Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая характеристика военной хитрости
Военная хитростьпредставляет собой систему мероприятий по целенаправленному навязыванию противнику ложных представлений о месте, времени, масштабности и перспективах развития боевых событий и созданию благоприятных условий для достижения победы над ним. Она основывается на умении создавать у неприятия иллюзии мышления. Учитывая, что мышление лиц, принимающих боевые решения, тесно связано с восприятием боевой обстановки и аналогично связаны иллюзии, проявляющиеся в этих познавательных процессах, то и военная хитрость непосредственно сопряжена с маскировкой. В. Н. Лобов выделяет две основные формы военной хитрости — скрытность и введение в заблуждение [98, с. 31-32]. Скрытность он рассматривает как комплекс мероприятий но устранению или ослаблению признаков, характеризующих наличие, состояние и деятельность войск. Скрытность достигается, в том числе, и методами маскировки. Вместе с тем В. Н. Лобов к способам ее обеспечения относит и такие «немаскировочные» мероприятия, как сохранение в тайне замыслов, решений и планов командования (путем ограничения источников, через которые может произойти утечка информации, путем проведения мероприятий, предупреждающих эту утечку), бдительность военнослужащих (обостренное чувство ответственности за сохранение в тайне секретных сведений), соблюдение дисциплины скрытности (контроль выполнения мер маскировки, порядка сохранения в тайне сведений, не подлежащих разглашению). Введение в заблуждение трактуется им как навязывание противнику ложных представлений о направлениях развития и подготовки Вооруженных сил, планах и намерениях командования, о действительном положении войск, их обеспечении, о характере, формах, способах и условиях их действий. Среди методов введения противника в заблуждение называются: дезинформация (преднамеренное распространение не соответствующей действительности информации о своих войсках и намерениях командования1), демонстрация и имитация деятельности войск, боевой Способами распространения дезинформации являются: средства связи, радиовещание, телевидение, печать, внедрение ложных документов, распространение слухов через местное население, преднамеренное распространение «тайн» и др. Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки... 337 техники и вооружения (показ противнику ложных положения, состояния, намерений войск), а также деформация объектов с целью их маскировки. Одним из способов введения противника в заблуждение является имитация фигуры из фоновых объектов на ложном направлении (отвлечение внимания), предполагающее создание ложных объектов, но уже с целью не замаскировать боевые объекты, а создать виртуальные объекты, оцениваемые противником как боевые. Например, для имитации боевых действий (высадка десанта, танковый бой) с целью побуждения противника к невыгодной для него перегруппировке сил могут использоваться шумы, записанные на пленку либо имитируемые специально выделенными силами и средствами. Во время Второй мировой войны американцы использовали шумовую имитацию высадки десанта под Эль-Алай-меном. С помощью распространения запахов (например, с использованием хлорированной воды) может имитироваться применение отравляющих веществ. Китайские военные психологи, анализируя военное искусство прошлого, в частности военно-психологическое наследие Сунь-цзы, выделяют несколько способов введения противника в заблуждение: • использовать умение мыслить за противника. Это значит критически оценивать свои действия с точки зрения противника. Нужно заставить противника поверить, что истинное — ложное (минус на минус дает плюс). Свойством человеческой психологии является то, что истинное, положенное на истинное, дает ложное. Классическим примером этого является высадка американцев в Иньчоне 15 сентября 1950 г. Американцы действительно решили там высаживаться, и не скрывая объявили об этом. В результате никто не ожидал, что они там высадятся; • необходимо уметь заставить противника поверить, что ложное — это истинное (ложь на ложь дает истину). Это значит задумать обман и открыто провозгласить, что это обман, заставив противника поверить, что это истина; • нужно также сочетать истинное с ложным: ложными действиями заставляя противника каждый раз реагировать, усыпить его бдительность, а затем принять реальные наступательные действия, которые противник примет за ложные. В качестве примера можно привести высадку десанта союзников в период Второй мировой войны накануне операции в Нормандии, когда группы парашютистов с громкоговорящими установками запутали немцев, передавая шум боя то с одной стороны, то с другой, в результате немцы приняли настоящий десант за ложный; • необходимо также уметь делать вид, будто следуешь замыслу противника, и добиваться успеха, применяясь к обстоятельствам. Но делать это надо так, чтобы противник не замечал опасности. Иными словами, следовать замыслу противника значит демонстрировать вожделенные для него цели и действия в тех местах, где сосредоточено его внимание, и таким образом создать у него определенную «склонность». 338______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |