![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и состав доказательства ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
При создании логики одна из целей -получение достоверных знаний В Афинской демократии владение навыками доказательн рассуждения, успешные публичные дискуссии повышали и определяли соц статус человека В Средние века -разрабатывались способы и приемы ведения дискуссии В наст время аргументация разрабатывается в различных теоретических и прикладных направлениях : СМИ, полит риторика, юр деятельность Для успешного и целенаправленного восприятия человек нуждается в представлении о стабильности окр мира, предметы знакомы. Человек имеет личностное отношение к себе и окружающему, отношение устойчиво. Человек нуждается в стабильности мира и собственных представлений о нем поэтому принимает информацию по-разному Установка-готовность человека принять информацию опр типа З компонента : внутр -поведенческий, средн -понятийный, наружн -эмоциональный Поведенческий -отражает готовность субъекта действовать поступать в соответствии с теми или иными взглядами Понятийный(когнитивный, познавательный)-содержит знание субъекта о себе других людях и явлениях, убеждения(рациональное) Эмоциональный -отражает эмоционально-смысловое отношение субъекта к окружающим себе(иррациональное) Редки случаи гармонии, например, правовая компетентность. Компоненты мб выражены в разной степени Например основная проблема ГИБДД -не незнание ПДД, а правовой нигилизм, пренебрежение правилами Цель воздействия -изменение поведения Если поступок соответствует ожиданиям -обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера Если поведение не соответствует ожиданиям -убеждающее воздействие Способы изменения поведения : Поведенческий -принуждение, Понятийный -убеждение Эмоциональный -внушение, заражение, подражание Убедить-заставить человека с помощью аргументов принять определенную точку зрения, действовать в соответствии с ней Убеждение -логико-психологический процесс. Доказательство-ядро убеждения(логич) Доказательство -логический прием при котором истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей, истинность которых доказана ранее Состав доказательства : тезис(мысль, которую обосновывают), аргументы(мысли с помощью которых обосновывается тезис), Демонстрация(способ связи тезиса и аргументов)
Правила доказательства по отношению к тезису 1 Тезис должен быть ясным и четко определенным 2 Тезис не должен меняться в ходе доказательства Ошибки : сужение тезиса, расширение тезиса(кто мало/много доказывает тот ничего не доказывает), игнорирование тезиса, потеря тезиса, подмена тезиса(полная и неполная, аргумент к личности), логическая диверсия Правила доказательства по отношению к аргументам Логическая состоятельность и доказательное значение во многом зависят от убеждающей силы аргументов 1 Аргументы должны быть истинными. Ложные и сомнительные не могут служит дост основанием истинности тезиса. С точки зрения логики истинность аргументов -необходимое условие получения обоснованного тезиса. В психологии иногда истинные -не убеждают, ложные -убеждают 2 Истинность аргументов должна определяться независимо от истинности тезиса Ошибки : -круг в доказательстве : истинность тезиса подтверждается аргументами выведенными из тезиса -предвосхищение основания- для обоснования тезиса применяют аргументы подтверждающие тезис а противоречащие сознательно отбрасывают. Ошибка положена в 1 из принципов работы СМИ. 3 Аргументы должны относиться к тезису а не к личности Ошибки : -аргументация к личности -вместо обоснования/опровержения тезиса указывают на достоинства/недостатки лица отстаивающего тезис. Ошибка-основа семейства приемов, в т.ч. дискредитации -аргументация к публике -вместо обоснования тезиса стремятся вызвать опр эмоциональное отношение к данному тезису(основа популизма) 4 Истинность аргументов должна соотноситься со временем и обстоятельствами доказательства. Ошибка : от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно : аргументы истинные в одном отношении рассматривают как аргументы истинные в другом Правила доказательства по отношению к демонстрации 1) При дедуктивном способе аргументации -точное описание определение исходного положения в большей посылке выполняющей роль довода -точное и достоверное описание конкретного события в меньшей посылке 2) При индуктивном способе аргументации -наибольшее число благоприятных случаев, разнообразие условий отбора 3) При аргументации по аналогии - аналогия состоятельна когда явления сходны не в любых а лишь в существенных признаках -следует учитывать различия между явлениями Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументом и тезисом Ошибка : мнимое следование по причине несоответствия логического статуса посылок в которых представлены аргументы логическому статусу суждения содержащего тезис Виды нарушения демонстрации : - логический переход от более узкой области к более широкой -переход от сказанному с условием к сказанному безусловно. Например В признается истинным при истинности А, затем об этом забывают - переход от сказанному в опр отношении к сказанному безотносительно. Логически слабыми аргументами доказывать более сильный тезис. Ошибка мнимого следования = приведение логически не связанных с тезисом аргументов. В т.ч. аргумент к силе(любой), неосведомленности, выгоде, здравому смыслу, состраданию, верности, авторитету Виды доказательств Основными видами доказательств являются : - непосредственные : не используются вспомогательные суждения-аргументы. Истинность тезиса обосновывается путем соотнесения с областью действительности, в которой тезис применяется -опосредованные : тезис обосновывают с помощью вспомогательных суждений-аргументов, тезис выводится из аргументов -прямые : обосновывается истинность тезиса -косвенные : обосновывается ложность антитетезиса(и через это истинность тезиса) Сущность и приемы опровержения Опровержение -логический прием при котором обосновывается ложность тезиса и несостоятельность его доказательства От элемента доказательства, к которому направлено опровержение : -опровержение тезиса(носит строгий характер тк задача обосновать, доказать мысль) -опровержение аргументов (деструктивная цель, направленная на разрушение доказательства) -опровержение демонстрации (деструктивная цель, направленная на разрушение доказательства) Гипотеза и теория Гипотеза -частично обоснованное наличным знанием предположение о причинах и сущности данного предмета мысли, явления, процесса, временно принимаемое за истинное с дальнейшим подтверждением вероятности данной истинности Состав гипотезы : 1. Базис -исходное накопленное наукой знание выступающее основанием для предположения 2 Проблема-затруднение, несогласованность знаний и полученных наукой фактов осознаваемое но не объясняемое базисом 3 Предположение - сформулированное для разрешения затруднения 4 Следствие -полученное из предположения и сопоставленное с реальностью 5 Заключение -об ист/ложн предположения Наблюдение открывает новый факт делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, возникает потребность в новых способах объяснения опирающихся на ограниченное количество фактов дальнейший опытный материал приводит к очищению и исправлению гипотез до открытия закона 1) общая -относительно чего-то в целом(возникновении жизни, хотя практически не проверить) 2)частная -подразделяется на версии(более частные гипотезы), отрабатывающие отдельные фрагменты общ гипотезы. М.б. подтверждены/опровергнуты Теория -высшая форма научного мышления , логически обосновывающая и отражающая систему взаимосвязанных фактов действительности в их общих закономерных и существенных свойствах Теория-система взаимосвязанных идей, законов Структура теории : принципы законы определения системы фактов Теории : общие и частные, дедуктивные(математич) и индуктивные(описат)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |