Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нормативные требования к оценке состояния психологической⇐ ПредыдущаяСтр 65 из 65
работы(изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ) Оценка состояния психологической работы предполагает определение степени соответствия ее результатов намеченным целям, а также процессуального соответствия данной деятельности нормативным требованиям. При изучении организации и состояния психологической работы оцениваются: • знание должностными лицами функциональных обязанностей, связанных с их участием в мероприятиях психологической работы, и их практическое выполнение; • способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания; • профессиональная компетентность психолога (психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления; знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в ВС РФ; знание и соблюдение этических норм деятельности; самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности; владение навыками эффективной профессиональной коммуникации; умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени); • наличие, качество текущего и перспективного планирования работы (отражение в планах требований руководящих документов; учет специфических задач и особых периодов в жизни и деятельности части, соединения, объединения; учет национально-психологических особенностей населения, социально-экономической и общественно-политической обстановки в районе дислокации; отражение участия психолога в общих мероприятиях воспитательной работы); • наличие формализованных рабочих документов, качество их оформления и ведения (журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости, журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью) и материалов психодиагностических исследований; • наличие периодической отчетности о состоянии психологической работы за период обучения и год, о морально-психологическом состоянии личного состава, об итогах изучения пополнения; • учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с военнослужащими; • удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими их нормальное психологическое самочувствие, отсутствие нервно-психических срывов, исключающими чрезмерное психофизическое напряжение; • удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы; • объективность и точность психологической информации, своевременность, конкретность и действенность рекомендаций и предложений психолога должностным лицам; • систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности; • качество изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах; Приложение 17 467 • состояние работы с военнослужащими, имеющими признаки нервно-психической неустойчивости, затрудненной адаптации к условиям воинской службы, девиаитно-го поведения; • организация обучения кадров психологической работы, их методическое обеспечение; • состояние материально-технической базы психологической работы (наличие отдельного рабочего кабинета для психолога, комнаты психологического консультирования, комнаты психологической помощи, вычислительной техники, аудио-, видеотехники, материалов для психодиагностического обследования, психологической литературы, канцелярских принадлежностей, средств для психологической подготовки военнослужащих). Состояние психологической работы оценивается «удовлетворительно», если: • должностные лица знают и выполняют функциональные обязанности и требования руководящих документов, определяющих их участие в психологической работе; • текущее и перспективное планирование работы соответствует предъявляемым требованиям; • практическая работа проводится методически грамотно, документально оформлена и дает положительные результаты; • проводится периодический анализ и отчет о проделанной работе, обобщается и распространяется передовой опыт, разрабатываются психологически обоснованные предложения и рекомендации руководящему составу; • материально-техническая база позволяет осуществлять практическую работу, имеется в необходимом количестве и в готовности к применению. Отсутствие вычислительной, аудио-, видеотехники, комнаты психологической разгрузки не является основанием для снижения оценки. Состояние психологической работы оценивается «неудовлетворительно» при несоответствии одному из требований на «удовлетворительно». Приложение 18 Рекомендации по проведению беседы с потенциальным суицидентом (по Э. Гроллману) 1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти. 2. Примите суицидепта как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться па самоубийство. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства. 3. Установите заботливые взаимоотношения. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека. 4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с кем-то. Помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Несмотря па то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем. 5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей, тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь па свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения чем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого. 6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что Приложение 18 469 Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?», «Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства?», «Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?», «Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти. 7. Не предлагайте неоправданных утешений. Причина, но которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности, то депрессивный человек может посчитать ваше суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете» — как проявление отвержения и недоверия. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя» — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными. 8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Необходимо помочь определить источник психического дискомфорта. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время?», «Когда вы почувствовали себя хуже?», «Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены?», «К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет. Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас». Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды? 9. Вселяйте надежду. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о 470 Приложение 18 существующей способности желать и достигать. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно. 10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше. 11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить в пункт скорой помощи или обратиться в поликлинику. Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем, для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным. 12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным, госпитализация же может принести облегчение как больному, так и семье. 13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже чем через три месяца после начала психологического кризиса. Приложение 19 Модели психологической помощи в рамках основных теоретических направлений Гуманистическое направление в психотерапии— одно из трех основных направлений современной психотерапии, к которым также причисляют динамическое направление и поведенческое. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу и др. Это направление наименее однородно. К нему относят личностмо-центрировапную психотерапию, экзистенциальную психотерапию, логотерапию, гештальт-тсрапию, дазайнанализ, психоимажинативную терапию, эмпирическую психотерапию, биоэнергетический анализ, структурную интеграфию, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзэн-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов. Общей чертой концепций, относящихся к гуманистическим, является подчеркивание гуманистической сущности человека, проявляющейся в его потребностях и стремлениях к развитию, самоактуализации и самореализации, близким и теплым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни. В этих концепциях исходным пунктом для конструктивного индивидуального развития является бытие в настоящем, а нарушения трактуются как результат торможения или блокирования внешними факторами потенциальных возможностей человека. Лечение понимается как преодоление этих барьеров путем освобождения личности от давлений и пут, расширение диапазона сознания для совершения выборов, опирающихся на подлинные ценности и нормы, а также для обретения внутренней свободы. Гуманистическая психотерапия основывается на следующих предположениях. 1. Лечение есть встреча равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом. Оно помогает клиенту восстановить свой естественный рост, чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть, по мнению других. 2. Улучшение у клиентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия. Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению клиентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляют и которые блокируют их рост. 3. Как и при психодинамическом подходе, терапия способствует инсайту, однако, в феноменологической терапии инсайт — это осознание текущих чувств и восприятий, а не бессознательных конфликтов. Наилучший способ создания этих правильных условий — установление отношений, при которых пациент чувствует безусловное принятие и поддержку. Терапевтические изменения достигаются не вследствие применения специфических техник, а вследствие переживания пациентом этих отношений. 4. Пациенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения. Наилучшим способом терапии считается знаменитая «триада Роджерса»: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность. Карл Роджерс, практикуя психодинамическую терапию, убедился в том, что неформальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую «недирсктивную терапию». Ом позволял своим пациентам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со своей стороны. Этот подход сейчас называется «клиент-центрированной терапией». Вего основе лежат три важных принципа. «Безусловное позитивное отношение» предполагает искреннюю заботу о клиенте, принятие его как человека, доверие к его способности изменяться. Это означает готовность слушать клиента, не прерывая его, принимая то, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим», «странным» или «героическим» это ни казалось. Те- 472 Приложение 19 рапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не даст советов. Эмпатия предполагает внутренний взгляд па клиента, стремление понять, как выглядит мир с его точки зрения. Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений. Искусная реализация этих положений приводит к росту уверенности клиента в себе. Он начинает лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, и становится более продуктивным и спокойным. В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальт-тера-пия (Фредерик Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Гештальт-терапия — это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзэн-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего). Основное значение слова «гештальт» можно передать как «паттерн» или «конфигурация» — специфическая организация частей, которая составляет определенное целое. Основной принцип подхода гештальт-психологии состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого, поскольку целое определяется взаимодействием и взаимозависимостью частей. По представлениям Ф. Перлса сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Ф. Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. Основными понятиями гештальт-теории являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость. Фигура и фон. В процессе саморегуляции здоровый человек сам выбирает, какая информация для него в данный момент наиболее важна. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план — это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. В понимании Перлса фигура выступает в качестве доминирующей потребности, ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание. Как только желание выполняется, гештальт завершается, отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. В случаях, когда потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому гештальту. Такая неотреагированная потребность, по мнению Перлса, становится причиной многих незавершенных проблем. Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившем название здесь и теперь. Невротик не способен жить в настоящем, поскольку песет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Задача состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме, а предложить клиенту сфокусироваться па осознании того, что переживается им в настоящем; фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как часть этого опыта в настоящем; тогда клиенту предлагается вновь проиграть их, вновь пережить их, чтобы закончить и ассимилировать их в настоящем. Приложение 19 473 Противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Каждый из нас может одновременно любить и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела. Полностью осознавая противоположности своего «Я», своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя. Противоположные стороны нашего «Я» в гештальт-терапии получили название нападающего и защищающегося. Одна из задач гештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение. В гешталь-терапии существуют пять механизмов нарушения процесса восприятия жизненных событий и процесса саморегуляции. Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри «Я», па других, на окружающую среду (она противоположна инт-роекции). При проекции граница между собственным «Я» и средой смещается в сторону среды. Если иптроецирующий субъект делает полем битвы свое «Я», то проецирующий — окружающий мир. Ретрофлексия означает «обращение назад па себя». При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае — на коррекцию собственных эмоций и поведения (например, в речи это фразы типа «Я должен заставить себя сделать это»). Дефлексия — уклонение от реального контакта, избегание непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Слияние (или коифлуенция) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Выражается в том, что люди с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от мыслей, чувств и желаний других людей, они полностью идентифицируют себя с группой. В процессе терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит пять уровней: • первый — уровень фальшивых отношений, ролей и игр (пациент живет ожиданиями других людей в отношении него); • второй уровень — фобический (пациент осознает свое фальшивое поведение и манипуляции); • третий уровень — тупик (человек не знает что делать, куда двигаться); • четвертый — имплозия (состояние внутреннего смятения, отвращения к самому себе); • пятый — эксплозия (взрыв), представляющее собой глубокое и интенсивное переживание. Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться при работе в гештальт-группах. Эти правила обычно перечисляются в начале работы, и большая их часть может быть перенесена на индивидуальную работу. Эти правила следующие. Принцип «здесь-и-теперь». Этот принцип подразумевает поощрение общения в настоящем времени, например с помощью вопроса «Что с вами происходит сейчас?» Я и ты. Использование личного местоимения «Я», а не безличной формы, и обращение непосредственно к другому. Использование «языка ответственности». Например, перефразирование высказывания «Я не могу это сделать» в выражение «Я не буду это делать». 474 Приложение 19 Использование континуума осознания. Сосредоточенность на «сейчас», «что» и «как» в отношении поведения, а не па вопросе «почему». Никаких сплетен. Следует обращаться непосредственно к другому, общение не должно сводиться к обсуждению других людей в их присутствии. Замена вопросов утверждениями. Членов группы поощряют не к постановке вопросов, посредством которых можно манипулировать окружающей средой с целью избегания ответственности, а к утверждениям, способствующим развитию авторства своих решений. Технические процедуры в гешталь-терапии называются играми. Существует множество гештальт-игр и экспериментов, которые психолог может предлагать всякий раз, когда сочтет это уместным. Некоторые показательные игры перечислены ниже, причем первые две особенно хорошо подготавливают группу к занятию. Ко многим этим играм и экспериментам можно прибегать и при индивидуальной работе с клиентами. «У меня есть секрет». Каждый клиент думает о чем-либо, что он хранит в тайне и что вызывает у него чувства вины и стыда. При этом человек не делится своим секретом, но воображает, как другие могли бы отреагировать на него. «Яберу ответственность па себя». Каждый раз, когда клиенты высказываются, их просят произносить фразу «...и я беру на себя ответственность за это». Например, «Я знаю, что двигаю ногой, и я беру на себя ответственность за это». Диалоговые игры. Представляют диалог между значимыми фрагментами личности: между агрессивным и пассивным, между «нападающим» и «защищающимся» и т. п. Диалоговые игры можно использовать при любых существенных расщеплениях личности, таких как «собака сверху» — «собака снизу», хороший парень — негодяй, мужской — женский и т. д. Техника игры представляет попеременное пересаживание пациента с одного стула на другой, стоящий напротив для произнесения диалога. Движение по кругу. Клиент разрабатывает какую-либо тему или чувство (например, «Я не выношу всех, кто находится в этой комнате»), обращаясь с определенным заявлением к каждому человеку. Незаконченное дело. Когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (например, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его. Чувство обиды наиболее характерно для незаконченного дела. Проективная игра. Например, индивидуума, который говорит: «Я не могу вам доверять», можно попросить сыграть роль ненадежного человека, чтобы идентифицировать и ассимилировать его собственную ненадежность. Выявление противоположного (реверсия). Эта игра основана на том, что открытое поведение часто представляет собой реверсию глубоко лежащих или скрытых импульсов. Например, приятную молодую леди просят сыграть роль «злобной суки». Репетиция. Поскольку большинство размышлений — это внутренние репетиции, во время которых разыгрываются различные социальные роли, членов группы побуждают делиться своими «репетициями». Преувеличение. При использовании техники преувеличения можно фокусировать внимание либо на движениях и жестах, либо на устных высказываниях. В каждом случае клиентов просят подчеркивать какие-либо элементы своего поведения, причем делать это постепенно и неоднократно. Психодинамическое направлениеисходит из теории и практики психоанализа Зигмунда Фрейда. Психоанализ — метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций клиента. Теория Фрейда утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы психодинамическими конфликтами между инстинктами (ид), разумом (эго) и моралью (суперэго), которые часто не ладят между собой, приходят в столкновение. При этом главной структурой личности является «ид» (оно) — либидо, резервуар бессознательной Приложение 19 475 энергии. Число конфликтов и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. В норме поведение человека является адаптивным благодаря тому, что содержит малое количество конфликтов, или их эффективному решению. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к хроническому эмоциональному дискомфорту, личностным или психическим расстройствам. Психоаналитическая терапия — это совокупность методов, которые раскрывают природу, содержание и динамику внутриличностиых конфликтов. Эти методы включают толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса, сопротивления и других психотерапевтических феноменов. Они позволяют добиться осознания пациентом своего конфликта и проработать его, то есть проследить, как конфликт порождает внутренние и межличностные трудности. Психоаналитик помогает пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, может обнаружиться, что враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» являются символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем. Психоаналитическая теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым. Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению. Устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности. Защитные механизмы — открытые 3. Фрейдом процессы специфического изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие, таким образом, о различных психологических проблемах и трудностях человека. В нсиходинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуального и агрессивного инстинктов и сохранения тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами. В настоящее время известно много разновидностей психодинамического направления в психотерапии. Это индивидуальная терапия Альфреда Адлера, аналитическая психотерапия К. Юнга, эгопсихология (Анна Фрейд), неофрейдизм (Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливен). Для всех этих школ характерно больше внимания к «эго», социальным условиям развития и жизни личности, более широкий подход к движущим силам человеческого поведения. В процессе беседы психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы. 1. Анализ символов повседневности, например направленная ассоциация клиента на заданное слово. 2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок. 476__________________________________________________________________ Приложение 19 3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. 4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения. Сопротивление — психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами. Сопротивление означает своеобразную оппозицию клиента, его силы, противодействующие процессу и процедурам психоанализа. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его ответы однозначны, сухи и невыразительны, он может избегать определенной темы, опаздывать на встречу и т. п. Анализ сопротивления помогает выяснить действительные истоки проблем клиента. 5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос (трансфер) — психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека. Перенос может быть положительным (чувство симпатии и привязанности) и отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом). Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Контрперенос (контртрансфер) — психоаналитический термин, обозначающий перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. ПсихоЛог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — составная часть работы практического психолога любого направления. Возможность для целеустремленной работы в аналитической ситуации возникает при условии создания особого климата рабочего (терапевтического) альянса. Терапевтический альянс — психоаналитический термин, обозначающий оптимальные, лишенные невротичности, разумные, десексуализированные взаимоотношения между консультантом и клиентом, основанные на доверии клиента к психоаналитическому процессу. Поведенческая психотерапия— направление в психотерапии, основанное на принципах бихевиоризма и рассматривающее психические расстройства как неэффективные формы поведения человека в процессе адаптации к существующим условиям. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиниера. Цель поведенческой психотерапии — формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают се от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения — психологическая модель, которая фундаментально отличается от психодипамической модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу. Из этих двух положений вытекают следующие выводы: • многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как заболевание или как симптомы заболевания с точки зрения поведенческой терапии, представляют собой пепатологические «проблемы жизни»; • патологическое поведение является, в основном, приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры; • поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминан • лечение требует предварительного анализа проблемы, стратегии лечения разраба Приложение 19 477 • понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) несуществен Показания к применению поведенческой терапии: • тревожные состояния, фобические расстройства; • сексуальные нарушения (импотенция, вагинизм и др.); • межличностные и супружеские проблемы (используются такие методы поведенческой терапии, как тренинг социальных умений и тренинг утвердительного поведения); • хронические психические расстройства. Поведенческая терапия неэффективна при острых психических расстройствах; • детская психопатология и нарушения (нарушения поведения, агрессивность, делии-квентность, аутизм, энурез). В поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основным группам. 1. Методы коитробусловливапия предполагают разрыв нежелательной установившей Другим вариантом коитробусловливапия является парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной или неприятной ситуацией не конкретного воздействия, а состояния. Например, человека обучают расслаблению, а затем ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют ситуацию, обычно вызывающую минимальную тревогу (а, следовательно, напряжение); когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стрессогенным ситуациям, предъявляя их в порядке нарастания силы негативных воздействий. 2. Оперантиые методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скипнером. В основе этих методов лежит система наград (в психотерапии — жетоны), которые получаст клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самоиаград (в данном случае клиент сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных). 3. Наблюдение замоделъю. К этой группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее. Например, если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с собаками (или чье-то другое) — скажем, подходя к собаке и гладя ее. К конкретным методам поведенческой терапии можно отнести: Систематическая десенсибилизация — техника, позволяющая погашать условные автономные реакции. Методика включает несколько этапов: глубокая релаксация; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; представление ситуации, занимающей самую низкую позицию в иерархии, наименее ассоциированную со страхом. Например, у пациента выявляется страх высоты. Психотерапевт составляет «иерархическую шкалу» — перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у пациента страх, начиная от слабого до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта... Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие, актуальные для больного детали. 478 Приложение 19 Пациенту предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с менее значимых. Первую ситуацию больной представляет себе 15-20 секунд. Затем следует представление успокаивающего характера и достигается релаксация (посредством метода Джекобсона). Так, переходя от ситуации к ситуации по «иерархической шкале», пациент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Методы, основанные на угасании (иммерсия) ~ основаны на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. • Моделирование — обучение пациента желаемому поведению. Тренинг утвердительного поведения и социальных умений — предназначен для неуверенных, пациентов. Основан на использовании реакции, антагонистической страху: активное самоутверждающее поведение несовместимо с чувствами страха и неуверенности. Главные технические средства — моделирование и ролевые игры. Позитивное подкрепление — используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями. Техника вызывания отвращения — используется принцип классического обусловливания (алкоголизм лечат сочетанием спиртного с веществами, вызывающими рвоту и т. д.). Наказание — следует после нежелательного поведения. Процедуры самоконтроля — активная роль пациентов в определении целей лечения и в выполнении терапевтической программы. Когнитивное реструктурирование — основывается на предположении, что эмоциональные расстройства являются результатом дезадаптивных стереотипов мышления. По мере развития теории и накопления практического опыта поведенческое направление психотерапии сближается с идеями и методами когнитивной психологии. Когнитивное направление в психотерапии. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В своей клинической работе Келли то и дело приходил в изумление от того, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые он находил абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать интерпретации различных психодинамических школ. Оказалось, что пациенты принимают большинство предлагаемых принципов и готовы изменить свою жизнь в согласии с ними. Келли пришел к выводу, что интерпретации Фрейда оказывались эффективными преимущественно потому, что расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить по-новому. Успехи терапии, согласно Келли, объясняются тем, что удается изменить те способы, при помощи которых люди интерпретируют свой опыт. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что пользуются в своем мышлении неадекватными категориями. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение ее мнения с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Келли настоял на том, чтобы она попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Келли. Иногда Келли предлагал пациентам даже роль новой личности с новым взглядом на себя и на других — сначала на сеансах терапии, а затем в реальной жизни. Он использовал также ролевые игры. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления. Келли был одним из первых психоте- Приложение 19 479 рапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия. Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии явилось синтезом двух школ в теоретической и практической психологии: бихевиоризма и когнитивной психологии. Поведенческие терапевты всегда опирались па когнитивные возможности своих пациентов, например, способность пациента к воображению (при десенсибилизации). Тренинг социальных умений представляет на самом деле обучение не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладания с ситуациями страха. У поведенческих и когнитивных терапевтов есть ряд общих черт. 1. Они центрированы на настоящем, а не на прошлом клиентов: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем. 2. Они смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления. 3. Они дают пациентам домашние задания с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии. 4. И те и другие оказывают предпочтение практическому подходу, не обремененному сложными теориями личности. Аарон Бек обратил внимание на то, что в переживаниях больных с депрессией постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Он заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях: 1) негативный взгляд на настоящее, сосредоточение на негативных сторонах всего происходящего; 2) безнадежность в отношении будущего, склонность видеть в нем только мрачные события; 3) сниженное чувство собственного достоинства, восприятие себя несостоятельным, недостойным и беспомощным. Таким образом, необходимо изменить негативистическую когнитивную структуру, которая повседневно порождает депрессивные переживания. Другой представитель когнитивно-поведенческого направления Альберт Эллис исходит из установок о том, что тревога, чувство вины, депрессия и другие проблемы вызываются тем, что люди воспринимают некоторые события и ситуации как психотравмирующие, несмотря на то, что таковыми они, возможно, и не являются. Студент расстраивается после неудачной сдачи экзамена преимущественно из-за того, что считает неудачу доказательством своей неспособности, Широкое распространение получили также другие направления, системы и школы психотерапии и коррекции, в том числе следующие: Рациональная терапия— метод психотерапии, направленный на коррекцию мышления клиента путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях. Этот метод, предложенный Р. Дюбуа в 1912 году, входит практически во все виды психотерапии. Рациональная психотерапия опирается на способность клиента проводить сопоставления, делать выводы, убеждаться в обоснованности определенных точек зрения. Основная мишень воздействия в рациональной психотерапии — «искаженная внутренняя картина болезни», создающая дополнительный источник стресса для больного. Изменение неправильных представлений достигается приемами логической аргументации, что отличает данный метод от других методов психотерапии. Основными формами рациональной психотерапии являются: объяснение и разъяснение (истолкование существа заболевания, причин его возникновения и достижение более определенной картины болезни); убеждение (коррекция эмоционального отношения к болезни, модификация личностных установок); переориентация (достижение стабильных перемен в установках относительно болезни); психагогика (не- 480 Приложение 19 реориентация более широкого плана, создающая положительные перспективы для пациента за пределами болезни). Кроме названных методов, психологом части могут применяться и другие. Например: • музыкотерапия — воздействие на психику клиента при помощи специально подобранной музыки; • арт-терапия — воздействие произведениями искусства и самостоятельного творчества; • ребефинг — достижение измененных состояний сознания посредством холотропно-го дыхания в сочетании со специальным воздействием музыки, в результате чего происходит преодоление человеком страдания и обретение целостности отношений с окружающим миром; • спортивная терапия и т. п. В процессе работы психолог активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные нами ранее. Эффективным и относительно краткосрочным видом оказания психологической помощи является иейролингвистическое программирование (НЛП) — система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы. Это модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии и других видах деятельности с целью их оптимизации. НЛП рассматривается как наука и искусство совершенствования личности. НЛП затрагивает не только поведение, но и образ мышления. Моделируя мыслительный процесс, развитие чувств и убеждений, иейролингвистическое программирование воздействует на все стороны личности. Но, прежде всего, оно занимается процессами общения людей. Основывается НЛП на следующих постулатах: Все формы человеческой активности имеют свои программы. Некоторые из программ имеют генетическое происхождение, другие сформированы путем самопрограммирования, закрепления внушающих воздействий и стрессовых переживаний. Большая часть программ не осознается, но отражается в глубинных структурах высказываний и в невербальном поведении человека. Все неэффективные и патологические стереотипы поведения и мышления были в прошлом целесообразными и полезными; они могут быть перепрограммированы согласно новому опыту и новым ситуациям. Работа психолога с клиентом осуществляется на базе «процесса», а не содержания проблем; примером работы на уровне процесса является невербальное «присоединение» к партнеру и реализация других приемов эффективных коммуникаций. Эффективным методом групповой работы является групповой социально-психологический тренинг (СПТ). Проводимые в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высокой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повышать социально-психологическую компетентность военнослужащих: формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т. и.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |