Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс и способы их решения?Стр 1 из 5Следующая ⇒
Дистанционные курсы для педагогов Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и мастер-классы для педагогов по проблемам современных методик и технологий обучения. Список курсов >>
--- Гичева Ирина Сергеевна, зам. директора по УВР, школа N 11, г.Байкальск Что я понимаю под инновациями в образовании? Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению. Примеры применяемых инновационных образовательных средств: Говоря о конкретном опыте внедрения инноваций в нашей школе необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует несколько факторов: 1. В течение нескольких последних лет (2-4 года) произошла полная смена административного состава школы. Ни один из сегодняшних руководителей не имел опыта административной работы, что потребовало активного самообразования, и в частности, изучения позитивного опыта других учебных заведений как России, так и ближнего зарубежья. Одним словом, не было опыта, но и не было груза устоявшихся взглядов и сложившихся межличностных отношений. 2. За последние годы произошел значительный приток свежих сил, что снизило долю консерватизма в педагогическом коллективе и расширило круг единомышленников. Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:
Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс и способы их решения? Отсутствие должного финансирования. Регулярные субвенции должны идти на обновление и дополнение, а пока идут на штопанье дыр. Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района. Нет выездных курсов, которые позволили бы без существенных материальных затрат учителям повысить свой профессиональный уровень, а дистанционные курсы позволяют решить общеметодические задачи, а не "предметно-конкретные". Несогласованность действий отдельных учебных заведений. В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей. Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите. И, наверное, самый традиционный фактор - педагогический консерватизм. Решение данных проблем видится в создании атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса, что должно привести, на наш взгляд, к осознанию происходящих изменений извне, требующих существенных изменений внутри отдельно взятого образовательного учреждения. Вопросы для обсуждения: 1. Мы предложили свою классификацию инноваций. Какую классификацию предложили бы вы? 2. Вопрос управленцам: что помогает вам обеспечить позитивное восприятие планируемых инновационных процессов в вашем учебном заведении? (т.е. как вы ломаете устоявшиеся стереотипы и устоявшееся сознание?) 3. В.М.Лизинский в своей монографии "Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы" пишет: "Инновации могут оказаться более вредными, чем традиции". А что Вы по этому поводу думаете? --- Новосельский Кирилл Игоревич, проф. Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург 1. Что я понимаю под инновациями в образовании? Читающего эти строки предупрежу сразу: я педагог не по призванию или образованию, а по должности. Основное занятие - научные исследования. Видимо, поэтому - инновационность у меня в крови. Не терплю застоя, повторения, рутины. Теперь по сути. Во многом, "инновации в образовании" - ОКСЮМОРОН! Типа "живого трупа". В глубоко переносном, конечно, смысле. И тем не менее: некая базовая задача образования - "укоренить" вновь пришедшего в эту уже устоявшуюся жизнь человека, нагрузить его "всеми заниями, которое выработало человечество" (В.И.Ленин). Дать личности некий фундамент, а это обязательно традиции, правила, устойчивость, мораль, мода и т.п. Дать ребёнку образование в общем случае означает - чтоб был как все и не высовывался! Разве я не прав? А что же инновации? Это некоторые элементы парадоксальности, деструктивности, когда делаешь "что-то не так", не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. В моей деятельности традициям отводятся 30% (времени, усилий, учебного плана и т.п.), инновациям - 70%. А у вас? 2. Какие инновационные образовательные средства применяю в своей практике? Примеры из опыта. За более чем 15 лет испробовал много. Основная задача - чтоб было интересно и мне и ребятам, чтоб "будоражило кровь" и питало голову. Часть семинарских занятий проводил на предприятиях или прямо на улице, при выступлении студентов с докладами требовал, чтобы они использовали не менее 3-х технических средств демонстрации, последние годы со своими группами мы значительную часть работ делаем дистанционно, через Интернет. В прошедшем учебном году - также первый в своём вузе - начал читать курс "Географии мирового бизнеса" на английском языке. 3. Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс? Много об этом думаю, потому что всегда легче что-то повторить из прошлых лет, чем разрабатывать и внедрять новое. Деньги и технологии - мне кажется второстепенные факторы. Основное - лень природная наша: 4. Каковы основные проблемы использования инноваций в образовании и предлагаемые мною способы их решения? Привить инновационное мышление консервативным педагогам - задача неподъёмная, по-моему. Эффективнее просто набирать в педколлективы определённую необходимую пропорцию природныхинноваторов. 5. Вопросы коллегам по конференции для обсуждения. Я понимаю, что в учебном процессе должно быть определённое, выверенное соотношение "старого и нового", традиционного и инновационного, укореняющего знания - и "зовущего вперёд". Про себя я сказал. А как выглядит ваша шкала предпочтений? 6. Предложения оргкомитету конференции, докладчикам, выступающим. Смелости и нестандартности суждений! ---
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 848. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |