Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.2 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Профессиональный модуль ПМ.01: «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

МДК 01.02:«Психология социально – правовой деятельности»

 для специальности:  40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

      

 

Омск 2016


Конспект лекций учебной дисциплины разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01«Право и организация социального обеспечения»

 

 

Организация-разработчик: Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ», структурное подразделение СПО Омское командное речное училище имени капитана Евдокимова В.И.

 

 

Разработчики:

Зигунова А.С., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

 

Конспект лекций рекомендован

 

Цикловой методической комиссией экономических и юридических дисциплин

 

Протокол № __1___ от «_30__» ____08___ 2016___г.

 

Председатель _____________ / ____Н.В.Клишина_______/

 

Рассмотрен на Методическом совете

 

Протокол № __1___ от «__31_» ______08__ 2016___г.

 

Утверждаю «_31_» ____08_____ 2016____г.

 

Начальник

учебно-методического отдела _______________ / Е.В.Жердева   /




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….……….…4

Раздел 1. Введение в психологию…………………………………………………….6

Тема 1.1 Психология как наука……………………………………………………….6

Тема 1.2. Психические состояния человека………………………………………….11

Раздел 2. Психология познавательных процессов…………………………………..15

Тема 2.1. Ощущение и восприятие как главный источник познания человеком себя и окружающего мира………………………………………………………………….15

Тема 2.2. Внимание……………………………………………………………………19

Тема 2.3. Память и мышление………………………………………………………..22

Тема 2.4. Интеллект и речь человека…………………………………………………27

Раздел 3. Психология личности………………………………………………………33

Тема 3.1.Эмоционально-волевая сфера личности человека………………………..33

Тема 3.2. Личность…………………………………………………………………….40

Тема 3.3. Теории личности……………………………………………………………46

Тема 3.4. Психология личности больного человека………………………………...56

Раздел 4. Психология человека в обществе………………………………………….62

Тема 4.1 Общение……………………………………………………………………..62

Тема 4.2. Социализация личности формирование социальной установки………..71

Раздел 5. Психология и этика профессиональной деятельности юриста………….79

Тема 5.1 Деонтология…………………………………………………………………79

Тема 5.2. Этика и психология профессиональной деятельности юриста…………81

Тема 5.3. Понятие и виды медицинской экспертизы Общие теоретические основы медико-социальной экспертизы………………………………………………………86

Тема 5.4. Общая характеристика нормативных актов по медико-социальной экспертизе………………………………………………………………………………90

Тема 5.5 Экспертиза временной нетрудоспособности………………………………91

Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы………………………………………………………………………...........97


ВВЕДЕНИЕ

 

Компетентному специалисту в области права и организации социального обеспечения также необходимо обладать знаниями в области общей психологии и социальной работы. Применение информации об особенностях личности и психических процессов и явлений у различных категорий граждан позволяет наиболее эффективно организовать консультативный прием юриста. В то же время изучение собственных психологических особенностей помогает специалисту видеть свои сильные и слабые стороны и учитывать их при построении будущего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Междисциплинарный курс входит в состав профессионального модуля ПМ.01: «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

В результате изучения обучающийся должен

уметь:

· анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;

· разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;

  • консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
  • использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
  • информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
  • оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
  • объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
  • правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
  • давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
  • следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

знать:

· содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;

· способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;

  • понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
  • государственные стандарты социального обслуживания;
  • порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
  • правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
  • основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
  • основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
  • юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
  • основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
  • основы психологии личности;
  • современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
  • особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
  • основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.

Целью конспекта лекций является раскрытие основного теоретического содержания профессионального модуля в соответствии с требованиями к его освоению.

Конспект лекций предназначен для использования студентами и преподавателями.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 125 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 83 часа;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.

В результате освоения профессионального модуля в соответствии с учебным планом предусмотрена форма контроля в виде комплексного экзамена.

 




МДК.01.02. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

Тема 1.1 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Задачи и место психологии в системе наук.

2. Отрасли психологии.

3. Методы психологии.

4. Развитие психологии как науки.

5. Современные представления об этапах развития психики. Мозг и психика. Современная психология за рубежом.

6. Методологические основы психологии в социальном обеспечении. Общие положения о психических явлениях. 

 

Вопрос

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Место психологии среди других наук о человеке представлено на рис.1.

Задачи психологии:

1. Качественное изучение психических явлений;

2. Анализ формирования и развития психических явлений;

3. Изучение физиологических механизмов психических явлений;

4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний психологии в практику жизнедеятельности людей.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Вопрос

Психика человека изучается различными отраслями психологии:

- Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

- Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

- Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

- Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

- Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

- Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

- Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

- Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

- Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Вопрос

Рис. 2. Классификация методов

Классификация методов и методик, а также иерархия понятий «методология-метод-методика» представлены на рис.2.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков).

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

§ для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

§ для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

Метод опроса - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

§ строиться по заранее продуманному плану;

§ проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

§ свободного диалога, а не допроса;

§ исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

 

Вопрос

В процессе развития психологии как науки существует 4 основных этапа, содержание которых представлено на рис.3.

Рис. 3. Этапы развития психологии

 

Вопрос

Мозг и психика

Психика является свойством мозга отражать окружающей среды и регулировать поведение и деятельность человека. Органом психики является мозг. Мозг работает рефлекторно.

Рефлекс (от лат reflexus - отражение) - это ответ живого организма на то или иное воздействие, которое осуществляется через нервную систему, центральным органом которой является головной мозг.

Отвечая на внешние воздействия, организм приспосабливается к внешнему миру. Результаты осуществленных действий отражает мозг, затем происходит коррекция обратных действий, согласно достигнутого эффекта. Этот процесс получил название обратной связи.

В процессе развития мозга психика также проходит развитие основных этапов отражения окружающей действительности. Взаимосвязь уровней психического отражения с особенностями поведения можно проследить при наблюдении за животными (рис.4)

 

Рис. 4. Этапы психического отражения

 

Современная психология за рубежом в своем развитии имеет несколько основных тенденций (рис.5)

Рис. 5. Тенденции в зарубежной психологии



Вопрос

Разнообразие психических явлений представлено на рис.6.

Рис. 6. Психические явления

 

Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите задачи и место психологии в системе наук.

2. Перечислите отрасли и методы психологии.

3. Охарактеризуйте развитие психологии как науки.

4. Дайте определение и охарактеризуйте общие положения о психических явлениях. 

 

 

Тема 1.2 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Основные формы психических процессов человека. Их виды.

2. Основные формы изменения психических процессов. Значение в практике социальной защиты.

3. Астенический и органический типы реагирования на ситуацию болезни или инвалидности.

Вопрос

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем – речь.

Ощущение – процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие – процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора принято выделять следующие виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др.

Памятьпроцесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.

В отечественной психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной.

Представленияпроцесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти.

Физиологической основой представлений выступает активизация связей нейронов коры головного мозга, установленных в ходе восприятия предметов и явлений, что позволяет не только воссоздать их образ, но и внести в них некоторые изменения.

Существует достаточно много видов представлений, тем не менее, их все же можно классифицировать по определенным признакам.

Воображение являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека.

Все рассмотренные психические процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе реализации процессуальных функций внимания.

Вниманиеизбирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Физиологической основой внимания является образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных.

Выделяются следующие виды внимания: непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии), произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом) и послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное).

Мышление рассматривается какопосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.

Физиологическую основу мышлениясоставляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе - корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов.

К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция

В отечественной психологической науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений).

Речьпроцесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения.

Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

Вопрос

Схожие типы реагирования объединены в блоки:

Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается (гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы).

Во второй блок входят типы реагирования, приводящие к психической дезадаптации преимущественно с интрапсихической направленностью (ипохондрический, тревожный, меланхолический и апатический).

Третий блок включает типы реагирования с нарушением психической адаптации по интерпсихическому варианту, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных (эгоцентрический, неврастенический, обсессивно-фобический, сенситивный, эйфорический, паранойяльный). В целом классификация типов психического реагирования на заболевание представлена на рисунке.

Вопрос

Рис. 7 Типы психического реагирования на болезнь по

А. Е. Личко и И. Я. Иванову.

 

Типы реагирования на болезнь без нарушения социальной адаптации:

Гармоничный.Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни.

Эргопатический. «Уход от болезни в работу».

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным.

Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интрапсихическому варианту:

Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим.

Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения.

Меланхолический или депрессивный. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей.

Апатический,т. е. с утратой интереса ко всему, в соматической клинике встречается крайне редко.

Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием.

Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости».

Обсессивно-фобический, или дисфорический. Тревожная мнительность, которая прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных: осложнений, неудач лечения, плохого исхода, а также возможных (но тоже малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность пациента возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих информация о его болезни.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению.

Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чего-то злого умысла.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные формы психических процессов человека и их виды.

2. Перечислите формы изменения психических процессов.

3. Какое значение в практике социальной защиты имеют знания о психике человека?.

4. Охарактеризуйте астенический и органический типы реагирования на ситуацию болезни или инвалидности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...