Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика свойств живых существ: раздражительности, саморегулирования и чувствительности.




РЕФЕРАТ

по теме: "Основные этапы развития личности"

 

 

Выполнил:ст-т гр.АД-1-14

Шашлов Н.А.

Проверила:

Доцент,к.н.

Дашкова С.В.

 

Волгоград 2018

Основные этапы развития психики

Введение

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Характеристика свойств живых существ: раздражительности, саморегулирования и чувствительности.

Проблема возникновения, т.е. генезиса, психики и проблема ее развития теснейшим образом связаны между собой. Поэтому общий подход к процессу психического развития характеризу­ется особенностями теоретического разрешения вопроса воз­никновения психики.

Как известно, существует целый ряд попыток принципиаль­ного решения этой проблемы. Прежде всего, это точка зрения, получившая название «антропопсихизм», в истории философ­ской мысли связанная еще с именем Р.Декарта. Сущность ее в том, что возникновение психики связывают с появлением че­ловека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе. Приверженцы этой точки зрения встречаются и в насто­ящее время. Другая, противоположная теория называется уче­нием о панпсихизме,т.е. о всеобщей одухотворенности приро­ды. Между этими противоположными взглядами существуют и промежуточные взгляды, наиболее популярные, в первую оче­редь биопсихизм.Сущность биопсихизма заключается в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

Существует и еще один взгляд на решение данной пробле­мы: психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему. Эту точку зрения называют концепцией нейропсихизма.

Материалистическая психология не может безоговорочно принять ни одну из этих концепций. Научная психология исходит из совершенно иных положений и ставит перед со­бой задачу подойти к ответу на вопрос о происхождении пси­хики, описать условия, в результате которых должна была появиться эта сложнейшая форма жизни. Известно, что ос­новным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для своего вы­живания они должны усваивать (ассимилировать) из окру­жающей среды те вещества, которые являются предметом пи­тания и необходимы для поддержания их жизни; одновре­менно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада, усвоение которых может нарушить их нормальное существование. Оба этих процесса — ассимиляция и дисси­миляция — составные части обмена веществ и являются основным условием существования сложных белковых образо­ваний.

Естественно, что эти сложнейшие белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отве­чать на воздействие полезных веществ или тех условий, кото­рые содействуют усвоению этих веществ, и на вредные воздей­ствия, грозящие их дальнейшему существованию. Так, напри­мер, эти молекулы положительно реагируют не только на пита­тельные вещества, но и на свет, тепло, способствующие усвое­нию. Они отрицательно реагируют на сверхсильные воздейст­вия — механические или химические, которые мешают их нор­мальному существованию. На нейтральные воздействия, не вхо­дящие в процесс обмена веществ, они не реагируют.

Свойство коацерватов реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ, оставляя без ответа индифферент­ные воздействия, называется раздражимостьюи проявляется при переходе от неорганической материи к органической. Следова­тельно, можно сделать следующий вывод: всякий живой орга­низм избирательно (активно) относится ко всем внешним раз­дражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свой-'ство живой материи — саморегулирование.Раздражимость — это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и жи­вотных форм. Это способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний. Таким образом, уже при переходе к органическому миру возни­кает качественно новая форма отражения, являясь, однако, бо­лее высокой вовсе не в смысле большей точности, если гово­рить, например, об отражении в зеркале, по сравнению с отра­жением в воде. Развитие отражения при переходе к живой ма­терии выражается в том, что первоначально оно как раз утрачи­вает характер прямого отпечатка, свойственный в некоторых случаях отражению в неорганическом мире. Но оно утрачивает и свой пассивный случайный характер и впервые становится необходимым условием самого существования тела.

Процессы раздражимости по отношению к жизненно важ­ным воздействиям, выработка высокоспециализированных форм раздражимости и сохранение их с передачей последующим по­колениям характеризуют ту стадию развития жизни, которую обычно обозначают как растительную жизнь.Такие явления, как рост корня растения в глубь почвы, или неравномерный рост ствола в зависимости от освещенности, или поворот растения в направлении солнечных лучей, — все это результат явлений раз­дражимости к биотическим воздействиям. Существенным для растительной жизни является одно важное обстоятельство. Растения, реагирующие усиленным обменом на биотические воз­действия, не «замечают» посторонних воздействий в процессе непосредственного обмена веществ. Они не ориентируются ак­тивно в окружающей среде и могут, например, погибнуть от отсутствия света или влаги, даже если источники света или вла­ги существуют совсем близко, но не оказывают на него непос­редственное воздействие.

От этой пассивной формы жизнедеятельности резко отлича­ются формы существования на следующем этапе эволюции — стадии животной жизни. А.Н Леонтьев выдвинул гипотезу, что чувствительность, как зачаточная форма психического отраже­ния, возникает в ходе развития простой раздражимости, прису­щей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Со­гласно гипотезе А.Н.Леонтьева, характерным для каждого жи­вотного организма, начиная с простейших, является тот основ­ной факт, что животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен ве­ществ, но и на «нейтральные», биологически незначимые, если только они сигнализируют о появлениях жизненно важных воз­действий. Иначе говоря, животные, даже простейшие, активно ориентируются в окружающей обстановке, ищут жизненно важ­ные условия и реагируют на всякие изменения среды. Эта спо­собность реагировать на нейтральные, биологически незначи­мые раздражители при условии, что они сигнализируют о появ­лении жизненно важных воздействий, называется чувствитель­ностью.Появление чувствительности, согласно гипотезе А.Н Ле­онтьева, и может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражи­телям, если они начинают сигнализировать о появлении жиз­ненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, ак­тивно реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира.

На первых порах выработка такого индивидуально меняю­щегося поведения происходит относительно медленно, однако, несмотря на это, его удается наблюдать даже в условиях экспе­римента (например, эксперимент, проведенный немецким уче­ным Брамштедтом), когда одноклеточные чувствительны к теп­лу, но не чувствительны к свету. Поэтому если их поместить в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то время как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредоточиваются в нагретом кон­це камеры. Однако, если в течение длительного времени осве­щать нагретый конец камеры и затемнять ненагретый, положе­ние дела меняется, и одноклеточные становятся чувствительны к свету, который сейчас приобретает для них значение сигнала к повышению температуры. Индивидуальное поведение про­стейших, резко отличающее их от растений, изменяется отно­сительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают.

Описанные процессы раздражимости по отношению к био­тическим влияниям, чувствительности, и по отношению к нейтральным раздражителям, сигнализирующим о появлении жизненно важных воздействий и элементарном сохранении следов, достаточны для поддержания жизни одноклеточных животных, однако их недостаточно с переходом к многокле­точным.

Переход к многоклеточным существенно усложняет условия существования: повышается роль активной ориентировки во внешней среде, становится необходимым обеспечение более сложных движений и более быстрой проводимости возбужде­ния. Это и приводит к значительному усложнению строения тела многоклеточного, выделению клеток специализированной рецепции раздражений и появлению первых сократительных кле­ток, несущих ту же функцию, что и мышечные клетки, на даль­нейших этапах эволюции, а также к образованию элементар­ной нервной системы, которая носит характер диффузной, се­тевидной нервной системы.

Все это особенно отчетливо можно видеть в строении тела относительно простых многоклеточных, относящихся к классу кишечнополостных (например, медузы, актинии или морской звезды). Характерным для этой стадии развития многоклеточ­ных является то, что проводимость возбуждения ускоряется (бла­годаря появлению сетевидной нервной системы) во много раз. Однако, несмотря на преимущества, диффузная нервная систе­ма имеет и свои ограничения: возбуждение равномерно рас­пространяется по сетевидной нервной системе на все тело жи­вотного. Естественно, что отсутствие постоянного ведущего ор­гана, который мог бы не только воспринимать, но'и перераба­тывать, кодировать полученную информацию, существенно ог­раничивает возможности поведения на этом уровне. Эти недо­статки устраняются на дальнейших этапах эволюции, особенно с переходом к наземному существованию и формированием бо­лее сложной ганглиозной нервной системы.

Переход к наземному существованию связан со значитель­ным усложнением условий жизни.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...