Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Некоторые замечания по обучению чтению по «Азбуке»




1.При обучении чтению детей следует ориентировать на после­дующую гласную букву и только потом на предшествующую ей согласную. Так, читая слог ВУ, ребёнок заранее делает губы трубочкой для звука У, затем, сомкнув губы, произносит сразу оба звука, слог ВУ.

2.При чтении рекомендуется картинки в книге прикрывать экраном, чтобы ребёнок не знал, какое слово он читает. Иначе, догадываясь, он произносит слово не читая (впрочем, часто невпопад).

3.Чтение должно быть осознанным, не механическим называнием слогов. С этой целью по прочтении двух-трёх слов или предложения текст закрывается экраном, а ребёнок повторяет прочитанное, затем по зада­нию обучающего объясняет значение слов, например: осы — это насеко­мые, косы — волосы у девочки. Если же ребёнок не понимает или вообще не помнит слов, чтение повторяется, при необходимости разъясняется смысл, используются рисунки к данному тексту.

4.Если текст состоит из нескольких предложений, то после их проч­тения детьми или одним ребёнком составляется рассказ о прочитанном; можно повторить чтение.

5.Попутно выполняются упражнения на звукослоговой анализ слов и предложений и другие задания:

а) выбрать слова в предложении с заданным количеством слогов, гласных или согласных букв;

б) охарактеризовать букву, например прочитав слово совы. Ребёнок о букве В говорит: «Обозначает звук В, согласный, твёрдый, звонкий»;

в) определить «соседей» в словах;

г) определить количество слов в предложении; по заданию назвать предложения из двух-трёх и более слов, из них — самое длинное слово или самое короткое;

д) объяснить, почему слово Маша пишется с большой буквы. В каких ещё случаях пишутся заглавные буквы?

е) найти предлоги, простые союзы;

ж) объяснить сочетания букв: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

 

Ребёнок не просто читает, но и систематически вспоминает всё, о чём узнал ранее, в процессе подготовки к чтению.

Это приучает его читать внимательно и вдумчиво, что способствует расширению кругозора, умению грамотно и правильно отвечать на вопросы.

Итак, ребёнок со временем учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков, букв и сло­гов состоит слово, из каких слов — предложение, а также составлять слова из букв, прочитывать написанное и рассказывать прочитанное — всё это способствует в будущем успешному усвоению школьной программы не только по письму и чтению, но и по другим предметам.

Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду

В работе по формированию правильного звукопроизношения вос­питатель использует три формы занятий: фронтальные, по подгруппам и индивидуальные.

Фронтальные занятия по звуковой культуре речи в младшей, средней и старшей группах проводятся три раза в месяц, а в подготовительной — один раз; проводятся также четыре занятия по подготовке к овладению грамотой и непосредственно обучение грамоте. Кроме того, воспитанию правильной речи отводится по пять — семь минут дважды в неделю.

Индивидуальные занятия организуются с отстающими детьми. В под­группы по четыре — шесть человек включаются дети, которые не усвоили материал фронтального занятия. Они занимаются два-три раза в неделю в утренние и дневные часы, до завтрака или после сна.

Во второй младшей группе и в начале пребывания детей в сред­ней группе следует проводить три вида фронтальных занятий на каж­дый звук:

1.уточнение положения движений органов артикуляционного аппа­рата для данного звука;

2.уточнение произношения изолированного звука;

3)обучение правильному произношению звука в словах и узнавание его на слух (воспитание речевого слуха).

К концу пребывания детей в средней группе и в старшей группе — другие три вида занятий:

1) уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию;

2)воспитание фонематического слуха и правильного произношения звуков в словах;

3)формирование слухового восприятия и закрепление звука во фразовой речи.

В подготовительной группе проводятся такие виды занятий:

1)дифференциация изолированных звуков на слух, а затем и в произ­ношении;

2)дифференциация звуков в словах: красный, лак, рыболов;

3)дифференциация звуков во фразовой речи: потешки, скоро­говорки.

Далее предлагаются примерные конспекты занятий с детьми в раз­ных возрастных группах. По каждому из них можно провести несколько занятий с постепенным усложнением заданий, использовать материал вы­борочно или дополнить его по усмотрению педагога.

 

Конспект занятия с детьми трёх-четырёх лет

Тема: звук В. Привитие навыков чёткого произношения звука в словах и во фразовой речи. Зима (продолжение).

Цель: научить детей узнавать звук В на слух и произно­сить его в словах.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, фи­гурки-символы: колокольчики — символ звонкости (по числу детей); сюжетная картинка о зиме, рисунки волка и совы.

Ход занятия

Оргмомент.

2.Игра «Покажи верхний заборчик» — «Прикрой его». Уточнение артикуляции звука В.

Поднять верхнюю губу, показав верхние зубы, удержать в этой пози­ции на счет «раз-два-три», опустить губу, опять поднять и т. д. Такие движе­ния повторить три-четыре раза.

3.Вспомним игру «Ёжик»: поднять нижнюю губу к верхним зубам и сдунуть с руки ватку или бумажку, при этом верхняя губа поднята — ффф.

4.Игры «Волк воет» и «Вьюга»: к звуку Ф добавляется голос. При необходимости можно приложить руку к гортани, чтобы почувствовать, что в горле что-то дрожит, — получится ввв.

5.Игры «Не пропусти вьюгу», «Волки воют» — узнавание звука В на слух при изолированном его произношении и в слогах: В, У, В, М, Б, В, Ф...; ВА, ФУ, ВО, МЫ, БЕ, ВЫ, УУ, ВУ... Услышав «вьюгу» или «вой волка», дети хлопают в ладоши или отмечают это другим способом: а) показывают ру­кой на большое изображение волка или зимы, метели, расположенное перед ними; б) поднимают фишку — колокольчик (символ звонкости звука В).

6.Игра «Запомни и назови».

Детям показывают четыре-пять предметных рисунков с названиями, начинающимися со звука В, правильно их называют, затем закрывают экраном. Дети должны запомнить их и назвать в том же порядке. За правильный ответ ребёнок получает фишку или на время берёт кар­тинку себе.

Примерные слова (картинки): волк, сова, воробей, дерево, валенки, варежки, корова и др.

Назови по порядку».

Дети называют по порядку имена детей, взявших картинки. Отвеча­ют те из них, которые не участвовали в игре. Для большей наглядности дети с картинками выходят вперёд и становятся в порядке расположения рисунков.

А что у него (у неё)?».

Дети вспоминают названия картинок у каждого ребёнка, в результате все запоминают их по порядку.

9.Беседа по сюжетной картинке о зиме.

Какое время года изображено на картинке?

(Зима.)

Что дети лепят из снега?

( Снеговика.)

Что надето на руки?

(Варежки.)

Во что дети обуты?

(Валенки.)

Какая птичка прыгает по снегу?

(Воробей.)

Какая птица сидит на дереве и каркает?

(Ворона.)

Где растёт много деревьев?

(В лесу.)

Кто воет в лесу?

(Волки.)

Какая птица ночью не спит?

(Сова.)

(Работа по картинке «Сова»: ребята вспоминают всё, что знают о сове.)

Разучивание стихотворения «Сова».

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

Потешка.

Ва-ва-ва-ва, на суку сидит сова.

Во-во-во-во, мы любуемся совой.

Вы-вы-вы-вы, не видно ушек у совы.

Ву-ву-ву-ву, мы увидели сову.

Загадки.

Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк.)

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)

Подведение итогов занятия.

— Вы все хорошо поработали, правильно произносите звук В , ваши губки работают, ротик открывается, голос звонкий. Молодцы!

 

Этот материал можно разделить на несколько занятий или добавить к нему что-то новое. С учётом индивидуального подхода к детям следует дозировать слуховые и артикуляционные упражнения, а также практиче­ский материал, заучивание стихотворений; учитывается и состояние про­изношения звуков у каждого ребёнка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...