Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Является ли алкоголь успокаивающим?
Одной из самых глубоко укоренившихся идей об алкоголе и других интоксикантах является идея о том, что они способны ослабить напряжение и волнение. Существует даже Теория Уменьшения Напряжения (ТУН) о том, что алкоголь имеет фармакологическое действие на чувство беспокойства. С 1970 года американские исследователи проводят систематические наблюдения за "алкоголиками" во время выпивки. Они обнаружили, что симптомы беспокойства и напряжения возрастали, хотя, протрезвев, алкоголики часто утверждали обратное. Им приходилось смотреть видеофильм про себя, чтобы убедиться в том, что происходило в действительности. В 1972 году ведущие канадские исследователи опубликовали обзор исследований. Они пришли к выводу, что данные в лучшем случае противоречивы и, как правило, не соответствуют ТУН. За последнее десятилетие были опубликованы данные многочисленных слепых тестов. Результаты весьма противоречивы. Алкоголь: - увеличил беспокойство в 4 экспериментах; - не вызвал значительного эффекта в 7 экспериментах; - уменьшил беспокойство в 4 экспериментах; причем из последних 4 экспериментов только в одном манипуляции с содержанием алкоголя в напитках были успешными. Различие в результатах отражает, среди прочего, различие использованных методов исследования. Но вывод должен быть таким: алкоголь (как фармакологический агент) в значительной степени не ослабляет напряжение. Большинство обзоров, включая другие типы исследований, также пришли к аналогичному выводу. Сравнивая эти исследования с исследованиями обычно используемых успокоительных (валиум и т.д.), мы должны определенно решить, что алкоголь безнадежно неэффективен как ослабляющее беспокойство средство. Обычно используемые успокоительные обнаруживают свои уменьшающие беспокойство свойства в почти каждом проведенном исследовании. Для алкоголя число таких исследований с положительным и отрицательным результатом равно. Если бы фармакологическая фирма изучала бы алкоголь в целях его продажи как успокоительного, такие результаты заставили бы ее немедленно прекратить дальнейшие испытания. Но как указано ранее (см. часть 2), социопсихологическая роль выпившего, совместно с эффектом ожидания, полностью объясняют субъективное чувство ослабления беспокойства с помощью алкоголя.
Алкоголь и агрессивность В экспериментальной психологии агрессивность часто измеряется путем приказа участникам подвергать другого человека электрическому шоку. Вольтаж шока можно регулировать. В действительности никакого шока нет, но "жертва" демонстрирует видимые страдания. Алан Марлатт по описанной выше методике манипуляции с напитками провел следующее исследование: В эксперименте приняло участие 96 человек. Доза алкоголя была довольно большой (40 г). Половина участников провоцировалась оскорбительными замечаниями со стороны людей, которых можно было подвергать электрическому шоку. Уровень агрессивности был существенно больше у тех участников, которые верили, что выпили алкоголь, особенно в неспровоцированном состоянии, тогда как фактическое наличие или отсутствие алкоголя в напитке существенно не повлияло на агрессивность. Исследователи пришли к выводу, что алкоголь, как таковой, едва ли влияет на уровень агрессивности, но люди слабее сдерживают свои импульсы, когда думают: "Сейчас я выпил". Было проведено несколько других исследований по иным методикам, которые не дали ясных выводов. Мы можем заключить, что слепые тесты по изучению влияния алкоголя на агрессивность дали неопределенные результаты. Как будет показано ниже, целый ряд "естественных экспериментов" проливает свет на эту проблему.
Алкоголь, настроение и уверенность в себе Слепые тесты по этой проблеме показали интересные различия. В двух исследованиях участники прерывали свою деятельность, чтобы сконцентрироваться на внутренних связях, заполняя вопросник. Оба отчета пришли к выводу, что участники, получившие алкоголь, ощутили его и при этом отметили подъем настроения в вопроснике. В третьем исследовании участники продолжали социальную деятельность как в обычной питейной ситуации. Контрольные вопросы в конце опыта показали, что манипуляции с напитками были успешными, хотя доза поданного алкоголя была не меньшей, чем в двух предыдущих исследованиях. Веселье измерялось дискретно путем записи длительности смеха в ответ на произносимые экспериментатором шутки. Алкоголь сам по себе не оказал воздействия на веселье. Но участники, полагавшие, что они выпили, смеялись значительно дольше других. Два южноафриканских психолога сделали из своей работы вывод, что предвкушение алкоголя не влияло на настроение, тогда как алкоголь сам по себе делал участников более угнетенными. Еще один слепой тест пытался проверить общепринятую идею о том, что алкоголь увеличивает уверенность в себе. В отчете об этом эксперименте сказано, что "ощущение самоуверенности укоренено в ожиданиях человека".
Влияние алкоголя на навыки работы и производительность труда Несколько экспериментов с плацебо изучили воздействие алкоголя на различные виды рабочих навыков и производительность труда. Исследовались время реакции, координация, вождение на тренажере и интеллектуальные действия. Все эксперименты пришли к заключению, что алкоголь ухудшает навыки работы и снижает производительность труда.
Слепые тесты с алкоголем - ну и что? Многие люди удивляются, обнаружив, что с алкоголем можно проводить успешные слепые тесты. Этот факт бросает интересный свет на вкусовые качества обычных алкогольных напитков и на тот факт, что большинство пьющих не потребляет больше 20-30 г алкоголя за вечер. Миллионы людей тратят (впустую?) миллиарды долларов на то, чтобы пить алкоголь в концентрациях, едва различимых по вкусу и в количествах, которые дают едва заметные внутренние эффекты. Слепые тесты учат нас, что предположения и ожидания играют решающую роль в создании ощущаемых эффектов алкоголя. В одном исследовании участникам было сказано "оставаться трезвыми" во время пития. Исследование показало способность "протрезветь" для расторможенного поведения и громких разговоров. Это открытие подтвердило общее мнение о том, что рассудительность возвращается, если возникает необходимость ("Вдруг хмель как рукой сняло!"). В другом исследовании все участники получили алкоголь, но им сказали, что одни получили много, а другие мало. Поведение двух групп во многом отличалось. Как показали измерения, различие было наибольшим в веселье, чувстве опьянения и вообще "пьяном поведении". Столетиями люди учили друг друга тому, что делает алкоголь - например, что он освобождает торможения, улучшает настроение и ослабляет беспокойство. Тем не менее, единственный эффект, убедительно продемонстрированный исследованиями - это ухудшение навыков работы и производительности труда. Главная тенденция слепых тестов проявляется в том, что предположения человека о потреблении алкоголя являются наиболее важным фактором при условии, что реакции измерялись объективными методами и манипуляции с напитками были успешными. В слепых тестах с менее убедительными манипуляциями и/или если об эффектах сообщалось в вопросниках, содержание алкоголя часто определяло поведение. Кроме того, существует огромное множество "естественных экспериментов", демонстрирующих действие алкоголя в иных культурах.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |