Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок заполнения карточки 2 страница




Следует обратить внимание, что в случае использования вариантов ссылок, изложенных в двух предыдущих абзацах, инициалы авторов проставляется перед их фамилиями.

Приведенный способ ссылок на источники удобен для знакомящихся с материалом реферата, так как его положения непосредственно ассоциируются с определенными источниками. Однако при этом способе увеличивается объем реферата, что весьма нежелательно в связи с его ограничением. С учетом указанного в последние годы, как правило, используется другой, более простой способ ссылок на источники.

Второй способ.

После представления в реферате какого-либо положения определенного источника в квадратных скобках приводится его порядковый номер в списке использованных источников. Например, необходима ссылка на источник, автором которого является Миловидов К.И. [1993]. В списке использованных источников находим порядковый номер этого источника, который, к примеру шестой. В этом случае приводится цитируемое положение автора, а в конце этого положения проставляется [6].

Таким же образом производятся ссылки на другие источники – и источники с несколькими авторами, и нормативные и методические документы и все другие, приведенные в списке использованных источников.

В этом случае стилистические модификации оформляются следующим образом: «По мнению К.И. Миловидова [6]”, или “К.И. Миловидов [6] считает», или «По мнению К.И. Миловидова [6] и J. Miller, I. Braun [9]”, или  «К.И. Миловидов [6] и J. Miller, I. Braun [9] считают” и т. д.

Именно второй способ ссылок на источники рекомендуется при подготовке рефератов, как наиболее удобный и экономный.

Обозначения и сокращения.

Без дополнительных пояснений допускаются только общепринятые сокращения, например кг (килограмм), г (грамм), т (тонна), см (сантиметр), м (метр), мм (миллиметр), с (секунда), мин (минута), ч (час) и т. д.

Для экономии печатного поля реферата допускаются сокращения или аббревиатуры отдельных слов и понятий при следующих условиях.

1) После содержания реферата приводится список обозначений и сокращений, принятых в работе; затем при изложении материала автор имеет право использовать эти обозначения и сокращения по всему тексту.

Перечень обозначений и сокращений приводится в алфавитном порядке.

Пример оформления обозначений и сокращений приводится в приложении 9.

2) В том случае, если элемент реферата «Обозначения и сокращения» не оформляется, после первого упоминания какого-либо понятия или слова в круглых скобках приводятся их аббревиатура или сокращение. В последующем по тексту автор также имеет право приводить условленные обозначения и сокращения.

3) Некоторые понятия можно сократить следующим образом. Например, в тексте многократно используется понятие «государственный санитарно-эпидемиологический надзор». В этом случае допускается сокращение по тексту с помощью пояснения в скобках, под каким сокращенным символом будет представляться данное понятие. В тексте: «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее – надзор) является одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».


5 Рекомендуемые темы аналитических обзоров (рефератов)

№ п/п Тема реферата

Общие проблемы гигиены и медицинской экологии

Коммунальная гигиена и медицинская экология

1. Общая характеристика факторов среды обитания человека, определяющих состояние здоровье населения.
2. Ранжирование факторов риска нарушения общественного здоровья и его значение в организации оздоровительных мероприятий.
3. Природно-климатические факторы как детерминант здоровья населения.
4. Биологические особенности человека как фактор здоровья человека.
5. Социально-гигиенические условия как фактор здоровья человека.
6. Образ жизни как ведущий фактор здоровья населения.
7. Физиолого-гигиенические аспекты биологическим ритмов в жизнедеятельности человека.
8. Гипокинезия и гиподинамия как факторы здоровья человека.
9. Основные направления использования природных факторов окружающей среды в оздоровительных целях.
10. Методологические и организационные аспекты государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
11. Гигиенические проблемы химизации сельского хозяйства.
12. Физиолого-гигиенические аспекты закаливания и тренировки.
13. Основные методы, формы и средства гигиенического образования и воспитания населения.
14. Глобальные эколого-гигиенические проблемы, стоящие перед мировым сообществом и пути их решения.
15. Эколого-гигиенические проблемы, связанные с атмосферным озоном.
16. Изменение климата планеты как одна из важнейших эколого-гигиенических проблем, стоящих перед мировым сообществом.
17. Экологически значимые заболевания населения как маркер деградации среды обитания человека.
18. Биогеохимические провинции и здоровье населения.
19. Основные гигиенические аспекты планировки и застройки современных городских поселений.
20. Урбанизация как одна из важнейших эколого-гигиенических проблем современного мира.
21. Электромагнитное загрязнение окружающей среды как одна из важнейших эколого-гигиенических проблем, стоящих перед мировым сообществом.
22. Современные гигиенические аспекты биологического загрязнения окружающей и производственной среды.
23. Ультрафиолетовое излучение: характеристика позитивного и негативного биологических эффектов действия на организм человека.
24. Видимое излучение: основные гигиенические аспекты.
25. Инфракрасное излучение: основные гигиенические аспекты.
26. Световое голодание и пути его профилактики.
27. Гигиеническая характеристика негативных эффектов воздействия на здоровья человека различных участков спектра солнечного излучения и его аналогов.
28. Сравнительная гигиеническая оценка основных источников загрязнения и направления санитарной охраны атмосферного воздуха.
29. Техногенное загрязнение окружающей среды и влияние его на здоровье населения.
30. Гигиеническая характеристика пылевого загрязнения окружающей среды и основные направления его нивелирования.
31. Шумовое загрязнение как один из важнейших гигиенических факторов среды обитания человека.
32. Физиолого-гигиеническая и медико-биологическая характеристика муссонного климата.
33. Акклиматизация как социально-биологический процесс.
34. Виды воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения
35. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения.
36. Сравнительная гигиеническая характеристика методов и средств улучшения качества и обеспечения безопасности питьевой воды.
37. Проблемы обеспечения качества и безопасности питьевой воды.
38. Сравнительная гигиеническая характеристика методов обезвреживания твердых отходов жизнедеятельности человека.
39. Сравнительная гигиеническая характеристика методов обезвреживания жидких отходов жизнедеятельности человека.

 


Продолжение

№ п/п Тема реферата

Больничная гигиена

1. Характеристика условий труда и трудового процесса в современных лечебно-профилактических учреждениях, обусловливающих состояние здоровья медицинского персонала.
2. Основные направления охраны здоровья медицинских работников.
3. Основные причины актуальности и направления профилактики госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
4. Организационные аспекты профилактики госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
5. Антимикробные мероприятия в профилактике госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
6. Повышение иммунного статуса персонала и пациентов больниц как фактор профилактики госпитальных (внутрибольничных) инфекций.
7. Виды современного больничного строительства и их сравнительная гигиеническая оценка.
8. Характеристика коммунально-гигиенических условий в лечебно-профилактических учреждениях (микроклимат, шум, освещение) и пути его оптимизации.
9. Гигиенические проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.
10. Гигиенические аспекты труда врачей хирургического профиля.
11. Общая гигиеническая характеристика вредных физических факторов больничной среды, обусловленных особенностями современных диагностических и лечебных процедур.
12. Современные гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений различного профиля.
13. Электромагнитные излучения в современных лечебно-профилактических учреждениях как вредный производственный фактор.
14. Гигиенические аспекты использования лазерного излучения в медицине.
15. Гигиенические аспекты стоматологической помощи населению.
16. Гигиенические аспекты фармацевтической деятельности.

Гигиена труда

1. Теоретические (физиологические) основы утомления и переутомления.
2. Работоспособность как интегральный показатель функционального состояния организма человека.
3. Гигиенические принципы регламентации режима труда и отдыха на производстве.
4. Микроклимат производственных помещений как неблагоприятный фактор трудовой деятельности и пути его оптимизации.
5. Теоретические и практические аспекты комплексного влияния на организм человека метеорологических и микроклиматических факторов среды обитания.
6. Шум как один из важнейших неблагоприятных факторов производственной среды и основные направления их нивелирования.
7. Вибрация как один из важнейших неблагоприятных факторов производственной среды и основные направления их нивелирования.
8. Гигиенические аспекты повышенного барометрического давления в производственных условиях.
9. Гигиенические аспекты пониженного барометрического давления в производственных и природных условиях.
10. Основы гигиены умственного труда.
11. Основы эргономики как одного из важнейших разделов гигиены труда в современных условиях.
12. Гигиенические аспекты работы с компьютерной техникой.
13. Гигиенические аспекты ультразвука как вредного производственного фактора.
14. Гигиенические аспекты инфразвука как вредного фактора производственной и коммунальной среды.
15. Гигиеническая характеристика электромагнитных излучений диапазона сверхвысоких частот (ЭМИ СВЧ) как вредного фактора производственной среды.
16. Характеристика лазерного излучения как вредного производственного фактора и основные направления профилактики его вредного воздействия на организма работающих.
17. Основные закономерности вредного действия на организм промышленных ядов.
18. Понятия токсикологии и токсикометрии; роль токсикометрии и гигиенического нормирования в профилактике неблагоприятного воздействия химических факторов производственной и окружающей среды.

Гигиена питания и диетология

1. Питание как фактор здоровья населения; характеристика и классификация алиментарно обусловленных заболеваний.
2. Особенности современного питания, определяющие состояние здоровья населения.
3. Общая характеристика последствий нерационального питания.
4. Избыточная масса тела как фактор нарушения здоровья; основные направления ее коррекции.

 


Продолжение

№ п/п Тема реферата
5. Рациональное и оптимальное питания; дифференциация понятий; основные принципы рационального питания.
6. Основные направления оптимизации питания населения в свете современных научных концепций в области питания.
7. Нормирование питания: назначение, принципы, дифференциация.
8. Гигиенические проблемы использования пищевых добавок в современном питании.
9. Критический анализ концепции раздельного питания.
10. Критический анализ вегетарианства.
11. Понятие режима питания; его составляющие; значение для сохранения здоровья и повышения работоспособности.
12. Роль белков в питания здорового и больного человека.
13. Пути решения белковой проблемы.
14. Роль жиров в питании здорового и больного человека.
15. Роль углеводов в питании здорового и больного человека.
16. Общие аспекты значения минерального компонента пищи в питании здорового и больного человека.
17. Макроэлементы в питании здорового и больного человека.
18. Кальций в питании здорового и больного человека.
19. Магний в питании здорового и больного человека.
20. Фосфор в питании здорового и больного человека.
21. Микроэлементы в питании здорового и больного человека.
22. Йод-дефицитные состояния: причины, пути профилактики.
23. Физиолого-гигиеническая характеристика селена как важного компонента обеспечения гомеостаза.
24. Общие аспекты значения витаминов в питании здорового и больного человека.
25. Витамин С и здоровье; направления профилактики С-витаминной недостаточности.
26. Физиолого-гигиеническая характеристика витаминов группы В и пути профилактики их недостаточности.
27. Полиненасыщенные жирные кислоты как компонент здорового питания.
28. Мясные продукты в питании больного и здорового человека.
29. Овощные продукты в питании больного и здорового человека.
30. Фрукты в питании больного и здорового человека.
31. Фрукты, ягоды, плоды в питании больного и здорового человека.
32. Хлеб и хлебопродукты в питании больного и здорового человека.
33. Крупы и макаронные изделия в питании больного и здорового человека.
34. Соя в питании здорового и больного человека.
35. Значение жидкости в питании здорового и больного человека.
36. Основы организации лечебного питания в стационарах.
37. Понятия рационального, оптимального, лечебного, диетического, лечебно-профилактического питания; их дифференциация.
38. Биологически активные добавки к пище как компонент здорового питания.
39. Основы методологии изучения состояния питания различных групп населения.
40. Основные методы изучения энергетических потребностей человека.
41. Основные методы изучения фактического питания различных групп населения.
42. Понятие статуса питания (пищевого, нутриционного, нутритивного статуса); основные методы его определения и оценки.
43. Эпидемиолого-гигиеническая характеристика микотоксикозов и их профилактика.
44. Эпидемиолого-гигиеническая характеристика токсикоинфекций и их профилактика.
45. Эпидемиолого-гигиеническая характеристика стафилококкового токсикоза и его профилактика.
46. Эпидемиолого-гигиеническая характеристика ботулизма и его профилактика.
47. Пища как фактор распространения кишечных инфекций и гельминтозов.
48. Общая характеристика немикробных пищевых отравлений и основы их профилактики.
49. Гигиенические проблемы чужеродных химических веществ (ЧХВ) в пищевых продуктах.
50. Сравнительная гигиеническая оценка методов консервирования пищевых продуктов.

Гигиена детей и подростков

1. Морфофункциональные (анатомо-физиологические) особенности растущего организма; учет их в организации профилактических мероприятий.
2. Особенности высшей нервной деятельности у детей и подростков и учет их в организации профилактических мероприятий.
3. Акселерация как социальная и гигиеническая проблема.

Продолжение

№ п/п Тема реферата
4. Основные критерии оценки здоровья детей и подростков; практические аспекты их использования.
5. Характерные патологические и функциональные отклонения здоровья детей и подростков в современных условиях и основные направления их профилактики.
6. Близорукость у детей как социально-гигиеническая проблема.
7. Основные направления профилактики деформации скелета у детей и подростков.
8. Гигиеническая регламентация учебных занятий как фактор профилактики заболеваний и функциональных нарушений у детей и подростков.
9. Гигиенические требования к школьной мебели.
10. Режим дня как один из важнейших аспектов здоровья детей и подростков.
11. Тренировка и закаливания как факторы повышения уровня здоровья детей и подростков.
12. Особенности регламентации питания детей и подростков.
13. Общие гигиенические требования к общеобразовательным учебным заведениям.
14. Особенности гигиенического регламентирования в детских дошкольных учреждениях.
15. Гигиенические аспекты размещения и планировки детских учреждений различного профиля.

Радиационная гигиена

1. Общая характеристика ионизирующих излучений.
2. Принципы и методы измерения ионизирующих излучений.
3. Радиационный фон Земли и источники его формирования.
4. Общая характеристика детерминированных радиационных эффектов.
5. Общая характеристика отдаленных последствий действия ионизирующих излучений.
6. Ионизирующие излучения как фактор эмбриотоксического, тератогенного, гонадотоксического поражения.
7. Медицинские последствия ядерных аварий.
8. Экологические аспекты использования ядерной энергии.
9. Радиоактивные отходы; проблемы безопасности и утилизации.
10. Радиоактивность и пища человека.
11. Общие гигиенические проблемы трудовой деятельности медицинского персонала при работе с источниками ионизирующих излучений.
12. Внешнее и внутреннее облучение; особенности организации профилактических мероприятий.
13. Принципы защиты от ионизирующих излучений.

Военная и военно-морская гигиена

1. Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск в мирное и военное время.
2. Особенности санитарно-эпидемиологического надзора в ВМФ.
3. Особенности организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий в боевой обстановке на ВМФ.
4. Гигиеническая характеристика основных факторов обитаемости кораблей.
5. Размещение личного состава в условиях береговых баз ВМФ.
6. Организация санитарно-гигиенических мероприятий в береговых базах ВМФ.
7. Размещение личного состава в полевых условиях. Гигиенические требования к участку местности для размещения войск в полевых условиях.
8. Гигиеническая характеристика вибрации на объектах боевой техники.
9. Гигиеническая характеристика шума на объектах боевой техники.
10. Гигиеническая характеристика микроклимата на объектах боевой техники.
11. Фортификационные сооружения, условия пребывания в них.
12. Особенности продовольственного обеспечения в ВМФ РФ
13. Организация питания личного состава на кораблях и в частях ВМФ.
14. Организация питания личного состава ВС РФ в полевых условиях.
15. Нормы питания личного состава и их физиолого-гигиеническая оценка.
16. Задачи медицинской службы по контролю за питанием в боевой обстановке.
17. Пути и способы дезактивации, дегазации, обеззараживания продуктов питания, тары и питьевой воды в условиях применения противником средств массового поражения.
18. Организация и проведение гигиенической экспертизы продовольствия в Вооруженных Силах Российской Федерации.
19. Организация питания личного состава ВМФ РФ на марше, в наступлении и в обороне.
20. Организация питания личного состава ВМФ РФ на этапах медицинской эвакуации.
21. Организация питания при применении противником оружия массового поражения.
22. Организация санитарно-эпидемиологического надзора за питанием в полевых условиях.

Продолжение

№ п/п Тема реферата
23. Особенности питания личного состава ВС РФ в жарком климате.
24. Особенности питания личного состава ВС РФ в холодном климате.
25. Особенности питания личного состава ВС РФ в высокогорной местности.
26. Организация санитарного надзора за питанием личного состава ВС РФ при физических и эмоциональных нагрузках.
27. Организация санитарного надзора за питанием личного состава ВС РФ в условиях гиподинамии и гипокинезии.
28. Организация и медицинский контроль за водоснабжением береговых баз надводных кораблей и подводных лодок в мирное и военное время.
29. Гигиенические требования к пунктам водозабора и водоснабжения.
30. Нормы водопотребления в ВС РФ и их особенности в различных условиях.
31. Оценка санитарного состояния акватории и охрана прибрежных морских вод.
32. Проблемы гигиены моря.
33. Особенности водоснабжения в пунктах рассредоточенного базирования.
34. Нормирование водопотребления и требования к качеству воды на кораблях.
35. Организация и медицинский контроль водоснабжения кораблей и судов ВМФ.
36. Методы и средства опреснение морской воды.
37. Обеззараживание воды на кораблях.
38. Методы и средства улучшения качества питьевой воды в условиях стационарного и берегового размещения войск.
39. Принципы действия и тактико-технические данные табельных средств очистки воды от РВ, ОВ и БС.
40. Методы улучшения качества индивидуальных запасов воды.
41. Табельные средства для оценки качества воды.
42. Физиология труда и инженерной психология в разработке рациональных режимов деятельности личного состава ВС РФ.
43. Обитаемость как проблема в гигиене военной деятельности.
44. Основные факторы, определяющие условия труда специалистов ВМФ; общие мероприятия по профилактике неблагоприятного их воздействия.
45. Гигиеническая характеристика условий труда личного состава, обслуживающего артиллерийское и ракетное оружие.
46. Гигиеническая характеристика условий труда личного состава в танковых и мотострелковых частях.
47. Гигиеническая характеристика условий труда личного состава, обслуживающего радиоаппаратуру и радиолокационные станции.
48. Гигиеническая характеристика электромагнитных излучений на кораблях.
49. Биологическое действие электромагнитных излучений.
50. Профилактика неблагоприятного воздействия электромагнитных излучений в ВМФ.
51. Гигиеническая характеристика условий труда на военных объектах с высокой температурой воздуха.
52. Влияние факторов обитаемости на психофизиологическое состояние военнослужащих.
53. Особенности санитарно-гигиенических мероприятий среди личного состава различных родов сил ВМФ.
54. Работоспособность, утомление, переутомление; особенности профилактики в ВС РФ..
55. Принципы профессионального отбора специалистов ВМФ.

 


6 Рекомендуемые информационные источники для подготовки аналитических обзоров

6.1 Общая характеристика информационных источников по проблемам гигиены и медицинской экологии

Ниже приводится сводная характеристика возможных информационных источников для подготовки реферата.

Информационные источники Преимущества Недостатки
Учебники и практические пособия по общей гигиене 1) Излагается сущность той или иной проблемы. 2) Имеет место простота изложения, представления материалов. 3) Используются только для подготовки плана и рубрикации обзоров. Для обзоров, предполагающих углубленный анализ проблем, материал учебных пособий по общей гигиене недостаточен.
Учебники по профильным гигиеническим дисциплинам и экологии (коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, военно-морская гигиена, экология) 1) Значительно более глубоко в сравнении учебниками по общей гигиене раскрывают сущность тех или иных разделов гигиены и экологии. 2) Как правило, имеет место простота изложения, представления материалов. 3) Авторами учебников являются ведущие специалисты в соответствующей области. 1) В связи с нерегулярным переизданием учебников отдельные материалы в них устаревают, не успевают за современным развитием гигиены и экологии, в том числе их законодательного, нормативного и методического базиса. 2) В разных учебниках имеют место различные толкования одних и тех же понятий, определений, терминов. 3) В большинстве учебников отсутствует полноценный список библиографии.
Руководства по указанным выше дисциплинам 1) Являются источниками, наиболее глубоко, в сравнении с другими, раскрывающими положения тех или иных разделов гигиены и экологии. 2) Авторами руководств являются ведущие специалисты в соответствующей области. 3) Как правило, содержат обширный список библиографических источников. 1) Указанный выше первый недостаток для руководств является более выражен, так как эти информационные источники издаются значительно реже в сравнении с учебниками. 2) В связи с первым недостатком может иметь место значительное расхождение материала руководств с содержанием законодательных актов, распорядительных, нормативных и методических документов
Лекционные курсы и лекции 1) Содержат квинтэссенцию той или иной проблемы. 2) Имеют место краткость и доступность представления материала. 3) Отражают самое современное состояние отдельных проблем, так как материал лекционных курсов и лекций постоянно пополняется в учетом новейших данных. 1) Из-за ограничения времени лекционных курсов и лекций не представляется возможность учета всех альтернативных позиций по той или иной проблеме. 2) По той же причине отсутствует тесная связь представляемого материала с конкретными законодательными, распорядительными, нормативными и методическими документами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...