Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2 Методологические основы менеджмента




 

Цели менеджмента

      Экономическая политика фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы.

  Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Стратегияпредполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.

  Разработка экономической политики фирмы предполагает:

- формирование стратегических целей и задач;

- анализ сильных и слабых сторон фирмы;

- анализ внешнего окружения и его влияние на работу фирмы;

- выбор стратегии;

- составление ежегодного бюджета фирмы в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.

Следует различать следующие цели:

1. Общие –отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формулированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности. Для примера:

- обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, сумма выплаченной з/п, уровень качества продукции, и т.д.

- обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: техническая политика (исследование и разработка новых продуктов); конкурентоспособность (снижение издержек производства, проектирование новых рынков); инвестиционная политика (размеры капиталовложений); кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, их обучение, оплата); решение социальных вопросов.

- разработка новых направлений развития, что предполагает разработку структурной политики, т.е. определение фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов и секторов хозяйственной деятельности.

2. Специфические –разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

- определение рентабельности по каждому отдельному подразделению. Показатели рентабельности: уровень прибыли ежегодный прирост прибыли прирост дивидендов на акцию, норма прибыли – определяется по отношению к инвестированному капиталу, активам или продажам. Этот показатель важен не только в планировании, но и в контроле, т.е. является планово-отчетным.

- другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей. Они могут включать в себя:

а) по маркетингу – достижение определенного уровня продаж на одном или нескольких рынках или их сегментах; внедрение новых продуктов; мероприятия по улучшению системы распределения и содействия сбыту и т.д.

б) в области научных исследований и разработок – развитие новых продуктов; приспособление традиционных продуктов к требованиям конкретных иностранных рынков; повышения качества продуктов; совершенствование технического уровня производства.

в) по производству – установление нормативных показателей, обеспечивающих более эффективное использование материальных ресурсов; снижение издержек производства и контроль качества продукции; производство новой и усовершенствование выпускаемой продукции.

г) в области финансов – определение структуры и источников финансирования, в частности, доли собственных средств в капиталовложениях на плановый период; разработка форм и методов перераспределения прибылей, минимизации налогообложения.

  Стратегия фирмы – это рассчитанная на перспективу система мер, которая обеспечивает достижение конкретных целей компании. Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий:

1. Продуктово-рыночная (определение видов конкретной продукции и технологий; сфер и методов сбыта; повышение уровня конкурентоспособности).

2. Стратегия маркетинга (приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, мероприятия по форсированию сбыта).

3. Конкурентная (снижение издержек производства, повышение качества продукции).

4. Нововведений (инновации: внедрение новых технологий и видов продукции).

5. Развития (создание филиалов, дочерних компаний).

6. Поглощения (приобретение акций других компаний).

7. Зарубежного инвестирования (создание за рубежом собственных производственных предприятий –сборочных и по разработке сырьевых ресурсов).

8. Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности (предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей, используется наиболее часто крупными компаниями, которые выпускают суда и сложное оборудование на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую малогабаритную продукцию – часы, фотоаппараты…) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а велик риск зарубежных инвестиций.

  Стратегическо-управленческие решения во многом зависят от принципов управления фирмой, перспектив ее развития и принятых методов планирования. Наибольшее распространение получили следующие стили и принципы управления:

1. Управление на основе контроля используется, когда предполагается стабильное развитие на перспективу; применяется финансовый контроль.

2. Управление на основе экстраполяции используется, когда предполагается на перспективу развитие таких же тенденций, как и прошлом периоде; применяется составление текущих бюджетов, бюджетов капиталовложений, долгосрочное планирование.

3. Управление на основе разработки принципиально новых стратегий используется, когда становятся очевидными новые тенденции развития, требующие принятия новых стилей и принципов управления; применяется выработка новых стратегических позиций, разработка стратегических планов по периодам.

4. Управление на основе принятия оперативных решений используется при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития; применяется на основе ранжирования стратегических задач.

   Подходы к управлению.

   К настоящему времени известны 4 основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Подход с позицией выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически 4 разных подхода: школа научного управления; административного управления; человеческих отношений и науки о поведении; школа науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

3. В системном подходе руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный подход заключается в том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

 

Задачи менеджмента.

  Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся людских и материальных ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

  В связи с этим в задачи менеджмента входит:

- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установление более высокой заработной платы;

- постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

-постоянный поиск и освоение новых рынков.

  К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

-определение конкретных целей развития фирмы;

- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

- разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решений;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

-установления контроля выполнения поставленных задач.

  Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых.

 

Принципы менеджмента.

  Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы.

  Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации (Ц) и децентрализации (Д) в управлении. Проблема сочетания Ц и Д в менеджменте – это проблема распределения полномочий на принятие определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии.

  Под Д понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.

  Принцип сочетания Ц и Д предполагает необходимость использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководству фирмы такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

  Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей данных решений – руководителей производственных отделений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных.

  Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

  Другим важным принципом менеджмента является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

   В американских фирмах используется принцип единства команды. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управлении наделяется конкретными правами, и менеджер несет полную ответственность, за возложенные на него задачи и выполняем возложенные на него функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного.

Одним из важнейших принципов менеджмента является демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей (акционеров) поставлены под единое управление.

  Таким образом, менеджмент основан на административном управлении, именуемом внутрифирменным, и управлении производством, базирующемся на технологии производства.

Тема 3 Функции менеджмента










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...