Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения управлению транспортным средством.




К выполнению упражнений по вождению допускаются учащиеся изучившие правила дорожного движения. Для того, чтобы обеспечить это требование, необходимо опережение теорией практического обучения. Если учащийся недостаточно прочно знает правила, он не допускается к практическому вождению. При этом особое внимание мастер обращает на знание учащимся дорожных знаков.

В процессе обучения вождению мастер прививает учащимся серьезное отношение к выполнению требований безопасности, высокую дисциплинированность, чувство ответственности, отмечая недопустимость загрязнения окружающей среды выхлопными газами и т.п.

С выездом на дороги общего пользования появляется множество отвлекающих факторов. В этих условиях от учащегося требуется умение не только выбрать те или иные приемы вождения, но и грамотно разобраться в быстро меняющейся дорожной обстановке и принять правильное решение, в связи с чем возрастает психическая нагрузка, нервное напряжение, особенно в первые часы обучения на дорогах.

В обучении вождению различают: управление автомобилем, его техническое обслуживание, устранение несложных неисправностей, соблюдение требований безопасности и мер противопожарной профилактики в обслуживании.

Мастер должен в соответствии с тематическим планом и программой уметь организовать обучение вождению, используя максимально местные возможности и условия для достижения эффективности обучения

Основу методики обучения составляют три взаимосвязанных вида инструктажа: вводный, текущий и заключительный.

По каждому заданию на основе примерных программ разрабатываются упражнения которые выполняются с каждым учащимся индивидуально.

Учет упражнений по практическому вождению ведется в индивидуальной карточке учета.

Большое значение в работе мастера имеет обучение учащихся безопасному вождению.

У учащихся воспитывают чувство осторожности и ответственности, формируют установку на анализ дорожных ситуаций и готовности к экстренным действиям при возникновении опасности.

В своей работе мастер ставит цель утвердить в сознании учащихся категорическое правило «сначала убедись в безопасности, а затем выполняй необходимое действие, соблюдая все меры предосторожности».

Вопросы безопасности являются стержневой основой методики обучения вождению. Она направлена против шаблона в управлении автомобилем. Учащиеся должны быстро, на ходу перестраиваться в зависимости от меняющихся условий дорожного движения. Требуя от учащихся действовать по обстановке, мастер приучает их выбирать в каждом конкретном случае оптимальное решение, в одном случае это будет маневр скоростью, в другом - маневр направления, в третьем - маневр скоростью и направлением и т.д.

Обучение вождению проводят путем индивидуальной отработки определенных программой практических упражнений. Каждое упражнение разбивают на несколько задач, которые, в свою очередь представляют собой группу однородных приемов вождения. Объем, содержание и условия выполнения упражнений являются обязательными для всех учащихся. Упрощение условий упражнения и корректировку оценок учащимся следует рассматривать как нарушение требований программы.

Упражнения обычно отрабатывают в той последовательности, в которой они изложены в программе. Учащегося не допускают к отработке очередного упражнения, если он не выполнил предыдущего. С условиями упражнений, маршрутами движения, и контрольно-оценочными нормативами учащихся знакомят заблаговременно. Перед отработкой упражнения мастер проводит показ выполнения приемов.

Каждый учащийся должен перед выездом:

- осмотреть автомобиль и выявить наружные повреждения. Проверить его комплектность; состояние кабины, кузова, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперение, номерных знаков; исправность запорных механизмов дверей; состояние подвесок, колес, шин.

- проверить действие приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, системы вентиляции, а в зимнее время - системы отопления и устройства для обогрева ветрового стекла;

- проверить состояние привода рулевого управления, тормозов, систем питания, смазочной и охлаждения;

- проверить работу агрегатов, систем и контрольных приборов автомобиля на ходу;

- произвести уборку (салона) кабины и кузова;

- протереть зеркала, фары, подфарники, задние фонари и стоп-сигналы, стекла кабины и номерные знаки;

- проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить;

- проверить уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости долить:

- проверить уровень топлива в баке и при необходимости заправить.

Учащиеся выполняют части упражнения несколько раз, после чего тренируются в выполнении упражнения целиком. При выполнении последующих упражнений мастер требует от учащихся совершенствования и закрепления приемов управления автомобилем.

Мастер контролирует выполнение упражнения учащимся, руководит сто действиями, особенно тщательно добиваясь точного соблюдения требований безопасности.

Характеризуя быстро меняющуюся обстановку, мастер отмечает ширину и занятость проезжей части, профиль и состояние дороги, видимость, обзорность, оценивать поведение других водителей; напоминает о мерах предосторожности на сложных участках маршрута. Инструктирование проводится в движении, с предоставлением учащемуся самостоятельности в выполнении упражнения.

Исходя из этого, мастер избегает во время движения автомобиля подробных объяснений, заменяя их краткими направляющими и исправляющими указаниями, своевременным предупреждением о необходимости усиления внимания, осмотрительности, снижения скорости в местах пересечения транспортных путей, при приближении к светофору, дорожному знаку, троллейбусу или автобусу, находящимся на остановке. Повышенную готовность к предупредительным действиям мастер и учащийся должны проявлять с момента выхода на проезжую часть пешеходов.

В процессе обучения от учащегося требуется беспрекословное и точное выполнение указаний мастера, так как малейшее уклонение от них может вызвать осложнение обстановки обучения. Разъяснение возникающих при обучении вопросов в движении недопустимо и возможно только во время остановок.

Мастер уделяет внимание следующим элементам деятельности учащихся:

1) безопасности управления;

2) выполнению трудовых приемов;

3) самоконтролю действий.

При обучении необходимо стремиться выбирать такие условия движения, чтобы учащийся был в ситуации, которая ему знакома из теоретических занятий. Однако это выполнить довольно трудно. Уже при выполнении первых упражнений темы «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения» необходимо пересекать перекрестки, преодолевать подъемы и двигаться под уклон, встречать на своем пути пешеходов, двигаться по тяжелым дорогам и т.д. Обучение вождению в этих условиях проводится при выполнении последующих упражнений. Пока же в этих условиях на помощь учащимся должен приходить мастер, давать указания, как действовать в этой ситуации.

С первых же занятий мастер приучает учащихся постоянно следить за показаниями контрольных приборов. Для этого он периодически в движении требует сообщении учащегося о показаниях того или иного прибора, объяснения неправильных показаний, причин их появления и мер по устранению.

Практика показывает, что наиболее часто мастера при обучении вождению допускают следующие методические ошибки. Одни все обучение сводят к исправлению их ошибок в управлении автомобилем на ходу и мало времени уделяют показу и объяснениям. Другие чрезмерно увлекаются беседами, проверкой знаний материальной части и Правил дорожного движения. Третьи, стараясь научить пунктуальному выполнению правил вождения, ежеминутно вмешиваются в действия учащегося и тем самым вызывают у них боязливость, неуверенность, медлительность.

При начальном обучении, когда отрабатывается техника вождения, показ каждого приема обязательно. По мере отработки техники следует ограничиться только объяснениями, без показа. В первый период обучения замечания, сделанные во время движения машины, часто не доходят до сознания учащихся и, следовательно, бесполезны. Когда учащиеся приобретут некоторые навыки управления, такие замечания достигают цели, и если прием в целом выполняют правильно, а замечания касаются лишь дальнейшего совершенствования приема, то такие замечания уместны.

При ошибках учащихся (переключение передач, развороты, движение задним ходом) необходимо остановить машину и разобрать все ошибки. При отработке приемов, выполняемых на повышенных скоростях или в тяжелых условиях движения (обгон, движение на подъем, по песку и т.д.), где потеря скорости делает выполнение приема невозможным или где необходимы навыки в расчете и оценке дорожной ситуации, своевременные замечания мастера и его советы по ходу являются очень полезными.

Вмешательство мастера, в управление автомобилем необходимо только в исключительных случаях, когда действия учащегося могут привести или привели к возникновению аварийной обстановки. Тогда остановка совершенно обязательна. Учащемуся дают возможность самому разобраться в своей ошибке и успокоиться. Затем мастер проводит обстоятельный анализ действий учащегося, указывает, какие конкретно нарушения тот допустил и объясняет, как надо было действовать, только после этого разрешается начать движение и продолжить обучение.

Оценочными нормативами рекомендуется установить время на выполнение контрольного задания (или скорость движения) и количество ошибок, допущенных при этом. По окончании начального обучения в числе характерных ошибок указывается «нарушение техники вождения автомобиля». Под этой ошибкой понимается следующее: попытка пуска двигателя при включенной передаче, остановка двигателя по винеучащегося, включение передач при не полностью выжатой педали сцепления и не при наименьшей частоте вращения коленчатого вала; трогание с места рывком; нахождение ноги на педали сцепления после того, как оно полностью включено; неправильное положение рук на рулевом колесе; отрыв корпуса учащегося от спинки сиденья и наклон его вперед; нажатие на педаль тормоза левой ногой; недостаточный или затяжной разгон на низших передачах, нарушение последовательности переключения передач и т.д.

Обучение вождению проводят на автодромах (площадках) и маршрутах, которые согласовываются с местными органами ГИБДД.

В первоначальный период при выполнении упражнений учащиеся часто ошибаются. Эти ошибки могут превратиться в устойчивую привычку, которая в дальнейшем трудно поддается исправлению. Во избежание этого при проведении занятий необходимо руководствоваться следующими требованиями:

- четкость действий необходимо вырабатывать у обучаемого уже в начальный период формирования навыков;

- каждую ошибку учащегося следует немедленно исправлять, объясняя при этом, к каким последствиям она может привести;

- давать учащемуся возможность самостоятельно, осознанно, путем неоднократных повторении исправлять эту ошибку.

Если обучаемый контролирует свои действия и самостоятельно предотвращает неправильные действия, значит, он сознательно осваивает упражнения.

В случае, когда учащийся растерян и не может исправить свои ошибки, мастер дополнительно демонстрирует операцию, поясняя причину его неверных действий.

При движении по учебному маршруту учащийся должен развивать наблюдательность, соблюдать правила дорожного движения, следить в зеркало заднего вида за движением сзади. Для этого, после проезда определенного участка пути, мастер дает команду остановить автомобиль и спрашивает учащегося, что он видел при движении перед автомобилем, позади него, что показывали приборы, какие знаки встречались на пути и.т.д.

Учащиеся должны соблюдать правильность посадки за рулем, сосредотачивать внимание на проезжей части.

В процессе обучения движению по учебному маршруту необходимо требовать от учащихся выполнения требований дорожных знаков и указателей.

Учащиеся самостоятельно отрабатывают задание в следующем порядке: первоначально каждую операцию или прием в отдельности до четкого запоминания последовательности их выполнения, т. е. усваивают технологию выполнения упражнения пооперационно, а затем приступают к тренировке навыка в целом.

При формировании навыков управления автомобилем мастер может использовать следующий методический прием:

1) учащемуся предлагается запомнить алгоритм выполнения операции (например, трогание с места);

2) отработать каждое действие алгоритма в отдельности;

3) перед выполнением операции в целом учащийся проговаривает вслух алгоритм выполнения операции;

4) учащийся выполняет операцию, называя вслух каждое очередное действие (упражнение повторяется до приобретения устойчивого навыка.

Алгоритмы заранее составляются мастером и заранее выдаются учащимся на карточках.

После выработки достаточно устойчивого навыка выполнения изучаемых операций мастер переходит к тренировке у обучаемого быстроты реакции по принятию решений.

Развитие наблюдательности и глазомера. Наблюдательность у водителя развивается в процессе тренировки зрительной памяти, внимательного обзора обстановки, быстрого анализа изменений дорожных условий при движении автомобиля. Чтобы у учащихся развивалась наблюдательность, мастер требует:

- оценивать обстановку перед троганием: нет ли препятствий впереди, сзади, дан ли предупредительный сигнал о начале движения;

- при движении по маршруту оценивать его характер (перекрестки, дорожные знаки, подъезды, спуски и другие элементы маршрута).

В процессе вождения учащиеся развивают статический и динамический глазомер. Для этого, проезжая через ворога, мосты, железнодорожные переезды, учащийся определяет на глаз расстояние, на котором необходимо переключать передачи при изменении условий движения (например, при подъезде к препятствию).

Мастер для развития статического глазомера учащихся должен подбирать упражнения на определение линейных величин и габаритных размеров неподвижных предметов (например, расстояние до ближайших ворот, столба, внутренние габаритные размеры ворот и т. д.).

Динамический глазомер вырабатывается в процессе движения.

В конце каждого занятия на заключительном инструктаже мастер подводит итоги выполнения задания — оценивает действия обучаемого, а также, при необходимости, дает индивидуальное задание на дом.

Приобретенные учащимися навыки оцениваются на основе фиксированных мастером в ходе занятий таких показателей, как время и качество подготовки машин к выполнению задания, проявление самостоятельности в отработке упражнений, точность выполнения и отсутствие резких движений, соблюдение безопасности труда.

При оценке навыков вождения учитываются время, затраченное на проезд по маршруту, и допущенные при этом ошибки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...