Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Игровые приемы в работе с гласными звуками
1. «Узнай плач Алёнушки» —ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а... 2. «Когда болят зубки?» —ооо. 3. «Кто услышит жеребёнка?» —иии. 4. «Осторожно, паровоз!» —ууу. 5. «Послушаем эхо» —эээ. 6. «Прощальный сигнал парохода» —ыыы. 7. «Живые звуки».Цель: определить место звука в ряду. Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников. Споём начало (середину, конец)». Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции. Что исчезло?» Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что исчезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине». 10. «Что добавилось?»Добавляется один или пара звуков. Назови второй (пятый) звук». Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух. Назови по порядку». Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке. Узнай по губам». Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд. Работа со слоговыми рядами Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком. Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА; б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ; в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ; г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ; д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ. Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.
Игровые приёмы в работе со слогами Не пропусти слог». Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик...), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном. Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других. Цепочка». Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ... Посчитай». Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов. Вспомни чужой голосок». Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти. Какой слог лишний?» Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ. Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ. Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги. Игры на узнавание звука в слове Покажи картинку (игрушку, предмет)». Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с заданным в слове звуком. 2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)».Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку. Изобрази». Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу. Назови». Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг. Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С. Остановись». Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда. Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук. Звук в конце (в середине, в начале)». Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии. Раздели на три». В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки. Где звук?» В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове. Кто больше?» Ребёнок может: а)подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине; б)назвать окружающие предметы с тем же звуком; в)вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.
Дифференциация оппозиционных звуков
Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.
Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки 1. «Где звук?»(пример сравнения звуков С—Ш разными способами). Ребёнок может: а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка; б) ответить словами: сад, шуба; в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз; г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз); д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета: свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш; е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх). Запомни и повтори». Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются экраном или переворачиваются. 3. «Найди, что надо».На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков. Раздели на два». Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции. 5. «Раздели на два и на три». Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каждую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове. 6. «Телеграф».Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с первого слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ... 7. «Что такое, повтори!» Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях). 8. «Начни с конца».Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки. 9. «Замени звук».Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3). 10. «Что раньше?»Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Например: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л. 11. «Что потом?»Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д. 12. «Назови по порядку».Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л. Начни с конца». Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. Например: цок — сок — С, Ц. 14. «Закончи слово»(демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок. Слушай соседа». Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обратной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, например К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д. 16. «Закончи предложение».Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак. 17. «Кто больше?»Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой... Вспомни слово». Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок. Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |