Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интеллектуальное поведение животных




У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лест­ницы, в частности у приматов, возникают новые формы инди­видуально-изменчивого поведения, которые с полным основа­нием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Особенность последнего заключается в том, что ориентировка в условиях задачи не протекает здесь в условиях двигательных проб, а начинает предшествоватьим, выделяясь в особую форму предварительной ориентировочной деятельности, в процессе ко­торой начинает вырабатываться схема (программа) дальнейше­го решения задачи, в то время как движения становятся лишь исполнительным звеном в этой сложно построенной деятель­ности. Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

—ориентировочно исследовательскую деятельность, приво­дящую к ормированию схемы решения задачи;

—формирование пластически изменчивых программ пове­дения, направленных к достижению цели;

—сличение выполненных действий с исходным намерением.
Характерным для такого строения сложной деятельности явля­ется ее саморегулирующийся характер:если действие приводит кнужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит кнужному эффекту — в мозг животного поступают со­ответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаютсяснова.

Два существенных явления отличают эту форму поведения животных: так называемый экстраполяционный рефлекси раз­витие усложняющихся форм памяти. Так, экспериментально ус­тановлено, что некоторые животные проявляют в своем пове­дении способность не подчиняться непосредственному воспри­ятию предмета, а прослеживать его движения и ориентировать­ся на ожидаемое перемещение объекта (эксперимент с прозрач­ной трубкой). Экстраполяционный рефлекс, который имеет осо­бую форму предвосхищающего поведения,является одним из важ­ных источников для формирования более высоких интеллекту­альных видов индивидуально-изменчивого поведения.

Другим источником, создающим существенные условия для формирования интеллектуального поведения, являются возра­стающая сложность восприятияи большая прочность памяти.Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называе­мыми отсроченными реакциями.Животное помещалось на при­вязь, и на его глазах в ящик клали приманку. Через некоторое время животное" отпускали: если след в его памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий. Приведем для примера длительность сохранения следов образ­ной памяти у различных животных:

крыса   — до 10—20 с,

собака  — до 10 мин,

обезьяна — до 16—48 ч.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредст­венное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить при­манку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь исполь­зовав обходной путь через дверь, расположенную в задней сте­не клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась не­посредственно достать приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал пери­од, когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из пе­риода непосредственных проб в период предшествующего по­пытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь ис­полнением ранее выработанного «плана решения».

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интел­лектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется раз­личными исследователями по-разному. Одни считают возмож­ным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения.Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что исполь­зование орудий обезьянами следует рассматривать как резуль­тат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревь­ях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуально­го поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отноше­ния между предметами и предвосхитить результат данной ситу­ации. И.П.Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно вы­сшим млекопитающим и достигает особенно высокого разви­тия у человекообразных обезьян, представляет собой ту верх­нюю границу развития психики, за которой начинается исто­рия развития психики уже совсем другого, нового типа, свойст­венной только человеку, — история развития человеческогосознания.Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчет­ливо выступают его основные стадии и управляющие им зако­номерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям сущест­вования животных и новым шагом в усложнении их.физиче­ской организации.

Так, приспособление к более сложной среде приводит к диф­ференциации у животных простейшей нервной системы и спе­циальных органов чувствительности. На этой основе и возни­кает элементарная сенсорная психика— способность отражения отдельных свойств среды. С переходом животных к наземному образу жизни и (в результате этого) с развитием коры головно­го мозга возникает психическое отражение животными целост­ных вещей — перцептивная психика.Наконец, дальнейшее ус­ложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще бо­лее совершенного мозга, способствует появлению у животных возможности чувственного восприятия ими объективных соот­ношений вещей в виде предметных ситуаций. Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособле­ния животных к среде и психическое отражение является фун­кцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.

Совсем иную форму, характеризующуюся совершенно дру­гими чертами, представляет собой психика человека — челове­ческое сознание.Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, уп­равляющих развитием психики. Если на всем протяжении ис­тории животного мира общими законами, которым подчиня­лись законы развития психики, были законы биологической эво­люции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...