Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Недыхательные функции органов дыхательной системы




Недыхательные функции органов дыхательной системы. Иммунные элементы дыхательной системы: иммунокомпетентные клетки, специализированные лимфоидные скопления, их локализация, клеточный состав, функции.

 

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 54 - 56).

Трахея (№ 102)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат (участок препарата) реснитчатым эпителием слизистой оболочки вверх и определите оболочки органа.

(2) В слизистой оболочке мышечная пластинка отсутствует, поэтому граница между собственной пластинкой и подслизистой основой отсутствует. В подслизистой основе располагаются концевые отделы желез.

(3) Пучки гладких миоцитов располагаются в местах соединения концов хрящевых полуколец.

 

Легкое, фиксированное в спавшемся состоянии (№ 103)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) На препарате представлен участок легкого, содержащий различные бронхи и бронхиолы. Компоненты респираторного отдела плохо идентифицируются, поскольку орган фиксирован в спавшемся состоянии. На многих препаратах видна плевра, покрывающая орган.

(2) При идентификации бронхов обратите внимание на строение волокнисто-хрящевой оболочки.

(3) Для изучения особенностей строения бронхов воспользуйтесь большим увеличением. Обратите внимание на эпителий, степень выраженности мышечной пластинки, наличие концевых отделов желез в подслизистой основе.

(4) Обратите внимание на многочисленные кровеносные сосуды в соединительной ткани.

Легкое, фиксированное в растянутом состоянии (№ 101)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) На препарате представлен участок легкого, содержащий элементы ацинуса (респираторные бронхиолы, альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки), терминальные бронхиолы, кровеносные сосуды в соединительной ткани. Обратите внимание на то, что альвеолы растянуты.

(2) На большинстве препаратов не удается рассмотреть целостный респираторный отдел, однако его можно реконструировать, изучив строение отдельных элементов ацинуса.

 

 

Задание III. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МИКРОФОТОГРАФИЙ

Изучив тему, вы должны распознавать перечисленные электронные микрофотографии и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 55).

 

Участок ацинуса легкого

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) На фотографии представлен кровеносный капилляр и участки окружающих его альвеолоцитов. Рассмотрите общую базальную мембрану эндотелия и альвеолоцитов.

(2) Обратите внимание на истонченную цитоплазму альвеолоцитов.

(3) Определите компоненты аэрогематического барьера.

Задание IV. САМОКОНТРОЛЬ

Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 56) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов по частной гистологии»).

Рассмотрите и зарисуйте схему аэрогематического барьера.

Заполните таблицы.

 

Таблица 21.1. Особенности строения бронхов различного калибра

Строение стенки органа

Главные Крупные Средние Мелкие

Слизистая оболочка (тканевой состав)

       
  эпителий        
  собственная пластинка        
  мышечная пластинка        

Подслизистая основа (тканевой состав)

       

Волокнисто-хрящевая оболочка

(тканевой состав)

       

Наружная оболочка (тканевой состав)

       

 

Таблица 21.2. Клетки реснитчатого эпителия воздухоносных путей

Типы клеток Локализация в воздухоносных путях Особенности строения Функции
       

 

 

Тема: ОРГАНЫ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Приступая к изучению данного раздела необходимо повторить следующие темы: (1) «Эпителиальные ткани», (2) «Соединительные ткани», (3) «Мышечные ткани», (4) «Органы сердечно-сосудистой системы» (сосуды).

Изучив содержание темы, вы должны освоить общие понятия темы, знатьморфофункциональные особенности почек, мочевыводящие пути.

Общие понятия

Органы выделительной системы; их эмбриональное развитие и функции.

 

 2. Почки

Общий план строения почек, их тканевой состав. Корковое и мозговое вещество. Структурно-функциональная единица почки – нефрон, его отделы, их строение и функция. Типы нефронов. Соединительнотканный компонент почки – интерстиций. Юкстагломерулярный аппарат почки, его структурные элементы и их функция. Собирательные трубочки, их строение и функция.

 

Мочевыводящие пути

Структурные элементы мочевыводящих путей – почечные чашечки, лоханка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал (уретра). Общий план строения стенки мочевыводящих путей – оболочки, их тканевой состав. Переходный эпителий, его особенности. Различия в строении уретры у мужчин и у женщин. 

 

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 56 - 58).

 

Почка (№ 104)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат капсулой вверх. В корковом веществе найдите почечные тельца и канальцы нефрона. Канальцы имеют вид трубочек, срезанных в различных плоскостях.

(2) Для изучения деталей строения нефрона, воспользуйтесь большим увеличением. Обратите внимание на различия в строении проксимального и дистального отделов нефрона (форма клеток, выраженность просвета канальца, интенсивность окраски цитоплазмы эпителиальных клеток, наличие (отсутствие) щеточной каемки).

(3) Чтобы найти плотное пятно, необходимо внимательно просмотреть участки дистальных канальцев, прилежащих к почечному тельцу.

(4) Обратите внимание на структуры, выявляемые с помощью ШИК-реакции (базальную мембрану, щеточную каемку).

2. Мозговое вещество почки (поперечный срез мозговой пирамиды) (№ 181)

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) Обратите внимание на сходство и различия в строении стенки капилляров и тонкой части почечной петли. Капилляры часто заполнены кровью, ядра эндотелиоцитов  сильно уплощены. В тонкой части петли ядра клеток более выпуклые.

Мочеточник (№ 107)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте участок препарата слизистой оболочкой вверх, рассмотрите оболочки органа при малом увеличении.

(2) Для изучения структурных особенностей переходного эпителия воспользуйтесь большим увеличением. Обратите внимание на куполообразую форму и крупные ядра клеток поверхностного слоя.

 

Мочевой пузырь (№ 108)

 РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Сориентируйте препарат слизистой оболочкой вверх, рассмотрите оболочки органа при малом увеличении. Поверхность слизистой оболочки неровная, она образует многочисленные крупные складки. Слои мышечной оболочки разграничены нечетко, гладкие миоциты располагаются пучками и разделены прослойками соединительной ткани.

 (2) Обратите внимание на куполообразую форму и крупные ядра клеток поверхностного слоя переходного эпителия, большое количество кровеносных сосудов в собственной пластинке и подслизистой основе.

Задание III. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МИКРОФОТОГРАФИЙ

Изучив тему, вы должны распознавать перечисленные электронные микрофотографии и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 57).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...