Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сестрами медицинскими диетологическимиСтр 1 из 6Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
3 Общие положения Настоящий методический документ разработан заведующим кафедрой общей, радиационной гигиены с основами экологии и военной гигиены Владивостокского государственного медицинского университета профессором В.А. Петровым и ассистентом указанной кафедры С.В. Корзун, предназначен для следующих обучаемых контингентов: · студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, сестринского факультетов ВГМУ; · клинические и базовые интерны по специальности «Гигиена»; · клинические и базовые ординаторы по специальности «Гигиена»; · очные и заочные аспиранты по специальности «Гигиена»; · курсанты сертификационных циклов по специальностям «Общая гигиена» и «Гигиена питания»; · курсанты циклов тематического усовершенствования «Избранные вопросы общей гигиены и государственного санитарно-эпидемиологического надзора»; · курсанты циклов тематического усовершенствования «Избранные вопросы гигиены питания»; · курсанты сертификационных циклов по специальности «Диетология» (диетологи и медицинские сестры диетические); · курсанты тематических циклов усовершенствования по различным аспектам специальности «Диетология». Кроме того, материал настоящей методической разработки может быть востребован врачами лечебного профиля, среднего медицинского персонала любой специальности для обеспечения профессионального подхода к включению лечебного питания в комплексные лечебные мероприятия, являющегося их важным и необходимым компонентом. Материал разработки устраняет значительный пробел в методическом обеспечении образовательных программ по указанным выше специальностям, содержит кроме методических основ комплектования лечебных диет и основные вопросы организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях. Причем организационные вопросы представлены в виде официальных документов Министерства здравоохранения Российской Федерации или извлечений из них. Важным разделом методической разработки является раздел, в котором приводятся основные требования к номерным диетам, а также раздел, содержащий пример комплектования одной из лечебных диет с помощью картотеки блюд лечебного питания. Освоение данных разделов обучаемыми контингентами может в значительной степени облегчить задачу доведения лечебных диет до пациентов, обеспечить полное соответствие их действующим регламентам, а значит повышение эффективности диетотерапии. Также весьма важным разделом методического документа авторы считают приведенную терминологию в области гигиены питания и диетологии, так как в практической деятельности при решении задач здорового питания зачастую встречаются недопустимые неточности в обозначении тех или иных понятий, что обусловливает ошибки в практической деятельности. Следует отметить, что настоящая методическая разработка является одной из составных частей методического комплекса, в который в качестве обязательного компонента входит картотека блюд рационального и лечебного, без которой достижение цели и задач практического занятия не представляется возможным. Освоение организационных и методических основ комплектования диет лечебного питания может способствовать и решению практических задач при организации рационального и лечебно-профилактического питания, так как методические принципы комплектования рационов всех видов питания едины. Методическая разработка обсуждена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по гигиене и эпидемиологии 18 декабря 2003 года, протокол № 3. Рецензенты: доктор медицинских наук, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Дальневосточного государственного университета М.П. Лапардин; кандидат медицинских наук, заведующий курсом гигиены питания и диетологии Владивостокского государственного медицинского университета, доцент А.Г. Саенко. 4 Основные методические регламенты практического занятия Тема практического занятия Организационные и методические основы комплектования диет лечебного питания. Цель практического занятия Освоение обучаемыми контингентами организационных и методических основ комплектования рационов лечебного питания в соответствии с принятыми Министерством здравоохранения Российской Федерации регламентами данного вида деятельности. Хронометраж занятия 3.1. Для студентов, клинических интернов, клинических ординаторов, курсантов сертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования по специальностям «Общая гигиена» и «Гигиена питания» (таблица 1): Таблица 1 Хронометраж практического занятия со студентами
3.2. Для курсантов сертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования по специальности «Диетология» для диетологов и медицинских сестер диетологических по типовой и рабочей программам выделяется большее время для освоения данной темы в связи с тем, что комплектование диет лечебного, диетического и лечебно-профилактического питания представляет основную задачу их профессиональной деятельности. Учитывая имеющийся у данного контингента специалистов базовый опыт работы, хронометраж практического занятия, представленный в таблице 2, предполагает общее время занятия 530 минут или да 6-часовых занятия и выполнение части задания во внеаудиторных условиях. Таблица 2 Хронометраж практического занятия с врачами-диетологами и сестрами медицинскими диетологическими
Оснащение занятия 4.1. Методические материалы: · настоящая методическая разработка (выдается на кафедре); · обязательная и дополнительная литература, имеющаяся в библиотеке ВГМУ и методическом кабинете кафедры; · картотека блюд лечебного питания (выдается на кафедре). 5 4.2. Наглядные пособия (приведены коды и названия слайдов, демонстрируемых преподавателям в помощь обучаемым при выполнении самостоятельной работы и при разборе отдельных организационных и методических аспектов лечебного питания): · 8.1. Основные аспекты значения лечебного питания; · 8.2. Схема организации лечебного питания; · 8.4. Группы ЛПУ по объему лечебного питания; · 8.3. Основные задачи Совета по питанию ЛПУ; · 8.5. Документация в ЛПУ по регламентации лечебного питания и обеспечению его санитарно-эпидемиологического благополучия; · 8.6. Основные разгрузочные дни (по Б.П. Суханову,1990); · 8.7. Дифференциация лечебного и диетического питания; · 8.8. Этапы организации диетического питания в различных коллективах; · 8.9. Карточка-раскладка № 8.1; · 8.10. Основные принципы диетотерапии при ожирении; · 8.11. Возможные причины неуспеха в лечении больных ожирением; · 8.14. Суточный набор продуктов для больных ожирением; · 8.17. Принципы лечебного питания при пищевой аллергии; · 8.18. Особенности проявления и развития пищевой аллергии в сравнении с другими аллергиями; · 8.19. Правила приготовления блюд для профилактики и лечения пищевой аллергии; · 8.20. Рекомендуемый набор продуктов для пациента с пищевой аллергией (суточная норма. Продукты, наиболее часто вызывающие пищевую аллергию. · 8.21. Рекомендуемые и ограничиваемые продукты питания при пищевой аллергии; · 8.22. Показания к лечению методом разгрузочно-диетической терапии; · 8.23. Противопоказания к лечению методом разгрузочно-диетической терапии; · 8.24. Периоды и стадии разгрузочно-диетической терапии; · 8.26. Наиболее важные группы диетических продуктов, позволяющие в полном объеме осуществлять лечебное питание (по М.А. Самсонову,1997); · 8.29. Причины замедления всасывания слизистой оболочкой кишечного тракта; · 8.30. Основные функции толстой кишки; · 8.32. Нормальный микробный состав испражнений человека (в расчете на 1 г); · 8.33. Наиболее частые причины хронического запора. Внешние (экзогенные) причины угнетения нормальных позывов к дефекации; · 8.34. Основные причины нарушения внешней секреции поджелудочной железы; · 8.35. Состав пузырной и печеночной желчи человека (ммоль/л); · 8.36. Показатели, являющиеся основанием диагноза недостаточного питания (рекомендации Европейского общества парентерального и энтерального питания). Показатели субъективной глобальной оценки нутриционного статуса (по A.S. Detskyetal.,1987); · 8.37. Градация нутриционных показателей в зависимости от степени белково-энергетической недостаточности; · 8.38. Основные характеристики форм белково-энергетической недостаточности; · 8.39. Основные факторы возникновения и прогрессирования атеросклероза и кардиоваскулярных заболеваний; · 8.40. Основные алиментарные факторы развития атеросклероза; · 8.41. Рекомендации изменения образа жизни для предупреждения и лечения артериальной гипертензии; · 8.42. Содержание глюкозы в крови при проведении перорального (75 г) глюкозотолерантного теста (ммоль/л); · 8.43. Некоторые диетические рекомендации Американской Ассоциации Кардиологов по употреблению продуктов, содержащих жир и холестерин; · 8.44. Показания для прекращения разгрузочно-диетической терапии (РДТ); · 8.45. Основные задачи лечебного питания при заболеваниях почек. Причины анорексии у больных с хронической почечной недостаточностью. · 8.46. Причины развития белково-энергетической недостаточности у больных с хронической почечной недостаточностью (ХПН); · 8.47. Принципы диетической коррекции при почечной недостаточности; · 8.48. Рекомендации по потреблению основных нутриентов больными с хронической почечной недостаточностью; · 8.49. Дополнительные негативные факторы при хронической почечной недостаточности, крригируемой диализом. Основные катаболические эффекты процедуры диализа; 6 · 8.52. Основные сахарозаменители; · 8.53. Правила использования сахарозаменителей; · 8.54. Средства белкового парентерального питания; · 8.57. Эндогенные регуляторные факторы, в синтезе и метаболизме которых участвуют витамины и витаминоподобные вещества. 4.3. Техническое обеспечение: · оверхед; · калькуляторы. Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого контингента · основы терминологии в области гигиены питания и диетологии, дифференциация различных видов питания; · общие аспекты значения и организации лечебного питания (функции Совета по лечебному питанию, документация по регламентации лечебного питания и др.); · общая структура регламентов диет лечебного питания; · общая структура картотеки блюд лечебного питания; · общая структура карточек раскладок блюд лечебного питания; · сущность методики комплектования рационов лечебного, диетического и лечебно-профилактического питания с использованием картотеки блюд. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |