Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель, задачи, принципы психологического обеспечения боевых действий войск




I Психологическое обеспечение боевых действийможно определить как технологиче­скую систему, направленную на создание, актуализацию, сохранение и восстановление це-I левого психологического ресурса, необходимого для решения боевых задач определенно-I го типа (класса).

Целью его является максимальное расширение психологических возможнос­тей военнослужащих по эффективному решению боевых задач, сохранению пси­хического здоровья на поле боя и возвращение в общество психологически и со­циально полноценных граждан.

Психологическое обеспечение боевых действий войск — это многоуровневая, иерархическая деятельностная система и она не может быть реализована, если какие-то из уровней не срабатывают. Представляется крайне необходимой фик­сация стратегического, оперативного и тактического уровней психологического обеспечения, на каждом из которых решаются качественно специфичные задачи.

Системообразующим фактором, определяющим качественное содержание всех элементов психологического обеспечения боевых действий войск, выступают ре­зультаты комплексного психологического прогнозирования и экспертизы пред­стоящей боевой деятельности (рис. 2.2).

Результатом такой экспертизы должны стать два ряда прогностических данных.

Первым является априорная модель социально-политических, боевых, при-родно-географических, погодно-климатических и эргономических условий вы-


222______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

полнения конкретной боевой задачи. Ясно, что в войне за независимость своей страны и при решении миротворческих и иных задач на чужой территории, в на­ступлении и при ведении боя в окружении противника, в горах и на равнине, в пустыне и тундре, в городе и в «чистом поле», при сражении с регулярными час­тями неприятеля или народным ополчением с участием женщин и детей, на пси­хику воинов, наряду с общими боевыми факторами (опасность, внезапность, де­фицит информации, высокая ответственность, участие в жестоком насилии и др.), будут действовать специфические факторы, корректирующие мотивы боевых действий, функциональные состояния, схемы поведения на поле боя.

Вторым шагом в построении системы психологического обеспечения явля­ется выявление требований предстоящей деятельности к целевому психологиче­скому ресурсу ее потенциальных субъектов.

Условия современных военных конфликтов позволяют использовать для ре­шения боевых задач военнослужащих, прошедших ранее процедуры психологи­ческого отбора. Поэтому такой отбор, как показывает российский и зарубежный боевой опыт, должен осуществляться до момента поступления военнослужащих в зону боевых действий и не составлять задачу психологического обеспечения так­тического уровня. Вместе с тем задача психологического и профессионального отбора должна быть четко и однозначно прописана в перечне задач тех органов, которые в случае локального военного конфликта будут осуществлять комплек­тование (доукомплектование) боевых частей и соединений.

Ошибки в осуществлении такой работы, имевшие место при подготовке лич­ного состава подразделений морской пехоты ТОФ к боевым действиям в Чеч­не (1995-1996 гг.), не должны повториться. Собранные в них лица из плавсоста­ва и специалистов береговой охраны (до 2/3 состава подразделений) по своим психологическим качествам не могли соответствовать требованиям, предъявля­емым к морским пехотинцам.

Психологический отбор не означает готовности военнослужащих эффективно решать боевые задачи. Поэтому в рамках конструирования будущей деятельное-


Глава 4, Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности...   223

ти предусматривается этап их целевой психологической подготовки к активным действиям в прогнозируемых социально-политических, боевых и эргономических условиях.

Цель психологической подготовки — создать, развить, мобилизовать для конк­ретных действий целевой психологический ресурс военнослужащих и воинских подразделений. Такой ресурс, как подчеркивалось ранее, состоит из четких мо­дельных представлений воинов о предстоящей деятельности; прочных навыков действий в обстановке, адекватной с психологической точки зрения боевой; боево­го настроя, как системы мотивации, установок, психических состояний; способно­сти военнослужащих регулировать собственные эмоционально-волевые состояния, пороги чувствительности болевых, температурных, слуховых, зрительных и др. анализаторов; синергии, получаемой за счет целесообразной расстановки людей для решения конкретных задач и рационального комплектования экипажей, рас­четов, команд, боевых групп.

С началом боевой деятельности психологическое обеспечение переводится пре­имущественно на коррекционную стратегию. Учитывая тот факт, что ни психоло­гический отбор, ни психологическая подготовка, ни расстановка воинов не могут гарантировать их от психических расстройств на поле боя, основные усилия ко­мандиров, военных психологов, медицинских работников сосредоточиваются в этот период на оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки. В рамках психологической помощи, на наш взгляд, следует выделять психологическую поддержку и психологи­ческую реабилитацию.

Психологическая поддержкасостоит в восстановлении способности воина к ориентации в элементах боевой обстановки и в собственной личности, к пониманию того, что он не один на один с противником, в разрядке запредельных отрицательных эмоций, создании допол­нительных внешних и внутренних побудителей к деятельности, психологического эффекта заражения и «втягивания» нерешительных, сомневающихся воинов в активные действия. Она направляется на актуализацию у участников боевых действий имеющихся психологи­ческих ресурсов и на создание дополнительных, обеспечивающих их самостоятельные и активные действия на поле боя.

Психологическая реабилитация— часть общего реабилитационного комплекса (наряду с медицинской, профессиональной, социальной), направленная на восстановление утрачен­ных (нарушенных) психических функций, восстановление (коррекцию) самооценки и соци­ального статуса воинов с психическими расстройствами, боевыми травмами и увечьями.

Последним звеном психологического обеспечения боевых действий является социально-психологическая реадаптация участников боевых действий. Потребность в ней обусловлена глубокими изменениями, происходящими в психологии воинов, принимающих участие в боевых событиях. По существу психика таких людей под­вергается «военизации», т. е. функционирует в особых режимах, управляется спе­цифическими побудителями, имеет своеобразную динамику. Неподготовленное возвращение таких воинов в обстановку мирной жизни может стать мощным фак­тором их психотравматизации. Потому необходима реадаптация (иереадаптация) участников экстремальной деятельности к мирным условиям жизнедеятельности.

Таким образом, сказанное выше позволяет выделить следующие общие задачи психологической работы в боевой обстановке:


224


Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


• прогнозирование психологического содержания условий предстоящей дея­тельности, выявление ее требований к психофизиологическим, психологи­ческим и социально-психологическим качествам военнослужащих;

• психологический отбор военнослужащих, способных освоить и потенциаль­но выполнять данную деятельность;

• распределение личного состава по мелким подразделениям (экипажам, рас­четам, боевым группам) с учетом их психологической совместимости, уров­ня боеспособности, профессиональной подготовленности;

• психологическая подготовка людей к действиям в конкретных социально-политических, эргономических, боевых условиях;

• непрерывное отслеживание динамики морально-психологического состоя­ния, степени утомления, качество сна, прогнозирование возможных психо­генных потерь;

• психологическая поддержка военнослужащих в преодолении психотравми-рующих ситуаций боевой обстановки;

• психологическая реабилитация лиц, получивших боевую психическую травму;

• социально-психологическая реадаптация,'«бескризисное» возвращение уча­стников боевых действий в систему связей и отношений мирного времени.

Эффективность психологического обеспечения боевых действий войск в воен­ных конфликтах зависит от степени соблюдения принциповэтой деятельности. К числу важнейших из них относятся принципы гуманизма, системного подхода, материально-технической оснащенности и непрерывности.

1. Принцип гуманизма подчеркивает приоритетность личности военнослужаще­го в системе целей психологического обеспечения и обусловливает выбор нрав­ственно приемлемых средств психологического воздействия на людей. Он требует рассматривать военнослужащего не только в качестве субъекта социально важ­ной деятельности, но и как субъекта собственной жизнедеятельности, облада­ющего индивидуальными целями, мотивами, жизненными смыслами, настроени­ями, проблемами. В психотехнологиях, используемых в работе с людьми, должны быть предусмотрены своего рода «предохранители» от некомпетентного вмеша­тельства во внутренний мир воина по типу «не навреди!».

2. Принцип системного подхода вытекает из системной природы объекта психо­логического обеспечения (система «военнослужащий-среда») и требует исполь­зовать все имеющиеся в распоряжении командиров, органов воспитательной ра­боты, психологов, военно-медицинской службы средства для вспомоществования воину, принимающему участие в боевых действиях. Он ориентирует должност­ных лиц на понимание, что в локальном военном конфликте основные усилия психологического обеспечения должны быть сосредоточены на создании благо­приятной социальной и эргономической среды для активных боевых действий личного состава. Поэтому этот вид обеспечивающей деятельности осуществляет­ся в тесной связи с боевым, техническим и тыловым обеспечением боевых дей­ствий войск.

3. Принцип материально-технической оснащенности предупреждает о недопу­стимости организации психологического обеспечения боевых действий войск на несоответствующей материально-технической базе. Это чревато не только неэф-


Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности...  225

фективностью осуществляемых мероприятий и дискредитацией всей системы психологического обеспечения, но и получением результата по механизму «бу­меранга», т. е. негативными последствиями в области мотивации, психических состояний и боевой активности воинов.

4. Принцип непрерывности требует постоянного отслеживания психологиче­ского состояния войск и систематического корригирующего воздействия на него.

В качестве критериев эффективности психологического обеспечения высту­пают:

• достижение требуемого состояния ЦПР военнослужащих, участвующих в боевых действиях в локальном военном конфликте; оптимальное задейство­вание всех составляющих ЦПР (индивидуально-психологического, психо­социального и психоэргономического) и всех уровней (тактического, опера­тивного, стратегического) психологического обеспечения;

• успешное решение воинами поставленных боевых задач;

• соотношение затрат усилий субъектов психологического обеспечения и дос­тигнутого состояния ЦПР.

Таким образом, системный подход к психологическому обеспечению боевых действий войск требует четкого определения объектно-предметного поля данной деятельности, выделения его иерархических уровней, обоснования алгоритма ре­ализации психологических мероприятий. Реализация системно организованного психологического обеспечения позволит действительно расширять психологи­ческие возможности военнослужащих, обеспечивать их эффективные действия и выживание на поле боя.







Вопросы для самоконтроля

1. Что выступает объектом психологического обеспечения боевых действий?

2. Что такое целевой психологический ресурс?

3. Каковы основные элементы целевого психологического ресурса?

4. Что является целью психологического обеспечения боевых действий войск?

5. Каковы задачи психологической работы в боевой обстановке?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских во­инов. - М., 1972.

2. Караяни Л. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

3. Корчемный П. Л. Психологическое обеспечение боевой деятельности / Во­енная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1998.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...