Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отделение потребления алкоголя от расторможения




Американские исследователи алкоголя обсуждали возможность изменения общественного мнения об алкоголе. Алан Лэнг, профессор психологии из Флориды, говорит: "Очевидный первый шаг - это информирование людей о могущественной роли культурных верований о связи пьянства и расторможения. Субъекты исследований, а также общественность всегда кажутся изумленными, узнавая об эффекте ожидания или услыхав о культурах, где потребление алкоголя не ведет к усилению выражения агрессивности или сексуальности. Следовательно, наши законы, а также наши неформальные реакции на ненормальное поведение пьющих, должны отражать новую нетерпимость нежелательного расторможения и, таким образом, усилить индивидуальную ответственность за презираемые нами действия". То же самое предполагают антропологи: Социолог Робин Рум  приходит к выводу: "...связь между алкоголем и насилием скорее вопрос культурных верований, чем фармакологического действия. С этой предпосылкой можно начать стратегию переосмысления значения алкоголя в культуре: алкоголь не должен рассматриваться как объяснение насилия. Если сила алкоголя как инструмента господства - это сила культурных верований о том, что он обуславливает насилие, это сила существует до тех пор, пока мы продолжаем в нее верить и действовать и реагировать в соответствии с этими верованиями.

Эта перемена ведет к уничтожению одной из наиболее надежных концептуальных основ трезвеннического движения. К настоящему времени мнение о том, что алкоголь делает человека низким, порочным и вспыльчивым глубоко укоренилось в песнях, рассказах и сознании. Такое переосмысление, поэтому, является вопросом длительной кампании изменения сознания, а не 30-секундных телевизионных роликов. Но в длительной перспективе, такая стратегия может быть наиболее эффективным и социально приемлемым средством уничтожения силы алкоголя, как инструмента господства над личностью".

Как сказал Робин Рум, существуют огромные препятствия. Если люди верят, что алкоголь как таковой снимает торможение, опьянение становится смягчающим обстоятельством и расторможение действительно происходит. Идея "доказывает" себя.

Поэтому, хотя исследования об эффектах интоксикантов могут быть интересны с теоретической точки зрения, можно пока утверждать, что уменьшение уровня потребления алкоголя - это более надежный метод уменьшения проблем, чем ослабление мотивов для пьянства, по крайней мере, на первый взгляд.

Воплощение теории в практику

Алан Лэнг и его соавторы недавно писали: С точки зрения предотвращения и решения алкогольных проблем, продемонстрированная важность эффекта ожидания может дать повод для оптимизма. Ведь, наверное, легче изменить то, во что люди верят об алкоголе, чем их психологические реакции на него".

В Шри-Ланке психиатр Диянат Самарасингхе ведет программу антиалкогольного обучения, которая была недавно представлена на Всемирном Форуме Здоровья. Тогда как вышеупомянутые американские исследователи только размышляют об изменении общественного мнения, о взаимосвязи между алкоголем и расторможенным поведением, шри-ланкийская программа нацелена на более современную демистификацию наркотиков, включая взгляды тех, кто полагает, что ощущениям от наркотиков присуща приятность, улучшение настроения, расслабление, и что они помогают людям стать более общительными. По программе обучаются молодые люди, заинтересованные в работе по профилактике употребления наркотиков. Они затем ведут работу в своих деревнях и районах, поддерживая связь с центром для оценки и корректировки своей работы. В начале обучения участников просят назвать, сколько из предполагаемых позитивных эффектов алкоголя вызываются самим алкоголем и сколько социальным окружением, ритуалами, верованиями и ожиданиями, сопутствующими его употреблению. Особое внимание уделяется противоречиям общепринятых взглядов (см. часть 4). В ходе дискуссий участники обнаруживают, что алкоголь сам по себе, оказывается, играет минимальную роль в создании хорошего настроения и расслабления и что вызываемое алкоголем насилие в основном направлено на слабые жертвы и не ударяет наугад. Участникам рассказывают, что вначале потребление алкоголя неприятно само по себе, не считая его символической и социальной ценности, до тех пор, пока социальная группа не сделает его приятным с помощью обучения новичка в течение ряда выпивок.

"Следующее занятие направлено на возможность видоизменения социальных правил, управляющих вызываемым алкоголем поведением. Участники поощряются к тому, чтобы увидеть, что смягчение строгих социальных правил само по себе очень приятно, как в результате пьянства, так и по другой причине. Затем они вовлекаются в обсуждение желаемости продолжения ограничивать это смягчение социальных норм именно пьяным состоянием. Им объясняют, что изменение социального восприятия алкоголя как магического вещества поможет уменьшить желание молодых людей экспериментировать с ним. Было также указано, что почти во всех случаях, когда молодые люди пробуют алкоголь или наркотики, такие эксперименты проводят вместе с группой приятелей, которые убеждают новичка чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы попробовать снова, даже если ощущения, вызванные самим наркотиком, были весьма неприятны".

Наконец, участники получают возможность изменить социальные представления относительно алкоголя в их собственной деревне или районе. Кампания фактически представляет собой идею, которая может распространяться от человека к человеку, безотносительно того, выступает он за алкоголь, против него или нейтрален.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...