Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Баллов Тема I.2 Правовые аспекты психологической помощи семье. Тема I.3 Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Подготовка к контрольной работе
2. Контрольная работа по разделу Баллов | 1. Составление методических материалов для родителей на тему «Современные вопросы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи » - 5. 2. Составление методических материалов для педагогов на тему «Современные вопросы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи» - 5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме « Современные вопросы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи» - 3. 4. Анализ профессионального стандарта специалистов, осуществляющих сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ТНР – 5. 5. Представление терминологического словаря по теме – 5. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПК-2: З.1 Знатьсодержание фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области в контексте психолого – педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи ОПК-2: У.1 Уметьанализировать основные психолого – педагогические аспекты сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи ОПК-2: ЗВ.1 Владетьнавыками анализа основных психолого – педагогических аспектов сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи | - Участие в психолого – педагогическом практикуме «Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: «Этапы проектирования психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: «Критерии результативности оказания психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК – 7: З.2 Знатьсовременные подходы в системе поддержки и консультирования детей с ТНР, их т родителей (законных представителей) по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого – педагогических программ, оптимизации социально – средовых условий ПК – 7: У.2 Уметьконсультировать детей с ТНР, их родителей (законных представителей) по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого – педагогических программ, оптимизации социально – средовых условий | - Участие в психолого – педагогическом практикуме «Проектирование оказания психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: «Критерии результативности оказания психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: «Этапы проектирования психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ». - Составление карты проблемного поля какой-либо знакомой семьи, либо семьи, описанной в художественной литературе. Оформление в виде таблицы.- Контрольная работа |
Раздел II. Методы поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи (26 часов) | ||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-2: З.1.; В.1 ПК-7: З.2; У.2; В.2 | ||||||||||||||
Содержание раздела Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Техники психоаналитического (психодинамического), аналитико-системного, стратегического и эклектического подходов. Основные техники семейной коммуникативной психотерапии. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьей (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста). Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.
Тема II.2 Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Методы помощи семье при стрессе. Современное понимание посттравматического стрессового расстройства, его критерии и факторы риска возникновения. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний. Стадии работы с семьей в ситуации стресса. Дебрифинг как метод психологической работы с семьей, пережившей стрессовое событие. Профиль самооценки посттравматического стресса. Действия, помогающие защитному совладанию в стрессовой ситуации. Поведенческие изменения у детей в стрессовых ситуациях и методы психологической помощи. Профилактика дезадаптаций.Тренинги психологической помощи. Классификация тренингов. Фазы групповой динамики (совокупности групповых действий и интеракций; развитие отношений между участниками группы). Особенности применения различных тренингов в психологической работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Семейный клуб как балинтовская группа. Проблема оценки эффективности психологической работы с семьей в режиме тренинга.Специальные методы психологической помощи: арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Основные понятия, цели и задачи арттерапии. Символ и образ в арттерапии. Возможности арттерапии в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Основные принципы арттерапевтического взаимодействия. Организация арттерапевтической работы с семьей. Базовые техники арттерапии: рисование, лепка, коллаж. Арттерапия в работе с детьми и подростками. Применение арттерапии в работе с супругами. Арттерапевтическая помощь семье в кризисных ситуациях.Психологические механизмы воздействия музыки на человека. Особенности использования музыки в работе с членами семьи разного возраста. Применение методов пассивной музыкотерапии в процессе оказания психологической помощи семье. Использование методов активной музыкотерапии в семейном общении. Игровые методы музыкотерапии. Семейное музицирование как игра и форма жизнедеятельности субъектов семьи. Двигательные упражнения и танцы. Пение как метод активной музыкотерапии. Технологии организации занятий с использованием приемов и методов музыкотерапии.Основные понятия сказкотерапии. Возможности применения сказкотерапии в работе с семьей. Психокоррекционные механизмы сказки и ее языка. Основные сказкотерапевтические приемы. Русские народные сказки как метод психологической помощи семье. Специфика групповой и индивидуальной работы со сказкой. Коррекция детско-родительских отношений с помощью сказкотерапии. Работа с социально-психологическими ресурсами семьи методами сказкотерапии.Технологии проведения родительского собрания. Типы родительских собраний. Способы проведения родительских собраний. Типичные ошибки при проведении родительского собрания. «Круглый стол» с родителями. Планирование родительского собрания. Анализ результатов родительского собрания.Тема II.3 Дистанционные технологии помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Психологический потенциал интернет-коммуникаций. Специфика образовательных ресурсов. Образовательный потенциал глобальной сети. Характеристика русскоязычных сетевых ресурсов, связанных с психологией и педагогикой семьи. Критерии оценки сетевых ресурсов. Условия эффективного поиска сетевых ресурсов по проблемам педагогики и психологии семьи. Психологические особенности интернет-общения. Типология интернет-пользователей. Возможности использования Интернета в решении психологических проблем современной семьи. Технологии информирования родителей. Основные принципы информирования родителей. Устные и письменные формы информирования. Виды информационных материалов. Подготовка методических материалов (листовок, памяток, аннотированного списка литературы) для родителей. Функции дневника школьника как одного из информационных каналов для родителей. Информирование родителей через Интернет и sms-сообщения.Тема II.4 Современные практики психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Практика оказания психологической помощи супругам. Практикум по освоению методов работы с супружеской парой. Тренинг семейного благополучия. Особенности оказания психологической помощи супругам, условия эффективной психологической помощи. Практическое освоение техник и методик психологической помощи супружеской паре, имеющей ребенка с ОВЗ.Практика оказания психологической помощи ребенку. Отработка практических приемов оказания психологической помощи ребенку с проблемами развития познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, восприятия). Практическая отработка приемов оказания психологической помощи ребенку с проблемами личностной сферы: помощь тревожному, агрессивному ребенку, с повышенным уровнем страха, гиперактивному, замкнутому ребенку. | ||||||||||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||||||||||
Лекция 3 Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Кол-во часов: 2 План: 1. Техники психоаналитического (психодинамического), аналитико-системного, стратегического и эклектического подходов. 2. Основные техники семейной коммуникативной психотерапии. 3. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьей (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста). 4. Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. 5. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.Литература: [1, 2, 3, 4, 22, 23, 24]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи». | Практическое занятие 2
Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Кол-во часов: 2
Форма проведения:психолого – педагогический практикум.
1. Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. 2. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.3. Ролевая игра «Овладение техниками взаимосвязи с семьей».4. Выполнение практического задания «Подбор техник взаимосвязи с семьей (характеристика, описание, в каких случаях эффективно применение)». Требования к выполнению задания:Образец описания техник взаимосвязи с семьей
Литература: [1, 2, 3, 4, 14, 15, 17, 18, 22, 23, 24] Информационное сопровождение: 1. Методические материалы для специалистов на тему «Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи» | |||||||||||||
Практическое занятие 3
Тема II.2 Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Кол-во часов: 2
Форма проведения:дискуссия.
1. Методы помощи семье при стрессе 2. Тренинги психологической помощи 3. Специальные методы психологической помощи: арттерапия.
4. Специальные методы психологической помощи: музыкотерапия.
5. Специальные методы психологической помощи: сказкотерапия.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 19, 20, 21, 22, 23, 24]..
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи».
2. Составление картотеки музыкальных произведений для сеансов музыкотерапии.
Рекомендации для выполнения заданий:При составлении картотеки музыкальных произведений желательно структурировать подобранный материал в соответствии с целевым назначением музыкальных произведений. Оформить выполнение задания в виде таблицы. Образец таблицы
| ||||||||||||||
| Практическое занятие 4
Тема II.3 Дистанционные технологии помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Кол-во часов: 2
Форма проведения:дискуссия.
1. Глобальная сеть Интернет и ее образовательный потенциал. 2. Сервисы Интернета: вещательные, интерактивные, поисковые.3. Условия эффективного поиска сетевых ресурсов по проблемам педагогики и психологии семьи.
Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 24].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Психологический потенциал интернет-коммуникаций».
2. Используя поисковую машину, составить тематическую подборку сайтов по одной из предложенных тем. Оценить их с помощью критериев, указанных в таблице
Темы (на выбор): Психологические проблемы сопровождения родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Проблемы оказания медико-социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ. Проблемы семей с детьми с ОВЗ.
| |||||||||||||
1. | Практическое занятие 5 Тема II.4 Современные практики психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи (супругам, ребенку) Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. 1. Методы работы с супружеской парой2. Техники преодоления трудностей межличностного взаимодействия в паре. 3. Приемы оказания психологической помощи ребенку с проблемами развития личностной и познавательной сферы: артерапевтические техники, игротерапевтические и др. 4. Основные проблемы, с которыми может столкнуться специалист при проведении техник психологической помощи ребенку. Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 16, 20, 21, 22, 23, 24].. Информационное сопровождение: 1. Составление генограммы семьи, супружеской пары на основе диагностического интервью. Рекомендации: проинтервьюировать пару по следующему плану: Состав семьи (Кто живет вместе с парой? Были у супругов другие браки? Есть ли от них дети?) Демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, сколько лет в браке, род занятий и образование членов семьи и т. д.). История развития отношений партнеров (Как и когда познакомились? Вступили в брак? Существовали какие-то правила и договоренности тогда?) Важные события в жизненном цикле семьи. Какие кризисы пережила семья? (Рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.). О родительских семьях каждого из супругов. О семейных ролях каждого супруга. Взаимоотношения партнеров (В чем изменились взаимоотношения в паре? Существуют ли проблемы в отношениях? Кто склонен не придавать этому особого значения, кто излишне драматизирует? Какие правила сейчас действуют в паре? Как партнеры представляют себе взаимоотношения в будущем?) Дополнительные важные сведения. | |||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||||||||||
Тема II.1 Техники взаимосвязи с семьей, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями речи Подготовка к контрольной работе Тема II.2 Специальные методы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи 1. Составление картотеки арт - терапевтических сказок для в психолого – педагогической работы. Рекомендации для выполнения заданий:При составлении картотеки сказок желательно структурировать подобранный материал в соответствии с целевым назначением сказок. Оформить выполнение задания в виде таблицы.Образец таблицы
Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 9, 22, 23, 24] Баллов |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |