности использования Интернета в решении психологических проблем современной семьи.

Технологии информирования родителей. Основные принципы информирования родителей. Устные и письменные формы информирования. Виды информационных материалов. Подготовка методических материалов (листовок, памяток, аннотированного списка литературы) для родителей. Функции дневника школьника как одного из информационных каналов для родителей. Информирование родителей через Интернет и sms-сообщения.

Тема II.4 Современные практики психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Практика оказания психологической помощи супругам. Практикум по освоению методов работы с супружеской парой. Тренинг семейного благополучия. Особенности оказания психологической помощи супругам, условия эффективной психологической помощи. Практическое освоение техник и методик психологической помощи супружеской паре, имеющей ребенка с ОВЗ.Практика оказания психологической помощи ребенку. Отработка практических приемов оказания психологической помощи ребенку с проблемами развития познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, восприятия). Практическая отработка приемов оказания психологической помощи ребенку с проблемами личностной сферы: помощь тревожному, агрессивному ребенку, с повышенным уровнем страха, гиперактивному, замкнутому ребенку.

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 3

Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Кол-во часов: 2

План:

1. Техники психоаналитического (психодинамического), аналитико-системного, стратегического и эклектического подходов. 2. Основные техники семейной коммуникативной психотерапии. 3. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьей (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста). 4. Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. 5. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.

Литература: [1, 2, 3, 4, 22, 23, 24].

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи».

Практическое занятие 2 Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Кол-во часов: 2 Форма проведения:психолого – педагогический практикум. 1. Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. 2. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.3. Ролевая игра «Овладение техниками взаимосвязи с семьей».4. Выполнение практического задания «Подбор техник взаимосвязи с семьей (характеристика, описание, в каких случаях эффективно применение)». Требования к выполнению задания:Образец описания техник взаимосвязи с семьей
Характеристика техники взаимосвязи с семьей Описание техники взаимосвязи с семьей В каких случаях эффективно применение
     

Литература: [1, 2, 3, 4, 14, 15, 17, 18, 22, 23, 24]

Информационное сопровождение:

1. Методические материалы для специалистов на тему «Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Практическое занятие 3 Тема II.2 Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. 1. Методы помощи семье при стрессе 2. Тренинги психологической помощи 3. Специальные методы психологической помощи: арттерапия. 4. Специальные методы психологической помощи: музыкотерапия. 5. Специальные методы психологической помощи: сказкотерапия.   Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 19, 20, 21, 22, 23, 24].. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». 2. Составление картотеки музыкальных произведений для сеансов музыкотерапии. Рекомендации для выполнения заданий:При составлении картотеки музыкальных произведений желательно структурировать подобранный материал в соответствии с целевым назначением музыкальных произведений. Оформить выполнение задания в виде таблицы. Образец таблицы
п/п Целевое назначение музыкального произведения Музыкальное произведение
1 Снятие нервных нагрузок и перегрузок ­ Э. Григ «Утро»­ П. Чайковский «Баркаролла»
2 Активизация жизненного тонуса ­ Г. Сасько «Рэг-тайм»­ И. Дунаевский «Галоп»

 

Практическое занятие 4 Тема II.3 Дистанционные технологии помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. 1. Глобальная сеть Интернет и ее образовательный потенциал. 2. Сервисы Интернета: вещательные, интерактивные, поисковые.3. Условия эффективного поиска сетевых ресурсов по проблемам педагогики и психологии семьи.   Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 24]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Психологический потенциал интернет-коммуникаций». 2. Используя поисковую машину, составить тематическую подборку сайтов по одной из предложенных тем. Оценить их с помощью критериев, указанных в таблице Темы (на выбор):­ Психологические проблемы сопровождения родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.­ Проблемы оказания медико-социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.­ Проблемы семей с детьми с ОВЗ.
Адрес сайта Наименование сайта/ Целевая аудитория Краткая информация о сайте. Его функциональность
     

1.

Практическое занятие 5 Тема II.4 Современные практики психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи (супругам, ребенку) Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. 1. Методы работы с супружеской парой2. Техники преодоления трудностей межличностного взаимодействия в паре. 3. Приемы оказания психологической помощи ребенку с проблемами развития личностной и познавательной сферы: артерапевтические техники, игротерапевтические и др. 4. Основные проблемы, с которыми может столкнуться специалист при проведении техник психологической помощи ребенку. Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 16, 20, 21, 22, 23, 24].. Информационное сопровождение: 1. Составление генограммы семьи, супружеской пары на основе диагностического интервью. Рекомендации: проинтервьюировать пару по следующему плану:­ Состав семьи (Кто живет вместе с парой? Были у супругов другие браки? Есть ли от них дети?)­ Демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, сколько лет в браке, род занятий и образование членов семьи и т. д.).­ История развития отношений партнеров (Как и когда познакомились? Вступили в брак? Существовали какие-то правила и договоренности тогда?)­ Важные события в жизненном цикле семьи. Какие кризисы пережила семья? (Рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.).­ О родительских семьях каждого из супругов.­ О семейных ролях каждого супруга.­ Взаимоотношения партнеров (В чем изменились взаимоотношения в паре? Существуют ли проблемы в отношениях? Кто склонен не придавать этому особого значения, кто излишне драматизирует?­ Какие правила сейчас действуют в паре? Как партнеры представляют себе взаимоотношения в будущем?)­ Дополнительные важные сведения.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Подготовка к контрольной работе

Тема II.2 Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи

1. Составление картотеки арт - терапевтических сказок для в психолого – педагогической работы.

Рекомендации для выполнения заданий:При составлении картотеки сказок желательно структурировать подобранный материал в соответствии с целевым назначением сказок. Оформить выполнение задания в виде таблицы.

Образец таблицы

п/п Наименование сказки / Автор / Библиографическая ссылка Целевое назначение сказки в решении актуальных вопросов
1   ­
2   ­

Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 22, 23, 24]

Баллов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...