Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игровые приемы в работе с гласными звуками




1. «Узнай плач Алёнушки» —ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...

2. «Когда болят зубки?» —ооо.

3. «Кто услышит жеребёнка?» —иии.

4. «Осторожно, паровоз!» —ууу.

5. «Послушаем эхо» —эээ.

6. «Прощальный сигнал парохода» —ыыы.

7. «Живые звуки».Цель: определить место звука в ряду.

Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, напри­мер А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответ­ствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в на­чале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать коли­чество звуков и участников.

Споём начало (середину, конец)».

Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.

Что исчезло?»

Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что ис­чезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине».

10. «Что добавилось?»Добавляется один или пара звуков.

Назови второй (пятый) звук».

Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.

Назови по порядку».

Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.

Узнай по губам».

Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.

Работа со слоговыми рядами

Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.

Последовательность слоговых упражнений с постепенным их услож­нением за счёт составляющих элементов:

а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;

б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;

в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;

г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;

д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.

Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увели­чивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элемен­тов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.

 

Игровые приёмы в работе со слогами

Не пропусти слог».

Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик...), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.

Живые слоги».

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был пер­вым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвеча­ют, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Цепочка».

Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ...

Посчитай».

Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.

Вспомни чужой голосок».

Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети про­износят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.

Какой слог лишний?»

Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.

Запомни и повтори».

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каж­дый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.

Игры на узнавание звука в слове

Покажи картинку (игрушку, предмет)».

Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с задан­ным в слове звуком.

2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)».Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку.

Изобрази».

Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — ку­кушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипе­ние змеи, рука «ползёт» по столу.

Назови».

Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг.

Найди одинаковый звук».

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С.

Остановись».

Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же ин­тонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.

Выбери правильно».

Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

Звук в конце (в середине, в начале)».

Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии.

Раздели на три».

В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.

Где звук?»

В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (на­чало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит сло­ва, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове.

Кто больше?»

Ребёнок может:

а)подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;

б)назвать окружающие предметы с тем же звуком;

в)вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.

 

Дифференциация оппозиционных звуков

 

Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении.

В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

 

Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки

1. «Где звук?»(пример сравнения звуков С—Ш разными способами).

Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрывают­ся экраном или переворачиваются.

3. «Найди, что надо».На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

Раздели на два».

Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.

5. «Раздели на два и на три».

Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каж­дую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.

6. «Телеграф».Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с перво­го слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ...

7. «Что такое, повтори!»

Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки почки; в пер­вом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).

8. «Начни с конца».Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки.

9. «Замени звук».Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

10. «Что раньше?»Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Напри­мер: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.

11. «Что потом?»Какой из парных звуков слышится позже? Том дом — Д.

12. «Назови по порядку».Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л.

Начни с конца».

Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. На­пример: цок — сок — С, Ц.

14. «Закончи слово»(демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.

Слушай соседа».

Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обрат­ной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, на­пример К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.

16. «Закончи предложение».Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак.

17. «Кто больше?»Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...

Вспомни слово».

Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок.

Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...