Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика системно-ситуативного анализа воинской деятельности




ССАД представляет собой методологию и технологию создания эмпирической базы (банка данных) для изучения воинской деятельности в научных интересах и в целях обеспечения эффективного управления ею, осуществляемого по специ­альной схеме. Он позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:

• общие закономерности осуществления конкретной деятельности и особен­ности ее осуществления в тех или иных условиях;

• требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам военнослужащих — их потенциальных субъектов;

• успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из пред­варительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характе­ристик условий и т. п.);

• эффективность управленческих воздействий на действующих военнослужа­щих и т. д.

Все это, в свою очередь, дает возможность научно обоснованно и конкретно планировать и осуществлять управление боевой деятельностью военнослужащих.

Разработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам:

1. Системность целей и результатов анализа. Боевая деятельность является системой и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов


Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою...______ 34|

не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее детерминант, условий, способов осуществления и ре­зультатов.

2. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность — явление динамичное,
развивающееся. Изменяются мотивы, средства, способы деятельности, качественно
меняются ее результаты. Например, самоотверженное участие военнослужащего в
боевой деятельности на различных ее этапах может определяться представления­
ми о воинском долге, чувством мести за погибшего товарища, сформировавшейся
ненавистью к врагу и др. С ростом его боевого мастерства меняются способы его
действий в рамках зафиксированных боевыми уставами норм. Существенные
трансформации происходят в эмоциональном и волевом сопровождении дея­
тельности, в оценке ее результатов и т. д. [191].

Исходя из сказанного, для того чтобы реально отражать динамику развития дея­тельности, банк знаний о ней должен постоянно пополняться и анализироваться.

3. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ дол­
жен осуществлять но конкретным единицам. Критерием верности выбора едини­
цы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства
объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в един­
стве структурный, функциональный и генетический анализ.

При анализе боевой деятельности необходимо также выявлять в субъектно-объектной определенности ее функции, изучать как саму активность военнослу­жащего, так и ее среду.

Исходя из этих положений Б. Я. Шведин предлагает рассматривать боевую деятельность в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объек­тивные условия деятельности (рис. 2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности порождают значитель­ные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого ана­лиза на практике.

Б. Я. Шведин утверждает: «Мотивов, целей, способов деятельности — "вооб­ще" — нет. Они разворачиваются каждый раз заново в тесной диалектической связи и определенности, в зависимости от того, какая задача выполняется, кем (опыт, подготовленность и т. д.), в каких конкретно условиях. Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варь­ирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий» [191, с. 33].

Поэтому в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуа­цию, под которой понимается наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непо­средственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца ре­шения задачи в конкретных условиях. В деятельности военнослужащего задачи могут меняться:

а) внешним образом (постановка командиром новой задачи);

б) внутренним образом (самим военнослужащим). С изменением задачи рож­
дается новая ситуация.



342______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


Таким образом, системный подход к анализу боевой деятельности может быть осуществлен только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает си­туация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание бан­ка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объек­тивное знание о боевой деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...