Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Проведение занятий




Общие требования.

Индивидуальным подход к учащимся. Мастер должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и учитывать их в своей учебно-воспитательной работе.

Для того чтобы учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, мастер до начала занятий должен ознакомиться с их характеристиками, побеседовать с каждым. Нужно понимать, что одинакового педагогического подхода ко всем учащимся быть не может. Одни подвижны, сообразительны, с быстрой реакцией, другие, наоборот, отличаются замедленной реакцией, мало сообразительны. Одни обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, другие наоборот, бывают рассеянны, несобранны. Часть учащихся обладает хорошей зрительной памятью, другие — слуховой. Все это мастер оценивает по поведению, поступкам, проявлению характера учащихся, их отношению к занятиям, труду, заинтересованности к избранной профессии водителя.

Связь теории с практикой. Правильное сочетание теории с практикой основное требование учебного процесса при подготовке водителей. Учащийся не только запоминает рассказанное, но и многократно сам выполняет те или иные действия. Индивидуальные занятия по вождению начинаются с первых недель обучения. В процессе обучения мастер опирается на полученные ранее знания обучаемых. Учащийся должен не механически, а продуманно выполнять все действия.

Обучение соблюдению правил безопасности труда и противопожарной безопасности. Для успешного обучения мастер должен сам строго соблюдать правила безопасности груда и требовать этого от учащихся. Для того чтобы на занятиях не было несчастных случаев, учащимся без разрешения мастера или в его отсутствие запрещается занимать место в салоне (кабине) автомобиля, пускать двигатель, трогать автомобиль с места, проводить операции технического обслуживания и устранять неисправности.

Перед выполнением учащимися упражнений по вождению автомобиля мастер обязан по каждому упражнению ознакомить учащихся с правилами безопасности труда и противопожарной безопасности и добиваться строгого их выполнения.

Мастер следит за тем, чтобы использованные обтирочные материалы учащиеся собирали в металлические ящики с крышками. Он должен объяснить учащимся, что эти материалы обладают свойством самовозгорания. Нельзя возле автомобиля допускать курение, пользоваться открытым огнем, паяльной лампой и т.д.

Воспитание у учащихся бережного отношения к транспортному средству, экономному использованию топливо-смазочных материалов и экологической культуры. Мастер должен научить учащихся беречь технику, своевременно устранять неисправности. Он должен объяснить учащимся, к чему приводит работа на технически неисправной машине. Мастер должен подчеркнуть, что для повышения срока службы двигателя и экономного расходования топлива надо сокращать до минимума работу двигателя на холостом ходу, правильно выбирать режим его работы. Мастер следит за тем, чтобы при проведении технических обслуживании учащиеся не разливали масло, горючее, экономно использовали обтирочный материал. Он объясняет необходимость предотвращения и уменьшения загрязнения окружающей среды.

Вводный инструктаж.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных заданий ведется мастером в журнале учета единого образца.

Мастер в организационной части урока должен оценить физическое и психологическое состояние учащихся, их деловой настрой, отметить отсутствующих и по возможности выявить причины.

После этого мастер переходит к последующим элементам занятия в соответствии с планом.

Повторение учебного материала. Перед изучением нового материала мастер проводит повторение ранее пройденного. Повторение это система разнообразных приемов и форм учебной работы, имеющих целью углубление, расширение и систематизацию изученного материала и обеспечивающих прочное сохранение его в памяти.

Основные педагогические требования к повторению:

- повторение следует проводить по свежим следам, начиная с первых дней после первоначального изучения учебного материала;

- повторение должно обеспечивать поддержание единого уровня знаний учащихся на каждом этапе учебной работы;

- повторять нужно наиболее существенное, определяющее главное содержание темы, раздела, предмета;

- повторение должно способствовать установлению внутрипредметных и межпредметных связей.

Различают повторение начальное - в целях повторения материала, изученного давно; текущее - повторение в органической связи с изучением нового материала; обобщающее - систематизация практических знаний учащихся но одной или нескольким темам (рубежное повторение); заключительное - обобщение и систематизация практических знаний.

Закончив повторение пройденного материала, мастер сообщает учащимся тему, цель и содержание занятия, указывает конкретные задания, которые они должны выполнять.

Цель вводного инструктажа - подготовить учащихся к выполнению упражнений. Мастер объясняет последовательность действий, особенности выполнения отдельных приемов и показывает правильное их выполнение. Особое внимание уделяет разъяснению требований безопасности движения. Вводный инструктаж проводится на месте, а при необходимости и в движении (показ действий).

Для выяснения знаний по новой теме проводит опрос учащихся или беседу.

Если обнаружены пробелы в знаниях учащихся, необходимо дать краткое объяснение в ходе вводного инструктажа.

В ходе опроса мастер выясняет также представления учащихся о самоконтроле по тем или иным операциям.

Изложение нового материала. Мастер знакомит учащихся с порядком выполнения отдельных операций задания.

Образцовый и умелый показ мастером рациональных трудовых приемов выполнения операций имеет очень большое дидактическое и воспитательное значение, а поэтому каждый элемент показа надо предварительно тщательно проанализировать и отработать практически.

Во второй части вводного инструктажа мастер дает пояснения по отдельным операциям.

В начале он останавливается на некоторых из уже известных учащимся операций, но при выполнении которых они допускают ошибки.

Мастер указывает на причины ошибок и демонстрирует приемы правильного выполнения операций.

Затем называет вновь изучаемые операции, объясняет и показывает выполнение наиболее сложных из них.

Следует разъяснить учащимся, что знание причин возможных ошибок и их предупреждение являются составной частью самоконтроля (предваряющий самоконтроль). Мастер приводит примеры распространенных ошибок при выполнении данного задания.

Обращает особое внимание на соблюдение безопасности и культуру труда.

 

Текущий инструктаж.

Текущий инструктаж мастер проводит в процессе самостоятельной работы учащихся.

Цель текущего инструктажа - сформировать навыки безопасного и правильного выполнения трудовых операций. Мастер контролирует выполнение упражнения учащимся, руководит его действиями, особенно тщательно добиваясь точного соблюдения требований безопасности.

В процессе обучения от учащегося требуется беспрекословное и точное выполнение указаний мастера.

Основным содержанием самостоятельной работы учащихся является выполнение упражнений.

В ходе текущего инструктажа при выполнении самостоятельной работы учащихся обращает внимание на следующие элементы деятельности учащихся:

1) приемам безопасного труда;

2) приемам рационального и точного выполнения трудовых приемов;

3) успешности освоения упражнений:

4) самоконтролю действий.

Мастер указывает учащимся на их недостатки в осуществлении самоконтроля и объясняет, какие конкретные действия по самоконтролю нужно проводить.

Упражнения. Упражнения - многократное и целенаправленное выполнение учащимися определенных операций, действий, трудовых приемов в целях их освоения, а также закрепления и совершенствования практических знаний, формирования у них умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач.

Дидактические требования к упражнениям: целенаправленность, сознательность, наличие необходимых знаний у учащихся, формирование у них профессиональных умений; последовательность и взаимосвязь трудовых действий, постепенное повышение сложности дидактических задач, степени самостоятельности учащихся, разнообразие дидактических задач по содержанию, правильное распределение по времени, систематичность и регулярность проведения.

Виды упражнений: репродуктивные - (решение учебных задач, изучение устройства и принципов работы машин, механизмов, пользование инструментом и т.д., чтение и анализ чертежей, схем, таблиц, графиков и т.п.; выполнение графических работ; чтение технической документации; выполнение операций по управлению автомобилем); продуктивные - систематизация изученного материала, решение диагностических задач, задач на принятие решений в сложных дорожных ситуациях.

Мастер организует руководство упражнениями посредством:

- четкой постановки цели и задач предстоящих упражнений;

- предупреждения учащихся о возможных типичных ошибках и способах их предупреждения;

- оказания помощи учащимся;

- отказа от излишней опеки учащихся;

- осуществления промежуточного контроля хода и результатов упражнения;

- приучения учащихся к самоконтролю деятельности.

Заключительный инструктаж.

Контроль и оценка усвоения практических знаний, умений и навыков.

В производственном обучении приобретение учащимся практических знаний является одной из важнейших целей.

Теоретические знания - это система основных понятий, законов и закономерностей изучаемых процессов.

Практические знания - это система понятий о способах и структуре выполнения действии.

Теоретические знания помогают овладевать практическими знаниями, но не могут заменить их.

Под навыками понимают способы выполнения действий, имеющие автоматизированный характер благодаря упражнению.

Умения - что способы, или приемы решения человеком теоретических и практических задач. Формирование практических умений и навыков в значительной мере опирается на знания и опыт учащихся.

Одним из условий формирования практических знаний и навыков является правильная, объективная оценка мастером действий учащихся при выполнении задания.

Отсутствие оценки учебных достижений, ее необъективность, противоречивость, неопределенность приводят к снижению интереса к учению.

Для обоснования оценки мастер должен руководствоваться общепринятыми критериями:

1) соблюдение правил безопасности труда;

2) степень правильности выполнения упражнения. Наличие (отсутствие) ошибок при выполнении трудовых приемов. Соблюдение технических требований к выполнению упражнения и указаний инструкций;

3) владение приемами самоконтроля и планирования действий;

4) выполнение установленных количественных и качественных показателей работы (количество упражнений, норма времени, качество результата работы);

5) правильность организации рабочего места и труда. Культура труда. Степень самостоятельности в работе. Владение переносом знаний, умений и навыков.

Важным показателем усвоения учебного материала является умение учащихся применять на практике теоретические знания.

Опрос может проводиться в форме беседы с взаимным комментированием ответов учащихся.

После выполнения задания проводится контроль усвоения нового материала.

Цель заключительного инструктажа - подвести итоги занятия, оценить достигнутые учащимися результаты в выполнении задания. Мастер, анализируя занятие, отвечает на вопросы учащегося, отмечает допущенные ошибки, указывает, как их можно устранить, на что обратить внимание; выставляет опенку за выполненное упражнение, сообщает день и часы следующею занятия по вождению в соответствии с графиком.

При оценке усвоения нового материала отмечается полнота и качество выполнения учащимися упражнений, раскрываются причины неправильного выполнения отдельных операций (несоблюдение требований безопасности труда, несобранность учащихся, медлительность, слабые знания правил управления автомобилем и др.).

Анализ ошибок учащихся заключается в выяснении причин их возникновения, объяснении и показе трудовых приемов выполнения операций, в которых наиболее часто ошибались учащиеся.

Итоговые оценки каждому учащемуся объявляются с их обоснованием, т.к. каждая оценка имеет не только обучающее, но и воспитывающее значение, учащийся не должен сомневаться в ее объективности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...