Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необходимость преодоления несовершенства детской речи




Лев Толстой

Введение

 

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будуще­го школьного образования.

Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трёх направлениях:

1) коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;

2) обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;

3) формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.

Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьёзным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно даётся формирование связной речи, на письме наблюдаются смешения и замены, пропуски и перестановки букв, свойственные устной речи ребёнка в настоящее время либо в недавнем прошлом. Это связано с нарушением не только произношения звуков, но и фонематического слуха, и звукового анализа — умения определять место и последовательность зву­ков в слове.

Первая глава данного пособия посвящена ответам на следующие вопросы: когда, в каком возрасте и почему следует начинать занятия с ребён­ком по развитию речи?

Во второй главе дано описание методических приёмов по уточнению и постановке каждого звука, а также их дифференциации между собой (с опорой на звукоподражания животным, птицам, некоторым предме­там), развитию артикуляционной моторики в игровой форме во взаимо­связи с формированием общих речевых навыков: становлению темпа, голо­са, дыхания, дикции, интонации.

С целью закрепления звуков на каждый из них подобраны потешки, скороговорки, загадки (способствующие также развитию мыслительной деятельности у детей).

Третья глава содержит более двухсот дидактических игр на развитие фонематического восприятия и анализа звукового состава слова.

При ознакомлении с буквами за основу берётся сходство рисунка бук­вы или её части с положением органов речи при произнесении соответ­ствующего гласного звука или звукоподражания (А, О, Ц, И, Ы, Э), а при знакомстве с остальными буквами их рисунок сравнивается с контуром по­хожего предмета.

Большое внимание уделяется умению выделять согласный звук в на­чале слова.

Предлагаемая методика позволяет, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка пяти-шести лет, запомнить все буквы за пять — де­сять занятий.

Обучение грамоте проводится параллельно с опережающим разви­тием звукослогового анализа и с опорой на него. Дети учатся «писать», т. е. составлять слова и предложения, в том числе и с предлогами, поль­зуясь первое время фишками, а затем кассами букв, и свободно читать по «Азбуке» или «Букварю».

В зависимости от уровня речевого развития ребёнка изложенный ма­териал можно использовать выборочно или дополнительно, если данного объёма оказалось недостаточно.

Глава I.

Выявление патологии речи

Неточность движений артикуляционных органов и недостаточность выработанных умений различать звуки речи на слух препятствуют правильному произношению и, как результат, стремлению к нему и приводят к физиологическим возрастным отклонениям. Такие явления преходящи. Они составляют естественный этап в формировании речи, в отличие от патологических нарушений, которые характеризуются наличием стойких речевых недостатков, не исчезающих с возрастом или уменьшающихся незначительно, если с ними не бороться.

Чтобы своевременно справиться с этими отклонениями, воспитателям и родителям следует знать некоторые особенности речевого развития детей. Это позволит им предъявлять посильные требования к ре­бёнку и избавит от необоснованной тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.

 

Возрастные отклонения

При нормальном речевом воспитании к трём годам малыш усваивает почти все звуки языка, последними на четвёртом-пятом году жизни появ­ляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ и Р, Рь. Усиливается и речевая активность ребён­ка, начинается возраст «почемучек», запас слов быстро нарастает.

Наиболее распространёнными являются следующие: замены Р зву­ками Л, Ль, Й (рама — «лама», «ляма», «яма»); нечёткое произношение зву­ков С, 3, Ц; замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь; шапка — «сяпка», чай — «сяй», жар — «зял»; замена С, Ц звуком Т, а 3—Д: сок — «ток», заяц — «даит»; Л заменяется звуками Ль, Й или, наоборот, Й—Ль: лак — «ляк», «як», яма — «ляма»; оглушение звонких согласных: зуб — «суп», дубы — «тупи»; смягче­ние согласных и замена мягких твёрдыми: сумка — «сюмка», дядя — «дада».

Кроме того, речь малышей характеризуется недостаточной сформированностью звукослоговой структуры: спасибо — «сиба», «сяба»; стул — «туль»; молоток — «мотёк», «мотылёк».

Отмечаются несовершенства и фразовой речи, особенно при согласовании, использовании падежей: «один колёс», «стулы», «окнов»; отсут­ствие или неправильное употребление предлогов.

К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, упот­реблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и сме­шения звуков даже и у более старших детей.

Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двига­тельные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произноше­ние. У него появляются стойкие дефекты речи.

 

Патологические недостатки

К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые С, Сь, 3, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ — при их произношении конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок; нижние или щёчные Ш, Ж, Ч, Щ, ко­гда надуваются щёки; проторные Р, Рь или горловые — вибрирует не кон­чик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок; Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы; боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь; отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.

Родителям следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше взрослые обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.

Ко второй группе стойких дефектов речи относятся замены и смеше­ния оппозиционных звуков, особенно искажённых: С—Ш, С—Ц, 3—Ж, Р—Л, Р—Ль, Р—Й, Ль—Й, К—Т, Г—Д; нарушение мягкости: тётя— «тота»; оглушение звуков: жук — «сук» и др.

Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематическо­го слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры сло­ва (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов): аквариум — «акрям», кровать — «квалять».

Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребёнок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.

Примеры: У Маши кукла. — «Умси кикла».

Дети играют во дворе. — «Тете плаката ватари».

Такой ребёнок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словар­ный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др. Всё это неизбежно затрудня­ет усвоение школьной программы, так как дети -дисграфики оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов. Ребёнка с дисграфией следует направить к логопеду.

Причины речевых нарушений

1.Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2.Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной арти­куляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р гор­лового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполооб­разное нёбо и др.

5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произ­ношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, на­блюдать, подражать.

7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом об­щается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за кон­сультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот не­которые из них:

а)болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

б)родовые травмы;

в)инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием

_____________________________________________________________________________

Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предпола­гает длительные занятия с логопедом.

Несколько слов о наследственности.

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не явля­ется врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анато­мические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специа­листами и специальным обучением.

 

Необходимость преодоления несовершенства детской речи

1.Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения, Если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того

успеха, который достигается в обычные сроки.

2.Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на памяти, работоспособности.

3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в харак­тере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.

4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценно­сти, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, до­сады, иногда озлобленность и раздражение.

Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной дея­тельности.

5.У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики — парезы языка, губ (неполные параличи), но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.

6.Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.

Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, дви­гательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затруд­няет включение в коллективную игру.

7. У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ре­бёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).

8. Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в ка­тегорию нарушителей дисциплины.

9. Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с тру­дом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научи­вшись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.

10. Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление его невоспитаннос­ти, умственной ограниченности, некультурности. Бывают даже случаи, когда дети с тяжёлыми нарушениями речи ошибочно попадают в школы для умственно отсталых (например, дети, страдающие ринолалией).

11. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выбо­ре любимой профессии, мешают в труде и в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно влияют на воспи­тание психических функций, в том числе на умствен­ное развитие и на формирование характера ребёнка, в результате общество получает неполноценных лич­ностей; необходимо в работе с такими детьми предусматри­вать не только коррекционные приёмы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.

 

Предупреждение недостатков речи

 

Что же способствует правильному речевому воспитанию?

1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окру­жающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вслед­ствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.

2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного по­вторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раз­дражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчали­вость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4. Не рекомендуется перегружать ребёнка — учить буквы, обучать чте­нию в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бы­вает обратный желаемому.

Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наи­более благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями — это может привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже по­явлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а так­же зрения, обоняния и осязания.

 

Участие речевых органов в формировании речи

Речедвигательный аппарат: его подвижные органы — язык, губы, мягкое нёбо, язычок и нижняя челюсть — сближаются то друг с другом, то с неподвижными органами артикуляции (верхняя челюсть, альвеолы, твёрдое нёбо и задняя стенка глотки).

При короткой подъязычной связке, ограничивающей движение языка вверх, к нёбу, требуется немедленное хирургическое вмешательство с целью её подрезания, что создаёт нормальные условия для образования звуков в верхней позиции: Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ.

Исправление неправильного прикуса способствует предупреждению возможного межзубного или бокового произношения С, Сь, 3, Зь, Ц и др.

Нарушения речи могут объясняться и недостаточной подвижностью органов артикуляции, поэтому надо больше заниматься развитием их дви­жений, а при необходимости делать массаж языка и губ.

Слуховой аппарат: слух считается нормальным, когда ребёнок, стоя спиной к проверяющему, слышит слова и фразы, сказанные шёпотом на расстоянии шести-семи метров от ушной раковины, и правильно их повторяет. При лёгком снижении слуха ребёнок слышит разговорную речь на расстоянии шести — восьми метров, а шёпот — на расстоянии трёх метров. Восприятие шёпота на расстоянии только одного метра указывает на значительное снижение слуха.

У детей со сниженным слухом отмечаются замены шипящих и сви­стящих звуками Т, Д: санки — «танки», шапка — «тапка», заяц — «даят» и другие дефекты речи.

Голосовой аппарат — это гортань, её голосовые связки. Различают высокий и низкий, громкий и тихий голоса. При хриплом или визгливом, глухом или грубом, слишком громком или тихом голосе страдают внят­ность и чёткость произношения, не говоря уже о том, что такой голос неприятно слышать.

Потому нельзя допускать долгого и напряжённого крика, доходящего до «закатывания». Это может надорвать ещё нежные голосовые связки. Не следует взрослым петь в хоре с детьми громким голосом. Музыкальное сопровождение также не должно заглушать их пения, иначе дети перена­прягают голосовые связки, добиваясь, чтобы их услышали. Песни должны соответствовать возрастному диапазону голоса ребёнка, т. е. без слишком высоких и низких нот.

Если у малыша очень тихий голос, то с ним лучше разговаривать на расстоянии. Тогда незаметно для себя ребёнок говорит громче. Полезны выступления на утренниках перед большой аудиторией, а также чтение стихов то громким, то тихим голосом.

Задача взрослых — научить ребёнка руководить своим голосом, не превышать его возможностей в любой обстановке.

Дыхательный аппарат — грудная клетка, лёгкие, диафрагма и мыш­цы живота.

Речевое дыхание — ротовое, причём вдох делается ртом быстро, неза­метно, плечи не поднимаются, дыхание диафрагмальное: при вдохе живот слегка увеличивается, при выдохе — уменьшается; речь плавная, без остано­вок после каждого слова. Трёхлетний малыш на одном выдохе может произ­нести два — четыре слова, а в пять-шесть лет — до шести слов. Примером ему служит речь взрослых. Читая детям сказку, стихи, взрослые сами должны соблюдать правильное, спокойное дыхание: перед каждой фразой, не торо­пясь, делать вдох ртом. Ребёнок незаметно для себя подражает этому.

 

Обследование речи

В зависимости от разных причин и условий воспитания у многих детей наблюдается нечёткая, смазанная, невыразительная речь, в быст­ром темпе, голос тихий, дыхание поверхностное, они говорят сквозь зу­бы, почти не открывая рта, с неподвижными губами, неправильно произ­носят звуки. Такие дети подлежат тщательному речевому обследованию. Обращается внимание на следующие компоненты речи:

• произношение звуков;

• фонематическое восприятие;

• звукослоговой анализ и синтез слов;

• словарный запас;

• грамматический строй языка;

• понимание речи;

• средства выразительности речи.

Обследование произношения

При выявлении состояния звуковой стороны речи ребёнка недостаточно прослушать стихи или повторенные за обучающим слова (скажи «шуба»), так как звуки в заученных со слов взрослых стихах произносятся гораздо лучше, чем в самостоятельной речи. Обследование рекомендуется проводить по предметным картинкам. Подбираются картинки на следующие группы звуков:

а)гласные — А, О, У, И, Э, Ы;

б)свистящие — С, Сь, 3, Зь, Ц; шипящие — Ш, Ж, Ч, Щ, а также Ть, Дь;

в)сонорные —Л, Ль, Р, Рь, Й;

г)глухие и звонкие согласные: В—Ф, Б—П, Д—Т, Г—К и звук X; их мягкие
варианты: Вь—Фь, Бь—Пь, Г—Кь и Хь.

На каждый глухой согласный предлагаются три—шесть картинок, т. е. по одной -две с заданным звуком в трёх позициях — в начале, середине и в конце слов; на звонкий согласный — два — четыре рисунка (в конце слова он оглушается: сад — «сат»).

Примеры подбора картинок:

С — санки, сумка, косы, лиса, автобус, лес;

Сь —сетка, сирень, письмо, лисята, гусь, лось;

Б — бант, бусы, собака, зубы.

Если во всех словах звук произносится неправильно, то рекомендуется повторить звук по подражанию изолированно — ссс... При нормальном произношении остаётся только закрепить его в слогах, словах и фразах.

Результаты обследования фиксируются: звук произносится правиль­но или искажённо, совсем отсутствует, заменяется другим постоянно или смешивается с ним (зайка — «жайка», жук — «зук»).

 

Обследование фонематического восприятия

У некоторых детей при нормальном физическом слухе наблюдается задержка в формировании слухоречевых восприятий, т. е. фонематического слуха. Хорошо произносит звуки тот, кто хорошо их различает. Фонема — это не просто звук, а смыслоразличительная единица. Благодаря ей мы различаем такие слова, как бочка- почка, икра- игра. Дети с недоразвитием фоне­матического слуха могут сказать «шанки» —санки, но «суба» —шуба, т. е. они не различают фонемы Ш и С и не замечают своего дефекта. Обычно такие дети к школе говорят правильно, но в письме делают ошибки на смешение, перестановки, пропуски звуков и слогов.

При проверке фонематического слуха даются задания на узнавание звука среди сходных, т. е. из одной группы. Услышав заданный звук, ребёнок хлопает в ладоши или отмечает его иным способом. Например, С — в слогах: са, ша, за, са, ца и т.д. .; С — в словах: санки, шапка, косы, цапля, кошка, заяц, нос, душ и др.

Родителям следует знать, что к пяти годам ребёнок может произ­носить и различать все звуки речи.

 

Обследование звукового анализа слов

Даются задания на выделение звуков из слова:

а)гласный звук в начале слова — Ира, улица, озеро, арбуз;

б)согласный в конце слова — мак, кот, дом, суп;

в)согласный в начале слова — сон, шар, зубы, кот, гуси, дом;

г)гласный в середине слов типа мак — рот, лук, сын.

Старшим детям можно предложить отобрать картинки с заданным звуком в начале, в середине или в конце слова.

 

Обследование словарного запаса

Запас слов у ребёнка выясняется уже в процессе предыдущего обследования, поэтому картинки подбираются на разные лексические темы: птицы, животные, мебель и др.

Многие дети в возрасте пяти лет не могут назвать части тела петуха: гребешок, бородка, клюв, лапки, когти; стакан называют кружкой, а кружку — чашкой, курицу — петушком и т. д. Предлагаются и такие задания:

а) назвать одним словом — яблоки, вишни, груши;

б) подобрать слова с противоположным значением (наоборот): горячий — холодный, широкий — узкий, высокий — низкий;

в) назвать части предмета: стул — спинка, сиденье, ножки.

В конце обследования отмечают: словарный запас у ребёнка нормальный; недостаточный; слишком ограниченный. Однако при этом надо помнить, что уровень запаса слов зависит не только от возраста, но и от среды, в которой воспитывается малыш.

 

Обследование грамматического строя

Общее понятие о связной речи ребёнка обучающий получает в процессе беседы, предлагаются и специальные задания:

а) называние предметов «один - много»: окно — окна; дерево — деревья, стул — стулья;

б) чего много: деревьев, яблок, гнёзд, колёс, окон;

в) согласование слов: шар - голубой, небо - голубое, рубашка - голубая, варежки - голубые;

г)использование предлогов при ответах на вопросы: ручка на книге, в книге, под книгой (над, у, из, с, к);

д)составление рассказа по сюжетной картинке.

Рисунки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух — четырёх слов.

Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с этими заданиями. При нарушении грамматического строя отмечаются ошибки не только на использование грамматических форм, но и звукослоговой структуры: лекарство — «лекасер», аквариум — «акрям». Поэтому ребёнку предлагают слова и из одного-двух слогов, и многосложные, и ещё со стечением согласных: милиционер, ствол, звезда, лекарство, страна, велосипед.

Все слова, произносимые ребёнком, записываются.

 

Обследование понимания речи

Если ребёнок не может назвать предмет и молчит, необходимо проверить его пассивный словарь — понимание речи.

Примерные задания:

а) показать рукой подбородок, ресницы, локти, ногти; по картинкам: хобот, копыто, порог, подоконник;

б)карандашом показать на куклу; посадить (положить) её на полку, под полку, в шкаф;

в)взять ручку, взять ручки;

г)показать, где Валя поймал рыбу, а где Валя поймала рыбу.

 

Средства выразительности речи

По окончании обследования делаются выводы о состоянии всех речевых компонентов, в том числе и общих речевых навыков, от которых зависит и выразительность речи: артикуляция открытая или полуоткрытая, зажатая; голос тихий или крикливый; темп речи быстрый, замедленный; интонация монотонная или выразительная и др. Обследование можно проводить выборочно, в зависимости от харак­тера речевых нарушений ребёнка. Далее составляется план работы.


 



Глава II.

Формирование правильного произношения звуков

Коррекция произношения включает следующие виды занятий:

1) укрепление артикуляционной моторики;

2) уточнение или постановка звука;

3) закрепление звука в слогах, словах;

4) дифференциация оппозиционных звуков;

5) заучивание потешек, скороговорок, загадок и стихов с поставленным звуком;

6) автоматизация звука в связной речи: сказки, рассказы по сюжетным картинкам и по серии картинок.

При коррекции произношения особое внимание уделяется становлению слухового восприятия с опорой на развитие артикуляционной моторики с целью укрепления мышц языка, губ и нижней челюсти, особенно у детей, которые не произносят звуки из двух-трех фонетических групп. Это способствует появлению звуков в речи без специальной их постановки.

 

Требования к проведению общей артикуляционной гимнастики

 

1. Все упражнения выполняются в форме игры или с использованием игровых приёмов,

2. Для контроля артикуляционной моторики обучающий и ребёнок имеют по индивидуальному зеркалу,

3. Обучающий показывает, что нужно делать языком или губами, затем постепенно добивается того же от ребёнка.

4. Обучающий следит, чтобы при выполнении упражнения губы и язык малыша не отклонялись в сторону, а воздушная струя была по центру.

5. Так как почти все звуки речи произносятся широким языком, то нужно научить удерживать его распластанным в любой позиции.

6. Обучающий предупреждает, удерживает от быстрых, беспорядоч­ных движений речевых органов; каждая правильная позиция языка, губ или нижней челюсти фиксируется на счёт до трёх, иногда даже дольше.

7.Ребёнку не рекомендуется говорить, что он чего-то не может сде­лать, у него не получается, так как это может привести к отказу от занятий. Наоборот, надо подбодрить его: «Язычок сегодня устал и не хочет слушаться, но скоро он это сделает, у тебя хороший язычок».

8.Для образования двигательных навыков органов речи требуются систематические занятия не менее двух раз в день — утром и вечером, для детей трёх-четырёх лет — по пять — семь минут, а пяти лет — по десять — пятнадцать минут.

9.Ежедневно повторяются два-три прежних упражнения и даётся одно новое.

10.Вся работа проводится сидя: в это время у ребёнка спинка прямая, руки и ноги в спокойном состоянии, он не напряжён.

Специфика артикуляционных упражнений определяется индивидуальными затруднениями ребёнка.

Несмотря на все старания обучающего, у детей первое время отме­чается напряжение не только языка, губ, но и общей моторики рук, ног и даже всего корпуса. Постепенно мышцы расслабляются, движения стано­вятся непринуждёнными и координированными. Большую помощь в раз­витии мелкой моторики оказывают лепка, рисование, конструирование, а также занятия по ритмике.

Все артикуляционные упражнения даны ниже при описании каждой фонетической группы, чтобы обучающий мог воспользоваться ими в зави­симости от характера нарушений речи ребёнка.

 

Использование звукоподражаний

При отработке каждого звука на всех этапах большое внимание уделяется звукоподражаниям животным, птицам, звучанию разных предметов.

1. При вызывании звука ребёнок старается точнее изобразить крик и повадки животного или птицы и так же правильно произнести его в слогах и словах, хоро­шо артикулируя гласные.

2.В играх на развитие фонематического восприятия малыш отмечает заданное слово или звук и отвечает на него тремя способами:

1) соответствующим звукоподражанием: Г — га-га-га; 3 — ззз — («Комар»);

2) молча, имитацией движений — для детей, которые звуки произ­носят нечётко: шшш — подносит пальчик ко рту («Тише»); ззз-ззз — руки дви­гаются вперёд-назад («Пильщики»);

3) имитацией движений со звуковым сопровождением: Р — ребёнок вскидывает вверх руки и произносит фрр («Птички взлетели»).

3.При дифференциации звуков, например С-Ш: ссс («Водичка течёт»), шшш («Шина лопнула»), ребёнок использует звукоподражание.

4.Для обогащения словарного запаса:

а) ребёнок по звуку, движениям узнаёт животное или птицу, разные действия человека (му — «корова», о-о — «зубы болят») и, наоборот, сам называет звукоподражания;

б) правильно произносит названия действий: гусь — гогочет, свинья — хрюкает, молотком — стучат.

5. При воспитании общих речевых навыков: темпа, ритма, голоса и других.

Звук Ш: ребёнок согнутыми в локтевых суставах руками делает быстрые вращательные движения и в такт им произносит: шу-шу-шу («Скорый поезд»), те же движения замедленные: шшу-шшу-шшу («Пасса­жирский поезд»).

Звук Р: малыш машет руками, изображая полёт, и произносит низким голосом карр-карр («Ворона») или в два-три раза быстрее произносит высоким голосом: тр-тр-тр («Сорока»).

Чтобы лучше получилось звукоподражание, ребёнок старается со­блюдать точную артикуляцию губ и языка, ударение, правильное дыхание, темп, меняет силу, высоту и тембр голоса.

Звукоподражания повышают внимание детей, их интерес к занятиям, способствуют развитию общей и речевой моторики.

Игровые приёмы дают возможность приводить в движение и чередо­вать, сменяя друг друга, разнообразную детскую активность: зрительную, двигательную, тактильную, слуховую.

 

При использовании звукоподражаний надо помнить следующее: не рекомендуется повторять их в резко за­медленном или быстром темпе (ко-ко-ко), так как не вы­рабатывается правильная артикуляция гласных звуков; нельзя их произносить «слишком громким голосом да ещё с киванием в такт головой (во избежание образова­ния сопутствующих движений).

 

Все звукоподражания указаны в разделах по постановке соответству­ющих звуков.

Укрепив мышцы и добившись определённой подвижности языка и губ, можно переходить к уточнению звуков с использованием звукопод­ражаний и с опорой на слуховое восприятие речи.

 

Уточнение и постановка звуков

Существует несколько способов вызывания звука.

1. Подражание обучающему, который повторяет слово несколько раз, акцентируя внимание ребёнка на звук и используя игровые приёмы. Например: «Сейчас ты услышишь, как течёт водичка, — ссс, сссони».

2. Использование умений произносить уже знакомые звуки. Известно, что все малыши правильно произносят Ф, В, Т, Д, Н, М, а между тем при произношении звуков Ф, В вырабаты­вается длительная воздушная струя, так необходимая для С, 3, только сто­ит подуть не на нижнюю губу, а на язык. А при звуках Т, Д, Н язык — за верх­ними зубами, где образуются также Ш, Ж, но для этого нужно добавить струю на язык в верхней позиции. Поэтому обучающий проводит работу не только по вызыванию трудных для ребёнка звуков, но и по уточнению артикуляции и произношения уже имеющихся в его речи.

3. Механическое воздействие на язык шпателем, ложечкой, спицей и специальными зондами.

При постановке звуков следует соблюдать некоторые условия.

1. Избегать одновременной работы по вызыванию звуков из одной фонетической группы, особенно тех, артикуляция которых отличается резко противоположным положением языка (Ш — наверху, С — внизу), а также звуков из разных групп, но требующих большой затраты энер­гии (Ш, Р).

2. Обращать внимание ребёнка на основные элементы положения органов речи, причём правильная артикуляция сравнивается с неправиль­ной. Так, при постановке звука Ш используется игра «Паровоз»: шш-шш... Ребёнку предлагают сделать губы широкой трубочкой — овалом, ведь у па­ровоза тоже есть труба; там дым идёт вверх, а у нас язык поднимается вверх; дым тёплый, и воздух изо рта такой же.

3. Поставленный или уточнённый звук первое время следует произ­носить с интонационным его выделением в слогах и словах: длительно — ссс, ллл, шшш, ррри другие; коротко, с лёгким придыханием — Ц, Ч, К, Г, что способствует лучшему их усвоению.

Каждый поставленный звук, даже легко вызванный, требует опре­делённого комплекса необходимых упражнений по его закреплению в слогах, словах и предложениях.

В случае прежнего, искажённого произношения уже поставленного звука ребёнку напоминают опорное слово, звук или слог (звукоподража­ние), усвоенные им ранее в процессе игры. Так, при неправильном произ­ношении Ж обучающий замечает, что жук жужжит не так. Ребёнок вспо­минает игру «Полёт жука» и исправляет свою ошибку.

При подборе и использовании тренировочного материала учитыва­ется следующее:

1) слова и предложения должны быть максимально насыщены изуча­емым звуком;

2) заданный звук произносится во всех доступных ребёнку сочетани­ях с гласными и согласными; глухие согласные закрепляются в трёх пози­циях, а звонкие — в двух (в конце слов оглушаются);

3) в тренировочный материал не должны включаться ещё не изучен­ные звуки; например при закреплении Ш в словах нельзя предлагать «шары», если ребёнок не произносит Р;

4) при введении в анализ слов с определённым изучаемым звуком времен­но исключается пользование словами со сходными звуками, могущими привес­ти к их смешению; так, при закреплении Ш нельзя давать слова со звуком С;

5) кроме существительных постепенно включаются другие части речи; на звук Ж предлагаются слова можно, нужно, вижу, лежит, бежит, покажи, живой;

6) слоговой состав слова и степень сложности предложений опреде­ляются возрастом ребёнка.

 

Дифференциация оппозиционных звуков

После достижения чёткого произношения и восприятия каждого из смешиваемых звуков на слух следует переходить к их сравнению между собой. Эту работу целесообразно проводить с первых дней, используя определённую последовательность от грубых дифференцировок к наиболее артикуляционно и акустически близким. Проводится сравнение:

а)правильного звучания с неправильным;

б)изучаемого звука с любым далёким правильно произносимым (К-М, К-Ф);

в)оппозиционных звуков: К—X, Ль—Й, С—3 и др.;

г)изучаемого звука с не пройденными сходными звуками: С—3, Ц, Ш.

                   При соблюдении такого порядка все звуки в процессе фонемообразования бывают противопоставлены друг другу: взрывные — фрикативные (К—X), глухие — звонкие (С—3, Б—П, П—Ж и др.), твёрдые — мягкие соглас­ные (Сь—Зь, Ть—Дь и др.), гласные И—Ы и т. д.

Дифференциация звуков в произношении проводится с постепен­ным усложнением тренировочного материала:

а) в слогах: са-ша, ла-ра, ля-я;

б) в словосочетания и в парах слов: высокая башня (С—Ш), рыба плавает (Л—Р); коса — коза, рак — лак, жар — шар;

в) в одном слове: сушки, шоссе, журнал, крыло,

С целью осознанного усвоения дифференцировок рекомендуется выделять основные признаки звуков, подлежащих различению между собой. Так, при сравнении К—X обращается внимание на краткость перво­го звука и длительность второго; при противопоставлении С—Ш указыва­ется на нижнее и верхнее положение кончика языка.

С улучшением общего звукового фона и с учётом индивидуальных осо­бенностей ребёнка разучиваются потешки, скороговорки, загадки, стихи.

Старый звуковой вид дольше сохраняют слова, ранее усвоенные и часто употребляемые детьми, поэтому не рекомендуется при закреплении поставленного звука в речи выбирать те стихотворения, которые раньше, при плохом произношении звуков, часто повторялись.

 

Приёмы и методы исправления произношения

По своим артикуляционным и акустическим признакам все звуки речи объединяются в отдельные фонетические группы. Формирование произношения всегда начинается с уточнения наиболее простых по артикуляции звуков. К ним относятся гласные: А, О, У, Э, И, Ы. Это пер­вая фонетическая группа.

 

I фонетическая группа: гласные звуки а, о, у, э, и, ы

В русском языке нет ни одного слова, в котором не было бы гласного звука. Чем чётче звучат гласные звуки, тем лучше дикция и речь в целом. А между тем дети       часто произносят их тихо, почти не открывая рта или       с носовым оттенком, оттого речь бывает невнятной, смазанной.

Правильная артикуляция гласных:

А — рот широко открыт;

О — губы овалом (бубликом);

У — губы вытянуты трубочкой;

Э — опущена нижняя челюсть;

И — губы в улыбке, рот открыт «на палец»;

Ы — как при И, но рот открыт чуть шире.

 

При артикуляции всех гласных звуков, кроме И, Ы, рот широко открыт.

Достижению открытой артикуляции помогают игровые приёмы.

1.«Домик открывается» — быстрое опускание нижней челюсти.

2.«Улыбнёмся» — покажем зубки и споём: иии.

3.«Покажем бублик» — губы делаем овалом и поём: ооо.

4.«Сделаем трубочку» — вытягиваем губы вперёд и поём: ууу.

5.«Бублик» — «Улыбка» — попеременно поём: ooo-иии.

6.«Трубочка» — «Улыбка» — попеременно поём: yyy-иии.

7.«Хоботок» — вытянутыми губами делаем круговые движения.

Для уточнения гласных в произношении и их различения на слух ис­пользуются различные звукоподражания:

«Паровоз» — ууу-у-ууу!                             «Врач» — скажи ааа!

«Зубки болят» — ооо!                               «Волки» — ууу!

«Гудок парохода» — ыыы!                      «Жеребёнок» — иии!

«Ляля плачет» — уа-уа!                            «Заблудились» — ау!

«Козочка» — мэ-мэ!                                  «Ослик» — ua-ua!

«Малыш» — ма-ма-ма!                             «Корова» — муу!

«Возьми!» — на-на-на!                             «Поехали!» — ноо-ноо-ноо!

«Поросёнок» — уф-уф-уф!                      «Удивились» — ну и нуу!

(Звуки М, Н, Ф все дети произносят правильно.)

Все звукоподражания можно петь то громче, то тише, то грубым го­лосом, то тонким, то длительно, то коротко. В этом смысле хороши игры «Животные и их детёныши». Так, для уточнения звука У проводится игра «Корова и телёнок», где корова мычит грубым, громким голосом долго, а телёнок — наоборот. Не только закрепляется правильная артикуляция и длительность выдоха, но и вырабатывается умение изменять силу и тембр голоса.

Использование звукоподражаний возможно и при развитии слухо­вого восприятия — узнавание заданного гласного на слух в ряду других зву­ков: У—А—У—И—О—У—Э^У—У—Ы... Ребёнок отмечает заданный звук, хлопая в ладоши или имитируя гудок паровоза на ууу, прикладывая руку к щеке («Зубки болят») — на ооо.

С гласными звуками связаны следующие виды звукового анализа:

а)выделение его в начале слова: улица — У, окна — О;

б)в середине односложных слов типа мак: дом — О, лук — У, мир — И;

в)в конце слов: рука — А, весы — Ы.

Из числа гласных специальной постановки или уточнения нередко требует только звук Ы, который может заменяться звуком И, что влечёт за собой смягчение предшествующего согласного: «сир» — сыр.

Правильная артикуляция гласного Ы: широкий язык слегка отодви­гается в глубь рта, его среднезадняя часть приподнимается, губы в улыбке, между зубами щель чуть шире, чем при И, и уже, чем при Э. Используется игровой приём «Прятки» — язык высовывается, а затем прячется глубоко во рту, конец языка внизу.

Если по подражанию Ы не получается, можно применить такой приём: нажать на конец языка ложечкой или шпателем, отодвинув его от зубов, и попросить произнести звук Ы — несколько попыток приводят к желаемому. Закрепление его в слогах и словах проводится только с пра­вильно произносимыми звуками: МЫ, ПЫ, НЫ, ФЫ.

Отрабатывается различение звуков Ы—И на слух («Пароход» — «Жеребёнок») и их дифференциация в произношении.

1. Повторять попеременно слоги: ПЫ-ПИ-ПЫ-ПИ.

2. Запомнить и повторить в том же порядке три-четыре слога: МЫ-МИ-МИ-МЫ; ФИ-ФИ-ФЫ-ФИ; НИ-НЫ-НИ-НИ.

3. Произносить слова, близкие по звучанию: выше — вишня, лиса — лы­сый, лыжи — лижет, Дима — дым, силок — сынок, нытик — нитки, взяли — залы, рысь — рис.

4. Произносить слова, различающиеся одним звуком:

нить — ныть   мишка — мышка     мыло — мила     дынь — динь

оси — осы         вили — выли             сыр — сир          лика — лыко

вали — волы     мыл — мил                 били — были       бить — быть

был — бил         поли — полы

(Игровые приёмы — в разделе «Дифференциация звуков».)

5.«Один —много»: стол — столы; стаканы, огни, двери, цветы, альбомы,
дороги, лампы, лапы, ложки, рты, льды.

6.Закончить слово: автобу-сы, крас-ки, автома-ты, тетра-ди.

Для автоматизации произношения звука Ы, если позволяет речь ре­бёнка, заучиваются потешки, скороговорки, стихи.

Работа с гласными продолжается в течение всего обучения с целью получения осознанного, чёткого, хорошо артикулируемого произноше­ния каждого звука.

 

Согласные звуки

Если при уточнении гласных звуков внимание ребёнка фиксируется больше на звучании, то при отработке согласных нужно объяснять пра­вильную артикуляцию языка, губ, добиваясь того же от ребёнка.

Это лучше всего делать на пятом году жизни, в средней группе. Но это не значит, что, например, в три года не следует делать попыток добивать­ся правильного произношения всех звуков.

Задача взрослых: не дать возрастному (физиологическому) отклоне­нию в речи перейти в привычку — патологическое нарушение.

Поэтому чем раньше взрослые начинают проводить с ребёнком игры перед зеркалом на развитие подвижности языка и губ, на воспитание слу­хового восприятия, тем быстрее будет развиваться речь малыша, тем лег­че вызывается любой звук по подражанию и быстрее закрепляется в сво­бодной речи.

Если звук не удалось вызвать к пяти годам (а патологию речи надо ис­правлять ещё раньше), то следует заняться постановкой звука специальны­ми методами или обратиться к специалисту-логопеду.

Стойкие затруднения относятся в основном к следующим фонетиче­ским группам звуков:

I. Гласные.

П. Свистящие С, С, 3, Зь, Ц; шипящие Ш, Ж, Ч, Щ и Ть, Дь.

III. Сонорные Р, Рь, Л, Ль, Й.

IV. Звонкие и глухие согласные В—Ф, 3—С, Ж—Ш, В—П, Д—Т, Г—К; X; их мягкие пары, кроме Ж, Ш.

V. Мягкие — твёрдые согласные.

 

II фонетическая группа: свистящие, шипящие звуки и Ть, Дь

 

Свистящие звуки: С, Сь, 3, Зь, Ц

Правильная артикуляция свистящих звуков: конец широкого языка завести изнутри за нижние зубы, зубы почти сомкнуты и видны, губы — как бы в улыбке. По центру языка (вдоль) — желобок, по которому идёт воздушная струя.

Свистящие звуки появляются в детской речи рано, но часто искажаются или заменяются другими звуками.

Основные недостатки при воспроизведении этих звуков:

а) язык высовывается между зубами;

б) язык упирается в зубы, препятствуя выходу воздуха; звуки призубные, больше похожие на Т, Д (часто бывает у тугоухих);

в) искажённые, шепелявые звуки, по звучанию средние между шипящими и свистящими;

г) боковые, когда струя воздуха выходит не по центру, а сбоку.

Для подготовки правильной артикуляции используются игровые приёмы, способствующие удержанию кончика языка за нижними зубами, укреплению мышц языка и губ.

1. «Закрытые ворота»— язык с трудом просовывается между зубами (массаж языка).

2. «Накажем непослушный язычок»— язык положить на нижнюю губу и похлопать его губами, чтобы он стал широким (пя-пя-пя).

3. «Вкусное варенье»— погладить нижнюю губу слева направо и наоборот.

4. «Между воротами»— погладить языком между нижними зубами и губой слева направо и справа налево.

5. «Почистим зубки»— языком погладить нижние зубы изнутри сле­ва направо и наоборот.

6. «Лошадка» — петь иии с открытым ртом; язык становится расплас­танным, уметь удержать его в этой позиции.

7. «Ежик» — подуть на нижнюю губу фф, затем вместо губы дуть на вы­сунутый язык.

8. «Загнать мяч в ворота»— сильно подуть на широкий высунутый язык (на ватку, на бумажку).

9. «Горка»— завести широкий язык за нижние зубы, немного нажать на них («горка»), по центру языка — желобок, губы в улыбке.

10. «Вперёд-назад» — широкий язык горкой нажимается на нижние зубы, затем распрямляется.

 

Игровые приёмы для губ

1. «Улыбка» — покажем зубки.

2.«Откроем верхнюю дверцу» — поднять верхнюю губу, показывая зубы, а нижняя слегка втянута в рот и неподвижна, рот открыт.

3.«Откроем нижнюю дверцу» — опустить нижнюю губу, показывая зубы, верхняя неподвижна, рот открыт.

4.«Построим заборчик» — верхнюю губу поднять, а нижнюю опустить, показывая зубы с открытым ртом.

 

Звук С

Когда ребёнок научится удерживать широкий язык за нижними зубами, ему предлагают подуть на горку языка, между зубами остаётся щель для контроля (с «ноготок»), губы в улыбке, на руку идёт холодная струя воздуха — получается звук ссс.

Если же язык не удерживается внизу, то на его конец можно нажать зондом (спичкой, спицей) — образуется углубление для выхода воздуха по желобку, язык остаётся в нижней позиции; затем, прикусив спичку, подуть на язык — получится звук ссс.

Используются звукоподражания:

«Водичка течёт» — ссс, «Свисток» — ссс, «Насос» — ссс-ссс, «Паровоз пары пускает» — ссс-ссс.

В играх на развитие слухового восприятия — узнавание С среди сходных звуков (С—3, Ц, Ш, Щ, Т) — на заданный звук выбирается игрушка или картинка-символ: свисток, насос. Обучающий произносит слова с указанными звуками в разных позициях (в начале, середине и в конце слова); ребёнок, услышав С, показывает символ, «свистит» или имитирует работу насоса. (Подробнее ниже — «Фонематическое восприятие».) Примерные слова: санки, кошка, цапля, оса, заяц, нос, коза, лещ, бусы, щука, лес, душ.

Правильное произношение поставленного звука закрепляется в сло­гах, затем в словах, с учётом тех замечаний, о которых говорилось выше (интонационное выделение ссс).

Слоги со звуком С:

а)СА-СА-СА; СО-СО-СО; СУ-СУ-СУ; СЫ-СЫ-СЫ;

б)запомнить и повторить по два слога:

СА-СА             СО-СА           СУ-СА          СЫ-СА

СА-СО             СО-СО           СУ-CO          СЫ-СО

СА-СУ             CO-СУ           СУ-СУ           СЫ-СУ

СА-СЫ             СО-СЫ          СУ-СЫ          СЫ-СЫ

в)обратные слоги: АС, ОС, УС, ИС, ЫС;^

г)согласный звук между гласными:

АСА                 ОСА               УСА              ИСА

АСО                 ОСО               УСО               ИСО

АСУ                 ОСУ               УСУ               ИСУ

АСЫ                 ОСЫ              УСЫ              ИСЫ

Слоговые упражнения со звуком С служат образцом для всех твёрдых согласных, за небольшим исключением (изменения будут указаны), следует только один звук заменить другим изучаемым звуком (так, вместо «АСА» получится «АША» или «АРА»).

Закрепление звука в словах:

а)звук в начале слова: сад, сани, салат, сабля, сапог, сок, сом, соль, сон, Соня; суп, сук, сухо, сумка, суббота; сын, сыпь, сынок, сырок, сытый;

б)звук в середине слова: оса, лиса, коса, касса, мясо, бусы, осы, носы, весы, песок, носок, кусок, колосок;

в)звук в конце слова: бас, нос, лес, вес, квас, класс, голос;

г)звук в сочетании с согласными: скалы, скамья, скот, скобка; стая, стол, стул, станок; сладко, слон, слова, слоги.

Дальнейшее закрепление звука в произношении продолжается в предложениях, скороговорках, потешках, стихах, сказках.

Мягкий звук Сь отличается от твёрдого С большим подъёмом спин­ки языка к твёрдому нёбу — средняя часть его выгибается вверх, а конец опущен за нижние зубы, губы растянуты в улыбке сильнее, чем при твёр­дом звуке.

Закрепление в слогах проводится в таком порядке:

а)повторение одинаковых слогов:

СИ-СИ-СИ, СЕ-СЕ-СЕ

СЯ-СЯ-СЯ, СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ

б)запомнить по два слога:

СИ-СИ             СЕ-СИ          СЯ-СИ          СЁ-СИ          СЮ-СИ

СИ-СЕ              СЕ-СЕ           СЯ-СЕ          СЁ-СЕ           СЮ-СЕ

СИ-СЯ             СЕ-СЯ          СЯ-СЯ          СЁ-СЯ          СЮ-СЯ

СИ-СЁ              СЕ-СЁ           СЯ-СЁ          СЁ-СЁ           СЮ-СЁ

СИ-СЮ            СЕ-СЮ         С-СЮ            СЁ-СЮ         СЮ-СЮ

в)обратные слоги: ИСЬ, АСЬ, ОСЬ, УСЬ;

г)мягкий звук в середине, между гласными:

ИСИ                 АСИ              ОСИ           • УСИ

ИСЕ                 АСЕ              ОСЕ           УСЕ

ИСЯ                 АСЯ              ОСЯ           УСЯ

ИСЁ                 АСЕ              ОСЁ            УСЁ

ИСЮ                АСЮ             ОСЮ          УСЮ

(Эти слоговые упражнения со звуком Сь — образец для всех мягких согласных.)

Закрепление звука Сь в словах: сито, Сима, сила, василёк; семь, сети, бе­седка; сёла, Сёма; сюда; сядь, Ася, Люся; ось, гусь, лось.

Проводятся игры на различение С-Сь на слух. Первое время сим­волами могут быть кубик (твёрдость) и ватка (мягкость), которые пока­зывают дети, услышав соответствующий звук. Позже используются фишки-звуки: зелёные — мягкие согласные, синие — твёрдые — и игры: «Зелёный — синий домик», «Мягко — твёрдо», «Травка — небо».

Дифференциация звуков С-Сь в произношении:

а) в слогах: СА-СЯ, СИ-СЫ, СО-СЁ, СЮ-СУ;

б) в словах, различающихся одним звуком: Васса — Вася, суда — сюда, коси — косы, оси — осы, сад — сядь, носи — носы, сыты — сито;

в) оба звука в одном слове: сосиски, осыпались, кусались, сосёт, слились, испугались, коснулись, уселись, достался, согласился;

г) работа с картинками: отобрать слова с заданным звуком.

(Все игры — в разделе «Дифференциация звуков».)

В заключение дети заучивают потешки, скороговорки на оба звука.

 

Звуки 3, Зь

Звуки 3, Зь получаются от звуков соответственно С, Сь, стоит лишь включить голос: надо одну руку ребёнка приложить к гортани обучающе­го, чтобы он почувствовал вибрацию голосовых связок («в горле что-то дрожит»), а другую руку поднести ко рту для ощущения холодной воздуш­ной струи. Затем ребёнок подносит руку к своей гортани и добивается виб­рации, т. е. правильного звучания.

Помогают звукоподражания: ззз — «Комар», «Муха в паутине», «Зво­нок», ззз-ззз— «Пила».

На слух звук 3 отличают от звуков С, Ж, Д в словах: зубы, жук, сон, дом, коза, осы, вода, лужа, забор, сумка, ваза. В ответ дети звенят, как комарики, или двигают руками вперёд-назад, изображая пильщиков.

Звук 3 закрепляется в словах по аналогии со звуком С (кроме тех, в ко­торых есть обратные слоги, где происходит оглушение).

Примерные слова: зайка, забота, зал, завод, забор, зонт, золото, Зоя, зубы; ваза, роза, коза, блуза, тазы, возы; звонок, знамя, звуки, звери, казна.

Мягкий звук Зь отрабатывается в слогах по аналогии с Сь.

Примерные слова: Зина, зима, зерно, земля, зелень, зебра, земляника; мага­зин, тазик, бензин, резина, узел, музей, газета.

При смешении звуков 3—С проводится их различение на слух с ис­пользованием игровых приёмов: «Свистит — звенит», «Пила — насос». Дифференциация их в произношении проводится в следующих играх.

1.«Какой звук?» — обучающий называет символ, а ребёнок — звук: комар — ззз, вода — ссс и т. п.

2.«Запомни и повтори!»:

а) по два слога с оппозиционными звуками: СА-ЗА-СА-ЗА; ЗО-СО; СУ-ЗУ; ЗЫ-СЫ;

б) по три-четыре в том же порядке: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-СО-СО-ЗО, СУ-СУ-ЗУ-СУ, ЗЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ и др.

(В таком же порядке проводится различение и других оппозиционных звуков.)

в) в словах, различающихся одним звуком:

зала — сало     косы — козы         слить — злить         коза — коса

росы — розы   смей — змей               зайка- сайка             сев - зев

зыбь — сыпь    зуд — суд              суп — зуб                   зять – сядь

суп - зуб

г) когда оба звука в одном слове: здесь, слёзы, засолили, союзы, засов, засохли, занавеска, селезень, засеяли, засуха, сазан, засияли, засада, снизу, сразу.

Далее — потешки, скороговорки, сказки.

 

Звук Ц

Звук Ц — слитный ТС. При его произношении надо конец широкого языка завести за нижние зубы, передней частью спинки языка нажать на верхние зубы и одновременно слегка дунуть на язык (звук С) — в результате получится Ц. Произносится звук коротко, с придыханием.

Закрепляется он сначала в обратных слогах: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ; затем в прямых и между гласными звуками. Мягкой пары у Ц нет.

Развитие слухового восприятия проводится на различении звуков Ц—С, Т, Ч в словах цирк, циклоп, плита, чайник, леденец, столб, тётя, смех, чугун, молодец, село, беглец, бочка, овца, кот, врач, певцы, санки.

Предлагаются задания на узнавание слова в ряду сходных: лица — Ли­да — Лиза — Лина — липа — лига — лира — лиса; цок — сок — ток — бок — кок — рок — чок — шок. Слова лица и цок повторяются через каждые одно-два сло­ва, а ребёнок их отмечает, используя звукоподражания.

«Белочка» — ц-ц-ц, «Позовём цыпляток» — цып-цып, «Держи!» — цап!, «Лошадка топает» — цок-цок-цок.

Закрепление Ц в словах: певец, огурец, дворец, конец, индеец, беглец; цап­ля, цирк, цыплёнок, цепь, цель, цена, целый; лицо, яйцо, птица, певица.

«Что делает?» Изменить по образцу: умываюсь — умывается (ТС — сли­ваются в Ц). Одеваюсь, катаюсь и др. «Что делать?» Изменить по образцу: купаюсь — надо купаться. Сажусь, ложусь, моюсь, убираюсь, двигаюсь.

Если ребёнок смешивает звуки Ц—С, то проводится их дифференци­ация на слух, а затем в произношении:

а) цок — сок      цветик — светик   цапля — сабля

бас — бац          лица — лиса            сели — цели

цвет — свет     сел — цел                 цены- сено

сыпь — цып   бусы- бутсы

 

б) месяц           гусеница          сцена                спускается

песец             пословица        скворцы           снится

спица             лестница         солнце               смеётся

синица           столица           старцы            кусается

лисица           станция           сцапаю             садится

Заключительным этапом в закреплении свистящих звуков в речи являются потешки, скороговорки, загадки. Подбирая их, непременно следует соблюдать условие: ребёнок должен правильно произносить все звуки заучиваемых слов.

 

Потешки и скороговорки

Звуки С—Сь

1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2. У Саньки новенькие санки.

3. У маленькой Сани сани едут сами.

4. У маленькой Сани перевернулись сани.

5. Сене всё бы спать на сене.

6. На острую косу много покосу.

7. Был бы покос, да настал мороз.

8. Береги нос в сильный мороз.

9. Сын Сени накосил стог сена.

10. Мы гуляли в лесу и видели лису.

11. Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.

12. На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.

13. У Сони растут косы.

Расти, коса, до пояса, не выпади ни волоса.

14. Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

15. Мы сидим на лесенке и поём мы песенки.

16. Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках.

Санки — скок, Сеню — с ног, Соню — в бок,

Симу с Саней — бух в сугроб!

17. Са-са-са, на столе сидит оса.

Сы-сы-сы, у осы усы, усы.

Со-со-со, надо справиться с осой.

Су-су-су, прогоните все осу!

18. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

19. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

У нас семеро саней. По семеро в сани мы уселись сами.

20. До свиданья, сад, сад! Все осинки спят, спят.

И мы сами спать пойдём, только песенку споём.

21. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.

22. Слонёнок удивил слонят — слонёнок стал на самокат,

Немного покатался, и самокат сломался.

23. Солнце село за селом опять, спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом, спят и лес, и сад, и дом.

Стадо спит, пастух и пёс... Сон их всех к себе унёс.

24. Осёл в кустах осу сыскал, остановился, смотрит он:

—Кто это? Птица? Сова? Лиса? — Оса ужалила осла.

24. Слон — москвич, в столицу он был слонёнком привезён

Из соседней из страны, той, где водятся слоны.

 

 

Звуки 3—Зь

1. У зайки Бубы заболели зубы.

2. У маленькой Зины бузина в корзине.

3. Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

4. Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

5. Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

6. Зонного зайку зовут Зазнайкой.

7. Все идут с базара, а Назар — на базар.

8. Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

9. У Зины болит зуб, Зина перестала есть суп.

10. За-за-за, капусту ест коза.

Зо-зо-зо, дай откусить разок.

Зы-зы-зы, злые глаза у козы.

Зу-зу-зу, прогоните вы козу.

11. Козу козлёнок обозлил, козе козлёнок надерзил.

Но ты не злись, коза, не злись!

А ты, козлёнок, извинись.

12. Сходил спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.

13. Зелёная берёза зеленеет в лесу.

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

14. Знайка всё с полуслова понимает,

А Незнайка на всё только рот разевает.

15. Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой.

Идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом.

16. Роза везла на возу козлёнка, козла и козу.

Роза в лесу потеряла козлёнка, козла и козу.

17. У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный завтра утром отвезу.

18. Заяц косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай,

Если будешь ты обут, лисы зайца не найдут.

19. Наказанья срок всё длился, Клим в углу стоял и злился.

20. Едет зайка на трамвае, едет зайка, рассуждает:

—Если я купил билет, кто я — заяц или нет?

21. Зачем у маленькой хозяйки зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка под этим зонтиком из шёлка.

22. Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья, затанцует и змея.

23. Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине привезли.

Она была разиня, резиновая Зина,

Упала из корзины, измазалась в грязи.

—Не будь такой разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин.

 

Звук Ц (Ц-С-3)

1. Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.

2. Цаплёнок цепко цепляется за цепь.

3. Бегают две курицы по зелёной улице.

4. Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся.

5. Наклонись к корытцу водицы напиться.

6. Курица снесла яйцо под крыльцо.

7. Соне в оконце ярко светит солнце.

8. Из соседнего колодца целый день водица льётся.

9. Пусть метёт метелица, белым снегом стелется.

10. Съел молодец-кузнец наконец варенец.

11. Рассказать вам сказку-небылицу про зайку и лисицу?

12. Стоит воз овса, возле воза — овца.

13. Зайка серый умывается. Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

14. Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.

Ца-ца-ца, дам я им пшенца.

Цу-цу-цу, налью я им водицу.

Цо-цо-цо, снесите мне яйцо.

15. Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

—Пёстренькая курица, ты забыла улицу,

Это детский сад, но не для цыплят.

16. В цветнике две овцы целый день пасутся.

У крыльца без конца киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец, прогоните всех овец!

17. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.

Молодец, удалец, очень ценный птенец.

18. Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц:

—Подойди, цаплёнок, цып, повторяй-ка: «Цып-цып-цып».

Если выучишь урок, подарю тебе цветок.

19. — Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке.

Кто меня боится, тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки, не боятся Натки.

Возле кадки блюдце, все они напьются.

20.Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде её птенцы.

В цех явились на работу молодые кузнецы.

 

Загадки

Звуки С—Сь

1. В воде купался, а сухой остался.

2. Светит, сверкает, всех согревает.

3. Пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка.

4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

5. Бежит свинка, истыкана вся спинка.

6. Бежит по снегу, а следа нету.

7. На носу сидим, на всех глядим.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...