Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игры на развитие выразительной речи




1.«Животные и их детёныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и телёнок».

2.«Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр-карр, тр-тр-тр).

3.«Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни де­ти громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребёнка; слоги: ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО; слова: ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.

4.«Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике жи­вёт?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

5.«Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук-тук-тук, ту- ту-ту, у-у-у.

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

6.«Угадай, кто пришёл» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.

Ребёнок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шёл я, устал, хочу мёду» (медведь — «толстым» голосом).

7.«Оркестр» — отработка голоса и ритма. Трубачи: ру-ру-ру — грубый голос; скрипачи: ри-ри-ри — более тонкий голос; ударники: ра-ра-ра — отры­вистый ритм.

8.«Котёнок» (и другие детёныши). Котёнок ищет свою маму, но не знает, как позвать её: щенок советует полаять, телёнок — помычать, но ко­тёнок так не умеет. Наконец он находит свою маму.

Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Так, отрабатывая Г, можно предложить игру «Жеребёнок, который все время произносит и-го-го!, пока ищет свою маму». Количество действующих лиц в подобных играх не ограничено.

Если после таких занятий и игр ребёнок при чтении стихотворения будет изменять силу и высоту голоса, темп речи, выделять наиболее важные по смыслу слова, делать остановки в конце каждой строки, и всё это с открытой артикуляцией, а не сквозь зубы, т. е. с чётким произноше­нием и артикулированием гласных звуков, тогда можно сказать, что его воспитатели полностью владеют средствами выразительности речи и смогли этому научить ребёнка.


 


Глава III.

Подготовка к обучению грамоте

Формирование фонематического  восприятия

Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимо­действии с развитием фонематического восприятия — умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения):

1.развитие слухового восприятия:

а) слухового внимания;

б) слуховой памяти;

в) речевого слуха;

2.становление фонематического слуха:

а) в рядах изолированных гласных;

б) в рядах слогов;

в) в словах;

3.дифференциацию парных звуков.

У некоторых плохоговорящих детей, особенно с общим недоразвитием речи (произношения, лексики, грамматики), способность к правильному повторению за обучающим ограниченна; речевое исправление у них следует начинать не с постановки звуков, а с развития слухового восприятия путём пассивного накопления звуковых представлений, без самостоятельного про- говаривания слогов и слов. Работа проводится в игровой форме и начинает- ся с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для вос­приятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.

Игры на развитие слухового внимания

1. «Где раздаётся звук?»— закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а)показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

б)водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

2.«Жмурки».Цель та же:

а)дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями;

б)дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.

3.«Угадай по звуку»— определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звуча­ния, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).

4.«Сделай так же».Цель та же.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, та­релка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ре­бёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

5.«Короб-коробок, подай голосок»— различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно на­зываются. Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем пере­ставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показы­вают на образец (картинку).

Что ты слышишь?»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип две­ри, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

7.«Пограничник»— определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с за­вязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух опре­деляет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

8.«Кто так кричит?»— узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами под­ражают голосам или называют животных.

9.«Найди игрушку»— определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ла­доши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

Все или один».

Дети внимательно вслушиваются в слова обучающего, который ти­хим, спокойным голосом, с одинаковой интонацией произносит корот­кие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку: «Встаньте все ровно, тихо сади­тесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня, открой дверь»; «Витя, по­дай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются.)

Тихо — громко».

Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» стано­вится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малы­ши бегут.

Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

Подвигаемся».

Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками по­хлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза...»).

Остановись».

Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но по­сле команды «стоп!» все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать — проигрывает.

Будь внимателен».

Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: «Петя, что у меня в руке?» Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...