Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды несовместимых отношений между понятиями
Несовместные -отношения при которых объемы понятий не имеют общих элементов Простое соподчинение -не учитывает содержание понятий, не имеют общих элементов и как равноправные видовые входят в объем более общего понятия(восприятии и ощущение = формы чувств познания) Сложное соподчинение -важное условие определяющее отношения -содержание понятий Противореч Противоположность -одно понятие имеет какие-то признаки, у другого эти признаки отсутствуют и заменяются на противоположные, при этом в классе есть объекты с промежуточными признаками(молодой-старый) Особые отнош- между понятиями устанавливаются пространств временн причинн и тп отношения между предметами мысли(Сочи южнее Якутска) Определение понятий, его виды и структура Не всегда отнесение элементов к опр классу интуитивно, приходится применять категоризацию - знать систему признаков для отличения данного предмета мысли от сходных -обнаружить эти признаки у предмета Определение -логический прием раскрывающий содержание понятия Все признаки раскрыть невозможно поэтому цели определения: -раскрыть суть предмета мысли -научиться отличать предмет мысли от сходных; -раскрыть значение термина Определяемое(лев)-понятие содержание которого раскрывается в определении Определяющее(прав)-понятие с помощью которого раскрывается определяемое Виды определений : 1 Номинальные -раскрытие значения термина(путь-наука) . Реальные -в них раскрываются признаки объекта 2 Явные -четкий прием направленный на решение конкретных познавательных задач Неявные -вспомогательный прием направленный на решением тех или иных признаков предмета мысли(перечисление внешних признаков) 3 Через указание на ближайший род и видовые отличия(логика) 4 Генетическое( в нем способ образования субъекта -конус) Правила и ошибки определения 1. Определение должно быть соразмерным -расширение V определяющего > Vопределяемого -сужение V определяющего < Vопределяемого -подмена ближайш рода –указывается отдаленн род определяем понятия = надо отличать от более широкого круга используя больш число признаков 2 Определение не должно делать круга -тавтология( раскрытие определения самого через себя. Психология-наука о психике) -круг в определении(понятия раскрываются друг через друга. Логика, Мышление) 3. Определение по возможности не должно содержать отрицания (указывание присутствующих а не отсутствующих признаков) Отрицательные понятия могут раскрываться через отрицание : несовершеннолетний -не достигший установленного законом возраста 4 Определение должно быть четким, ясным, недвусмысленным. Метафоры, афоризмы нельзя использовать как определения. Книга-источник знаний ИСКЛ : Потерпевший-лицо которое… и признано потерпевшим в установленном законом порядке(процессуальное) Приемы сходные с определением Когда отсутствует возможность и необходимость построения явного определения Цель : раскрыть для определенной познавательной задачи те или иные признаки предмета 1 Указание-предъявление предмета мысли когда необходимы внешние чувственно воспринимаемые 2 Разъяснение смысла слова -иногда для обозначения понятия используют некоторые важные особенности предмета например этимология 3 Описание-перечисление внешних чувственно воспринимаемых признаков предмета 4 Характеристика-перечисление существенных признаков предмета мысли(мощность процессор опер, долговр память) 5,6 Сравнение/различение. Сопоставление предмета мысли с хорошо известными другими 7 Разъяснение посредством примера : когда особенности класса объектов раскрываются посредством применения единичного(холерик) 8 Указание на противоположность с ярко выраженными признаками 9 Индуктивное определение -ориентировано на отличение предмета мысли от сходных для чего не раскрывается содержание а перечисляются составляющие элементы(обстоятельства исключающие вину : …) 10 Контекстуальное определение -через связь с другими понятиями Деление понятий, его виды и структура Деление -логический прием раскрывающий содержание понятия. При делении класс объектов разбивается на подклассы.(Государства : аз, евр) Делимое -понятие объем которого раскрывается(государство) Основание деления -признак по которому производится деление(география) Члены деления-понятия получающиеся в результате деления(аз, евр) Виды деления : -по видообразующим признакам(всем членам деления присущ признак положенный в основание деления каждый раз этот признак изменяется) -по дихотомическим признакам( в объеме делимого 2 члена деления один из которых имеет признак положенный в основание деления, другой-нет) Правила и ошибки деления 1. Деление должно быть соразмерным(S членов деления = делимому понятию), выделяют такие виды треугольников как: тупой, остр, прям. - неполное(S членов деления<делимого –туп, прям) –с излишними членами(S членов деления>делимого –туп, прям, крив, остр) 2 Деление должно проводиться по одному основанию(прям, равнобедр, остроуг) 3 Члены деления должны исключать друг друга, находиться в несовместимых отношениях(убийцы и насильники) 4 Деление должно быть непрерывным те при многоуровневом делении необходимо отличать члены деления разных уровней Приемы сходные с делением 1 Классификация -распределение однородных элементов по классам и подклассам с использованием системы оснований. -Естественная -элементы располагаются по их существ признакам, само расположение элементов в классификации указывает на ряд значит свойств. -Искусственная -элементы располагаются по второстепенным признакам -корова любит! 2 Расчленение целого на части(в изучаемом предмете выделяются составляющие части, при расчлени как часть к целому, признаки целого не относятся -стул каркас мягкое) 3 Расположение мысли по опр. плану -при раскрытии основной мысли использовать ряд вспомогательных расположенных в строго определенной последовательности позволяющей повышать эффективность развития основной |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 168. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |