Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего




            Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего «Федерального закона:

Указ Президиума Верховного Сонета РСФСР от 13 декабря 1967 года "Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних" и Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних (ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967, ¹ 51, ст. 1239);

раздел II Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября  1985 года "О внесении изменений и дополнений в положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и об общественных воспитателях несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, ¹ 40, ст. 1400).

3. Признать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года "0á основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1977, ¹ 8, ст. 138);

 Закон СССР от 17 июня 1977 года "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, ¹ 25, ст. 389) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Статью 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР об охране общественного порядка" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981.№ 10, ст. 232);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах инспекции по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета СССР,  1988, ¹2, ст. 18);

Закон СССР от 26 мая 1988 года "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнении и законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, ¹ 22, ñò 361) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 ÿíâàря 1988 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "0á основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

   

 Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести спои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом

2. Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок:

утвердить нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

 привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации                         Б.Ельцин

Москва. Кремль

24 июня 1999 года № 120-ф3

 

 

Приложение № 3

Ìинистерство образования Российской Федерации

          РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

               Москва

27.10.93                                                                          № 19/I

О практике социально-педагогической

работы в России и перспективах ее развития

Коллегия, заслушав и обсудив сообщение начальника Управления внешкольного дополнительного образования А. К. Бруднова о практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития, отмечает, что в ряде территорий ( республиках Марии Эл, Тува, Карелия, Коми, Ставропольском крае, Тюменской, Пермской, Ростовской, Тамбовской, Вологодской, Челябинской, Свердловской. Костромской, Пензенской, Омской, Калужской, Московской областях, городах Кирове, Москве, Норильске, Санкт-Петербурге, Волгограде è других) ведется целенаправленная работа по развитию социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков.

В настоявшее время в высших и средних специальных учебных заведениях введена специальность "Социальная педагогика", начата подготовка специалистов, разработаны учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации кадров социальных педагогов. В целях координации работы по открытию новых специальностей и их методическому обеспечении при Министерстве образования Российской Федерации создано Учебно-методическое объединение по социальной педагогике.

Вместе с тем эффективность работы не высока из-за отсутствия целостной системы социальной поддержки детства, а также недостаточного количества подготовленных специалистов, учебно-методической литературы, противоречий и трудностей становления профессии социального педагога. Органы местного управления образованием, широкая педагогическая общественность недостаточно информированы о практике социально-педагогической работы.

В целях поддержки и дальнейшего развития социально-педагогической работы с детьми как перспективного направления социальной практики в сфере образования КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отметить положительное влияние социально-педагогической работы на условия для развития, воспитания и социализации личности ребенка.

Довести до сведения органов управления образования Российской Федерации справки "О практике и перспективах социально-педагогической работы в Российской Федерации" (приложение).

2. Управлению âíåøêîëüíîãî дополнительного образования (А.К. Бруднов):

2.1 В декабре 1993 годе создать межведомственную рабочим группу для подготовки Совету Министров, Правительству Российской Федерации предложений о необходимости создания Государственной программы развития социально-педагогической службы помощи детям в системе образования России.

2.2 Подготовить в 1994 году комплект информационных методических материалов для сациальных педагогов, руководителей учреждений и органов управления образованием, методических служб по социально-педагогической работе с детьми.

2.3 Провести в течение 1994 года зональные семинары-совещания по вопросам развития практики социально-педагогической работы в России.

2.4. Подготовить я направить в январе 1994 года в органы управления образованием методическое письмо "О социально-педагогической работе с детьми"'

2.5. Совместно с Главным управлением национально-региональных программ развития образования (Å. Ñ. Ãàëüñêîâ), Главным управлением реабилитационной службы и специального образования ( А.Н. Федосеев), Минсоцзащиты России подготовить в марте 1994 года методическое письмо "Об опыте развития социально-педагогической службы в России" и направить его главам администрации, органам управления образованием и социальной зашиты населения Российской федерации.

2.6. Совместно с Главным управлением национально-региональных программ развития образования подготовить в течение 1994 года представление о придании статуса Федеральных экспериментальных площадок ряду территорий Российской федерации, имеющих опыт в области социально-педагогической деятельности для отработки систем и технологий социалъной помощи детям.

 2.7. Совместно с Главным планово-экономическим управлением (Э. И.Филимонова) подготовить в апреле 1994 года для внесения в Совет Министров - Правительства Российской Федерации проекты документов: об увеличении продолжительности отпуска социальных педагогов - до 48 дней; включения их в списки работников, имеющих право выхода на льготную пенсию.

3. Главному управлению педагогического образования (М.Н. Костикова) совместно с Учебно-методическим объединением (УМО) по социальной педагогике Минобразованием России (Б.А.Сутырин) подготовить в феврале 1994 года инструктивно-методическое письмо "О подготовке и переподготовке кадров социальных педагогов" и направить его в органы управления образованием, институты повышения квалификации работников образования, высшие и средние специальные учебные заведения Российской Федерации.

4. Главному управлению реабилитационной службы и специального образования, Управлению внешкольного дополнительного образования совместно с координационным Советом программы "Дети Чернобыля" (В.А.Иванников) и Центром социальной педагогики РАО (В.Г. Бочарова) в марте 1994 года подготовить проект развития социально-педагогической службы в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы; совместно с УМО по социальной педагогике Минобразования России оказать помощь педагогическим институтам данных районов в подготовке социальных педагогов с высшим и средним специальным образованием.

5. Главному управлению международного сотрудничества (Е.А.Ленская) при заключении договоров учитывать возможность развития международных связей по области социально-педагогической деятельности образовательных учреждений.

6. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя министра А.Г. Асмолова.

 

За председателя коллегии                                        В.А. Болотов


                                                                                    Приложение № 4

СПРАВКИ

О практике социально-педагогической работы

в России и перспективах ее развития

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. Основные тенденции его дальнейшего развития определились в 60-е г.г. Это был период накопления опыта, эмперического поиска. Появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п»).

На рубеже 70 - 80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область., Татарстан, Москва, Ленинград и др.). Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми (Московская, Костромская, Пензенская, Челябинская, Тамбовская, Рязанская, Омская области и др.). В педагогической науке этот период характеризуется усиленным вниманием исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением или отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов - специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию от 13.07.90 г. М 14/4 "О введении института социальных педагогов" эта должность внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед за тем коллегия Гособразования СССР приняла решение «от 2-.04.91 г. М 8/1» "Об организации социальной службы помощи детям и молодежи".

Документы базировались на результатах широкомасштабного эксперимента, проведенного в 1989-1991 гг. по заказу Гособразования Академии педагогических наук СССР ВНИКом "Школа - микрорайона". В нем участвовало более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социалъно-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования. Вопросы организационного и материально-финансового обеспечения решали местные администрации.

В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введена специальность "Социальная педагогика" и '"Социальная работа". Более 50 вузов России приступили к подготовке соответствующих специалистов ( Уральский, Чувашский, Ставропольский, Тульский, Магнитогорский и другие пединституты). Разработаны учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации кадров социальных педагогов на базе институтов повышения квалификации работников образования (Республика Марий, Элл, Ставропольский край, Московская, Ярославская, Ростовская области и др.) Подготовка социальных педагогов также осуществляется на базе высшего и среднего специального образования со сроком обучения соответственно 2 и 3 года. В органы управления образованием направлена "Концепция помощи детям и подросткам", разработанная ВНИКом "Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая помощь детям и подросткам" ( решение) коллегии Минобразования России от 14.04.93 г. М 6/1). Создан Центр социальной педагогики Российской Академии образования, 52 его региональных отделения объединяют более 15 тыс. социальных педагогов и социальных работников. При этом Центре и Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ действует открытая международная Школа социальной педагогики и социальной работы. Создана Российская квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов а области социальной педагогики и социальной работы (председатель - академик РАО Н.Н.Нечаев) с региональными отделениями. Для координации усилий, связанных с введением новых специальностей, организовано учебно-методическое объединение на базе Уральского госпединститута ( приказ Минобразования Россия от 04.11.92 М '398). Разработаны программно-методические и учебные материалы, рекомендации.

В течение 1992-93 гг. на базе образовательных учреждений  созданы центры социальной педагогики и социальной работы, являющие собой комплексную модель социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Такие центры есть при школах (Неверовской - в Костромской области, Скатинской - в Свердловской, Владыкинской - в Пензенской, Хорошовской- в Московской области, Межегейской - в Республике Тува), при учреждениях дополнительного образования (Мордовский центр социальной педагогики и социальной работы, Тамбовском области), при районе (Большереченский центр Омской области). Все эти структуры ориентированы на преобразовательную деятельность, духовно-нравственное оздоровление, гуманизацию социальной средыкак âàæíåéøèé  фактор развития личности. Для этого используются воспитательный потенциал семьи, благоприятного общественного окружения, историко-культурного наследия, народных традиций.

Налицо первые положительные результаты. С 1993 года под руководством Центра социальной педагогики РАО реализуется Комплексная Ôåäåðàëüíî-ðåãèîíàëúíàÿ программа "Социальная педагогика", в которой участвуют 34 региона. Представляет интерес опыт Олонецкого центра социальной педагогики и социальной работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных детских объединений; аналогичного Волховского центра (Республики Марий  Эл) - по созданию медико-психолого-педагогической семейной службы, работе с детьми-инвалидами; Мордовского центра Тамбовской области - по реализации социальных программ "Милосердие"., "Открытое сердце", "Семья", "Дети Тамбовщины", "Экология и туризм", "Юный социальный педагог". В ряде образовательных, êóëúòóðíî-îçäîðîâèòåëúíûõ учреждений Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области успешно ислользуются для развития творческих способностей ребенка его свободное время, показывают хорошие образцы социальной работы с детьми дошкольного возраста, деятельности в качестве открытых социально-педагогических систем. Убедительно подтверждается, что социально-педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивают оптимальные условия для их личностного становления, социальной зашиты, социализации в соответствия с Конвенцией ООН о правах ребенка. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.

Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Примером могут служить сельские школы  продленного дня с разновозрастными отрядами по месту жительства (Коломенский район Московской области), социально-педагогический комплекс "Школа-детский сад-клуб" (Шерлягская школа Республики Коми), культурно-образовательная модель "Школа - библиотека - сельский клуб" (Рязанская область), модель "Школа-комплекс-филиал ПТУ" (Коркозерская школа Республики Карелия).

Благодаря сельскимэкспериментальным школам, работающимкакоткрытые социально-педагогические системы, дети сближаются со взрослыми, меняется к лучшему отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям. Больше школьников включается в различные виды культурной благотворительной и другой полезной деятельности по месту жительства. Внимания заслуживает, в частности, Неверовский центр социальной педагогики и социальной работы Нерехтского района Костромской области (директор - Крылов А. Я-). Он объединяет школьных педагогов, работников культуры, медиков, социальных педагогов (в тон числе юных) и социальных работников. Работа, которой заняты и два семейных педагога, два педагога-организатора культурно-досуговой деятельности, ведется с детьми è молодежью, многодетными и неблагополучными семьями, одинокими и пожилыми людьми, инвалидами и беженцами. Основными направлениями работ являются физкультура и спорт, возрождение народных традиций, праздников, старинных обрядов, техническое творчество, совместный досуг детей и взрослых. Дети и родители приглашаются в кружки декоративно-прикладного искусства, кройки и шитья, вязания, фотодела, специализированную школу искусств с музыкальными художественными отделениями. Центр дает консультации по психолого-педагогическим, медицинским и правовым вопросам.

В поселке Ермолино Калужской области живут 15 тыс. человек. Здесь есть три детских сада, ГПТУ, музыкальная школа, спецшкола для трудных подростков и общеобразовательная школа, где директором вот уже 30 лет А.М.Зарх. Понимая, что надо идти не от ребенка к семье, а от семьи - к ребенку, администрация и педколлектив создали центр социальной педагогики. Но школа не стала, как прежде, замыкать решение всех проблем педагогизации среды только на себя. Сегодня центр - это, по сути, несколько центров: здоровья, досуга, милосердия, работы с трудными семьями. В результате сложения усилий, к примеру, общепоселковые, семейные, детские праздники проходят не в школе, а во всем поселке, готовятся, как говорится, всем миром под руководством профессионалов социально-педагогической службы.

Опыт, достойный распространения, есть и в городах. Школа № 26 г. Ставрополя (2 тыс. учащихся) расположена в отдаленном от центра города районе. Там нет культурно-просветительных учреждений, что добавляет остроты проблемам детей и молодежи. Два года назад в школе создана психолого-педагогическая служба, в нее вошли социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы и т.д. Школа также превратилась в открытую социально-педагогическую систему, позволяющую осуществлять трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их интересов, пожеланий, возможностей. В результате сегодня здесь каждый третий ребенок учится на "5" и "4", второгодничество снижено до 1-2 процентов, более 67 процентов ребят занимаются в кружках и клубах по интересам, последние три года школьники не совершают серьезных правонарушений.

Межведомственный центр творчества молодежи г Кирова состоит из 2 школ, 2 детских садов, детской поликлиники, подросткового клуба "Калейдоскоп". С 1992 года вшколе №41 введены ставки социальных педагогов. Цели, которые поставил себе центр - нравственное оздоровление семьи, воспитание активной личности, допрофессиональная подготовка молодежи. Работа социальных педагогов в школах, микрорайоне доказала свою необходимость и эффективность. Многие старшеклассники добровольно им помогают. Кроме того, на базе центра областной институт повышения квалификации работников образования открыл курсы по подготовке социально-педагогических кадров.

В средней школе № 59 г.Ярославля - 20 социальных педагогов. За два года позитивно изменилось отношение ребят к школе, взрослым, друг к другу. Здесь нет серьезных правонарушений, в школе установилась атмосфера доброжелательности и творчества, в ней, по мнениям коллектива, большая заслуга социальных педагогов.

Однако социально-педагогическая работа с детьми, их семьями мешает ряд противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки, что грозит дискредитацией профессии. Введение новой должности,  штатное расписание образовательных. учреждений сдерживается нехваткой ассигнований по фонду зарплаты. Там, где должность введена, для нее используются ставки классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, средства, выделяемые на опытно-экспериментальную работу, получаемые от спонсоров. Неперспективность такого выхода из положения очевидна. Количество ставок социальных педагогов определяется не потребностями и задачами образовательного учреждения, а их возможностями. Представление о заказе на кадры социальных педагогов приблизительно, не опирается на четкие статистические данные. Потребности практики в подготовленных специалистах не изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Все это нашло отражение в решении коллегии.

 

Приложение № 4

 

Мэрия Санкт-Петербурга

комитет по образованию

 

        ПРИКАЗ

№ 507 от 04.11.95.

 

“О мерах по развитию социально-










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...