Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие мышления в персоногенезе




В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей -единичные, о данном конкретном предмете. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи.

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

· утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);

· отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

 

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным.

Умозаключения бывают:

· дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;

· индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;

· построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Мыслительные операции

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Расстройства мышления

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройств мышления, степень его отклонения от стандартов, "нормы". Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется "ментизмом".

Противоположное качество – неоправданная "обстоятельность мышления". Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают подмену одних понятий другими. Такое "субъективное" мышление называют паралогическим.

Логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Такое мышление называют "разорванным"(разорванное мышление).

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т.е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления.

Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении.

Крайняя степень расстройства мышления- бред, или "интеллектуальная мономания".

К расстройствам мышления по содержанию относят явления навязчивости, сверхценные идеи и бред.

1. Формальные нарушения мышления включают в себя нарушения динамики, мотивационного и личностного компонентов, регулирующей функции и критичности мышления.

2. Навязчивые состояния (обсессия, навязчивость, ананказм) - непроизвольное, неудержимое и непреодолимое возникновение в сознании больного обычно неприятных и тягостных мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, влечений, движений и действий, по отношению к которым сохраняется критическое отношение, понимание их болезненного характера и стремление им противостоять.

Навязчивые действия - непреодолимое стремление совершать определенные действия или движения. К навязчивым действиям относят и ритуалы простые или сложные движения или действия, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления.

3. Бредовые идеи (бред) - ложное, ошибочное суждение (умозаключение), возникающее на болезненной основе, не соответствующее действительности, полностью овладевающее сознанием больного, не поддающиеся коррекции, меняющее личность больного, имеющее тенденцию к прогрессированию. Основными признаками бреда по К. Ясперсу (1913 г.) являются:

1. Субъективная убежденность больного в правильности своих умозаключений;

2. Невозможность коррекции бреда с помощью опыта и вытекающих из него выводов;

3. Несоответствие субъективных убеждений и объективной реальности.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте закономерности и процессы памяти.

2. Перечислите и охарактеризуйте виды памяти.

3. Какими методами проводят исследования памяти?

4. Перечислите и охарактеризуйте нарушения памяти.

5. Дайте определение понятия «мышление».

6. Как развивается мышление в персоногенезе человека?

7. Перечислите ступени, формы и виды мышления.

8. Охарактеризуйте мыслительные операции.

9. Перечислите и охарактеризуйте расстройства мышления.

Тема 2.4 ИНТЕЛЛЕКТ И РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА

1. Общая характеристика интеллекта.

2. Общее понятие о речи и ее функциях.

 

Вопрос

В общем виде интеллект- это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.

К основным теориям интеллекта можно отнести:

· Психометрические теории интеллекта

· Иерархические теории интеллекта

· Когнитивные теории интеллекта

· Множественные теории интеллекта

· Гештальт-психологическая теория интеллекта

· Этологическая теория интеллекта

· Операциональная теория интеллекта

· Структурно-уровневая теория интеллекта










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...