Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс и способы их решения?




Дистанционные курсы для педагогов

Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и мастер-классы для педагогов по проблемам современных методик и технологий обучения.

Список курсов >>

 

---

Гичева Ирина Сергеевна, зам. директора по УВР, школа N 11, г.Байкальск
Голодышин Владимир Иванович, зам. директора по НВР, школа N 11, г.Байкальск


Что я понимаю под инновациями в образовании?

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Примеры применяемых инновационных образовательных средств:

Говоря о конкретном опыте внедрения инноваций в нашей школе необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует несколько факторов:

1. В течение нескольких последних лет (2-4 года) произошла полная смена административного состава школы. Ни один из сегодняшних руководителей не имел опыта административной работы, что потребовало активного самообразования, и в частности, изучения позитивного опыта других учебных заведений как России, так и ближнего зарубежья. Одним словом, не было опыта, но и не было груза устоявшихся взглядов и сложившихся межличностных отношений.

2. За последние годы произошел значительный приток свежих сил, что снизило долю консерватизма в педагогическом коллективе и расширило круг единомышленников.

Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:

  • сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК "EnjoyEnglish" М.З. Биболетовой и др.);
  • идет подготовка к введению билингвального обучения (внедрение немецкого языка на основе УМК Бим И.Л. "Шаги" в 5-м классе для детей, изучавших английский с первого класса);
  • переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
  • введение предмета "Информатика" с 7-го класса;
  • широкое использование дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, профиль-классах, курсах для учителей, проводимых Центром Дистанционного образования ЭЙДОС);
  • использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов;
  • разработка учителями собственных элективных курсов;
  • разработка и проведение "Ярмарки элективных курсов";
  • введение триместров с установлением гибкой системы выбора предметов для зачета;
  • проведение внутришкольного конкурса "Урок года";
    и т.д.

Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс и способы их решения?

Отсутствие должного финансирования. Регулярные субвенции должны идти на обновление и дополнение, а пока идут на штопанье дыр.

Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района. Нет выездных курсов, которые позволили бы без существенных материальных затрат учителям повысить свой профессиональный уровень, а дистанционные курсы позволяют решить общеметодические задачи, а не "предметно-конкретные". Несогласованность действий отдельных учебных заведений.

В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей.

Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите.

И, наверное, самый традиционный фактор - педагогический консерватизм.

Решение данных проблем видится в создании атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса, что должно привести, на наш взгляд, к осознанию происходящих изменений извне, требующих существенных изменений внутри отдельно взятого образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

1. Мы предложили свою классификацию инноваций. Какую классификацию предложили бы вы?

2. Вопрос управленцам: что помогает вам обеспечить позитивное восприятие планируемых инновационных процессов в вашем учебном заведении? (т.е. как вы ломаете устоявшиеся стереотипы и устоявшееся сознание?)

3. В.М.Лизинский в своей монографии "Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы" пишет: "Инновации могут оказаться более вредными, чем традиции". А что Вы по этому поводу думаете?

---

Новосельский Кирилл Игоревич, проф. Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург

1. Что я понимаю под инновациями в образовании?

Читающего эти строки предупрежу сразу: я педагог не по призванию или образованию, а по должности. Основное занятие - научные исследования. Видимо, поэтому - инновационность у меня в крови. Не терплю застоя, повторения, рутины.

Теперь по сути. Во многом, "инновации в образовании" - ОКСЮМОРОН! Типа "живого трупа". В глубоко переносном, конечно, смысле. И тем не менее: некая базовая задача образования - "укоренить" вновь пришедшего в эту уже устоявшуюся жизнь человека, нагрузить его "всеми заниями, которое выработало человечество" (В.И.Ленин). Дать личности некий фундамент, а это обязательно традиции, правила, устойчивость, мораль, мода и т.п. Дать ребёнку образование в общем случае означает - чтоб был как все и не высовывался! Разве я не прав?

А что же инновации? Это некоторые элементы парадоксальности, деструктивности, когда делаешь "что-то не так", не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. В моей деятельности традициям отводятся 30% (времени, усилий, учебного плана и т.п.), инновациям - 70%. А у вас?

2. Какие инновационные образовательные средства применяю в своей практике? Примеры из опыта.

За более чем 15 лет испробовал много. Основная задача - чтоб было интересно и мне и ребятам, чтоб "будоражило кровь" и питало голову. Часть семинарских занятий проводил на предприятиях или прямо на улице, при выступлении студентов с докладами требовал, чтобы они использовали не менее 3-х технических средств демонстрации, последние годы со своими группами мы значительную часть работ делаем дистанционно, через Интернет. В прошедшем учебном году - также первый в своём вузе - начал читать курс "Географии мирового бизнеса" на английском языке.

3. Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс?

Много об этом думаю, потому что всегда легче что-то повторить из прошлых лет, чем разрабатывать и внедрять новое. Деньги и технологии - мне кажется второстепенные факторы. Основное - лень природная наша:

4. Каковы основные проблемы использования инноваций в образовании и предлагаемые мною способы их решения?

Привить инновационное мышление консервативным педагогам - задача неподъёмная, по-моему. Эффективнее просто набирать в педколлективы определённую необходимую пропорцию природныхинноваторов.

5. Вопросы коллегам по конференции для обсуждения.

Я понимаю, что в учебном процессе должно быть определённое, выверенное соотношение "старого и нового", традиционного и инновационного, укореняющего знания - и "зовущего вперёд". Про себя я сказал. А как выглядит ваша шкала предпочтений?

6. Предложения оргкомитету конференции, докладчикам, выступающим.

Смелости и нестандартности суждений!

---

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 848.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...