Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.




Тема 2.1 ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1. Познание

2. Общая характеристика ощущений.

3. Понятие о восприятии

Вопрос

В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Ступени и формы познания представлены на рис.8.

Рис. 8. Ступени и формы познания

Познание - творческая деятельность человека, ориентированная на получение достоверных знаний о мире и о самом себе (самопознание). Познание может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Таким образом, познание - высшая форма отражения действительности в голове человека.

 

Вопрос

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог

2. Дифференциальный, разностный

3. Оперативный порог различимости сигналов

4. Интенсивность ощущения

5. Временной порог

6. Латентный период реакции

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по модальности (виду) раздражителя.

Общие закономерности ощущений

Качество- это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущения.

Интенсивность ощущения - это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация раздражителя - это анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о положении раздражителя в пространстве.

 

Патологии ощущений

Агнозия (неузнавание), которая проявляется в неспособности человека узнать и объяснить значение тех или иных сенсорных ощущений.

Потерю чувствительности отдельных участков кожи или отдельных анализаторов называют анестезией.

Гипестезия — это снижение чувствительности к внешним раздражителям: яркий свет ощущается как слабое, едва светящееся пятно, громкие звуки — как еле слышимые. Отмечается при тяжелой астении и при депрессии.

Гиперестезия — усиление чувствительности к обычным звукам (гиперакузия), запахам (гиперосмия), прикосновениям (гипертактильность), свету (обычная свеча светит как яркое солнце).

Болевые ощущения в различных частях тела — алгии — встречаются в виде гипералгий (ключевой признак синдрома Мюнхгаузена) или гипоалгий.

Синестезии, или рефлекторные иллюзии — редкая особенность ощущений, когда раздражение одного анализатора вызывает ответ нескольких анализаторов одновременно.

 

Вопрос

Онтогенез восприятия

Восприятиемназывают психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Свойства восприятия:

1. Целостность

2. Константность

3.  Структурность

4.  Осмысленность восприятия

5. Избирательность

 Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Сенсорная депривация

В психологии известны три вида депривации:

1) сенсорная;

2) эмоциональная;

3) социальная.

Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков.

Результат процесса восприятия – перцептивный образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

 

Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Существуют различные способы классификации представлений.

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

· зрительные (образ человека, места, пейзажа);

· слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

· обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);

· вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)

· тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

· температурные (представление о холоде и тепле).

Представления различаются также по степени обобщенности.

· Единичные

· Общие

· Схематизированные

Третья классификация представлений — по происхождению.

· На основе мышления.

· На основе воображения.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий.

· Непроизвольные представления

· Произвольные

 

Эйдетизм — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

 

Нарушения восприятия

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние – гипостезия.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.).

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью.

 

Галлюцинации: истинные, псивдогаллюцинации, синдром галлюциноза

Галлюцинации – это расстройства восприятия, при которых человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит то, что в реальной действительности не существует.

Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («черт», помахивая хвостом, садится на реальный стул), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании.

Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими особенностями:

1) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом, в его голове («голос» звучит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней неприличными словами);

2) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обстановка как бы куда‑то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ;

3) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких‑либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений.

Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) – наплыв обильных галлюцинаций (вербальных, зрительных, тактильных) на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1‑2‑х недель (острый галлюциноз) до нескольких лет (хронический галлюциноз).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «познание».

2. Охарактеризуйте ступени и этапы познания.

3. Перечислите основные характеристики анализаторов.

4. Какие существуют подходы к классификации ощущений?

5. Перечислите и охарактеризуйте виды ощущений.

6. Каким закономерностям подчиняются ощущения?

7. Перечислите и охарактеризуйте патологии ощущений.

8. Перечислите виды и свойства восприятия.

9. Дайте определения понятиям «сенсорная депривация», «представления», «эйдейтизм».

10. Перечислите и охарактеризуйте нарушения восприятия.

Тема 2.2 ВНИМАНИЕ

1. Понятие о внимании и формы его проявления.

2. Функции внимания.

3. Виды внимания и их характеристика. Произвольное и после произвольное внимание. 

4. Основные свойства внимания.

5. Исследования внимания в когнитивной психологии. Методы исследования внимания. Развитие внимания.

6. Нарушения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста.

 

Вопрос

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

 

Вопрос

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания.

Сущность внимания проявляется прежде всего в отборезначимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Вопрос

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей:

– новизна раздражителя

– яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи

– интерес(обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам).

Произвольное внимание –это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Вопрос

Свойства внимания и его развитие

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость - общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

 

Вопрос

Методы исследования внимания:

1. Корректурная проба.

2. Счет по Крепелину.

3. Отыскивание чисел на таблицах Шульте.

4. Для исследования переключения внимания, инертности психических процессов, истощаемости можно использовать модифицированную таблицу Шульте (Ф. Д. Горбов, 1959, 1964 гг.).

5. Отсчитывание.

 

Вопрос

Нарушения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста

Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания:

· снижение устойчивости;

· уменьшение объема;

· нарушение переключения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...