Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Порядок заполнения карточки 2 страница
Следует обратить внимание, что в случае использования вариантов ссылок, изложенных в двух предыдущих абзацах, инициалы авторов проставляется перед их фамилиями.
Приведенный способ ссылок на источники удобен для знакомящихся с материалом реферата, так как его положения непосредственно ассоциируются с определенными источниками. Однако при этом способе увеличивается объем реферата, что весьма нежелательно в связи с его ограничением. С учетом указанного в последние годы, как правило, используется другой, более простой способ ссылок на источники.
Второй способ.
После представления в реферате какого-либо положения определенного источника в квадратных скобках приводится его порядковый номер в списке использованных источников. Например, необходима ссылка на источник, автором которого является Миловидов К.И. [1993]. В списке использованных источников находим порядковый номер этого источника, который, к примеру шестой. В этом случае приводится цитируемое положение автора, а в конце этого положения проставляется [6].
Таким же образом производятся ссылки на другие источники – и источники с несколькими авторами, и нормативные и методические документы и все другие, приведенные в списке использованных источников.
В этом случае стилистические модификации оформляются следующим образом: «По мнению К.И. Миловидова [6]”, или “К.И. Миловидов [6] считает», или «По мнению К.И. Миловидова [6] и J. Miller, I. Braun [9]”, или «К.И. Миловидов [6] и J. Miller, I. Braun [9] считают” и т. д.
Именно второй способ ссылок на источники рекомендуется при подготовке рефератов, как наиболее удобный и экономный.
Обозначения и сокращения.
Без дополнительных пояснений допускаются только общепринятые сокращения, например кг (килограмм), г (грамм), т (тонна), см (сантиметр), м (метр), мм (миллиметр), с (секунда), мин (минута), ч (час) и т. д.
Для экономии печатного поля реферата допускаются сокращения или аббревиатуры отдельных слов и понятий при следующих условиях.
1) После содержания реферата приводится список обозначений и сокращений, принятых в работе; затем при изложении материала автор имеет право использовать эти обозначения и сокращения по всему тексту.
Перечень обозначений и сокращений приводится в алфавитном порядке.
Пример оформления обозначений и сокращений приводится в приложении 9.
2) В том случае, если элемент реферата «Обозначения и сокращения» не оформляется, после первого упоминания какого-либо понятия или слова в круглых скобках приводятся их аббревиатура или сокращение. В последующем по тексту автор также имеет право приводить условленные обозначения и сокращения.
3) Некоторые понятия можно сократить следующим образом. Например, в тексте многократно используется понятие «государственный санитарно-эпидемиологический надзор». В этом случае допускается сокращение по тексту с помощью пояснения в скобках, под каким сокращенным символом будет представляться данное понятие. В тексте: «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее – надзор) является одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
5 Рекомендуемые темы аналитических обзоров (рефератов)
№
п/п
| Тема реферата
| Общие проблемы гигиены и медицинской экологии
Коммунальная гигиена и медицинская экология
| 1.
| Общая характеристика факторов среды обитания человека, определяющих состояние здоровье населения.
| 2.
| Ранжирование факторов риска нарушения общественного здоровья и его значение в организации оздоровительных мероприятий.
| 3.
| Природно-климатические факторы как детерминант здоровья населения.
| 4.
| Биологические особенности человека как фактор здоровья человека.
| 5.
| Социально-гигиенические условия как фактор здоровья человека.
| 6.
| Образ жизни как ведущий фактор здоровья населения.
| 7.
| Физиолого-гигиенические аспекты биологическим ритмов в жизнедеятельности человека.
| 8.
| Гипокинезия и гиподинамия как факторы здоровья человека.
| 9.
| Основные направления использования природных факторов окружающей среды в оздоровительных целях.
| 10.
| Методологические и организационные аспекты государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
| 11.
| Гигиенические проблемы химизации сельского хозяйства.
| 12.
| Физиолого-гигиенические аспекты закаливания и тренировки.
| 13.
| Основные методы, формы и средства гигиенического образования и воспитания населения.
| 14.
| Глобальные эколого-гигиенические проблемы, стоящие перед мировым сообществом и пути их решения.
| 15.
| Эколого-гигиенические проблемы, связанные с атмосферным озоном.
| 16.
| Изменение климата планеты как одна из важнейших эколого-гигиенических проблем, стоящих перед мировым сообществом.
| 17.
| Экологически значимые заболевания населения как маркер деградации среды обитания человека.
| 18.
| Биогеохимические провинции и здоровье населения.
| 19.
| Основные гигиенические аспекты планировки и застройки современных городских поселений.
| 20.
| Урбанизация как одна из важнейших эколого-гигиенических проблем современного мира.
| 21.
| Электромагнитное загрязнение окружающей среды как одна из важнейших эколого-гигиенических проблем, стоящих перед мировым сообществом.
| 22.
| Современные гигиенические аспекты биологического загрязнения окружающей и производственной среды.
| 23.
| Ультрафиолетовое излучение: характеристика позитивного и негативного биологических эффектов действия на организм человека.
| 24.
| Видимое излучение: основные гигиенические аспекты.
| 25.
| Инфракрасное излучение: основные гигиенические аспекты.
| 26.
| Световое голодание и пути его профилактики.
| 27.
| Гигиеническая характеристика негативных эффектов воздействия на здоровья человека различных участков спектра солнечного излучения и его аналогов.
| 28.
| Сравнительная гигиеническая оценка основных источников загрязнения и направления санитарной охраны атмосферного воздуха.
| 29.
| Техногенное загрязнение окружающей среды и влияние его на здоровье населения.
| 30.
| Гигиеническая характеристика пылевого загрязнения окружающей среды и основные направления его нивелирования.
| 31.
| Шумовое загрязнение как один из важнейших гигиенических факторов среды обитания человека.
| 32.
| Физиолого-гигиеническая и медико-биологическая характеристика муссонного климата.
| 33.
| Акклиматизация как социально-биологический процесс.
| 34.
| Виды воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения
| 35.
| Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения.
| 36.
| Сравнительная гигиеническая характеристика методов и средств улучшения качества и обеспечения безопасности питьевой воды.
| 37.
| Проблемы обеспечения качества и безопасности питьевой воды.
| 38.
| Сравнительная гигиеническая характеристика методов обезвреживания твердых отходов жизнедеятельности человека.
| 39.
| Сравнительная гигиеническая характеристика методов обезвреживания жидких отходов жизнедеятельности человека.
|
Продолжение
№
п/п
| Тема реферата
| Больничная гигиена
| 1.
| Характеристика условий труда и трудового процесса в современных лечебно-профилактических учреждениях, обусловливающих состояние здоровья медицинского персонала.
| 2.
| Основные направления охраны здоровья медицинских работников.
| 3.
| Основные причины актуальности и направления профилактики госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
| 4.
| Организационные аспекты профилактики госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
| 5.
| Антимикробные мероприятия в профилактике госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
| 6.
| Повышение иммунного статуса персонала и пациентов больниц как фактор профилактики госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
| 7.
| Виды современного больничного строительства и их сравнительная гигиеническая оценка.
| 8.
| Характеристика коммунально-гигиенических условий в лечебно-профилактических учреждениях (микроклимат, шум, освещение) и пути его оптимизации.
| 9.
| Гигиенические проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.
| 10.
| Гигиенические аспекты труда врачей хирургического профиля.
| 11.
| Общая гигиеническая характеристика вредных физических факторов больничной среды, обусловленных особенностями современных диагностических и лечебных процедур.
| 12.
| Современные гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений различного профиля.
| 13.
| Электромагнитные излучения в современных лечебно-профилактических учреждениях как вредный производственный фактор.
| 14.
| Гигиенические аспекты использования лазерного излучения в медицине.
| 15.
| Гигиенические аспекты стоматологической помощи населению.
| 16.
| Гигиенические аспекты фармацевтической деятельности.
| Гигиена труда
| 1.
| Теоретические (физиологические) основы утомления и переутомления.
| 2.
| Работоспособность как интегральный показатель функционального состояния организма человека.
| 3.
| Гигиенические принципы регламентации режима труда и отдыха на производстве.
| 4.
| Микроклимат производственных помещений как неблагоприятный фактор трудовой деятельности и пути его оптимизации.
| 5.
| Теоретические и практические аспекты комплексного влияния на организм человека метеорологических и микроклиматических факторов среды обитания.
| 6.
| Шум как один из важнейших неблагоприятных факторов производственной среды и основные направления их нивелирования.
| 7.
| Вибрация как один из важнейших неблагоприятных факторов производственной среды и основные направления их нивелирования.
| 8.
| Гигиенические аспекты повышенного барометрического давления в производственных условиях.
| 9.
| Гигиенические аспекты пониженного барометрического давления в производственных и природных условиях.
| 10.
| Основы гигиены умственного труда.
| 11.
| Основы эргономики как одного из важнейших разделов гигиены труда в современных условиях.
| 12.
| Гигиенические аспекты работы с компьютерной техникой.
| 13.
| Гигиенические аспекты ультразвука как вредного производственного фактора.
| 14.
| Гигиенические аспекты инфразвука как вредного фактора производственной и коммунальной среды.
| 15.
| Гигиеническая характеристика электромагнитных излучений диапазона сверхвысоких частот (ЭМИ СВЧ) как вредного фактора производственной среды.
| 16.
| Характеристика лазерного излучения как вредного производственного фактора и основные направления профилактики его вредного воздействия на организма работающих.
| 17.
| Основные закономерности вредного действия на организм промышленных ядов.
| 18.
| Понятия токсикологии и токсикометрии; роль токсикометрии и гигиенического нормирования в профилактике неблагоприятного воздействия химических факторов производственной и окружающей среды.
| Гигиена питания и диетология
| 1.
| Питание как фактор здоровья населения; характеристика и классификация алиментарно обусловленных заболеваний.
| 2.
| Особенности современного питания, определяющие состояние здоровья населения.
| 3.
| Общая характеристика последствий нерационального питания.
| 4.
| Избыточная масса тела как фактор нарушения здоровья; основные направления ее коррекции.
|
Продолжение
№
п/п
| Тема реферата
| 5.
| Рациональное и оптимальное питания; дифференциация понятий; основные принципы рационального питания.
| 6.
| Основные направления оптимизации питания населения в свете современных научных концепций в области питания.
| 7.
| Нормирование питания: назначение, принципы, дифференциация.
| 8.
| Гигиенические проблемы использования пищевых добавок в современном питании.
| 9.
| Критический анализ концепции раздельного питания.
| 10.
| Критический анализ вегетарианства.
| 11.
| Понятие режима питания; его составляющие; значение для сохранения здоровья и повышения работоспособности.
| 12.
| Роль белков в питания здорового и больного человека.
| 13.
| Пути решения белковой проблемы.
| 14.
| Роль жиров в питании здорового и больного человека.
| 15.
| Роль углеводов в питании здорового и больного человека.
| 16.
| Общие аспекты значения минерального компонента пищи в питании здорового и больного человека.
| 17.
| Макроэлементы в питании здорового и больного человека.
| 18.
| Кальций в питании здорового и больного человека.
| 19.
| Магний в питании здорового и больного человека.
| 20.
| Фосфор в питании здорового и больного человека.
| 21.
| Микроэлементы в питании здорового и больного человека.
| 22.
| Йод-дефицитные состояния: причины, пути профилактики.
| 23.
| Физиолого-гигиеническая характеристика селена как важного компонента обеспечения гомеостаза.
| 24.
| Общие аспекты значения витаминов в питании здорового и больного человека.
| 25.
| Витамин С и здоровье; направления профилактики С-витаминной недостаточности.
| 26.
| Физиолого-гигиеническая характеристика витаминов группы В и пути профилактики их недостаточности.
| 27.
| Полиненасыщенные жирные кислоты как компонент здорового питания.
| 28.
| Мясные продукты в питании больного и здорового человека.
| 29.
| Овощные продукты в питании больного и здорового человека.
| 30.
| Фрукты в питании больного и здорового человека.
| 31.
| Фрукты, ягоды, плоды в питании больного и здорового человека.
| 32.
| Хлеб и хлебопродукты в питании больного и здорового человека.
| 33.
| Крупы и макаронные изделия в питании больного и здорового человека.
| 34.
| Соя в питании здорового и больного человека.
| 35.
| Значение жидкости в питании здорового и больного человека.
| 36.
| Основы организации лечебного питания в стационарах.
| 37.
| Понятия рационального, оптимального, лечебного, диетического, лечебно-профилактического питания; их дифференциация.
| 38.
| Биологически активные добавки к пище как компонент здорового питания.
| 39.
| Основы методологии изучения состояния питания различных групп населения.
| 40.
| Основные методы изучения энергетических потребностей человека.
| 41.
| Основные методы изучения фактического питания различных групп населения.
| 42.
| Понятие статуса питания (пищевого, нутриционного, нутритивного статуса); основные методы его определения и оценки.
| 43.
| Эпидемиолого-гигиеническая характеристика микотоксикозов и их профилактика.
| 44.
| Эпидемиолого-гигиеническая характеристика токсикоинфекций и их профилактика.
| 45.
| Эпидемиолого-гигиеническая характеристика стафилококкового токсикоза и его профилактика.
| 46.
| Эпидемиолого-гигиеническая характеристика ботулизма и его профилактика.
| 47.
| Пища как фактор распространения кишечных инфекций и гельминтозов.
| 48.
| Общая характеристика немикробных пищевых отравлений и основы их профилактики.
| 49.
| Гигиенические проблемы чужеродных химических веществ (ЧХВ) в пищевых продуктах.
| 50.
| Сравнительная гигиеническая оценка методов консервирования пищевых продуктов.
| Гигиена детей и подростков
| 1.
| Морфофункциональные (анатомо-физиологические) особенности растущего организма; учет их в организации профилактических мероприятий.
| 2.
| Особенности высшей нервной деятельности у детей и подростков и учет их в организации профилактических мероприятий.
| 3.
| Акселерация как социальная и гигиеническая проблема.
| Продолжение
№
п/п
| Тема реферата
| 4.
| Основные критерии оценки здоровья детей и подростков; практические аспекты их использования.
| 5.
| Характерные патологические и функциональные отклонения здоровья детей и подростков в современных условиях и основные направления их профилактики.
| 6.
| Близорукость у детей как социально-гигиеническая проблема.
| 7.
| Основные направления профилактики деформации скелета у детей и подростков.
| 8.
| Гигиеническая регламентация учебных занятий как фактор профилактики заболеваний и функциональных нарушений у детей и подростков.
| 9.
| Гигиенические требования к школьной мебели.
| 10.
| Режим дня как один из важнейших аспектов здоровья детей и подростков.
| 11.
| Тренировка и закаливания как факторы повышения уровня здоровья детей и подростков.
| 12.
| Особенности регламентации питания детей и подростков.
| 13.
| Общие гигиенические требования к общеобразовательным учебным заведениям.
| 14.
| Особенности гигиенического регламентирования в детских дошкольных учреждениях.
| 15.
| Гигиенические аспекты размещения и планировки детских учреждений различного профиля.
| Радиационная гигиена
| 1.
| Общая характеристика ионизирующих излучений.
| 2.
| Принципы и методы измерения ионизирующих излучений.
| 3.
| Радиационный фон Земли и источники его формирования.
| 4.
| Общая характеристика детерминированных радиационных эффектов.
| 5.
| Общая характеристика отдаленных последствий действия ионизирующих излучений.
| 6.
| Ионизирующие излучения как фактор эмбриотоксического, тератогенного, гонадотоксического поражения.
| 7.
| Медицинские последствия ядерных аварий.
| 8.
| Экологические аспекты использования ядерной энергии.
| 9.
| Радиоактивные отходы; проблемы безопасности и утилизации.
| 10.
| Радиоактивность и пища человека.
| 11.
| Общие гигиенические проблемы трудовой деятельности медицинского персонала при работе с источниками ионизирующих излучений.
| 12.
| Внешнее и внутреннее облучение; особенности организации профилактических мероприятий.
| 13.
| Принципы защиты от ионизирующих излучений.
| Военная и военно-морская гигиена
| 1.
| Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск в мирное и военное время.
| 2.
| Особенности санитарно-эпидемиологического надзора в ВМФ.
| 3.
| Особенности организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий в боевой обстановке на ВМФ.
| 4.
| Гигиеническая характеристика основных факторов обитаемости кораблей.
| 5.
| Размещение личного состава в условиях береговых баз ВМФ.
| 6.
| Организация санитарно-гигиенических мероприятий в береговых базах ВМФ.
| 7.
| Размещение личного состава в полевых условиях. Гигиенические требования к участку местности для размещения войск в полевых условиях.
| 8.
| Гигиеническая характеристика вибрации на объектах боевой техники.
| 9.
| Гигиеническая характеристика шума на объектах боевой техники.
| 10.
| Гигиеническая характеристика микроклимата на объектах боевой техники.
| 11.
| Фортификационные сооружения, условия пребывания в них.
| 12.
| Особенности продовольственного обеспечения в ВМФ РФ
| 13.
| Организация питания личного состава на кораблях и в частях ВМФ.
| 14.
| Организация питания личного состава ВС РФ в полевых условиях.
| 15.
| Нормы питания личного состава и их физиолого-гигиеническая оценка.
| 16.
| Задачи медицинской службы по контролю за питанием в боевой обстановке.
| 17.
| Пути и способы дезактивации, дегазации, обеззараживания продуктов питания, тары и питьевой воды в условиях применения противником средств массового поражения.
| 18.
| Организация и проведение гигиенической экспертизы продовольствия в Вооруженных Силах Российской Федерации.
| 19.
| Организация питания личного состава ВМФ РФ на марше, в наступлении и в обороне.
| 20.
| Организация питания личного состава ВМФ РФ на этапах медицинской эвакуации.
| 21.
| Организация питания при применении противником оружия массового поражения.
| 22.
| Организация санитарно-эпидемиологического надзора за питанием в полевых условиях.
| Продолжение
№
п/п
| Тема реферата
| 23.
| Особенности питания личного состава ВС РФ в жарком климате.
| 24.
| Особенности питания личного состава ВС РФ в холодном климате.
| 25.
| Особенности питания личного состава ВС РФ в высокогорной местности.
| 26.
| Организация санитарного надзора за питанием личного состава ВС РФ при физических и эмоциональных нагрузках.
| 27.
| Организация санитарного надзора за питанием личного состава ВС РФ в условиях гиподинамии и гипокинезии.
| 28.
| Организация и медицинский контроль за водоснабжением береговых баз надводных кораблей и подводных лодок в мирное и военное время.
| 29.
| Гигиенические требования к пунктам водозабора и водоснабжения.
| 30.
| Нормы водопотребления в ВС РФ и их особенности в различных условиях.
| 31.
| Оценка санитарного состояния акватории и охрана прибрежных морских вод.
| 32.
| Проблемы гигиены моря.
| 33.
| Особенности водоснабжения в пунктах рассредоточенного базирования.
| 34.
| Нормирование водопотребления и требования к качеству воды на кораблях.
| 35.
| Организация и медицинский контроль водоснабжения кораблей и судов ВМФ.
| 36.
| Методы и средства опреснение морской воды.
| 37.
| Обеззараживание воды на кораблях.
| 38.
| Методы и средства улучшения качества питьевой воды в условиях стационарного и берегового размещения войск.
| 39.
| Принципы действия и тактико-технические данные табельных средств очистки воды от РВ, ОВ и БС.
| 40.
| Методы улучшения качества индивидуальных запасов воды.
| 41.
| Табельные средства для оценки качества воды.
| 42.
| Физиология труда и инженерной психология в разработке рациональных режимов деятельности личного состава ВС РФ.
| 43.
| Обитаемость как проблема в гигиене военной деятельности.
| 44.
| Основные факторы, определяющие условия труда специалистов ВМФ; общие мероприятия по профилактике неблагоприятного их воздействия.
| 45.
| Гигиеническая характеристика условий труда личного состава, обслуживающего артиллерийское и ракетное оружие.
| 46.
| Гигиеническая характеристика условий труда личного состава в танковых и мотострелковых частях.
| 47.
| Гигиеническая характеристика условий труда личного состава, обслуживающего радиоаппаратуру и радиолокационные станции.
| 48.
| Гигиеническая характеристика электромагнитных излучений на кораблях.
| 49.
| Биологическое действие электромагнитных излучений.
| 50.
| Профилактика неблагоприятного воздействия электромагнитных излучений в ВМФ.
| 51.
| Гигиеническая характеристика условий труда на военных объектах с высокой температурой воздуха.
| 52.
| Влияние факторов обитаемости на психофизиологическое состояние военнослужащих.
| 53.
| Особенности санитарно-гигиенических мероприятий среди личного состава различных родов сил ВМФ.
| 54.
| Работоспособность, утомление, переутомление; особенности профилактики в ВС РФ..
| 55.
| Принципы профессионального отбора специалистов ВМФ.
|
6 Рекомендуемые информационные источники для подготовки аналитических обзоров
6.1 Общая характеристика информационных источников по проблемам гигиены и медицинской экологии
Ниже приводится сводная характеристика возможных информационных источников для подготовки реферата.
Информационные источники
| Преимущества
| Недостатки
| Учебники и практические пособия по общей гигиене
| 1) Излагается сущность той или иной проблемы.
2) Имеет место простота изложения, представления материалов.
3) Используются только для подготовки плана и рубрикации обзоров.
| Для обзоров, предполагающих углубленный анализ проблем, материал учебных пособий по общей гигиене недостаточен.
| Учебники по профильным гигиеническим дисциплинам и экологии (коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, военно-морская гигиена, экология)
| 1) Значительно более глубоко в сравнении учебниками по общей гигиене раскрывают сущность тех или иных разделов гигиены и экологии.
2) Как правило, имеет место простота изложения, представления материалов.
3) Авторами учебников являются ведущие специалисты в соответствующей области.
| 1) В связи с нерегулярным переизданием учебников отдельные материалы в них устаревают, не успевают за современным развитием гигиены и экологии, в том числе их законодательного, нормативного и методического базиса.
2) В разных учебниках имеют место различные толкования одних и тех же понятий, определений, терминов.
3) В большинстве учебников отсутствует полноценный список библиографии.
| Руководства по указанным выше дисциплинам
| 1) Являются источниками, наиболее глубоко, в сравнении с другими, раскрывающими положения тех или иных разделов гигиены и экологии.
2) Авторами руководств являются ведущие специалисты в соответствующей области.
3) Как правило, содержат обширный список библиографических источников.
| 1) Указанный выше первый недостаток для руководств является более выражен, так как эти информационные источники издаются значительно реже в сравнении с учебниками.
2) В связи с первым недостатком может иметь место значительное расхождение материала руководств с содержанием законодательных актов, распорядительных, нормативных и методических документов
| Лекционные курсы и лекции
| 1) Содержат квинтэссенцию той или иной проблемы.
2) Имеют место краткость и доступность представления материала.
3) Отражают самое современное состояние отдельных проблем, так как материал лекционных курсов и лекций постоянно пополняется в учетом новейших данных.
| 1) Из-за ограничения времени лекционных курсов и лекций не представляется возможность учета всех альтернативных позиций по той или иной проблеме.
2) По той же причине отсутствует тесная связь представляемого материала с конкретными законодательными, распорядительными, нормативными и методическими документами.
|
|