Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психометрические теории интеллекта




Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.

Психометрические теории интеллекта:

· Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана.

· Теория первичных умственных способностей.

· Кубическая модель структуры интеллекта.

Структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирманом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов - общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмана - двухфакторная теория интеллекта. Основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями.

Теория первичных умственных способностей. Структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

Кубическая модель структуры интеллекта. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Дж. Гилфордом. Согласно теоретическим представлениям Дж. Гилфорда, выполнение любой интеллектуальной задачи зависит от трех компонентов - операций, содержания и результатов.

Иерархические теории интеллекта

В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема С. Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.

 

Виды интеллекта.

Вербальный интеллект

С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми.

Логический интеллект

Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.

Пространственный интеллект

Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

Физический интеллект

Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию.

Социальный интеллект

Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других.

Эмоциональный интеллект

Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии.

Духовный интеллект

Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием.

Творческий интеллект

Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного.

 

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:

1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

5. Трудности распределения и переключения внимания.

6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.

9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.

10. Трудности воспроизведения.

Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.

Вопрос

Физиологическая основа речи представлена на рис. 9.   

Рис. 9.Физиологическая основа речи

 

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

· энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука – легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма;

· генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

· резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Вместе с тем, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отвечают за связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован.

Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов.

 

Виды речи и ее развитие.

Выделим основные виды речи человека. Это — устная и письменная речь, / диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь.

Определим кратко все обозначенные выше виды речи.

Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями.

Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов и т.п.) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале.

Диалогическая — это речь, в которой участвуют как минимум два человека.

Монологическая — это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим.

Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь, которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми.

Внутренняя речь — это разновидность речи, которая участвует в управлении только внутренними, психологическими процессами, происходящими в голове человека. Эта речь имеет свои особенности и свои, специфические функции.

Внутренняя речь — это, прежде всего, беззвучная речь. Внутренняя речь является неосознаваемой.

Внутренняя речь имеет свою, особенную структуру, отличающую данную речь от других разновидностей речи. Она, во-первых, является предикативной. Предика́т — это то, что утверждается о субъекте. Субъектом высказывания называется то, о чём делается утверждение.

Во-вторых, внутренняя речь является агглютинированной. (склеена с внутренними процессами)

 

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка.

Первый период является периодомподготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка.

Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни.

Третий период - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет.

Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

 

Дефекты и расстройства речи.

Логопсихология — раздел специальной психологии, в котором изучаются психологические особенности лиц с нарушениями речи в результате ее первичного дефекта.

Этиология первичного дефекта речи. Причины нарушения речи:

— врожденные пороки развития (генетические дефекты, осложнение беременности и родов: наложение акушерских щипцов на голову плода, асфиксия плода, резус-конфликт крови матери и плода и др.);

— черепно-мозговые травмы в постнатальном периоде жизни;

— инфекционные заболевания (менингит, неврит, ларингит);

— опухоли гортани.

 

Патогенез первичного дефекта речи. Нарушения в периферическом или в центральном отделе анализатора речи происходят в результате: атонии мышц (миастения); кровоизлияния в мозг или в гортань, воспаления, интоксикации, некроза или дегенеративных изменений тканей мозга и органов голосообразования (парезы, параличи, дефекты строения и др.).

Другие причины нарушения речи. Помимо факторов органической природы, расстройство речевой деятельности может быть функциональным В отличие от первичного дефекта периферического или центрального звена анализатора устной речи, который является непосредственной первопричиной ее нарушения, дефект речи может быть вторичным, опосредованным нарушениями со стороны систем и органов неречевой функции (дефекты анализаторов зрения, слуха, опорно-двигательной системы, интеллекта, психического и соматического здоровья), а также с социальной стороны — педагогической запущенностью.

Клинические термины определяют фонематические (звукопроизношение) и лексико-семантические нарушения (понимание, адекватный выбор слов, правильность составления фраз).

Фонематические нарушения:

— не развитая с рождения речь (алалия);

— задержка фонематического развития (логопатия);

— нарушение громкости (афония, макро- микрофония);

— нарушения четкости произношения (дислалии);

— нарушение темпа (тахи- и брадилалия — быстрая и замедленная речь);

— нарушение ритма (монотонная речь, повторение звуков разного патогенеза — палилалия, заикание, персеверации).

Лексико-семантические нарушения (аграмматизмы):

— бедность словарного запаса (олигофазия);

— распад ранее сформированной речи при нарушениях в центральном звене ее анализатора (афазия);

— нарушение чтения (алексия);

— нарушение письма (аграфия).

Педагогическая классификация нарушений речи.

Критериями распределения детей по группам для применения

специальных технологий коррекции и обучения служат следующие нарушения речи:

— фонематические (нарушения четкости произношения легкой и средней тяжести);

— темпо-ритмические;

— общее недоразвитие речи (тяжелая дизартрия, логопатия и лексико-семантические нарушения).

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «интеллект». 

2. Охарактеризуйте современные теории интеллекта.

3. Какова структура интеллекта.

4. Перечислите и охарактеризуйте виды интеллекта.

5. Что входит в содержание мыслительных процессов?

6. Охарактеризуйте основные виды расстройств интеллекта.

7. Что такое речь и каковы ее функции?

8. Какова физиологическая основа речи. 

9. Перечислите виды речи.

10. Охарактеризуйте дефекты и расстройства речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...