Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Дидактические игры: а) «Да — нет», «Есть — нет». Цель: закрепление Нь, Ть—Т. Образец: на столе (там) книга — на столе нет книги; на столе (там) тетрадь — ... б) «Что у тебя?» (Детям раздаются картинки.) У меня репка, лось, мел, дятел, лань, гиря, брюки, верёвка; в) «Что делать?» Образец: играют — играть, несут — нести. Писать, читать, рисовать... В конце занятия заучиваются потешки и скороговорки. Теперь все звуки исправлены и противопоставлены друг другу. Ребёнок может правильно их употреблять не только при заучивании наизусть потешек, скороговорок, но и в самостоятельной речи. Исправление произношения в зависимости от характера речевых нарушений проводится выборочно, но в любом случае стоит уделить внимание всем фонетическим группам звуков.
Потешки и скороговорки
Звуки Ть-Т, Дь-Д, Нь-Н 1. Тень, тень, потетень, выше города плетень. 2. Наш гость купит трость и повесит её на гвоздь. 3. Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок. 4. — Куда, дядя, едешь, куда погоняешь? — Сено косить. — А зачем тебе сено? — Коров кормить. — А зачем тебе коровы? — Молоко доить, малых деток кормить. 5. — Тит, иди молотить. — Живот болит. — Тит, иди кашу есть. — А где моя большая ложка? 6. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать. 7. Тетерев тетерева в лесу встретил. 8. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит. 9. Буду плыть я день-деньской по воде, воде морской. 10. Длинной тропкою лесной ходят-бродят день-деньской Тень и эхо с нами.
Звуки Ы—И 1. От топота копыт пыль по полю летит. 2. Рыла свинья — тупорыла, полдвора рылом изрыла. 3. Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло. 4. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла. Мила мыло не любила, мыло в глаз попало Миле. — Что ты плачешь, наша Мила? — Я выплакиваю мыло. 5. Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши. 6. Мила дома посуду мыла; Мыла, мыла, а вытереть забыла. 7. Вымыли мышки миски для мишки.
Загадки
Звуки Т-Ть, Д-Дь, Н—Нь 1.То толстеет, то худеет, на весь дом голосит — плясать велит. 2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. 3. Весь мир одевает, что сошьёт — не надевает. 4. Кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? 5. На окне у Кости пьют и едят гости, Прыгают, дерутся, в руки не даются. Кто же эти гости на окне у Кости? 6. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. 7. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём. И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр. 8. Из какого ковша не пьют, не едят, а только в него глядят? Отгадки: 1. Аккордеон (гармонь). 2. Берёза. 3. Иголка. 4. Перчатки. 5. Голуби (воробьи). 6. Мороз. 7. Коробок и спички. 8. Большая Медведица (созвездие).
Средства выразительности речи В содержание звуковой культуры речи входят не только правильное произношение, открытая артикуляция, но и общие речевые навыки: хорошее речевое дыхание; умение подавать тихий и громкий голос, более низкий и более высокий; правильный (чаще неторопливый) темп и ритм речи; дикция, интонация; способность соблюдать ритмическую паузу. Правильные речевые навыки являются базой, на которой основывается развитие звукопроизношения. Если же у ребёнка поверхностное дыхание, воздуха хватает лишь на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове, что может привести к заиканию), то главной задачей в работе с ним является отработка диафрагмального дыхания, длительного выдоха. С этой целью рекомендуется играть на детских музыкальных духовых инструментах, дуть на плавающие игрушки в тазу, ванной, стремясь на одном выдохе прогнать их с одного конца до другого, дуть на нитку, удерживая её в отклонённом положении, — на конце её висит что-то лёгкое (например, ватка); дуть в полую трубочку, конец которой опущен в воду (ею наполнена треть стакана). Всегда следить, чтобы вдох был короткий, без напряжения, плечи не поднимались. Дуть одномоментно можно не более четырёх - пяти раз во избежание головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом. Игры на развитие дыхания совмещаются с длительным правильным произношением гласных звуков и согласных С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Л. Основным видом деятельности в этом направлении являются игры со звукопоража- ниями: ссс— «Водичка течёт», ззз— «Комар» и др. Воспитанию правильного дыхания способствуют пение песен, декламация стихов под шаги. Хорошим материалом для развития дыхания и других средств выразительной речи могут быть потешки, скороговорки, загадки. Так, для упражнения в изменении силы голоса они произносятся шёпотом — громче — громко; для развития темпа речи — быстро — умеренно — замедленно и наоборот. При разучивании стихотворных текстов особое внимание обращается на ритмическую паузу в конце каждой строки, если даже это не конец предложения, фразы. В это время ребёнок делает короткий вдох. Взрослый должен ставить перед ребёнком конкретную задачу, чтобы малыш знал, чему учиться; цель должна быть чёткой и доступной пониманию ребёнка: «Запомни стихотворение и прочитай его правильно, красиво». Такое задание побуждает ребёнка нетолько запомнить заданный текст, но и добиться выразительности при чтении, в основном путём подражания взрослому. |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 195. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |