Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАСТОЯЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНЫМ?




Вьюгова Татьяна Сергеевна, Татарников Алексей Николаевич, Шамина Ольга Борисовна, Сотрудники Образовательного центра "Школьный университет" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники,

Уважаемые коллеги!

Сотрудники ОЦ "Школьный университет" не могли не оставить без внимания письмо Михаила Ивановича Фоминых (Дворец творчества детей и молодежи, г. Йошкар-Ола) и решили ответить на вопросы, поделиться практическим опытом в области инновационных образовательных технологий.

1. "В каких учреждениях дополнительного образования существуют экспериментальные площадки по внедрению инновационных технологий?"

Образовательный центр "Школьный университет" предоставляет учащимся и образовательным учреждениям технологиюпостроения образовательного пространства. Эта технология реализуется в очной, очно-заочной и дистанционной моделях обучения.. Электронные учебники, практикумы, консультации, специализированные конкурсы и олимпиады позволяют работать с индивидуальными образовательными программами учащимся с высоким и низким уровнем общей подготовки, позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения. Предусмотрены курсы повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений по программам Школьного университета, цель которых - поддержка профессиональной компетенции педагога.

2. "Насколько оказывает вредное воздействие использование компьютерных технологий в учебном процессе и не превышает ли тот положительный эффект, который дает применение компьютера в учебном процессе?"

При правильной организации учебного процесса (чередование режимов работы и отдыха) техногенное влияние современных компьютеров на организм человека сведено к минимуму, поэтому вредного воздействия компьютерные технологии не оказывают. Все зависит от педагога и от тех электронных ресурсов, которые используются в учебном процессе.

3. "Где появляется плата за общее среднее и высшее образование, то там образования нет, настоящее образование должно быть бесплатным" - утверждает коллега.

Достаточно спорное утверждение, но доля истины в нем есть. Учитывая недостатки финансирования образования, привлечение внебюджетных средств дает возможность платить своим сотрудникам более высокую зарплату, привлекать к работе наиболее талантливых из них и качественно обеспечивать учебный процесс необходимым средствами. Настоящее базовое образование должно быть бесплатным. Но дополнительные курсы, расширяющие кругозор, позволяющие приобрести дополнительные навыки и умения, следует сделать платными.

Что имеется в виду? Есть требования Государственного стандарта, этим требованиям соответствуют перечень дисциплин и их содержание. Но всегда присутствует дополнительный (элективный, факультативный) компонент. В рамках компонента можно разработать авторский курс, а всякая авторская работа должна быть оплачена - либо государством (если это государственный заказ), либо частным лицом (лицами, заинтересованными в получении дополнительных знаний, умений и навыков). Точно таким же образом следует относиться к образованию вообще: первое (базовое) высшее - бесплатное и на конкурсной основе, второе (дополнительное) - платное. Если учащийся не проходит по конкурсному отбору, но желает получить образование, он также должен платить - за индивидуальный подход, за коррекцию программы.

---

Иванова Ольга Васильевна, учитель истории

1. Что я понимаю под инновациями в образовании?

- Под инновациями понимаю внедрение и практическое использование в работе передовых педагогических технологий, информационных технологий, владение знаниями последних научных исследований в области педагогики и психологии.

2. Какие инновационные образовательные средства применяю в своей практике? Примеры из опыта.

a) Стою на платформе теории личностно-ориентированного развития, в частности, работаю над усовершенствованием методики воспитательной работы в области педагогической поддержки:

b) консультирование, создание методик диагностики уровня обучаемости по предмету (свои);

c) выявление интересов и склонностей в исторической области знания с целью детализации интересов и выявления мотивов изучения материала (социологическое, политологическое, культурологическое, педагогическое, гендерное и др. направления);

d) индивидуальные беседы с учащимися;

e) личные отношения (из установление) с учениками , стремящимися к получению образования в области исторических дисциплин.

3. Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс?

- Личностные факторы: свободное время на чтение; волевые; возможно, темперамент, черты характера учителя и т.д.

- Этнокультурные: ментальные;

- Экономические: отсутствие реальных рыночных отношений в образовании, следовательно, не стимулирует личность учителя к развитию;

- Материальные: нехватка средств в силу индивидуальных причин (например, наличие компьютера дома);

- Политические: возможно, формируется авторитарный тип политической власти, следовательно, хроническая перегрузка внутренних ресурсов учителя.

4. Каковы основные проблемы использования инноваций в образовании и предлагаемые мною способы их решения?

- Исходя из предложенных факторов.

5. Вопросы коллегам по конференции для обсуждения.

- Что вы вкладываете в понятие "учитель"?

- Считаете ли вы ситуацию в наших учреждениях педагогическим кризисом?

Допускаете ли вы возможным создание интегрированных (внутри параллели) курсов, объединенных общими теоретическими целями?

---

Вьюгова Татьяна Сергеевна, сотрудник научно-методического отдела Образовательного центра "Школьный университет" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, г. Томск

Под инновацией в образовании я понимаю - нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала). В своей практике внедряю систему портфолио старшеклассника: занимаюсь разработкой положения, оформляю образец портфолио старшеклассника IT-класса с направлением информационно-технологического профиля, изучаю существующие критерии оценки, организовываю конкурсы для пополнения старшеклассниками портфолио. Цель внедрения папки личных достижений - создание условий для осознанного выбора образовательной траектории, когда учащийся сможет соотнести два личностно-значимых компонента: "хочу" (интересы, склонности) и "могу" (возможности). Как показывает практика, включение в портфолио таких разделов как: самоотчет, резюме, описание жизненных планов, автобиографии способствуют осознанию старшеклассником личностно - значимых, профессиональных ценностей. На основе полученной информации выбирает профиль, профессию и учебное заведение.

Безусловно, процесс внедрения портфолио сопровождается проблемами, которые требуют незамедлительного решения. Например, не существует обще принятых критериев оценки портфолио, согласованных и утвержденных вузами. Предполагается, что приемные комиссии будут принимать портфолио выпускника, но существует разновидности портфолио: творческие, официальные. Какой из них будет востребован? В своей практике я предпочитаю работу с комплексными портфолио, которые дают полное представление о его владельце и включают в себя как официальные документы, так и творческие работы. Однако, уже столкнулась с объективной системой оценивания.

---

Озеркова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования, МОУ гимназия №2 г. Железнодорожный

Под инновациями я понимаю существенные изменения в одном или нескольких пунктах:

1. содержании образования,

2. методах преподавания,

3. формах контроля качества обучения.

При этом содержание образования я рассматриваю не только как стандартный набор ЗУН, но также как совокупность общественно значимых компетенций и реализации личностных образовательных интересов. При этом изменения должны быть достаточно большими, чтобы серьезно изменить ход учебного процесса. Математик сказал бы, что функция образовательного процесса в данном образовательном учреждении имеет в момент времени начала внедрения инновации разрыв.

Следует также отметить, что упоминание о конкретном образовательном учреждении существенно - нельзя рассматривать инновационный процесс абстрактно, без учета места, где он происходит (или не происходит).

Вообще следует различать два принципиально разных типа инноваций:

1. глобальная инновация - этого нигде и никогда не было (ни у другого учителя, ни в другой школе, ни в другом городе, ни в другой стране), а теперь будет;

2. локальная инновация - где-то это уже успешно внедрено и эффективно работает, но не здесь.

Инновации никогда не следует оценивать по масштабу внедрения, так как то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других условиях. Оценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте (и сравнивая с предыдущими, полученными там же). Разумеется, по прошествии некоторого времени инновация перестает осознаваться как таковая (даже если для всех окружающих она продолжает оставаться именно инновацией, а не обычным состоянием учебного процесса в данном учреждении). Данный факт часто служит причиной непонимания между инновационными учреждениями и их коллективами и начальством и прочими.

Мне довольно трудно судить, насколько инновационным с точки зрения окружающих выглядит то, что я делаю. Поскольку для меня это обычно и привычно. В настоящее время я веду факультатив по информатике.

С точки зрения содержания я уделяю основное время программированию, причем на нескольких языках (один обязательный, остальные - в зависимости от интересов учащихся), а также ряду смежных с ним информационных технологий (графики, анимации, звука, веб-дизайна, баз данных). Также я занимаюсь с сотрудничестве с другими учителями телекоммуникационными проектами.

На самом деле, чему бы я ни учила, я учу следующему:

1) алгоритмическому мышлению во всех областях жизни,

2) самостоятельной постановке задач,

3) выбору эффективных инструментов,

4) оценке качества собственной работы,

5) умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования,

6) умению работать в коллективе.

С точки зрения методики я предпочитаю пользоваться проблемным методом обучения ("Каждый из вас к концу года напишет собственную небольшую компьютерную игру, а сейчас мы начнем изучать средства, необходимые для этого.Отбор этих средств для своего проекта будете производить вы сами по мере их изучения."), иногда использую на занятиях игры, требую обязательного выполнения проектов. С моей точки зрения, универсального метода преподавания не существует, одни вещи следует преподавать одним методом, а другие - другим, более подходящим.

Так как практика - критерий истины, я считаю единственным достоверным методом оценки качества обучения самостоятельную работу учащегося в заданной предметной области. Никакие опросы и тесты правильной картины нам не дадут. Я пробовала использовать компьютерное тестирование учащихся на уроках (для чего в свое время сама написала соответствующую программу) и убедилась, что таким образом можно проверить только запоминание тех или иных фактов (и настроить учащихся именно на этот вид деятельности!). Поэтому из трех видов экзаменов: письменное тестирование, устный ответ на билеты и защита курсового проекта - я предпочитаю последний (когда у меня были классы, сдававшие переводные или выпускные экзамены). Между прочим, поначалу защита проекта кажется учащимся наиболее легкой, но когда они узнают о моих требованиях к ней, то нередко бывают и случаи отказа ("Я уж лучше по билетам, так легче).

Расскажу о внедрении в нашей гимназии метода проектов.

Началось все с того, что на конференции ИТО я услышала про телекоммуникационные проекты (на самом деле в преподавании информатики я проекты использовала уже давно, но тут узнала об использовании данного метода вообще в любой области - фактически для любого предмета, любого учителя и любого класса). Отправили на курсы одну мою коллегу (к слову, первоначально сопротивлялась). Начали работать со школьниками из ее класса, создали сайт о гимназии. Когда собирали информацию, вовлекли в работу одного из завучей гимназии (к слову, человеку около семидесяти лет, так что возраст мало что определяет).

На следующий год решили участвовать в конкурсе - теперь, кроме меня, в работе участвовало уже шесть учителей (из них трое из начальной школы). Конкурс мы, конечно, не выиграли, но опыта набрались. Двое из учителей начальных классов больше решили не участвовать, но одной данный метод очень понравился, так что сотрудничество было продолжено.

Администрация гимназии решила распространить данный опыт. Поскольку это - дополнительная работа, проекты проводились, как оказание дополнительных образовательных услуг для нескольких классов. Замена принципа добровольности строгой обязаловкой имела свои минусы, в частности, ряд учителей усвоил только формальную сторону данного метода. Качество проектов было очень разным, тематика тоже - от узкопредметныхдо воспитательных и общекультурных. Один учитель счел данный метод подходящим для себя, у четверых получились неплохие проекты, но, по признанию одного преподавателя, это "не ее" метод (к слову, человек вовсе не против инноваций, мы сейчас сотрудничаем в другой области).

Итого - из двенадцати (если я не ошибаюсь) учителей данный метод понравился пятерым. Хороший это процент или плохой - не знаю. Знаю только, что 100%-успешной инновации не бывает.

Итак, несмотря на постепенность, продуманность и наличие (где-то далеко) опыта внедрения инновации, эффект не является гарантированным. И это при наличии энтузиастов, поддержки руководства, методической помощи со стороны и наличия (пусть далеко не идеальной) материальной базы. Плохо то, что инновационная деятельность не поощряется вышестоящим руководством (по крайней мере та ее часть, которая не спущена сверху).

Если я правильно понимаю ситуацию, то общей технологии внедрения инноваций в образование не только не существует, но и не может быть. Однако вполне возможна разработка нескольких таких технологий, исходя из нескольких типовых ситуаций.

В этой связи хотелось бы высказать такое предложение. Можно было бы попробовать разработать такую технологию, использовав ролевой тренинг. Взять роли основных субъектов образовательного процесса (рядовой учитель, завуч, директор, начальник комитета по образованию, ученик, родитель), рассмотреть три основных ситуации предложения инновации (придумано учителем, спланировано директором/завучем, спущено сверху для внедрения), договориться о рассмотрении трех конкретных инноваций трех разных типов (инновация содержания, инновация методов, инновация контроля) и попытаться проиграть все 9 ситуаций. Анализ поможет выявить наиболее общие закономерности, алгоритм действий в той или иной ситуации.

---

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?

Новосельский Кирилл Игоревич, проф. Уральского государственного экономического университета, г.Екатеринбург

Отклик на выступление Озерковой И.А.

Уважаемая Ирина Александровна!

Ваше выступление всколыхнуло во мне целый пласт наболевших проблемных ощущений по поводу образования вообще и в частности школьного. Хотя обычно я этих общепостановочных вопросов обучения стараюсь избегать (типа "чему учить?", "кого учить?"), уж больно неприятные эмоции рождаются! Сегодня снова мои трое ребят вернулись из школы, сижу - пересматриваю выданные учебники, беседую со своими "бедными кроликами" (они ходят теперь на занятия не с портфелями и сумочками, а с ... - ну не подумайте только "с карманными органайзерами", боже упаси, грех-то какой - с рюкзаками и чемоданами. Я в командировку меньше вещей беру, чем дети каждый день в школу.

А по сути? Кроме раздражения и гнева - никаких у меня эмоций. Куча толстенных книг с тысячами цифр, имён, несвязанных друг с другом картинок: Заранее знаю, чтоэффект будет "НОЛЬ". Летом для контроля спрашивал детей что-то из прошлых лет: запоминаемость - ноль.

Да, отдельные фамилии всплывают ("какой-то Наполеон когда-то зачем-то на Москву ходил"), но абсолютно нет СВЯЗИ явлений и СМЫСЛА событий. И так по всем предметам, о главном - ни слова! Этому не учили и нас, не учат и теперь, наверное, не будут учить никогда:

По отношению к новым технологиям, к тому, что действительно сейчас увлекает ребят - полное убожество. Вот в руках "Черчение" 7-8 кл., 220 стр., 2004 г. Бумага, рейсшина: Зачем? Мои друзья-проектировщики давно уже в AUTOCAD'е всё это делают, а за кульманами их коллеги-пенсионеры последние годы досиживают. Так кого мы готовим? Сразу стариков?

С любопытством читаю сейчас английские сайты, где описан опыт их школ по "вживлению" популярных компьютерных игр в учебный процесс. Молодцы! Я тоже так пробовал и собираюсь дальше. Например, звонят на семинаре у студентов мобильники. "Ну-ка, переведите их в тихий режим, включите "Bluetooth" и получите от меня текст и рисунок к домашнему заданию". В аудитории шок, тишина, оживление: "А как это? Ой, получилось! Здорово! А я и не знала, что по сотовому не только болтать с подружками можно...".

Со своими детьми изучаем географию на авиасимуляторах: они теперь лучше меня просто вынуждены разбираться "как рыба в воде" в широте и долготе, часовых поясах, смене времён года, расположении основных мировых столиц... И это не зубрёжка, а развлечение - я теперь летаю с ними как пассажир, а они мои штурманы-туроператоры. Что наша жизнь? Игра!

Так что вот один из "непедагогических" приёмов - идти на поводу у ребячьих интересов, вкладывая в популярные технологии "нужное" содержание. Вредный совет?

---










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...