Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник: International Trade Statistics 2004. WTO. P. 165.




 

Рост глобального производства сельскохозяйственных продук­тов в целом происходит медленно, несмотря на рост доходов насе­ления. Это связано с тем, что спрос на них не очень чувствителен к росту доходов. При этом происходят существенные изменения в структуре совокупного спроса: доля базовых продуктов питания снижается, в то время как доля продуктов с более высокой степе­нью обработки увеличивается.

Наиболее значимая тенденция в производстве и обработке сель­скохозяйственной продукции связана с ростом доли в мировом хо­зяйстве развивающихся стран Азии, наблюдаемым с 1960-х гг., в то время как доля Латинской Америки, а также стран Центральной и Восточной Европы снижается. Доля развитых стран остается посто­янной в производстве таких продуктов, как хлопковое волокно, зер­новые и сахар. Не изменяется и доля наименее развитых стран в ми­ровом производстве сельскохозяйственной продукции.

Группа развивающихся стран в целом добилась значительных успехов в осуществлении одной из своих главных экономических целей: увеличение степени обработки своих сельскохозяйствен­ных продуктов. Однако этот успех неравномерно распределяется между странами и товарами. Например, степень обработки многих ключевых сельхозпродуктов (какао и кофе), которые производят­ся исключительно в развивающихся странах, остается невысокой. Развивающимся странам удалось добиться некоторого роста доли в производстве переработанных продуктов какао и кофе в 1960— 1970-е гг., однако в 1980-е гг. наметился ее спад. Одна из причин этого заключается в высоких импортных пошлинах, так как для торговой политики многих стран характерно увеличение таможен­ных тарифов по мере увеличения степени обработки продукта. Другая причина состоит в том, что производителям из развива­ющихся стран трудно конкурировать с крупными компаниями — производителями пищевых продуктов из развитых стран и соот­ветствовать требованиям потребителей из этих стран. Кроме того, в связи с высокими транспортными издержками и необходимос­тью быстрого реагирования на изменения потребительского спроса размещение производства продуктов питания вблизи их конечных рынков, т. е. в развитых странах, оказывается более эффективным.

В развитых странах сельское хозяйство отличается большей производительностью по сравнению с развивающимися странами. Производительность в этом секторе экономики характеризуется добавленной стоимостью на одного сельскохозяйственного работника. В среднем в мировом хозяйстве этот показатель равен более I тыс. долл. В странах с доходом на душу населения выше среднего уровня этот показатель составляет более 4 тыс. долл., а в странах с низким доходом — всего 383 долл. (см. прил. 7).

Один из показателей эффективности сельского хозяйства — чис­ленность населения (или работников) в сельскохозяйственных рай­онах на I га пахотных земель. Этот показатель увязывает числен­ность населения сельских районов (или работников) в аграрном секторе с количеством земли, пригодной для сельскохозяйственно­го производства. Он изменяется вместе с изменениями структуры национальной экономики и технологии обработки земли (высокие показатели могут быть связаны с недостаточной продуктивностью земли и разделом земельных владений), а также вместе с изменени­ем уровня развития и политики в области землепользования. В ми­ровом хозяйстве на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится в среднем 0,9, в развитых странах — 0,1, а в развивающихся — 1,5 сельскохозяйственных рабочих (см. прил. 19).

Как спрос, так и предложение в сельском хозяйстве в отличие от промышленности очень чувствительны к факторам, которые ле­жат за пределами его непосредственного контроля. Сельскохозяй­ственное производство подвержено беспорядочным колебаниям, вызываемым такими капризами природы, как погода, нашествие насекомых, болезни животных и растений. Спрос на многие базо­вые продукты питания в долгосрочном периоде растет очень мед­ленно. Существенное повышение производительности, связанное с механизацией сельскохозяйственного производства, примене­нием химических удобрений, пестицидов и т. д., привело к тому, что предложение росло быстрее, чем спрос. Это вызвало падение сельскохозяйственных цен и фермерских доходов.

Сельское хозяйство, таким образом, представляет невыгодный вид хозяйственной деятельности, но при этом оказывает большое влияние на инфляцию, внешнюю торговлю, а также на состояние платежного баланса, уровень жизни населения, прежде всего сель­ского. Кроме того, аграрный сектор имеет большой политический вес, значительно превышающий его долю в экономике, поэтому во многих странах правительства стремятся осуществлять контроль в этом секторе экономики мерами аграрной политики. Аграрная политика — это политика, направленная на защиту экономических интересов представителей аграрного сектора путем субсидирования сельскохозяйственных цен и фермерских доходов и на повышение эффективности сельского хозяйства. Наиболее активно политика, направленная на поддержку сельского хозяйства, осуществляется в развитых странах. Например, в странах ОЭСР объем трансфер­тов, направляемых в аграрный сектор в результате государствен­ной политики, достигает 1,2 % ВВП.

Европейский союз проводит комплекс мер, составляющих об­щую сельскохозяйственную политику (ОСП) (Common Agricultural Policy — САР), направленную на поддержание уровня жизни фер­меров и повышение экономической эффективности аграрного сектора. Можно выделить четыре основных направления в аграр­ной политике Европейского союза:

1) ценовая поддержка, т. е. меры, направленные на поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию, произведенную в стра­нах ЕС, на более высоком уровне по сравнению с ценами мирового рынка. Эти меры распространяются на 70—75 % фермерских хо­зяйств. Цены на молоко, зерновые, масло, сахар, свинину, говяди­ну, телятину, столовое вино, некоторые фрукты и овощи ежегодно фиксируются и поддерживаются на определенном уровне посред­ством государственных закупок части продукции, нереализован­ной на рынке;

2) тарифная защита, т. е. импортные пошлины, используемые в целях повышения цен на импорт до уровня внутренних цен и обес­печения ценовой конкурентоспособности продукции ЕС на внут­ренних рынках;

3) экспортные субсидии, позволяющие фермерам стран ЕС сни­зить свои экспортные цены и тем самым успешно конкурировать на мировых рынках;

4) дотации, предоставляемые правительством фермерским хозяй­ствам для модернизации и совершенствования производства в целях повышения экономической эффективности аграрного сектора.

Благодаря аграрной политике ЕС добился самообеспеченности по многим продуктам питания. Однако она подвергается критике как внутри ЕС, так и за его пределами по многим направлениям. Во-первых, проигрывают потребители, поскольку им приходится платить чрезмерно высокие цены за продукты питания. Во-вто­рых, ОСП ведет к нерациональному размещению ресурсов, так как направляет значительную часть средств на поддержание неэффек­тивных затратных фермерских хозяйств, но при этом недостаточно внимания уделяет долгосрочным структурным реформам и мо­дернизации аграрного сектора. В-третьих, цены, искусственно завышаемые за счет закупок непроданных товаров, стимулируют об­щее перепроизводство, что ведет к формированию крупных излиш­ков продукции и большим затратам на ее хранение. Кроме того, с точки зрения международной торговли субсидируемый экспорт Ев­ропейского союза ведет к снижению мировых цен на сельскохозяй­ственную продукцию, создавая торговые дисбалансы и значительно затрудняя положение развивающихся стран.

Промышленный сектор. На долю промышленного сектора в ми­ровом хозяйстве приходится 28 % добавленной стоимости, в стра­нах с низким уровнем доходов надушу населения — 25 %, в странах со средним уровнем доходов — 38 %, в странах с высоким уровнем доходов — 21%. Наиболее высокая доля промышленного сектора в ВВП (49 %) характерна для быстро растущей экономики Восточ­ной Азии и Тихоокеанского региона (см. прил. 7). По данным Международной организации труда, в 2005 г. на долю промышлен­ного сектора приходилось 21 % ЭАН мира, в то время как в Восточ­ной Азии в этом секторе было сосредоточено 26,1 % ЭАН.

Промышленный сектор включает добывающую и обрабаты­вающую промышленность. Добывающая промышленность обеспе­чивает добычу твердого, жидкого и газообразного минерального топлива, металлических руд, минерального сырья для химической промышленности и производства удобрений и т. д., а также их пер­вичную переработку. Обрабатывающая промышленность произво­дит промежуточные и конечные продукты и включает такие виды хозяйственной деятельности, как производство пищевых продук­тов и напитков, текстильных изделий, одежды и кожаных изделий, химических веществ и химических продуктов, неэлектрического оборудования и электрических машин, транспортного оборудова­ния, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, мине­ральных продуктов и металлов и пр.

Большая часть промышленного производства сосредоточена в развитых странах (см. прил. 33), на них приходится около 3/4 гло­бальной добавленной стоимости промышленности. В последние два десятилетия доля развивающихся стран в добавленной стоимо­сти промышленности значительно возросла, однако ее рост про­изошел в основном за счет снижения доли стран Центральной и Восточной Европы, переживших в 1990-е гг. глубокий экономи­ческий кризис. Большая часть прироста приходится на страны Азии, которая в настоящее время производит около 2/3 добавленной сто­имости, созданной в развивающихся странах. Развивающиеся страны имеют более высокую долю в таких тру­доемких и материалоемких отраслях, как производство пищевых продуктов и напитков, текстильных изделий, одежды и кожаных изделий, химических продуктов, но при этом значительно уступа­ют развитым странам в капиталоемких и технологически интен­сивных отраслях, например в производстве электрического и не­электрического оборудования и машин (см. прил. 32).

Остается высокой доля развивающихся стран в ресурсоемких отраслях, обеспечивающих хозяйство нефтепродуктами, основ­ными металлами, неметаллическими минеральными продуктами. Заметные изменения произошли в производстве металла, что свя­зано с быстрой индустриализацией экономики в развивающихся странах Азии, особенно в Китае, а также их ростом как основных производителей этого продукта. Расширение производства про­изошло главным образом в ответ на рост внутреннего и региональ­ного спроса. Доля стран Латинской Америки в глобальном произ­водстве металла тоже возросла, в основном потому, что сильно сократился экспорт металла развитых стран. Это произошло, во- первых, из-за того, что снизилась конкурентоспособность раз­витых стран в ресурсоемких отраслях, во-вторых, потому, что наи­более динамичные рынки металлопродуктов в настоящее время расположены в развивающихся странах.

                  Таблица 10.3

Производство и потребление энергии в мире: в 1990 и 2002 гг. *

Потребление энергии

Производство природного газа, трлн. куб. футов

Производство сырой нефти, тыс. баррелей вдень

Производство угля, млн. коротких т

Всего, квад­риллионы БТЕ**

Надушу на­селения, млн БТЕ

1990 г 2002 г. 1990 г 2002 г. 1990 г 2002 г. 1990г. 2002 г 1990 г. 2002 г.
346,2 411,2 66 66 73,6 92,3 60 566 66 842 5 386 5 252

 

 

Источники: U.S. Census Bureau, Statistical Abstract of the United States: 2001. P. 854; U.S. Census Bureau, Statistical Abstract of the United States: 2004— 2005 P. 854.



Рыночная доля развитых стран на рынке металлов сократилась значительно сильнее, чем, например, на рынке сельскохозяйст­венной продукции. Это связано с тем, что в международной торгов­ле металлами меньше торговых барьеров, чем на рынке сельскохо­зяйственной продукции, где тарифы остаются высокими особенно для переработанной продукции и где субсидии развитых стран сво­им отечественным производителям затрудняют конкуренцию со стороны развивающихся стран.

Важный сектор промышленности — топливно-энергетический комплекс, включающий группу отраслей (добыча нефти и природ­ного газа, угля и других топливных минералов, энергетика), произ­водящих топливно-энергетические ресурсы, т. е. различные виды топлива и энергии. Энергия служит ключевым фактором социаль­но-экономического развития. Ее потребление на душу населения отражает различия в уровне социально-экономического развития стран. Например, среднегодовое потребление энергии в количе­стве 8053 кВт ч на душу населения в странах ОЭСР практически в 100 раз превышает уровень наименее развитых стран, где оно со­ставляет всего 83 кВт • ч. Овладение способами управления энергией значительно расширило возможности человека, обеспечивая более высокую производительность, мобильность и комфорт. Энергия — главный вопрос в реализации экономических, социальных и эко­логических целей устойчивого развития.

В мировом хозяйстве потребление энергии на душу населения стабилизировалось, хотя совокупное потребление за период 1972— 1999 гг. возросло примерно на 70 % главным образом за счет роста добычи нефти и газа (табл. 10.3). Потребление энергии увеличи­лось в Азии в связи с высокими темпами экономического роста та­ких стран, как Китай, Таиланд, Индия и др., с 1990 по 2001 г. конеч­ное потребление энергетических ресурсов в развивающихся странах увеличилось на 79 %, в то время как в развитых странах — на 36% (см. прил. 17).

В мировом хозяйстве наблюдается тенденция снижения темпов роста потребления энергии. Ежегодный прирост потребления энер­гии в мире за период с 1972 по 1999 г. в среднем составил 2 %, сок­ратившись с 2,8 % в 1970-х гг. до 2,1 % в 1990-х гг. Краткосрочное воздействие на потребление энергии в 1980—1990-е гг. оказал эко­номический спад в европейских странах с переходной экономикой в сочетании с воздействием мирового финансового кризиса 1997— 1998 гг. Долгосрочными факторами, составляющими экологические императивы XXI в., выступают использование энергосберегающих технологий, уменьшение использования энергии горючих полез­ных ископаемых и достижение более сбалансированного потребле­ния надушу населения.

Основным продуктом энергетики считается электричество, про­изводимое тепловыми электростанциями (ТЭС), гидроэлектростан­циями (ГЭС) и атомными электростанциями (АЭС) (табл. 10.4). Для производства электроэнергии кроме традиционных используются та­кие нетрадиционные источники, как геотермальные воды, солнечная энергия, энергия ветра и т. д. Тепловые электростанции играют реша­ющую роль в большинстве стран мира, на них приходится более 64 % всей электроэнергии, производимой в мировой экономике. В Сау­довской Аравии на долю ТЭС приходится 100 %, а в Иране, Юж­ной Африке, Австралии, Дании, Греции, Малайзии, Нидерландах, Польше, Таиланде — около 90 %; в Китае, Египте, Индии, Индоне­зии, Мексике, Узбекистане — около 80 %. Важную роль этот источ­ник электроэнергии играет в экономике Болгарии, Великобритании, Испании, Пакистана, Республики Корея, России, Румынии, США, Тайваня, Турции, Чешской Республики, Японии, где на долю ТЭС приходится от 50 до 80 % производства электроэнергии.

Таблица 10.4

Производство электроэнергии в 2001 г.

  Всего,

Доля, %

  млрд. кВт ТЭС ГЭС АЭС
Всего в мире 14813 64,1 17,3 17,0
Россия 843,5 64,1 20,6 14,9

Источник: U.S. Census Bureau, Statistical Abstract of the United States:

2004-2005. P. 868.


 

Гидроэлектростанции обеспечивают более половины всей по­требляемой электроэнергии в Австрии, Венесуэле, Канаде, Ко­лумбии, Новой Зеландии, Северной Корее, Швейцарии, а в Брази­лии и Парагвае этот источник дает более 90 % электроэнергии. Атомная энергетика служит основным источником в Бельгии (56 %), Украине (43 %), Франции (76 %) и Швеции (45 %).

Главный потребитель энергии в мировом хозяйстве — промыш­ленный сектор. В 1999 г. на его долю приходилось более 1/3 конеч­ного потребления. Значительная ее часть потребляется транспортом (более 1/4), особенно наземным (более 1/5), а также домохозяйствами (около 27 %). Значительно меньшее потребление энергии характерно для сельского хозяйства (2,5 %) и сектора услуг (7,6 %).

Сектор услуг. В сельскохозяйственном и промышленном секто­ре создается товар, т. е. материальный продукт, собственность на который может быть достаточно легко определена и передана от одной институциональной единицы к другой. Продукт сферы не­материального производства — услуга — имеет свои особенности: это продукт, содержание которого состоит в изменении состояния потребителя, осуществляемом производителем услуги по запросу потребителя. Это могут быть изменения:

• состояния товаров, принадлежащих потребителю;

• физического состояния потребителя;

• состояния интеллекта потребителя;

• общего экономического состояния потребителя.

Вместе с сырьевым сектором и обрабатывающей промышленнос­тью сектор услуг образует единую цепь экономической деятельности, формирующую современную экономику. На его долю приходится 68 % добавленной стоимости мирового хозяйства. Наиболее высо­кий показатель характерен для стран с высоким доходом (71 %), наиболее низкий (50 %) — для стран с низким уровнем дохода (см. прил. 7). Доля экономически активного населения, занятого в этом секторе, постоянно увеличивается (см. прил. 21). Высокими темпа­ми растет международная торговля услугами (табл. 10.5).

Сектор услуг отличается высокой степенью диверсификации и включает разнообразные виды хозяйственной деятельности. Сюда относятся такие ключевые сферы, как телекоммуникации, бан­ковское дело, страхование, наземный и водный транспорт, авиапе­ревозки, бухгалтерское дело, юриспруденция, инженерное дело, индустрия развлечений и пр.

Существует несколько подходов к описанию структуры этого сектора экономики. По методологии МВФ, разработанной для уче­та международной торговли услугами в платежных балансах стран мира, разделяют коммерческие (см. прил. 34) и государственные услуги и выделяют 11 видов услуг.

 

                                                                                                                     Таблица 10.5

Структура мирового экспорта услуг

 

2003 г.,

млрд. долл.

Доля, %

Среднегодовые изменения, %

1990 г. 2001 г. 1990— 2001 гг. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Коммерческие 1 795 100,0 100,0 6 0 7 13
услуги,всего              
Транспортные 405 28,5 22,6 4 -1 5 13
услуги              
Поездки 525 33,8 29,2 5 - 2 4 10
Другие коммер- 865 37,6 48,2 8 1 10 15
ческие услуги              

Источник: International Trade Statistics 2002. WTO. P. 106; International Trade Statistics 2004. WTO. P. 5.


 

 

1. Транспортные услуги, включая все виды перевозок (грузовые и пассажирские) всеми видами транспорта (водный, воздушный, наземный и т. д.).

2. Поездки (деловые и личные), включая потребление товаров и услуг лицом, находящимся за рубежом менее одного года (напри­мер, обучение или лечение за рубежом, деловые поездки, культур­ный туризм, посещение родственников и друзей, религиозные пу­тешествия).

3. Услуги связи (телекоммуникационные, почтовые, курьерские).

4. Строительные услуги.

5. Страховые услуги (страхование грузов, жизни и пр.).

6. Финансовые услуги (посреднические услуги и управление ак­тивами).

7. Компьютерные и информационные услуги (например, услуги новостных агентств, обеспечение периодических изданий по под­писке и т. д.).

8. Роялти и лицензии (платежи и доходы по нефинансовым ак­тивам и права собственности, такие как патенты, копирайт, торго­вая марка, франчайзинг).

9. Другие деловые услуги, включающие торговые и относящие­ся к торговле услуги, услуги по операционному лизингу (аренда оборудования), профессиональные и технические услуги (напри­мер, консультирование по вопросам права, менеджмента, аудита, общественных связей, рекламе, исследованию рынка), исследова­ния и разработки (НИОКР), архитектурные, инженерные услуги.

10. Персональные, культурные и рекреационные услуги (аудио­визуальные и связанные с ними услуги, другие культурные и рек­реационные услуги).

 

11. Государственные услуги, включающие все операции прави­тельственных учреждений (посольств, консульств, военных пред­ставительств, международных организаций) по товарам и услугам, которые они совершают с резидентами той экономики, в которой размещены, а также с другими экономиками.

В целях регулирования международной торговли услугами Все­мирная торговая организация в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) использует классификацию, которая включает только коммерческие услуги, выделяя 12 групп услуг.

1. Деловые услуги.

2. Услуги связи.

3. Строительство и связанные с ним инженерные услуги.

4. Торговые услуги.

5. Образовательные услуги.

6. Услуги, связанные с окружающей средой.

7. Финансовые услуги.

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги.

9. Туризм и услуги, относящиеся к поездкам.

10. Рекреационные, культурные и спортивные услуги.

11. Транспортные услуги.

12. Другие услуги.

 

 

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности подходит к классификации услуг со стороны их предложения и выделяет следующие отрасли, производящие услуги.

1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

2. Гостиницы и рестораны.

3. Транспорт, складское хозяйство и связь.

4. Финансовое посредничество.

5. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставле­ние деловых услуг.

6. Государственное управление и обеспечение военной безопас­ности, обязательное социальное обеспечение.

7. Образование.

8. Здравоохранение и социальная работа.

9. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персо­нальных услуг.

10. Частные домохозяйства с наемным обслуживанием.

11. Экстерриториальные организации и учреждения.

Интересно то, что строительство в отраслевой классификации

МСОК в отличие от классификаций ВТО и МВФ, носящих продук­товый характер, относится к промышленному производству, так как в результате этой деятельности создается материально-веществен­ный продукт, собственность на который передается заказчику.

В развитых странах значительная часть совокупной добавлен­ной стоимости экономики создается в отраслях, оказывающих фи­нансовые, страховые услуги, операции с недвижимостью и дело­вые услуги (см. прил. 36). Например, в Люксембурге в 2002 г. на эти отрасли приходилось 55,5 % добавленной стоимости, в большин­стве стран ОЭСР — около 30 %. В группе отраслей, включающей оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы, в странах ОЭСР создается 10—20 % добавленной стоимости; на транспорт, хранение и связь приходится 5—10 %, государственное управление и оборону— 3—14 %, образование, здравоохранение и соци­альную работу — от 10 до 23 % добавленной стоимости. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы имеют большие мас­штабы в странах с хорошо развитой индустрией туризма, например в Греции, Португалии и Испании.

В развитых странах сектор услуг обеспечивает занятость для значительной части населения (см. прил. 37). В 2002 г. в странах ОЭСР в оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторан­ном бизнесе было занято от 15 до 28 % рабочей силы. Сфера обра­зования, здравоохранения и социальной работы обеспечивала от 15 до 40 %, государственного управления и обороны — от З до 10 %, отрасли, оказывающие финансовые, страховые и деловые услуги, операции с недвижимостью — от 4 до 28 %, транспорт, складское хозяйство и коммуникации — от 3 до 8 % всей занятости.

Транспортные услуги. Большое значение в мировом хозяйстве имеет транспорт — отрасль, осуществляющая перевозки пассажи­ров и грузов. Различают наземный (железнодорожный, автомо­бильный и трубопроводный), водный (морской и речной), воз­душный (авиационный) и другие виды транспорта. Транспорт играет важную роль в мировом хозяйстве и мировой торговле. В 2002 г. мировой экспорт транспортных услуг составил 350 млрд. долл., т. е. более 22 % всего экспорта коммерческих услуг. Однако наблюдается некоторое снижение доли этой отрасли в мировой торговле услугами, в 1995 г. она составляла 26 %. Основными им­портерами и экспортерами транспортных услуг являются развитые страны. В 2003 г. в экспорте транспортных услуг доля США состав­ляла 16,0 %, Испании -7,9 %, Франции — 7,0 %, Италии — 5,9 %, Германии — 4,4 %. Основными импортерами также являются раз­витые страны: доля Германии в мировом импорте транспортных услуг составляет 12,8 %, США — 12,0 %, Великобритании — 9,8 %, Японии — 5,8 %, Франции — 4,8 %. Наибольшую долю в экспорте коммерческих услуг транспортные услуги составляют в Японии (37 %), а в импорте — в Африке (37,7%).

Традиционным и наиболее распространенным средством между­народных перевозок грузов считается морской транспорт. В послед­ние 50 лет произошло значительное снижение издержек в океаниче­ских перевозках (в 4—5 раз) благодаря техническому прогрессу в средствах транспорта. Торговые пароходы, рассчитанные на перевоз­ку 5—8 тыс. т груза, были заменены грузоперевозчиками емкостью 100—150 тыс. т, приспособленными для контейнерных перевозок. Существенным достижением выступает также замена нефтяных тан­керов водоизмещением 10 тыс. т супертанкерами водоизмещением 500 тыс. т без какого-либо существенного увеличения их размеров. Для большинства стран морской транспорт — самое важное средство транспортировки во внешней торговле. В 2002 г. им было перевезено около 6 млрд. т груза. В развивающихся странах на этот вид транспор­та приходится около 50 % экспорта, а в развитых — более 40 %. В та­ких странах, как Бразилия, Чили, Колумбия, Перу, на него приходит­ся 95 % грузов в весовом выражении и 75 % — в стоимостном.

Тарифы на морские перевозки имеют тенденцию к снижению. Особенно это заметно в Западном полушарии, в то время как в Азии тарифы остаются довольно высокими. Маршруты в западном на­правлении обычно дешевле, чем в восточном. Это объясняется тор­говыми дисбалансами, товарной структурой экспорта, степенью ис­пользования контейнеров, средней удаленностью импортирующей страны, размером платежей в терминалах, эффективностью мор­ских портов, определяемой развитостью инфраструктур и структу­рой рынка портовых услуг. Качественная инфраструктура значи­тельно облегчает портовые операции (погрузочно-разгрузочные работы, хранение, загрузку топлива и воды, срочный ремонт), со­кращает время доставки и улучшает качество портовых услуг.

239

Однако в современном мировом хозяйстве сохраняется ряд факторов, препятствующих снижению издержек в морском транспорте. Во-первых, это ограничительная политика некоторых стран, правительства которых устанавливают «требование резервирова­ния груза», означающее, что часть груза должна перевозиться оте­чественными перевозчиками. Другой барьер в снижении издержек составляют антиконкурентные методы ведения бизнеса в этой от­расли, например ценовые соглашения перевозчиков.

В наземном транспорте, включающем автодорожный, желез­нодорожный и трубопроводный транспорт, несмотря на заметное снижение, издержки остаются выше, чем в морском транспорте. Например, перевозка стандартного контейнера автомобильным транспортом в 7 раз дороже, чем морским, поэтому многие страны, не имеющие выхода к морю, несут более высокие транспортные издержки в международной торговле. Однако наземный транспорт по сравнению с морским имеет такое важное преимущество, как своевременность доставки груза.

Главную роль в наземном транспорте играют автодорожные ус­луги. На их долю приходится 60 % международных перевозок на­земным транспортом. В автодорожных перевозках большое значе­ние имеет состояние дорог, объясняющее заметный разрыв в издержках между развивающимися и развитыми странами.

Наиболее сильное влияние на мировое хозяйство, способству­ющее его глобализации, оказало развитие грузовых авиаперевозок, значительно расширившее возможности международной торговли. Например, в США в 1965 г. грузовые авиаперевозки составляли все­го 7 %, а в 2001 г. — уже 23 % всех перевозок. В периоде 1970 по 1996 г. их среднегодовой прирост составлял 10 %, в то время как морских перевозок — 2,6 %. Воздушный транспорт особенно важен для двух категорий товаров: скоропортящихся сельскохозяйственных про­дуктов и деталей, узлов и полуфабрикатов, поставляемых в рамках международных производственных цепей. Например, в 1995 г. в тор­говле США наиболее важными авиагрузами (по весу) были части машин (10 %), электроника (13 %), высокотехнологичные инстру­менты (4,6 %), срезанные цветы (4 %) и рыба (4 %).

Использование авиатранспорта позволило перевозить на даль­ние расстояния скоропортящиеся товары, а также применять со­временные методы производственного менеджмента в междуна­родном бизнесе. Например, доставка «точно в срок» применяется различными подразделениями многонациональных предприятий благодаря использованию авиации для перевозки грузов. Затраты на авиаперевозки различаются в разных странах. Например, грузо­вые тарифы в Китае на 70 % дешевле, чем в Японии, а в Германии и США — на 25 и 45 % соответственно. Самые высокие тарифы ха­рактерны для Африки — по некоторым данным, они составляют до 50 % стоимости всего африканского экспорта в США.

Транспортная инфраструктура и транспортные издержки1 иг­рают важнейшую роль в потоках международной торговли. Они могут оказывать заметное влияние, как на объем торговли, так и на ее географическую и товарную структуру. Например, на товар­ную структуру торговли повлияло относительное удешевление воздушного транспорта. Международный обмен товарами, чув­ствительными ко времени доставки, растет более высокими тем­пами, чем другими товарами. Заметное снижение тарифов на авиа­перевозки оказало влияние и на международное производство, способствуя росту вертикальной специализации, где доставка «точно в срок» имеет решающее значение в рамках международ­ных производственных сетей; в 1970—1990 гг. рост мировой тор­говли наполовину состоял из роста торговли товарами, произво­димыми этими сетями.

Прогресс в средствах транспорта, развитие транспортной инфра­структуры, характеризуемой количественными и качественными показателями автомобильных и железных дорог, морских портов и авиапортов, составляют важную предпосылку роста эффективности связей между национальными экономиками. В условиях либерали­зации международной торговли и снижения торговых ограничений транспортные издержки могут оказаться более сильным барьером, чем импортные пошлины.

1 Транспортные издержки в международной торговле обычно измеряются как отношение цены СИФ к цене ФОБ. Они включают затраты перевозчика (фрахт), страхование груза, а также плату за транзит.

 

Во многих развивающихся странах транс­портные издержки выше, чем таможенные тарифы. Например, в Африке к югу от Сахары транспортные издержки в 5 раз превышают пошлины.

 

Транспортные издержки заметно различаются как по странам, так и по продуктам. В развитых странах их доля в стоимости им­порта примерно на 70 % ниже, чем в развивающихся странах. Са­мый высокий уровень издержек, в 2 раза превышающий средний мировой уровень, характерен для Африки (табл. 10.6).

Таблица 10.6

Доля фрахтовых затрат в стоимости импорта в 2001 г., %

Регионы 2001 г.
Все страны мира 6,1
Развитые страны 5,1
Развивающиеся страны 8,7
Африка 12,7
Латинская Америка 8,6
Азия 8,4
Тихоокеанский регион 11,7

Источник: World Trade Report 2004. — WTO. P. 115.


 

Межстрановые различия в транспортных издержках объясня­ются целым рядом причин. Сильное влияние на транспортные из­держки оказывает географические положение, определяющее дос­тупность морских перевозок. Удаленные от моря страны имеют транспортные издержки в среднем на 50 % выше, чем страны, име­ющие выход к морю. Аналогичное влияние оказывает расстояние между основными рынками: его удвоение ведет к росту транспорт­ных издержек на 20 %. Кроме того, большое значение имеет масш­таб торговых дисбалансов, а также тип экспортируемых и импорти­руемых продуктов. Наиболее высокие издержки у товаров с низким соотношением стоимости и веса. Как правило, перевозка таких то­варов, как сельскохозяйственная продукция, продукция добыва­ющей промышленности, обходится дороже, чем перевозка промыш­ленных товаров. На уровень транспортных издержек оказывают влияние также факторы, непосредственно связанные с развитием транспорта: степень использования контейнеров, тарифы на опре­деленные маршруты, качество транспортной инфраструктуры, эф­фективность вспомогательных и дополнительных услуг.

Телекоммуникационные услуги. Индустрия телекоммуникаций включает стационарную телефонию, мобильную телефонию, Ин­тернет и другие сопутствующие услуги. Она предоставляет услуги, позволяющие эффективно осуществлять поиск, сбор и обмен ин­формацией, которая в современном мировом хозяйстве считается ключевым ресурсом для любой экономической деятельности. Те­лекоммуникационные услуги могут осуществляться на основе про­водных технологий (стационарная телефония), а также беспроводных технологий (услуги мобильной и спутниковой связи). В пос­ледние десятилетия в телекоммуникациях наблюдается бурный технологический прогресс, который нашел свое воплощение в Интернете, позволяющем эффективно использовать мировые ин­формационные ресурсы.

Во многих странах наибольшую долю на рынке телекоммуни­кационных услуг занимает стационарная телефония, однако про­исходит динамичный рост мобильной связи. В 2001 г. в странах ОЭСР доходы от предоставления этих услуг составили 33 % всех доходов отрасли. В некоторых странах они уже приносят большую часть доходов, например в Японии (58 %), Республике Корея (60 %). Важную роль мобильная телефония играет в некоторых развива­ющихся странах, где использование стационарных телефонов зат­руднено, например, в Зимбабве и Свазиленде доходы отрасли от предоставления услуг мобильной телефонии превышают 60 % всех доходов телекомуникационных услуг. Преимущество мобильной телефонии по сравнению со стационарной заключается в том, что она требует значительно меньших инвестиций в производствен­ную инфраструктуру.

Технические достижения в области телекоммуникаций привели к значительном у сокращению затрат в этой отрасли, что позволяет многим развивающимся странам сократить «цифровой разрыв», адаптируя коммуникационные технологии с относительно низки­ми издержками. Однако по важнейшим показателям, таким как число стационарных телефонных линий, мобильных линий и пун­ктов доступа в Интернет, «цифровой разрыв» между развитыми и развивающимися странами остается значительным.

Снижению издержек в отрасли способствует рост конкуренции в результате реформ, направленных на ее дерегулирование. До не­давнего времени во многих странах сохранялась государственная монополия в стационарной телефонии. К концу 2002 г. практиче­ски все страны ОЭСР, за исключением Турции, устранили ее. Ана­логичные тенденции наблюдаются и во многих развивающихся странах. В самой отрасли наблюдается рост конкуренции за счет вертикальной дезинтеграции, а также увеличения конкуренции со стороны других отраслей, которые используют свои возможности. Для оказания услуг телефонии, например провайдеров кабельного телевидения, поставщиков электроэнергии, а также железнодо­рожных компаний.

Современные телекоммуникации многократно расширяют воз­можности в области связи, ведут к формированию «сетевого обще­ства», позволяют существенно расширить взаимодействие между отдельными субъектами как в социальной, так и в экономической областях. В настоящее время происходят изменения в хозяйствен­ной деятельности и структуре экономики, обусловленные разви­тием информационных и коммуникационных технологий. Миро­вая экономика становится в значительной степени зависимой от этого сектора. Это имеет важные последствия для развития техно­логий в других областях, например биотехнологий и в создании новых материалов, способствующих ускорению экономического развития. Рост использования информационных технологий ведет к быстрому расширению ассортимента товаров и услуг, к измене­ниям в поведении и взаимодействии потребителей и производите­лей продукции.

Финансовые услуги. Финансовая отрасль включает несколько категорий услуг: банковские, страховые услуги, операции с цен­ными бумагами, управление финансовыми активами, предостав­ление финансовой информации. Традиционно финансовые ин­ституты специализируются на предоставлении тех или иных услуг, однако для современной экономики характерна диверсификация их деятельности. Например, коммерческие банки не только при­влекают вклады и предоставляют ссуды, но и осуществляют опера­ции с ценными бумагами, занимаются управлением финансовых активов и предоставлением финансовой информации.

В условиях глобализации мировое хозяйство характеризуется высоким уровнем дерегулирования финансовых рынков, что спо­собствует транснационализации этой отрасли. В международной торговле финансовыми услугами наиболее распространена форма коммерческого присутствия, означающего поставку услуг посред­ством открытия филиала в стране-импортере. Это ведет к росту роли иностранных банков во многих странах, особенно в развива­ющихся, а также странах с переходной экономикой. Например, в 2000 г. в странах Центральной и Восточной Европы половина бан­ков имели иностранное происхождение. На их долю приходилось около 2/3 всех банковских активов. Этот процесс характеризуется таким показателем, как коэффициент проникновения иностран­ных банков. Он рассчитывается как отношение активов иностран­ных банков (включая филиалы и представительства) к совокупной стоимости банковских активов страны. В некоторых развиваю­щихся странах (Ботсване, Гвинее-Бисау, Лесото, Тонга) он дости­гает 100 % (см. прил. 35).

В 1950—1970-е гг. во многих странах мира сохранялось жесткое государственное регулирование финансового сектора, которое распространялось на процентные ставки, объемы кредитования, доступ на рынки, а также услуги, оказываемые клиентам. Однако многие банки США в 1960-е гг., стремясь избежать регулирования, стали использовать оффшоринг для наиболее регулируемых бан­ковских операций, что привело к значительному росту рыночной доли оффшорных финансовых центров. В 1980—1990-е гг. разви­тые страны, а также страны с развивающимся рынком в связи с из­менением рыночных условий предприняли либерализацию и де­регулирование финансовых рынков, что повлекло за собой рост финансовой нестабильности. Многие страны, прежде всего лати­ноамериканские и азиатские, пережили финансовый кризис.

В современном мировом хозяйстве усиливается роль междуна­родного регулирования сектора финансовых услуг. Правительства многих стран, их центральные банки, а также международные организации, такие как МВФ, Всемирный банк, Базельский коми­тет по банковскому надзору, осуществляют международное со­трудничество в целях поддержания устойчивой мировой финансо­вой системы. В 1999 г. по инициативе стран «Большой семерки» был создан Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum — FSF). Он включает руководителей национальных финан­совых властей, центральных банков, международных финансовых институтов. Главная цель заключается в обеспечении международ­ной финансовой стабильности посредством обмена информацией и сотрудничества в надзоре над финансовыми процессами, вклю­чая оффшорные финансовые центры.

В мировом хозяйстве сохраняются заметные различия между странами в сфере финансовых услуг. Одним из показателей, харак­теризующим этот сектор экономики, выступает внутренний кре­дит, предоставленный частному сектору. Он включает все финан­совые ресурсы, имеющие кредитную природу (ссуды, покупка недолевых ценных бумаг, торговые кредиты и т. д.). В целях сопос­тавления и сравнения различных стран, групп стран и регионов используется относительный показатель: отношение внутреннего кредита частному сектору к ВВП. В периоде 1990 по 2002 г. этот пока­затель в мировом хозяйстве увеличился с 97,5 до 118,1 % (табл. 10.7). В развитых странах наблюдается высокий уровень кредитования частного сектора. В Японии этот показатель составляет 175,3 %, Швейцарии — 159 %, США, Великобритании, Нидерландах, Пор­тугалии, Гонконге, Дании — более 140 %. В развивающихся стра­нах он, наоборот, имеет низкие значения. Например, в Демократи­ческой Республике Конго он составляет 0,7 %, Гвинее-Бисау — 3,0 %, Анголе — 4,6 % Исключением является Китай, где в 2002 г. отношение внутреннего кредита к ВВП составило 136,5 % по срав­нению с 87,7 % в 1990 г. Низкие значения этого показателя харак­терны для стран с переходной экономикой. Например, в 2002 г. в Чешской Республике он составил 33,4 %, Венгрии — 35,3 %, Бол­гарии — 18,4 %, России — 17,6 %.

                                                                                                               Таблица 10.7

Внутренний кредит частному сектору в 1990 и 2002 гг., % от ВВП

Регионы 1990 г. 2002 г.
Все страны мира 97,5 118,1
Страны с низким уровнем доходов 26,5 26,5
Страны со средним уровнем доходов 42,9 62,2
Страны с доходом ниже среднего уровня 50,3 76,7
Страны с доходом выше среднего уровня 27,3 34,5
Страны с высоким и низким уровнем доходов 39,3 55,9
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 74,0 116,5
Европа и Центральная Азия   21,9
Латинская Америка и Карибский регион 28,4 24,4
Средний Восток и Северная Африка 39,5 50,2
Южная Азия 24,6 31,8
Африка к югу от Сахары 42,4 53,5
Страны с высоким уровнем дохода 107,7 133,1
Европа (Европейский монетарный союз) 79,8 102,8

Источник: World Development Indicators 2004. World Bank. P. 256.


 

Деловые услуги. Деловые услуги (коммерческая деятельность) включают широкий круг видов хозяйственной деятельности: ком­пьютерные услуги и услуги по созданию баз данных, профессио­нальные, маркетинговые, технические услуги, аренда и лизинг, наем рабочей силы, а также операционные услуги. В современном мировом хозяйстве существует большое число специализирован­ных компаний. Предприятия и организации обращаются к ним, предпочитая покупать услуги или размешать на условиях внешнего подряда определенные виды хозяйственной деятельности, чем производить самим, способствуя тем самым дальнейшей диверси­фикации этой области сферы услуг.

В развитых странах с 1980-х гг. сектор деловых услуг отличается наибольшим динамизмом с точки зрения, как занятости, так и про­изводства добавленной стоимости. В некоторых странах и регио­нах, например в Европейском союзе, на деловые услуги приходит­ся такая же доля ВВП, что и на промышленный сектор.

Деловые услуги обеспечивают другие отрасли наукоемкими ре­сурсами и способствуют распространению технологий, создавая благоприятные предпосылки для их роста. Особенно важную роль они играют в распространении производственных и управленче­ских инноваций. Показателем роста деловых услуг служит увели­чение их доли в объеме промежуточной продукции в обрабатыва­ющей промышленности. Например, в Нидерландах этот показатель увеличился с 5 % в 1972 г. до 20 % в 1998 г., а в Великобритании — с 3 % в 1968 г. до 14% в 1997 г.

Деловые услуги отличаются высоким динамизмом и в междуна­родной торговле. Наиболее важный способ их предоставления — коммерческое присутствие, опирающееся на прямые иностран­ные инвестиции. В периоде 1990 по 2002 г. доля этой отрасли инду­стрии услуг возросла в накопленных ввезенных ПИИ с 13 до 26 %, а вывезенных — с 6 до 36 % (см. прил. 38).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...