Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предприятия автомобильного транспорта




О.А. Зайкин

КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«Техническая эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования»

АГТУ – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЛЕКЦИЯ 1        Понятие – техническая эксплуатация (ТЭ) ТиТТМО. Виды и назначение предприятий в системе ТЭ ТиТТМО..………………...……???

ЛЕКЦИЯ 2              Причины изменения технического состояния коммерческого автотранспорта..…………………………………………………..………???

ЛЕКЦИЯ 3              Организационные структуры системы технической эксплуатации ТиТТМО……………………………………………………….…???

ЛЕКЦИЯ 4        Организация ремонтно-профилактических работ автотранспорта ………………………………………………………..………….???

ЛЕКЦИЯ 5        Принципы управления ремонтно-профилактическими работами автотранспорта…………………………………………………………???

ЛЕКЦИЯ 6        Организация ремонтно-профилактических работ для оборудования………………………….……………..………………………..…???

ЛЕКЦИЯ 7        Метрологическое обеспечение оборудования и обеспечение системы ТЭ ремонтным фондом…..……………………..…………………???

ЛЕКЦИЯ 8        Критерии оценки эффективности системы технической эксплуатации….………………………………………………………………???

ЛЕКЦИЯ 9        Вероятностные и экономические методы корректировки периодичности технической эксплуатации …..……………………………???

 

 

Лекция 1 Понятие технической эксплуатации транспорта

Основные понятия и термины

 

Эксплуатация транспорта – это системы коммерческой (КЭТ) и технической эксплуатации транспорта (ТЭТ), обеспечивающие получение от его использования максимальной прибыли при поддержании его технического состояния на нормативном уровне надежности и безопасности.

Система коммерческой эксплуатации транспорта– это структура государственных и частных владельцев транспорта, деятельность которых направлена на использование транспортных средств с максимальной эффективностью и в соответствии с требования государственных и международных требований по безопасности транспортного процесса.

Задачи системы коммерческой эксплуатации – наиболее эффективно использовать исправный транспорт для получения доходов на развитие материально-технической базы, системы управления и расчет с системой ТЭТ в соответствии с ее фактическим вкладом в транспортный процесс и полученную прибыль.

Система технической эксплуатации транспорта– это структура подразделений транспортного комплекса страны, государственных органов управления транспортом, надзорных органов федерального и ведомственного контроля, совместная деятельность которых направлена на обеспечение технического состояния транспортных средств в соответствии с требования государственных и международных технических регламентов по безопасности и надежности .

Задачи системы технической эксплуатации:

– увеличение рабочего периода безотказной работы транспорта за счет сокращения их простоев по техническим причинам;

– повышение надежности и долговечности транспортных средств (ТС) и технических обслуживающих средств (ТОС);

– рациональное использование ТОС, расходных материалов, топлива и смазочных материалов;

– снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт ТС;

– широкое распространение передовых методов технической эксплуатации.

Техническое управление системой ТЭТ– это скоординированные действия органов государственного и частного управления транспортным процессом, предусматривающие регулирование и контроль работы и взаимодействия подразделений системы ТЭТ при разных организационных формах системы ТЭТ.

Техническая эксплуатация ТСделится на организацию его технического использования и организацию его технического обслуживания и ремонта, на основе научно обоснованных организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание в технически исправном состоянии ТС, обеспечивающем надежную и безопасную его работу.

Техническая эксплуатация формируется на следующей основах:

– организационных формах, методах осуществления и схемах управления технической эксплуатацией. При этом должны быть проанализированы показатели технической эксплуатации, охарактеризованы и прослежены пути развития транспортного комплекса страны и материально-технической базы ТС;

– содержании основополагающей технической документации, регламентирующей правила и нормативы технической эксплуатации;

– методах и способах технического обслуживания и ремонта. При этом должны быть подвергнуты анализу возможные пути совершенствования технических воздействий;

– организационных формах и содержании надзорной деятельности как элемента контроля за технической эксплуатацией со стороны государства. Должны анализироваться результаты всех видов надзора за ТС на протяжении их срока службы;

– системы подготовки кадров для технической эксплуатации, обеспечивающей необходимый уровень и качество этой подготовки.

Как отрасль науки ТЭТопределяет пути и методы управления техническим состоянием ТС и парков для обеспечения:

- регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;

- заданных уровней работоспособности и технического состояния;

- оптимизации материальных и трудовых затрат;

- минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и окружающую среду;

- нормативных условиях труда персонала.

В зависимости от вида предприятий и рода их деятельности система технической эксплуатации организационно и экономически может выступать в качестве:

- производственной структуры (подсистемы) конкретного предприятия или их объединений (транспортная компания, холдинг, коммерческое автотранспортное предприятие), осуществляющей наряду с перевозками поддержание парка в работоспособном состоянии;

- независимого хозяйственного субъекта, оказывающего платные услуги владельцам разнообразных автотранспортных средств, всех форм собственности.

В первом случае главный вклад ТЭА состоит в том, что она обеспечивает подсистему коммерческой эксплуатации предприятия работоспособными и технически исправными транспортными средствами, т.е. обеспечивает саму возможность реализации транспортного процесса.

Во втором случае, широко распространенном в рыночных условиях, система технической эксплуатации трансформируется в сервисную систему (автосервис).

Сервис(сервисная система) - совокупность средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы.

Исполнительосуществляет в соответствии с существующими правилами предоставление услуг юридическим и физическим лицам - владельцам автотранспортных средств (потребителям).

Потребительиспользует, приобретает, заказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств либо имеет намерение воспользоваться ими.

Исполнителем и потребителеммогут быть предприятие, организация, учреждение или граждане.

Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для предприятий комбинациях следующие основные виды работ и услуг:

- подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;

- куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;

- предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;

- заправку, мойку, уборку и хранение;

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации;

- инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;

- продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;

- предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;

- техническую помощь на линии, эвакуацию;

- модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг;

- сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделий;

- информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;

- обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физических лиц - владельцев автотранспортных средств.

Развитие автотранспортного комплекса требует совершенствования системы технической эксплуатации автомобилей, что диктуется рядом объективных и субъективных причин. Среди которых:

1) интенсивное развитие автомобильного транспорта и его роль в транспортной системе;

2) экономия трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, необходимых для технической эксплуатации автомобилей, при осуществлении транспортного процесса;

3) обеспечение транспортного процесса надежно работающим подвижным составом.

Надежность автомобилей может обеспечиваться - с одной стороны, за счет повышения надежности автомобилей и их составных частей (А и СЧ) на этапах проектирования и производства путем изготовления деталей из новых материалов с более высокими эксплуатационными свойствами, применения высокопроизводительных и - технологичных процессов (электроискровое легирование, лазерная обработка и др.), разработки и обоснования прогрессивных конструктивных и технологических решений и т.д., а с другой стороны – за счет совершенствования методов и способов технического обслуживания, ремонта (метод дополнительной ремонтной детали, метод ремонтных размеров и др.) и обеспечения более благоприятных условий эксплуатации (путем обоснованного определения режимов работы, которые определены условиями смазки, температурного и силового нагружения и т.п.).

 

 

Предприятия автомобильного транспорта

 

Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций эти предприятия подразделяются на автотранспортные (АТП), автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия. АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

 

Оценка эффективности работы автомобильного транспорта.

 

 

По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть: общего пользования (республиканских ведомств автомобильного транспорта, государственных концернов), ведомственные, совхозов, колхозов (автотранспортные подразделения), акционерные, частные и др.

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные.

К автономным АТП относятся самостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных АТП имеет широкий диапазон; для грузовых - от 100 до 500 единиц подвижного состава, для автобусных - от 100 до 400, для легковых таксомоторных - от 200 до 1000 единиц.

На автомобильном транспорте общего пользования имеются крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей от 600 до 1500 и более, в том числе специализированные по виду перевозок и типу подвижного состава.

К кооперированным относятся АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава.

Эффективность ТЭА обеспечивается инженерно-технической службой (ИТС), которая реализует цели и задачи ТЭ.

Совершенствование организации эксплуатационной и инженерно-технической службы обуславливает выделение в составе АТП эксплуатационных и производственных филиалов.

В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ЕО, в отдельных случаях ТО-1 и нетрудоемких работ ТР. Эти филиалы организуются преимущественно в местах интенсивных грузо- и пассажиропотоков, вблизи пунктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршрутов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов).

Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в производственных филиалах способствует более эффективному использованию ПТБ и повышению качества работ.

При небольшой производственной программе, когда организация отдельных видов технических воздействий на отдельных АТП экономически невыгодна, используются различные формы кооперации между АТП по оказанию взаимных услуг по выполнению ТО и ТР.

 

Автообслуживающие предприятия. Эти предприятия предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют.

К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные специализированные производства (ЦСП), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и терминалы, мотели и кемпинги.

Базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) - это самостоятельные предприятия или входящие в состав объединений автомобильного транспорта и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности базы. Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТО, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и текущего ремонта.

Размер БЦТО определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТО специализируются в основном для грузовых автомобилей и автобусов.

Отвечая принципам централизации и кооперации производства, БЦТО при определенных условиях являются наиболее прогрессивными и перспективными предприятиями, причем наибольшее развитие они получат для грузового автомобильного транспорта общего пользования и транспорта сельского хозяйства, а также для пассажирского транспорта крупных городов.

Производственно-технические комбинаты (ПТК) выполняют те же функции, что и БЦТО, и предназначены в основном для дизельных грузовых автомобилей.

Централизованные специализированные производства. ЦСП по своему назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.

Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП - от 2000 до Ю 000 ремонтов в год.

Станции технического обслуживания. СТО предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций, колхозов и совхозов. Потипу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются: для легковых, грузовых автомобилей и смешанного парка (встречаются редко); по назначению и размещению - на городские и дорожные.

Размер СТО определяется числом одновременно обслуживаемых автомобилей (рабочих постов): городских СТО от 5 до 30 рабочих постов, а дорожных от 2 до 5 постов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...