Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 5. Философия о перспективах будущего человечества




Пифагору(из Самоса – 580-500гг. до н.э.), с легкой подачи ДиогенаЛаэртского (первая половина 3-го века н.э), приписывают слова, которые охотно воспроизводят современные философы: «жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть. Иные, подобно рабам, рождаются для славы и наживы, между тем, как философ – для постижения истины». Состязательность, конкуренция, инициатива, и другие либеральные человеческие устремления привели его к современному состоянию. Оправданы ли подобные мотивы жизнедеятельности в будущем? Ведь мир стоит на краю гибели. Этим пессимистическим мотивом пронизана, ставшая хрестоматийной, статья Френсиса Фукуямы «Конец истории?», опубликованной на заре перестройки (1990г.) в «Вопросах истории». В современной философии истории она представляет наибольший интерес.

История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений – к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей – в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю(например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот – мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М.Вебер: культура, идеология, религия и т.д. – это и есть тот базис, который определяет надстройку – материальную сферу общества.Но почему это неизбежно ведет к гибели истории?

Хотя в названии статьи автор и ставит вопрос, но для него нет сомнений, что конец истории – неизбежен. Причина – экономический либерализм, господство демократической идеологии. Это единственно мыслимый для человечества путь развития, но он то и приведет историю человечества к гибели. Для него факт, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», совершенно очевиден: крушение тоталитарных идеологий, повсеместное распространение потребительской культуры, рыночные отношения во всех видах деятельности (даже в духовной сфере, не говоря о политической), признание идеи свободы как высшей ценности, победное шествие рок-музыки во всем мире. Он считает это признаками того, что идеологическая эволюция завершилась. Но именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир будущего, который будет миром материальным. В результате, считает он, в грядущем общечеловеческом государстве (приход которого он ожидает без особого энтузиазма) будут «разрешены все противоречия и утолены все потребности. Но это будет общество, ориентированное только на экономическую деятельность, материальное производство».

О перспективах развития в ХХ1столетии есть и другие позиции. Так, теоретики философии истории выделяют следующие направления развития и саморазвития человечества:

изменение жизненной ориентации с понятия «иметь» на понятие» быть»;

приоритет духовно-нравственного развития человека (его свободное развитие, приоритет социальных начал – справедливости, равенства и т.д.)

               Лейтмотивом нынешней истории философии является «ожидание гибели». В любом исследовании этого направления мы встретим такие слова, как: «крушение», «катастрофа», «закат». Но, считают философы и социологи, «ожидание гибели» напрасно. Наступает качественно новое состояние общества.

 

Семинарские занятия

Занятие 1. Философия как  разновидность мировоззрения.

1.Философия как научное мировоззрение.

2. Специфика философского знания.

3. Предмет и методы философского знания.

4.Основной вопрос и основные направления философии.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «мировоззрение»?

2. Какие типы мировоззрения вы знаете?

3. Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?

4. Какое мировоззрение предшествовало философии?

5. От каких греческих слов происходит термин «философия»?

6. Какое из понятий шире — «мировоззрение» или «философия»?

7. Допускаете ли Вы существование мировоззрения без философии и человека без мировоззрения?

8. В чём специфика жизненно-практического мировоззрения?

9. Раскройте специфику философского знания?

10. Назовите круг вопросов, изучаемых философией?

11. Назовите основные методы философского знания?

12. Каковы функции философии?

13. В чём заключается основной вопрос философии?

14. В чём различие материалистического и идеалистического подходов в философии?

15. Известно, что борьба и материализма и идеализма протекает в рамках единой философской науки. Что же их объединяет?

 

 

Литература:

Спиркин А.Г. - Учебник для технических вузов.- М.: «Гардарики», 2010.- С.5-13.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов под ред. Кононовича Л.Г., Медведева Г.И.- Ростов-н/Дону: «Феникс», 1998.- С. 6-25.

Философия: Учебник под ред. Лавриненко В. Н.—М.: «Юрист», 2002.- С. 14-19.

Губин В.Д. Философия.- М.: «Гардарики», 2001.- С. 16-29.

Горбачёв В.Г. - Основы философии: Курс лекций.- М.: «Владос»,1995.- С. 4-18.

Гуревич П.С. - Основы философии.- М.: «Гардарики», 2000.- С.18-29;38-44.

Канке В.А. - Философия: Исторический и систематический курс. М.: «Логос», 2002. - С. 4-8.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов под ред. Кохановской Т.И. - Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.- С.5-27.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...