Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшие различия психики животных и человека




 

Итак, развитие жизни приводит к такому изменению физи­ческой организации животных и возникновению у них таких органов, функцией которых является отражение окружающей их действительности. От чего же зависит характер этой функ­ции? Почему в одних условиях эта функция выражается, на­пример, в отражении отдельных свойств, а в других — в отражении целостных вещей? Это зависит от объективного строе­ния деятельности животных, практически связывающей этих животных с окружающим миром. Отвечая изменению условий существования, строение и деятельность животных также из­меняются, тем самым вызывая необходимость такого преобра­зования органов и их функций, которое приводит к возникно­вению новой формы психического отражения. Рассматривая раз­витие психики животных, мы подчеркивали прежде всего раз­личия между ее формами. Теперь необходимо выявить то об­щее, что характеризует эти различные формы, обусловливая ка­чественные отличия и деятельности животных и их психики от человеческой деятельности и сознания.

Первое отличие всякой деятельности животных от деятель­ности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической.Иначе говоря, деятельность жи­вотного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их ин­стинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь сто­роны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объ­ективно предметного отражения действительности. Таким об­разом, для животного всякий предмет окружающей действи­тельности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Следующая черта, отличающая психику животных от чело­веческого сознания, состоит в следующем: отношения живо­тных к себе подобным не отличаются от их отношения к дру­гим внешним объектам, т.е. также принадлежат к кругу их ин­стинктивных биологических отношений, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы считают, что у животных существует разделение труда, и при этом обыч­но указывают на общеизвестные примеры из жизни пчел, му­равьев и других общественных животных. В действительности у этих животных никакого настоящего разделения труда не су­ществует. Хотя отдельные особи у них и выполняют в сообще­стве различные функции, в основе этого различия лежат непос­редственно биологические факторы, а не объективные условия. Последнее доказывается строго определенным фиксированным характером самих функций.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом оп­ределяют и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздей­ствует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внут­ренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отра­женную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный речевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биоло­гический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, су­ществуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, ког­да она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлич­но, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следо­вательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями дей­ствительности, сходством объективного отношения к ним жи­вотного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены •устойчивого объективного предметного значения. То есть об­щение животных и по своему содержанию и по характеру осу­ществляющих его конкретных процессов также полностью ос­тается в пределах их инстинктивной деятельности.

Возникновение и психологическая характеристика сознания человека представляет собой начало нового, высшего этапа раз­вития психики. Сознательное отражение, в отличие от психи­ческого отражения, свойственного животным, — это отраже­ние предметной действительности. Наиболее полную характе­ристику сознания дает А.Н Леонтьев в книге «Деятельность, Со­знание, Личность». Он пишет, что само существование внут­ренних психических явлений, самый факт представленности субъективной картины мира составляло центральную тайну че­ловеческой психики. В домарксовский период психология, хотя и называла себя наукой о сознании, никогда ею не была. На самом деле сознание всегда выступало как условие протекания психических процессов. Очень распространенной была точка зрения, заключавшаяся в том, что, хотя существование созна­ния и представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выво­димо только из самого себя.

Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно, особую форму пси­хики. Хотя сознание и имеет свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у чело­века в процессе становления труда и общественных отноше­ний. Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам. Первая из этих особенностей за­ключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность че­ловека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подав­ляет их (например, героизм).

Вторая отличительная черта сознательной деятельности че­ловека заключается в том, что в отличие от поведения животно­го она необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды. Известно, что человек может отражать условия среды несравненно глубже, чем животное. Абстрагируясь от непос­редственного впечатления, он может проникать в глубокие свя­зи и отношения вещей и при этом ориентироваться не на внеш­ние впечатления, а на более глубокие их закономерности.

И, наконец, третья особенность, которая отличает сознатель­ную деятельность человека от поведения животного, заключа­ется в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опы­та, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не являет­ся результатом его собственного опыта, а приобретается усвое­нием общественно-исторического опыта поколений, что корен­ным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Что же характерно для тех форм жизни, которые отличают сознательную деятельность человека от поведения животных и в которых нужно искать условия, формирующие эту сознатель­ную деятельность? Особенности высшей формы жизни, свой­ственной только человеку, надо искать в социально-историче­ской форме жизнедеятельности, связанной с общественным тру­дом, употреблением орудий и возникновением языка. Остано­вимся подробнее на социально-исторических корнях сложной сознательной деятельности человека.

 

Заключение

 

Переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой, общественной по своей природе, трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального строения деятельности и возникновением новой формы отражения действительности. Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных и не только приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития.

 

Список используемой литературы

 

1.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003. – 487с.

2.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-448с.

3.

Общая психология: Курс лекций /Под ред. Е. И. Рогова. - М.: ВЛАДОС, 2006.-503с.

4.

Петровский А.В. Общая психология. - М., 2000. – 253с.

5.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2002.- 235с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...