Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 16.  Мировая ситуация конца ХХ века и будущее человечества.




1.Глобальные проблемы современности.

2.Угрозы и надежды наших дней.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие: «эпоха»? Когда началась наша, современная эпоха?

2. Каковы характерные черты мировой ситуации начала ХХ1 века?

3. Каковы потребности и производственные возможности современного человека?

4. Скажите, что угрожает современному человечеству?

5. В чём состоит глобальность кризиса наших дней?

6. Какую проблему человечества Вы считаете наиболее угрожающей?

7. Что это за «проблема двухполюсного мира»?

8. Какая проблема и почему уступила своё первенство в последние десятилетия?

9. В чём заключается опасность демографической глобальной проблемы?

10. Вызывают ли угрозу человечеству миграционные процессы? Если «да», то почему?

11. Каково соотношение рождаемости и смертности в мире?

12. Существует ли проблема семейно-брачных отношений в современном мире?

13. Угрожает ли человечеству перенаселённость? Как решается эта проблема?

14. В чём антигуманистическая направленность концепции «мальтузианства»?

15. В чём состоит опасность экологической проблемы?

16. Каковы возможности и перспективы её решения?

17. Каковы футурологические прогнозы на будущее?

18. Раскройте понятия: «парниковый эффект», «всеобщее оледенение», «дефицит сырья», «озоновые дыры» и т. д.?

19. Какова духовно-идеологическая ситуация в мире?

20. Каковы возможные контуры обозримого будущего?

 

Литература:

Спиркин А.Г. - Философия: Учебник. - М.: «Гардарики», 2003. - С. 252-263.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов // Кононовича Л. Г., Медведева Г.И. - Ростов-н/Дону: «Феникс», 1998. - С. 541-563.

Канке В.А. - Философия: Исторический и систематический курс. - М.:«Логос», 2002. - С. 241-248; 285-292.

Вальяно М.В. - Основы философии: Учебник. - М.: «Дело и сервис», 1999. - С. 489-539.

Гуревич П.С. - Основы философии. - М.: «Гардарики», 2000. - С. 426-434.

Горбачёв В.Г. - Основы философии: Курс лекций. - М.: «Владос», 1995. - С. 196-205.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов // Кохановкой Т.И. - Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. - С. 531-571

 

Содержание разделов дисциплины.

              3.1. Лекции (с указанием часов по каждому разделу).

Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе – 2ч.

Философия как разновидность мировоззрения – 2ч.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека. Структура мировоззрения. Основные формы мировоззрения. Мифология и религия – дофилософские формы мировоззрения. Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. Предмет исследования философии. Структура философии. Основные функции философии. Методы философского исследования.

 

Раздел 2. Исторические типы философии – 16ч.

Философия Древнего Мира-2ч.

Философия Древней Индии. Веды – древнеиндийский памятник индийской культуры. Ортодоксальные и неортодоксальные флософские школы. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае. Философские и этические Конфуция и его последователей. Учение Лао – Цзы о Дао и его последователи.

Античная философия – 2ч.

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции. Классический период философии античности. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики). Универсальность античной философии и ее место в историко-культурном развитии человечества.

Средневековая философия – 2ч.

Средневековая европейская философия. Социально-политические предпосылки возникновения европейской средневековой мысли. Апологетика и патристика. Учение А. Августина и его работа о “Граде Божьем”. Учение Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Арабоязычная философия средних веков. Зарождение арабозычной философии. Мутакаллимы. Мутазилиты. Суфизм. Арабо-греческий этап в развитии арабоязычной философии.

Философия Эпохи Возрождения – 2ч.

Европа XIV-XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества, интерес к античности. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики и догматизма.

Философия Нового времени – 2ч.

   Развитие капитализма в Европе XVI-XVII вв. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Т. Гоббс. Д. Локк. Б. Спиноза. Г. Лейбниц. Философия Просвещения.

7.Немецкая классическая философия. Философия марксизма – 2ч.

Классическая немецкая философия - духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи. И. Кант. Два периода творчества. “До-критический” период. Основные идеи “критического” периода. Знаменитые кантовские вопросы. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Система “абсолютного идеализма”. Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». К.Маркс, его диалектический и исторический материализм. Ленинский вариант марксизма.   

Философская мысль в России – 2ч.

Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). 2.Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Проблема Запада-Востока - России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.

Основные направления современной западной философии – 2ч.

 Философия иррационального. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф Ницше. Этика Шопенгауэра. Поиск путей преодоления зла в мире. Основные понятия и принципы философии С. Кьеркегора, критика рационализма. Ницшеанская картина мира как антипод “классического” миропонимания. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. Главные идеи концепции “сверхчеловека”. Позитивизм XIX-XX вв. Родоначальник позитивизма О. Конт. Радикальный эмпиризм Д.С. Милля. Феноменология Э. Гуссерля. Прагматизм. Экзистенциализм.

 

Раздел 3. Онтология и теория познания – 8ч.

10. Философская проблема единства Мира – 2ч.

Мифологические, религиозные, научные, философские “картины” мира. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия.Развитие представлений о материи. Движение, пространство и время как формы существования материи.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира – 2 ч.

Диалектика как теория развития и философский метод. Законы диалектики. Принципы диалектики. Категории диалектики. Альтернативы диалектики.

 

Проблема сознания в философии – 2ч.

Проблема сознания в истории философской мысли.Сущность, структура и функции сознания.Сознание и мозг.Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мышление, память, воля, эмоции. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...