Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические основы эффективного ведения переговоров с террористами




Теоретико-методологическую основу переговоров с преступниками составляют положения психологии социального восприятия и воздействия, конфликтологии, психолингвистики, информатики, теории игр, педагогики, социологии, логики, права, рефлексивного управления и др. отраслей знания.


366______________________ Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий

Специалисты рассматривают переговоры с преступниками как процесс ком­муникации — обмена представлениями, идеями, интересами, настроениями, чув­ствами, установками. При этом, естественно, в первую очередь речь идет о так называемой убеждающей коммуникации, при которой идеи и взгляды, установки и оценки циркулируют в одном направлении — от субъекта к объекту, от перего­ворщиков к аудиториям, подвергающимся воздействию.

В западной психологии выполнено большое число исследований, посвященных анализу путей и условий повышения эффективности коммуникации. Совокуп­ность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации». Для учета всех факторов, имеющих место в речевой коммуника­ции, К. Ховландом разработана «матрица убеждающей коммуникации», представ­ляющая своеобразную модель речевого коммуникативного процесса с обозначени­ем всех его составных элементов.

Американским специалистом в области коммуникации Г. Лассуэллом предло­жена модель коммуникативного процесса, включающая пять элементов:

1) Кто? (передает сообщение)      — Коммуникатор;

2) Что? (передается)                      — Сообщение;

3) Как? (осуществляется передача)  — Канал;

4) Кому? (направлено сообщение)   — Аудитория;

5) С каким эффектом?                    — Эффективность [11].

В соответствии с таким подходом к пониманию внушающей коммуникации эф­фективность внушения зависит от качественно-количественного состояния каж­дого из составляющих этой модели.

Например, установлены качества коммуникатора, при которых его деятельность бывает максимально результативной. Одним из главных таких качеств является авторитет. Исследования показали, что одна и та же информация, переданная разными людьми, отличается своей убеждающей и побуждающей силой. Так, наибольшим убеждающе-внушающим эффектом обладают лица, принадлежащие к «информационно емким» социальным группам (крупные ученые, известные по­литики, специалисты в конкретных областях деятельности, общественные деяте­ли и др.). Их имидж предполагает владение точной и детальной информацией по широкому кругу вопросов. Значительным влиянием, прежде всего эмоциональ­ного свойства, на широкие массы людей обладают деятели культуры и искусства (звезды эстрады, киноартисты), выдающиеся спортсмены. В аудиториях, отли­чающихся отсутствием общих социальных ценностей и ориентиров, эмоциональ­ной нестабильностью, внушаемостью, эффективное влияние на людей может оказываться различного рода «пророками», астрологами, «колдунами» и т. п. Родственники, близкие люди, друзья в минуты критической опасности приобре­тают дополнительную коммуникативную «силу».

Убеждающая и внушающая сила сообщения зависит от внешней и внутренней структуры передаваемой информации. Информация представляет собой совокуп­ность преобразованных (кодированных) сообщений, выраженных в определен­ной форме и предназначенных для передачи от коммуникатора к аудитории с по­мощью сигналов различной физической и иной природы.


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами________________________ 367

В качестве сигнала выступает носитель информации, представляющий собой физический или духовный процесс, параметры которого адекватно отражают со­общение. Сигналы могут быть оптические, акустические, электрические, элект­ромагнитные, химические, парапсихологической природы и др.

Основными сигнальными системами в человеческой коммуникации являются вербальная (словесная) и невербальная. А. Мейерабином показано, что основной поток значимой информации передается посредством невербальных сигналов. По его данным, с помощью слов сообщается только 7% информации, за счет звуковых средств (интонация, тембр, паузы и т. п.) — 38%, с помощью мимики, жестов, поз — 55%. Этот факт нужно обязательно учитывать при разработке сообщения [11].

Внешними параметрами информации, влияющими на ее внушающий потен­циал, являются: цвет, яркость, контрастность, фон, громкость, тон, тембр, сила, темп, язык, образность, эмоциональная насыщенность и др. Внутренними пара­метрами сообщения выступают: последовательность предъявления его частей, чередование цветовых и звуковых фрагментов, ритм, месторасположение инфор­мационных и побуждающих элементов информации и др.

Каждый канал отличается не только видом циркулирующей по нему информа­ции, но и своей пропускной способностью — возможностью пропуска определен­ного объема информации за единицу времени. Чтобы информация могла проник­нуть в сознание и подсознание человека, ее параметры должны соответствовать психофизиологическим возможностям его воспринимающих систем.

Известно, что сознание индивида не воспринимает смысл фраз, состоящих бо­лее чем из 13 слов, произносимых без паузы дольше 5-6 секунд и проговарива­емых со скоростью более 2,5 слов в секунду. Социальными психологами уста­новлено, что мужчины наиболее внимательно слушают первые 10-15 секунд сообщения, затем начинает размышлять о своей позиции по данному вопросу [14; 59; 166].

Информация в сообщении должна располагаться в определенной последова­тельности. В начале должна излагаться информация, способная сразу же заин­тересовать аудиторию. Факты, глубоко затрагивающие эмоциональную сферу людей, способные вызвать неоднозначные реакции или обиду, должны распо­лагаться в середине сообщения. Желая, чтобы аудитория запомнила какой-либо факт, необходимо подавать информацию о нем в начале обращения. Для того чтобы люди выполнили какой-либо совет, предложение или требование, следует сообщить о них в конце обращения.

Немаловажное значение для эффективности убеждающего воздействия имеют качественные параметры аудитории — людей (от одного человека и более), кото­рым передается сообщение. К числу важнейших из них относятся:

• численный состав и степень социальной, этнической, политической, конфес­сиональной и другой однородности;

• степень совпадения ценностных ориентации и интересов, сплоченности, на­личие противоречий;

• вид деятельности, этап ее выполнения и отношение к ней;

• психическое состояние;


368


Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


• наличие доминирующих идей и степень увлеченности ими;

• преобладающее отношение к событиям, наличие интереса;

• интеллектуальный уровень, сформированности привычки к критическому анализу фактов и явлений и др.

Берется в расчет и то, что в общей массе лишь 15-25% людей способны крити­чески анализировать предъявляемую им информацию, а порядка 75% из них дос­таточно легко поддаются внушению.

Известно также, что человек больше подвержен внешнему психологическому влиянию, когда он находится среди незнакомых людей или в группе, действу­ющей по законам толпы, когда он голоден, физически обессилен, неудовлетворен собственным положением и др.

Немаловажное значение в коммуникации имеет и то, какой канал передачи со­общения используется для достижения поставленных целей. На сегодняшний день известно три основных канала, используемых человеком для получения ин­формации о внешнем мире:

1) сенсорный канал — канал коммуникации, служащий для передачи информа­ции сознанию человека через органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.);

2) субсенсорный канал — канал передачи субъективно не осознаваемой, но вли­яющей на поведение человека информации, проходящей как бы «под поро­гом сознания»;

3) экстрасенсорный канал — канал, по которому осуществляется восприятие объектов, состояний, звуков, запахов или мыслей людей на основе паранор­мальных способностей, без использования обычных органов чувств. Следу­ет сказать о том, что убедительных научных данных о наличии такого канала пока нет. Однако в многочисленных исследованиях указывается на принци­пиальную возможность существования паранормальных явлений и канала для их передачи и восприятия.

Для того чтобы сообщение достигло поставленной цели, необходимо, чтобы каналы коммуникации были свободны от помех и использовались в комплексе.

Специалисты в области информационно-психологического противоборства понимают под эффективностью сообщения то, какое воздействие оно оказало, какие изменения в состоянии и поведении аудитории оно произвело.

В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос движе­ния и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождае­мый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и по­ведения человека, на которого оно было направлено.

Воздействие может быть открытым и скрытым, направленным и ненаправлен­ным, прямым, и косвенным.

Направленное воздействие имеет целью изменить поведение конкретного чело­века (группы людей).

Ненаправленное воздействие осуществляется как бы случайно, при срабатыва­нии психологических механизмов заражения и подражания.

Прямое воздействие состоит в открытом предъявлении партнеру информации или требований.


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами


369


Косвенное воздействие осуществляется путем изменения окружающей аудито­рию среды.

При этом в качестве предмета воздействия могут выступать:

• взаимоотношения между людьми (в преступной группе; между террориста­ми и заложниками; между заложниками и лицами, привлеченными для их освобождения и т. д.);

• индивидуальная картина мира человека;

• побудители поведения (потребности, мотивы, личностные смыслы, установ­ки, инстинкты и др.);

• психические состояния отдельного человека и групп людей;

• физиологические состояния людей и др.

К методам вербального и невербального воздействия на аудиторию относятся: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, рефлекторное закреп­ление реакций, манипулирование.

Под убеждением в психологии понимается метод воздействия на сознание че­ловека через обращение к его собственному критическому суждению. Чтобы дос­тичь целей убеждения, необходимы тщательный отбор, логическое упорядочение фактов и выводов, правильное структурирование информации. В результате чело­век сам должен сформулировать для себя новое видение фактов, событий, явлений. Убеждение оказывает на человека самое сильное воздействие путем формирова­ния у него внутренних оценочных критериев, новых побудителей поведения. Оно эффективно в тех случаях, когда объект воздействия способен критически мыс­лить, не зациклен на какой-либо позиции, не имеет устойчивых негативных уста­новок но поводу коммуникатора и темы сообщения, не находится во власти отри­цательных переживаний. .

В случае, когда объект вoздeйствия является носителем сверхценных идей, не готов даже рассуждать о других возможных подходах к пониманию темы сообще­ния, в качестве средства воздействия на него целесообразно использовать внуше­ние. Внушение рассматривается как процесс воздействия на психическую сферу человека путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реа­лизации внушаемого материала, исключения его развернутого логического ана­лиза и оценки. Эффективность внушения зависит от: авторитета, обаяния, воли лица, осуществляющего внушение; от степени внушаемости, эмоционального состояния, установок и целей партнера по общению; от характера отношений (степени доверия, уважения) между общающимися; от структуры сообщения (сочетание логических и эмоциональных элементов, вербальных и невербальных воздействий, расположения информации в структуре сообщения и др.).

Психическое заражение как метод воздействия состоит в распространении на психофизиологическом уровне эмоционального состояния коммуникатора на аудиторию. Как показывает опыт, действенным средством такого заражения яв­ляется улыбка, бодрый эмоциональный тон, позитивное отношение к аудито­рии и др.

В практике переговорного процесса выработаны специальные приемы мани-пулятивного управления поведением противной стороны.


370


Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


Среди них наиболее интересными являются следующие.

1. «Уход» связан с закрытием позиции. Примером может служить просьба от­ложить рассмотрение вопроса на определенный срок.

2. «Затяжка» представляет собой серию уходов. При этом идут ссылки на слож­ность выполнения какого-либо требования, действия («...В банке считают деньги мелкими купюрами», «Машина попала в аварию...», «Сердечный при­ступ у...» и т. п.

3. «Выжидание» — высказывание готовности изложить свое мнение после зна­комства с позицией противника.

4. «Выражение согласия» — демонстративное выражение согласия с уже выс­казанным мнением противника.

5. «Салями» — медленное, послойное приоткрывание собственной позиции.

6. «Пакетирование» — увязывание не связанных между собой вопросов в еди­ный пакет и требование рассматривать их только в комплексе.

7. «Выдвижение требований в последнюю минуту» — выдвижение главного, неприятного для противника требования в тот момент, когда казалось бы все вопросы решены, согласие достигнуто.

8. «Завышение требований» — состоит во включении в круг обсуждения явно сложных вопросов, от которых можно впоследствии отказаться «из-за ува­жения», «из-за доверия» и т. д.

9. «Расстановка ложных акцентов» — ложная демонстрация заинтересованно­стью теми проблемами, которые на самом деле не представляют ценности. Впоследствии эти «важнейшие» вопросы можно снять в обмен на снятие вопросов, важных для противника.

 

10. «Блеф» — сообщение заведомо ложной информации о своих возможностях.

11. «Указание на слабые позиции противника» — указание на недостаточность полномочий, возбужденность, нервозность, противоречивость высказыва­ний и т. д.

12. «Упреждающая аргументация» — постановка вопроса, ответ на который об­нажит несостоятельность противника.

13. «Искажение позиции противника» — неправильная трактовка позиции про­тивника, выставляющая его в невыгодном свете.

14. Угрозы и давление [14].

Структура Переговоров, по оценкам специалистов, включает два периода, от­личающихся содержанием, положением сторон, эмоциональной окраской [59].

Первый период— «Эмоциональный». Начало переговоров нередко проходит в условиях внезапности действий преступников, их стремления подавить волю противной стороны, создать благоприятные для себя условия переговоров путем: оскорблений, навешивания ярлыков на участников переговоров; ультиматумов; угроз, шантажа; запрашивания больше того, чего хотят достичь, пакетирования условий; ухода от конкретных предложений, отказа от согласованных позиций; блефа и т. д.

Органы пресечения террористического акта в этот период осуществляют: обоб­щение первоначальной информации о ситуации, принятие решения о ведении переговоров, выделение переговорщиков, определение тактики ведения перего-


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами


371


воров, установление контактов с преступниками, достижение стабилизации об­становки.

Наиболее эффективной тактикой противодействия психологическому давле­нию террористов является:

• снятие эмоционального напряжения, «митингового характера» общения при установлении контактов с преступниками, завоевание у них доверия (крат­кая и убедительная информация о ведущем переговоры, его компетентно­сти, моральном облике, жизненном опыте, благожелательность, прямота, честность, демонстрация стремления помочь преступнику);

• снижение неприязни к преступникам, сострадания к потерпевшим;

• демонстрация психической устойчивости;

• затягивание переговоров в целях выигрыша времени, необходимого на уточ­нение ситуации (личностей преступников, их количества, вооружения,, ин­дивидуально-психологических особенностей, истинных намерений) путем убеждения их, что требуется время на согласование вопросов с руковод­ством, властями, глубоко разобраться в требованиях преступников, проце­дура их выполнения сложна, отсутствие транспорта, денег и др.), назначение времени для обдумывания ответов;

• выявление числа пострадавших, их физического и психического состояния, настроя, готовности к сотрудничеству с одной из сторон;

• рекогносцировка местности с целью выяснения лучших позиций для разме­щения штаба, технических средств ведения переговоров, лучшего способа ведения переговоров (непосредственно, через звуковещательные установки, письменно, через посредников или переводчиков и др.);

• принятие решения о задействовании специальных сил и средств, о силовом или несиловом решении конфликта;

• демонстрация силы и решительных действий с целью психологического дав­ления на преступников;

• предложение перенести на конец переговоров наиболее сложные вопросы (метод последовательного приближения);

• шутки и др.

Стиль переговоров, характерный для этого периода, — диалог, рассчитанный на длительный период, не допускающий торопливости, нетерпения, суеты. Главная цель периода — снять эффект внезапности, вырвать инициативу из рук преступ­ников.

Второй периодпереговоров — «Логический». В нем выделяют несколько са­мостоятельных этапов.

Первый этап— «Захват позиций» — нацеливается на обеспечение обще­ственной безопасности, развертывание сил, способных решить проблему силой, психологическое давление на преступников. Это достигается за счет:

• создания пауз, перерывов в контактах;

• постоянного проведения мысли, что диалог имеет смысл лишь в том случае, если преступники гарантируют безопасность заложников;


372______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

• принятия мер по всяческому уменьшению числа заложников, в первую оче­редь женщин и детей, больных и пожилых людей (каждый освобожденный — успех переговорщиков);

• использования воровского закона, презирающего насильников над женщи­нами и детьми;

• привлечения к диалогу родственников, близких, друзей, авторитетных лиц, священников, учителей и др.

Второй этап— «Инициатива» — сводится к выдвижению условий и об­суждению их приемлемости, нахождению взаимоприемлемых решений, торгу, психологической борьбе; рассмотрению конкретных условий преступников, вне­сению логических элементов в переговоры; предложению выделить для контак­тов одного из преступников, с тем чтобы в более спокойной обстановке обсудить их требования (замечено, что это снижает напряженность).

Третий этап— «Соглашение» — состоит в достижении полного или час­тичного соглашения, определении путей его реализации, анализе результатов проведенной работы.

Содержание работы психолога определяется конкретным видом переговоров. Существуют многочисленные классификации переговоров. В частности, перего­воры градируют по следующим основаниям:

• по количеству участников: двусторонние и многосторонние;

• по продолжительности: кратковременные и продолжительные;

• по характеру общения с преступниками: непосредственные и опосредство­ванные (письма, технические средства связи, посредники и др.);

• по локусу инициативы: активные и реагирующие и др.;

• по месту ведения: в обычных условиях и в боевой обстановке;

• по преследуемой цели выделяют переговоры истинные, переговоры для при­крытия и переговоры-имитации.

Все, что рассмотрено выше, — относится ко всем видам переговоров, но в пер­вую очередь к переговорам истинным.

Переговоры «для прикрытия»(оперативная игра) — это ведение диалога с преступниками в целях создания ситуации, благоприятной для эффективного и безопасного силового пресечения преступных действий.

Их главная задача — так «убаюкать» преступников, чтобы контраст с последу­ющими силовыми действиями был шокирующим.

Такие переговоры ведутся в условиях, когда ведение конструктивного диалога с преступниками невозможно, имеет место выдвижение ими неприемлемых тре­бований; преступниками уже осуществлен ряд преступных действий (убийства, истязания и др.); преступники вооружены, наличествует угроза взрывов, массо­вых отравлений и заражений; место нахождения преступников неизвестно.

Переговоры-имитации«показаны» при ведении «диалога» с психически боль­ными людьми, когда одна из сторон переговоров, способная к логическому анали­зу ситуации, практически отсутствует. Это по существу психотерапевтическое прикрытие насильственных мер, которые придется применить.

Тактика их ведения состоит в том, чтобы делать следующее:


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами


373


• соглашаться с самыми несуразными требованиями преступника, конкрети­зируя и «технологизируя» их;

• всячески отвлекать от навязчивых установок, мотивов, идей (вопросы о личности, родственниках, окружении); переход к темам, интересующим боль­ного;

• давать любые обещания, блефовать.

Опыт ведения переговоров свидетельствует о том, что наиболее целесообраз­ным соотношением логического компонента к эмоциональному в психологиче­ском воздействии на них 1 : 2.

Логический компонент включает:

• доводы о возможности использования поощрительных норм уголовного пра­ва (избежание или снижение наказания);

• логический анализ выдвигаемых требований;

• логическое воздействие на «посредников»;

• проведение мысли о неотвратимости наказания.
Эмоциональный компонент предполагает:

• использование альтруистических эмоций (потребность в содействии, помо­щи, покровительстве другим, чувства участия и жалости), естественной при­вязанности к родителям, детям, друзьям, близким, ответственность перед женщинами;

• глорические эмоции (потребности в самоутверждении, личной ценности), поощрение отдельных черт личности и действий преступников, указания на молодость, неопытность, вину подстрекателей и окружения, поддержка мужских эталонов чести и достоинства, верности данному слову;

• страх;

• учет национальных, социальных, демографических, половых, профессио­нальных, религиозных особенностей преступников.

Психологическая траектория сложных переговоров, по мнению Л. Б. Филоно­ва, включает:

• накопление согласия;

• поиск совпадающих интересов;

• принятие принципов и свойств личности;

• выявление характеристик, опасных для общения;

• индивидуальное воздействие и регуляция поведения;

• выработка общих правил и взаимодействие.

Таким образом, хотя переговоры с преступниками — не панацея от всех бед преступности, однако это одно из наиболее эффективных и, порой, незаменимых средств разрешения конфликтных ситуаций, дополняющее предусмотренные за­коном меры предупреждения, пресечения преступлений и перевоспитания право­нарушителей. Эффективность переговоров определяется соблюдением определен­ной последовательности, этапности действий, применения и целесообразного сочетания методов логического и эмоционального воздействия на преступни­ков.


374


Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


Вопросы для самоконтроля

1. Что является целью переговоров с террористами?

2. Какие задачи решаются в ходе переговоров с террористами?

3. Каковы основные особенности переговоров с террористами?

4. Каковы основные ситуации, предполагающие участие военных психологов в переговорах с преступниками и террористами?

5. Каковы основные психологические условия эффективного ведения перего­воров с террористами?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Андреев Н. В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности со­трудников ОВД в экстремальных условиях. — М., 1997.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 2001.

4. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров в ситуа­ции захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных орга­нов США). - М., 1995.

5. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. — М., 1993.

6. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993.

7. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. — М., 1989.

8. Ольшанский Д. В. Психология террора. — М., 2002.

9. Свирская И. В., Андреев Н. В. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструктора по переговорной деятельности. — М., 1995.

 

10. Старков В. И., Горшкова Н. К. Захват заложников и их освобождение. — М., 1987.

11. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. — М, 2002.

12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. — М., 1990.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...