Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания




Сформировавшиеся у человека в процессе позна­ния и общения его с другими людьми эталоны являют­ся непременным условием успешного протекания социально-перцептивного процесса. Как указывал А. А. Бодалев, для создания социально-перцептивного эталона необходимо овладение «техникой» моделирова­ния внутренних особенностей личности на основе ее внешних признаков. Это подразумевает установление связей между признаками, свойствами объекта — экс­прессивного поведения, выделения значимых при­знаков, т. е. определение релевантности признаков и, наконец, построение целостного образа.

Процесс обнаружения признаков может включать как выделение значимых, так и незначимых признаков, которые не встречаются явно или встречаются редко. Экспрессия личности — это сложное образование. Для ее опознания необходимо установить соответствие между структурой определенного типа экспрессивного поведения и психическим состоянием личности. Эле­менты, входящие в структуру экспрессии, не являются постоянными, они могут (как это известно из практи­ки общения) входить в структуру различных психичес­ких состояний. Поэтому при восприятии и опознании важно ориентироваться на константные признаки, вы­деляя также неспецифические для данного психическо­го состояния элементы экспрессивного поведения, ко­торые в комплексе со всеми остальными создают целостную картину.

Рассматривая особенности формирования социаль­но-перцептивных эталонов, А. А. Бодалев также отме­тил, что хотя они «неизбежно определяются многочис­ленными влияниями общества, для самого человека оказываются в большинстве случаев стихийным про­цессом, и он может не осознавать, что у него форми­руются те или другие «эталоны», и что они всегда го­ворят свое слово, когда он оценивает другую личность» (25). Исходя из особенностей функционирования соци­ально-перцептивных эталонов, можно сделать вывод о том, что не обязательно перед каждым опознаватель­ным актом отчетливо осознавать эталон, а затем целе­направленно сравнивать с предъявляемым объектом. Для субъекта познания эти этапы опознавательного процесса свернуты. Феномен свертывания процесса опознания сложных объектов, к каким относится экс­прессивное поведение, породил представление, что опознание не основывается на предшествующем запечатлении признаков.

Однако, как известно, правильное узнавание целого невозможно без предварительного различения его эле­ментов. Другое дело, что анализ не всегда осуществля­ется целенаправленно. Обнаружение признаков и ис­пользование их в опознавательном акте не всегда происходит осознанно. Это составляет своеобразие как процесса опознания экспрессии личности, так и фор­мирования экспрессивных эталонов.

Обычно выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщенное опознание — это отнесение предмета к определенному классу явлений. Дифференцированное опознание — отнесение предме­та к ограниченному кругу явлений. Обобщенное опоз­нание состояний на основе экспрессивного поведения — это отнесение его к отрицательному — положитель­ному, приятному — неприятному, активному — пассив­ному. Если при опознании того же состояния субъект указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное. В первом случае эталон экспрессивного поведения обобщенный, так как он включает систему признаков, соответствующих определенному классу состояний (например, для всех отрицательных состояний характерно опускание мышц лица вниз), во втором случае эталон более дифферен­цированный. Он включает систему признаков, относя­щихся к определенному состоянию.

Для процесса опознания характерна не только актуа­лизация сформировавшихся эталонов экспрессии, но и семантизация, т. е. определение его в терминах психи­ческого мира другого человека. Как показывают иссле­дования психологов, собственно человеческое восприя­тие, осуществляемое на базе социально выработанных эталонов, существует прежде всего на базе языка. Про­цесс словесного обозначения в опознании нужно пони­мать не как особый, отдельный от восприятия процесс, а как процесс, включенный в деятельность самого вос­приятия. Именно поэтому возможен как семантический анализ экспрессивного поведения, так и семантический анализ его эталонов. Вопрос в том, насколько поддают­ся вербализации отдельные элементы экспрессии, на­сколько в связи с этим возможна «развернутая» верба­лизация ее эталонов. Вместе с этим, можно предполагать, что вербализируются главным образом признаки, ока­завшиеся в центре внимания, которые константны, субъективно релевантны.

Главной детерминантой особенностей эталона эксп­рессии выступает объект. Общая характеристика экс­прессивного поведения — это динамичная целостность, вариабельность, которая обусловлена двойной регуля­цией, что в свою очередь определяет гармоничность — дисгармоничность, стереотипность — индивидуаль­ность, естественность — конвенциальность экспрессив­ного поведения. В связи с этим формирование «совер­шенного» эталона всегда будет протекать затрудненно. Специфическая особенность экспрессии — это измене­ние психологического смысла кода при изменении любого физического свойства (интенсивность, напряженность экспрессии и т.д.). Можно ожидать в связи с этим, что одной из характеристик эталонов экспрес­сивного поведения будет их «несовершенность». Экс­прессия личности не содержит каких-либо твердых правил сочетаний элементов, ее нельзя определить как знаковую систему. Однако, несмотря на динамичность и постоянную изменчивость элементов экспрессивно­го поведения, оно сохраняет те свойства, которые от­личают его от другого варианта экспрессивного пове­дения, т. е. представляет собой некий паттерн, наделенный свойством «когнитивной инвариантности».

Следующая характеристика эталонов — это уровень их обобщенности. Исходя из такой особенности эксп­рессии, как типичность — индивидуализированность, неоднозначность и в то же время содержательная ин­вариантность, легко предположить, что эталоны эксп­рессивного поведения представляют систему. Каждый эталон этой системы отличается различным уровнем обобщенности. Актуальность того или иного эталона определяется всей ситуацией опознания. С уровнем обобщенности эталонов экспрессии личности тесно свя­заны такие характеристики, как объективность эталонов, которая раскрывается через степень соответствия содер­жания эталона всему многообразию элементов экспрес­сивного поведения, парциальность, избирательность со­держания эталонов. Последнее определяется не только разнообразием форм проявления экспрессии, но, как и вышеназванные характеристики эталонов, индивиду­альным опытом опознания экспрессивного поведения личности.

Форма и содержание социально-перцептивных эта­лонов в большей степени, чем те же характеристики эталонов «статических объектов», обусловлены личным опытом субъекта. В связи с этим, изучая эталоны как необходимый элемент процесса опознания психических явлений на основе экспрессивного поведения, следует обратить внимание на несколько аспектов: когнитивный, структурный, коммуникативный и гносеологический.

Когнитивный анализ эталона предполагает рассмотре­ние его содержания по ряду параметров: обобщенность, индивидуальность и т. п. Структурный анализ выявляет устойчивость, фиксированность и взаимосвязь опреде­ленных признаков экспрессивного поведения в эталоне. Коммуникативный анализ направлен на определение со­ответствия эталона общекультурным и групповым фор­мам презентации экспрессии, ее использования в обще­нии. Гносеологический анализ эталона призван установить истинность тех признаков, которые в него вошли, и в целом степень его адекватности объекту.

Реализация разноаспектного анализа эталонов экс­прессивного поведения позволяет дать характеристику не только объекту опознания, но и субъекту. Содержа­ние, структура эталона, их соответствие требованиям общения выступают показателем уровня развития со­циально-перцептивных способностей субъекта позна­ния и соответственно условием успешности опознания.

С целью исследования содержания структуры этало­нов экспрессивного поведения было проведено иссле­дование В. А. Барабанщиковым и Т. Н. Малковой (17). В нем предъявлялись испытуемым фотоэталоны состо­яний презрения, страха, радости, сомнения. Критери­ем адекватности ответов испытуемых служило соответ­ствие предложенного им описания эталонному комплексу признаков, необходимых для характеристи­ки данного мимического выражения. Например, эта­лонное описание страха выглядело следующим обра­зом: «брови подняты и сдвинуты; морщины появляются в центре лба, а не идут по всему лбу; верхние веки при­подняты так, что видна склера, а нижние — напряже­ны и приподняты; рот раскрыт, губы напряжены и рас­тянуты» .

Исследование показало, что при описании мимичес­ких выражений страха, радости, сомнения испытуемые указывают лишь на часть признаков. В то же время отдельные мимические проявления воспринимаются не изолированно, а в системе: каждое отдельное проявле­ние связано со всеми остальными. В этом же исследо­вании в результате бесед с испытуемыми было выясне­но, по какому принципу они искали нужную схему: сличали ли фотографию со схемами или руководство­вались образом, сложившимся в памяти; по общему впечатлению от фотографии и от схемы или на осно­вании детального анализа отдельных признаков мими­ческого выражения. Такой подход позволил разделить испытуемых на «синтетиков» и «аналитиков». Иными словами, на тех, кто руководствовались обобщенными, целостными эталонами, и тех, кто использовал парци­альные, включающие отдельные элементы лица.

Изучению индивидуальной избирательности в фик­сации признаков экспрессии в соответствии с модаль­ностью состояния, выявлению типов «вербальных эта­лонов» экспрессии было посвящено исследование, проведенное нами при участии студентов различных факультетов университета.

Нами был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета, широко применяемого отечественными психологами в области социальной перцепции. От участника исследования, выполняюще­го задание по этой методике, требуется описание самых различных особенностей другого человека. В нашем эксперименте перед испытуемым стояла задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состо­яний: радости, гнева, отвращения, страха, удивления, страдания. Инструкция предлагала испытуемым назвать те экспрессивные признаки, на которые они ориенти­руются при опознании эмоциональных состояний дру­гого человека.

Все описания были подвергнуты контент- анализу, за единицу которого было принято суждение, соответству­ющее экспрессивному признаку (легкая походка; губы опущены; голова поднята вверх и т. д). Показатель избирательности в фиксации признаков экспрессии рас­считывался на основании частоты употребления опре­деленных суждений об экспрессии. Типы «вербальных эталонов» экспрессии устанавливались с помощью ме­тода многофакторного анализа описаний. С целью оп­ределения тех признаков экспрессии, которые являют­ся для субъекта константными, мы повторили несколько раз эксперимент по вербальной фиксации признаков экспрессии. Это позволило нам выделить именно те признаки экспрессии, которые являются для субъекта значимыми, на основе которых он осуществ­ляет опознание эмоциональных состояний.

В результате эксперимента было получено 2040 опи­саний экспрессии эмоциональных состояний. Исполь­зуя суждение как единицу анализа, была определена длина словаря признаков каждого состояния и частота употребления названных признаков. Полученные ре­зультаты свидетельствуют, что испытуемые ориентиру­ются на ограниченное число экспрессивных единиц, среди которых выделяются наиболее часто употребля­емые. Так, длина словаря экспрессивных единиц радо­сти состоит из 19 суждений, но только несколько из них употреблялись испытуемыми часто — это «улыбка» — 90% случаев, «глаза сияют» — 35, «смешливость» — 30, «общее оживление» — 20%.

Длина словаря экспрессивных признаков удивления состоит из 11 суждений; «глаза широко открыты» — 70% случаев, «брови подняты» — 57, «рот приоткрыт» — 40, «взгляд вопросительный» — 30%.

Словарь экспрессивных признаков презрения вклю­чает 11 суждений, среди которых также имеются час­то употребляемые испытуемыми: «кривая улыбка» — 41% случаев; «взгляд холодный» — 32, «недоброжела­тельное отношение», «уголки рта опущены» — 24%.

Восемнадцать суждений было выделено в процессе контент-анализа экспрессии гнева. Относительно час­то фиксируются в описаниях испытуемых признаки, характеризующие мимику лица: «брови резко сведены»

— 38% случаев, «глаза блестят» — 41, «ноздри вздраги­вают» — 30, «губы плотно сжаты» — 31, «лицо искаже­но» — 21%.

Длина словаря признаков экспрессии страдания со­стоит из 13 суждений. Чаще всего называются те при­знаки, которые относятся к мимике состояния страда­ния: «губы опущены» — 35%, «глаза печальные» — 40, «плач» — 21%.

В описаниях страха так же, как и в описаниях пре­зрения, страдания, гнева, превалируют признаки, отно­сящиеся к мимике. Чаще всего выделяются следующие экспрессивные элементы: «глаза расширены» — 62% случаев, «рот приоткрыт» — 30, «лицо застывшее» — 32, «дрожь» — 32%.

Таким образом, предварительный анализ содержа­ния и структуры описаний экспрессии («вербальных эталонов») показал:

во-первых, что длина словаря экспрессивных признаков эмоциональных состояний колеблется в диапазо­не от 11 до 19 суждений;

во-вторых, каждый индивид обращает внимание на ограниченный набор, фиксируя признаки эксп­рессии;

в-третьих, чаще всего в эталоны включаются те при­знаки, которые относятся к мимике эмоциональ­ных состояний;

в-четвертых, описания состоят, как правило, из типич­ных признаков, следовательно, эталоны экспрес­сии маловариативны;

в-пятых, отношения между элементами экспрессивно­го поведения, зафиксированного в описаниях, за­висят от модальности состояния (см. табл. 1);

в-шестых, выделенные элементы экспрессивного пове­дения представляют известную классификацию: мимика, пантомимика, жесты, интонация, вегета­тивные изменения;

 Экспрессия человека:

общение и межличностное познание

Таблица 4

Соотношение элементов экспрессивного поведения в описаниях эмоциональных состояний (в%)

Элементы экспрессивно­го поведения радость удив­ление презре­ние стра­дание страх гнев
Мимика 55 77 52 70 45 49
Пантомимика, жесты 24 13 14 11 30 23
Интонация 9 8 7 4 4 13
Вегетативные изменения 2 1 8 12 8
Коммуника­тивные черты личности 10 1 18 15 9 7

в-седьмых, в структуру «вербальных эталонов» экспрес­сии входят суждения, характеризующие общение человека, находящегося в определенных состоя­ниях, — «коммуникативные черты личности» Появление в описаниях признаков, характеризу­ющих степень «коммуникабельности» партнера по общению, свидетельствует о том, что для опоз­нания состояния важна оценка поведения челове­ка с точки зрения его отношения к другим людям

Количество признаков, относящихся к мимике со­стояний, в среднем соответствует 50% от общего числа названных элементов экспрессивного поведения. В описаниях экспрессии удивления и страдания они со­ставляют основную часть — 70—77%. Признаки, отно­сящиеся к пантомимике, жестам человека, зафиксиро­ваны главным образом в описаниях радости, страха, гнева. Следует отметить, что «коммуникативные черты личности» чаще включаются в описания презрения и страдания Они составляют от 15 до 18%. Остальные элементы экспрессивного поведения фиксируются зна­чительно реже

Итак, соотношение элементов экспрессии человека свидетельствует об общей тенденции ориентироваться в процессе опознания эмоциональных состояний на при­знаки, относящиеся к лицевым выражениям В то же время состав элементов каждого состояния определяется его модальностью Мимика выполняет основную нагруз­ку в выражении состояний, что нашло отражение в вер­бальных эталонах экспрессии. Вместе с тем элементы экспрессивного поведения имеют сложные взаимоотно­шения и так же, как мимика, выступают индикаторами состояний. Например, мимическая картина страха часто интерпретируется как удивление. Мимика этих состояний включает однородные признаки, однако страху свой­ственна двигательная активность, а удивлению — нет. От­сутствие пантомимических признаков затрудняет опозна­ние страха. Состояния радости и гнева относятся к стеническим аффектам, для которых свойственна двига­тельная активность, что и отражено в описаниях испыту­емых. Одновременно лицевое выражение этих состояний соответствует крайним формам удовольствия и неудо­вольствия. Мимическая картина в таких случаях специ­фическая, не похожая на другие выражения. Поэтому, не­смотря на то, что пантомимика имеет большое значение как индикатор этих состояний, возможно успешное опоз­нание их на основе одной мимики.

Страдание относится к астеническим аффектам, для которых характерна заторможенная двигательная ак­тивность Мимика в этом случае выполняет основную нагрузку как индикатор состояния Такое же соотноше­ние между элементами экспрессивного поведения ха­рактерно для презрения.

Главный вывод, который можно сделать на основе проведенного исследования, это вывод о наличии сло­жившихся эталонов экспрессивного поведения, соот­ветствующих общекультурным нормам выражения со­стояний

Дальнейший анализ эталонов экспрессии личности, оответствующих эмоциональным состояниям, показал, что они отличаются не только по элементам, зафикси­рованным в них, но и степенью обобщенности, типич­ности — индивидуальности. Факторные матрицы опи­саний эмоциональных состояний свидетельствуют о постоянстве, малой вариативности эталонов, а также указывают на тот факт, что динамичность, изменчи­вость экспрессивного поведения обобщается и превра­щается субъектом в форму эталонных знаний о спосо­бах выражения состояний.

Ниже приводятся типы эталонов экспрессии каждо­го из шести состояний. Вербальные эталоны экспрессии расположены в соответствии с частотой их актуализации испытуемыми. Например, под цифрой один приводится эталон, наиболее типичный для данной выборки испы­туемых, под цифрой два — менее типичный и т. д. Рас­положение признаков в эталоне также соответствует

Таблица 5

Эталоны экспрессии радости

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
улыбка рот растянут желание помочь другому движения легкие глаза широко открыты общи­тельный
глаза сияют взгляд веселый много­словен общи­тельный глаза прищу­рены движения энергич­ные
подвиж­ный много­словен взгляд веселый глаза прищу­рены улыбка смеш­ливый
жести­кулирует желание помочь другому подвиж­ный речь ожив ленная брови припод­няты речь ожив­ленная
смешли­вый   походка легкая рот растянут глаза сияющие жести­кулирует
    смешли­вый   глаза искря­щиеся привет­ливый
        подвиж­ный взгляд веселый

частоте их называния (распределение эталонов сделано на основе факторной матрицы описаний).

Согласно предложенным критериям анализа этало­нов экспрессии (см. табл. 5) первый, второй и пятый эталоны могут быть названы «мимическими», так как главным образом состоят из экспрессивных единиц мимики. Отличаются эталоны друг от друга по конкрет­ным характеристикам мимики, что свидетельствует, с одной стороны, о тенденции ориентироваться на мими­ку в процессе опознания состояний, а с другой сторо­ны, выделять признаки различной степени обобщенно­сти, типичности. Так, первый эталон включает признаки, названные большинством членов экспери­ментальной группы. Второй эталон состоит из призна­ков, которые имеют более низкую частоту фиксации. Отсюда следует, что первый эталон типичен для всей группы в целом, а второй эталон экспрессии радости актуализируется незначительным количеством испыту­емых. Первый и второй «мимические» эталоны радос­ти включают как обобщенные характеристики экспрес­сии (смешливость), так и конкретные признаки (улыбка, глаза прищурены).

Следующие эталоны экспрессии радости (3, 4, 6) по содержанию и структуре являются «пантомимико-сома-тическими». Другими словами, в них вошли различные элементы экспрессивного поведения. «Пантомимико-соматические» эталоны радости не являются типичны­ми, так как в них зафиксированы элементы, относи­тельно редко встречающиеся в описаниях. В отличие от мимических эталонов «пантомимико-соматические» включают, главным образом, обобщающие, целостные характеристики экспрессии. Таким образом, эталоны экспрессии радости представлены двумя типами: мими­ческими и пантомимико-соматическими. Каждый тип эталонов имеет варианты, отличающиеся по степени обобщенности, типичности — индивидуальности, по соотношению элементов экспрессивного поведения.

Каждый тип эталона экспрессии удивления в соот­ветствии с зафиксированными в нем элементами, час-

Эталоны экспрессии удивления

Таблица 6

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
глаза поза интона- взгляд глаза брови
широко застыв- ции вос- вопроси- широко подняты
открыты шая клица- тельный открыты  
    тельные      
рот при- расте- рот при- лицо уголки взгляд
открыт рянность открыт застыв- губ опу- вопроси-
      шее щены тельный
брови интона- всплес- утолки губ лицо расте-
подняты ции вос- кивает опу- застыв- рянность
  клица- руками щены шее  
  тельные        
на лбу       поза  
морщи-       застыв-  
ны       шая  

тотой их актуализации может быть назван «мимичес­ким». Исключением является третий эталон. В нем представлены различные элементы экспрессивного поведения (мимика, интонации, жесты). Этот эталон экспрессии удивления является комплексным. Первый мимический эталон включает признаки, которые наи­более часто употреблялись испытуемыми. Он является для них типичным. Остальные мимические эталоны представляют вариации мимики удивления. Здесь, как и в описаниях экспрессии радости, наблюдаем два вида из­бирательного отношения к невербальному поведению другого человека. Первый вид — это избирательность по отношению к элементам (мимика или пантомимика, или интонации), второй вид — избирательность в фиксации признаков, относящихся к определенному элементу эк­спрессивного поведения. Если первый мимический эта­лон: «глаза широко открыты, брови приподняты, рот приоткрыт, морщинки на лбу» является «типичным», то четвертый эталон удивления: «взгляд вопросительный, лицо застывшее, уголки губ опущены» представляет индивидуальные вариации в фиксировании признаков лицевой экспрессии удивления. Эталоны экспрессивно­го поведения в состоянии удивления включают как обобщающие, так и конкретные признаки. Первый мимический эталон состоит из конкретных движений лица. Последующие эталоны представляют сочетание конкретных и обобщенных характеристик мимическо­го выражения. Преобладание одного или другого вида признаков в структуре эталона — это еще одна его ха­рактеристика, свидетельствующая о том, что ряд испы­туемых ориентируется на конкретные, единичные, а другие — на обобщенные, целостные признаки эксп­рессии. Данный вид избирательного отношения отли­чается от двух предыдущих степенью дифференциро-

Таблица 7 Эталоны экспрессии презрения

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
глаза недобро- губы улыбка взгляд недобро-
сужены жела- плотно кривая холодный жела-
  тельное сжаты     тельное
  отно-       отно-
  шение       шение
уголки рта отвора- уголки рта брови кривая раздра-
опу- чивается опу- нахму- улыбка житель-
щены от парт- щены рены   ный
  нера по        
  общению        
брови взгляд походка не разго- губы отвора-
нахму- холодный высоко- варивает плотно чивается
рены   мерная   сжаты от парт-
          нера по
          общению
голова походка голова   походка утолки рта
поднята высско- ПОДНЯ1Э   высоко- опу-
вверх мерная вверх   мерная щены
кривая   взгляд      
улыбка   хо\одный      

ванности элементов, признаков экспрессивного поведе­ния. Наблюдаются две тенденции анализа: выделение конкретных выразительных движений и запечатление целостных его показателей. Преобладание той или иной тенденции отличает социально-перцептивные процессы одного субъекта от другого. Этот вывод хорошо согла­суется с данными, полученными в исследовании В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой, о наличии «син­тетиков» и «аналитиков» (17).

Эталоны экспрессии презрения по содержательным и структурным характеристикам относятся к мимичес­ким и комплексным. Они имеют те же особенности, которые были описаны выше. Заслуживает внимания тот факт, что мимические эталоны включают призна­ки, которые чаще всего фиксируются испытуемыми, т. е. как мимические эталоны радости, удивления, так и мимические эталоны экспрессии презрения являют­ся типичными. Исключение представляет шестой эта­лон. Он включает признаки, которые характерны не только для экспрессии состояния презрения, но и для отношения человека, переживающего его, к другим людям. Это еще раз подтверждает вывод о том, что на

Таблица 8

Эталоны экспрессии страдания

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
губы брови молчание губы рот в бо- замкну-
опущены сдвинуты   сжаты лезнен- тый
  к перено-     ной гри-  
  сице     масе  
на лбу молчание движения брови глаза при- не желает
морщины   медлен- сдвинуты крыты общаться
    ные      
глаза пе- малопо- глаза пе- глаза при- плачет  
чальные движный чальные крыты    
руки рот в бо- плачет не желает    
сжаты лезнен-   общаться    
  ной гри-        
  масе        

основе экспрессивного поведения осуществляется не только опознание состояния, но и всей системы отно­шений между партнерами, происходит приписывание качеств личности переживающему человеку. Шестой эталон нетипичный, встречается относительно редко, однако его появление свидетельствует о еще одном виде избирательного отношения к показателям экспрессив­ного поведения, а именно, выбор тех признаков, кото­рые предполагают присутствие партнера.

Первый, четвертый, пятый эталоны по своим характе­ристикам являются мимическими. Они включают конк­ретные изменения лицевой экспрессии страдания. Мими­ческие эталоны отличаются друг от друга по частотным показателям признаков. Первый эталон включает призна­ки, которые часто фиксировались испытуемыми. Он яв­ляется типичным. Последующие эталоны представляют вариации лицевой экспрессии страдания. Второй, третий,

Таблица 9

Эталоны экспрессии страха

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
крик глаза расши­рены смятение брови припод­няты дрожь движения резкие
бег поза за­стывшая движения резкие рот при­открыт бледный голос дрожит
брови припод­няты бледный крик глаза рас­ширены взгляд бегаю­щий взгляд бегаю­щий
голос Дрожит тело дрожит взгляд бегаю­щий   пот руки, ноги дрожат
лицо искажено рот при­открыт       пот
Рот при­открыт          

шестой эталоны являются пантомимико-соматическими. Они состоят из различных элементов экспрессивного поведения, которые слабо дифференцированы и относят­ся к целостным, обобщенным показателям.

На основе анализа эталонов экспрессии страдания, радости, удивления, презрения можно сделать также вывод о том, что ориентация на различные элементы экспрессивного поведения совпадает с фиксацией са­мых общих признаков, а ориентация на определенный элемент — с выделением отдельных его составляющих. Возможно, что такого рода тенденция отражает одну из закономерностей опознания психических явлений на основе экспрессивного поведения.

Основной тип эталонов экспрессии страха в отличие от эталонов удивления, презрения, страдания — это «пантомимико-соматический». Наряду с мимикой в эта­лон входят различные элементы экспрессивного пове­дения: пантомимика, интонация, экстралингвистичес­кие характеристики, сомато-вегетативные реакции Особенно показательны в этом плане первый и второй эталоны. Они включают признаки, которые часто фик­сировались испытуемыми и относятся к различным элементам экспрессивного поведения. Эти эталоны яв­ляются типичными для данной группы испытуемых Четвертый эталон — мимический. Он также включает признаки, которые часто называются, но такое их со­четание встречается значительно реже, чем сочетание элементов, входящих в первый и второй эталоны.

Таким образом, в отличие от предыдущих состояний, для которых типичными были мимические эталоны, для страха является характерным пантомимико-соматичес­кий эталон. Общее между эталонами страха и других состояний то, что в пантомимико-соматических этало­нах преобладают обобщающие, целостные показатели экспрессивного поведения, а в мимических — единич­ные признаки.

Типичным для экспрессии гнева является пантоми­мико-соматический эталон. Наряду с ним существуют

Таблица 10

Эталоны экспрессии гнева

1 -й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
рот открыт лицо иска­жено губы и зубы плотно сжаты кричит брови резко сведены глаза пре­вращены в щели
жести­кулирует глаза блестят глаза пре­вращены в щели жести­кулирует на пере­носице верти­кальные складки судороги на лице
кулаки сжаты   брови резко сведены мечется лицо искаже­но губы и зубы плотно сжаты
поступки необду­манные   на перено­сице вер­тикальные складки      
бледнеет — краснеет   ноздри вздраги­вают      
глаза рас­ширяются   поступки необду­манные      
ноздри вздраги­вают   теряет самообла­дание      
кричит   кулаки сжаты      
теряет самообла­дание          

мимические эталоны (2, 5, 6), которые состоят из конк­ретных изменений лицевой экспрессии гнева.

Характерная особенность эталонов гнева — это под­черкнутая психомоторика (мечется, жестикулирует и т. д.). По содержанию и структуре эталоны экспрессии гнева отражают общие закономерности, описанные на основе анализа эталонов других состояний.

Таким образом, у субъекта познания в процессе взаимодействия с другими людьми формируется систе­ма эталонов экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию, структуре, уровню обобщенности, ти­пичности.

Вербальное описание экспрессии представляет со­бой эталон, включающий только те признаки, которые осознаются субъектом, являются для него некоторыми константами в опознании эмоций по выражению лица. Так как вербальный эталон включает только те призна­ки, которые осознаются субъектом, то само содержа­ние эталона, количество признаков, входящих в эталон, будет свидетельствовать о познавательных возможнос­тях субъекта, о его умении сознательно вычленять при­знаки экспрессии состояния. Выше уже отмечалось, что анализ экспрессивного поведения не всегда осуществ­ляется целенаправленно, а обнаружение признаков — осознанно. Поэтому для уточнения особенностей опоз­нания экспрессивного поведения представляет интерес изучение эталонов с помощью методов, приближаю­щихся к природе объекта. Например, метод моторной, кинесической имитации экспрессивного поведения или метод графического изображения экспрессии. Кинеси-ческая имитация как метод экстериоризации эталонов применяется довольно часто в исследованиях по эксп­рессивному поведению. Особенно тогда, когда ставится задача создать фотоэталоны экспрессивного поведения или установить различия в культурных проявлениях. Но и в этих случаях исследователь вынужден прибегать к переводу языка движений на вербальный язык с целью анализа кинесических эталонов психических состояний. Иными словами, моторная имитация экспрессив­ного поведения как способ экстериоризации эталона более естествен, соответствует природе объекта, но трудно поддается анализу. Поэтому в целях диагности­ки эталонов экспрессивного поведения нами был раз­работан метод «графической фиксации признаков эк­спрессии эмоциональных состояний». Данный метод — это также перевод экспрессивного поведения на язык образов. Однако в этом случае не исчезает спонтан­ность в экстериоризации эталонов, а исследователь имеет возможность неоднократно обращаться к зафик­сированному образу, сравнивать, определять конкрет­ные признаки и инвариантные сочетания экспрессив­ного поведения.

В основе разработанного нами метода «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состо­яний» лежит прием свободного графического ассоци­ирования — пиктограмма. Выбор этого метода для нашего исследования определяется тем, что «пикто­грамма» близка по своим внешним характеристикам изображениям экспрессии состояний (пиктограмма — это тоже изображение экспрессии), предъявляемым для опознания, а также тем, что «пиктограмма» формиру­ется и актуализируется спонтанно, что в определенной мере соответствует природе формирования и актуали­зации социально-психологических эталонов.

В эксперименте испытуемым был предъявлен набор слов, значение и смысл которых им необходимо было изобразить графически. В набор слов входило шесть контрольных, обозначающих эмоциональные состоя­ния: радость, гнев, удивление, отвращение, страдание, страх. Слова зачитывались с интервалом 10 секунд. Дефицит времени (между предъявляемыми понятиями

короткие временные интервалы) побуждает изобра­жать ранее сформировавшиеся образы, актуализиро­вать готовые схемы и связи и соотносить их впослед­ствии с названными понятиями. Не исключено, что «изображение» психического состояния не будет включать элементы экспрессии. Например, в ответ на слово «радость» может быть изображено солнце. Однако та­кого рода графическое ассоциирование может свиде­тельствовать об отсутствии четкой связи между психи­ческими явлениями и их внешними проявлениями, о том, что еще не сложился социально-перцептивный эталон. В том случае, когда графический образ строит­ся на включении элементов экспрессивного поведения, его можно рассматривать как экстериоризированныи социально-перцептивный эталон, а выделенную систе­му признаков как симптомокомплекс, на основе кото­рого осуществляется опознание психических состоя­ний. Эксперимент носил индивидуальный характер. За единицу анализа графических изображений экспрес­сии «пиктограмм» был также принят экспрессивный признак, как и при анализе вербальных портретов экс­прессии.

Применение в нашем исследовании двух методов (вербальной и графической фиксации признаков эксп­рессии) с одной и той же целью — определить этало­ны экспрессии состояний — обусловлено тем, что каж­дый метод позволяет получить данные, которые не только дополняют друг друга, но и уточняют, расширя­ют наши представления об эталонах экспрессии состо­яний. Так, мы отмечали выше, что в вербальном описа­нии фиксируются только те признаки, которые осознаются субъектом. Но в эталон входят не только со­знательно выделенные признаки, а также и те, которые субъектом не всегда осознаются. Поэтому метод «гра­фической фиксации признаков экспрессии» имеет ряд преимуществ перед вербальной фиксацией признаков, а именно, человек может изобразить то, что трудно поддается вербализации, в пиктограмме легче зафикси­ровать отношения между определенными признаками экспрессии. В то же время метод-пиктограмма имеет существенный недостаток: успешность выполнения задания по этой методике зависит во многом от худо­жественных способностей человека. Выполнение же

задания по методике вербального описания экспрессии состояний не требует от человека реализации специаль­ных способностей, так как описание свойств и качеств другого человека — это повседневная социально-пер­цептивная задача.

Кроме того, что методы вербальной и графической фиксации по-разному раскрывают содержание этало­нов экспрессии, они как способы актуализации этих эталонов соответствуют также различным уровням пси­хической деятельности субъекта (словесно-логическо­му и образному).

В результате применения метода «графической фик­сации признаков экспрессии» было получено 347 пик­тограмм экспрессии состояний (пиктограммы экспрес­сии состояний изображали не все испытуемые; в нашем исследовании проводился анализ только тех пикто­грамм, которые впоследствии были верно соотнесены испытуемыми с определенными эмоциональными со­стояниями) . Примеры «графических эталонов» экспрес­сии приведены на рис. 4.

Сравнительный анализ элементов, зафиксированных в графических и вербальных эталонах, показал, что как называются, так и изображаются одни и те же призна­ки. Графические эталоны экспрессии состоят из эле­ментов, которые описаны в специальных исследовани­ях по выразительному поведению (см. табл. 1), а также включены в вербальные. Те признаки, которые зафик­сированы в графических эталонах экспрессивного по­ведения, соотносимы с «типичными» признаками, вы­деленными в вербальных эталонах. Исходя из этого факта, можно заключить, что в эталон вошли констан­тные признаки экспрессии эмоциональных состояний.

Так, графический эталон радости — это «улыбка» (100% случаев). Для удивления характерно изображение бровей, глаз, рта — «брови подняты вверх, глаза при­открыты, рот раскрыт». Причем в одних рисунках изоб­ражается только верхняя часть лица (60%), в других Фиксируется также нижняя часть лица (40%). Это свидетельствует об избирательном отношении к мимичес­ких признакам удивления (см. рис. -1)

 

ft? (о о\ ft     •и.  

    V- о УК --------------1 'о' с*    

о

О

о

    о А      

Рис 4 Характерные пиктограммы экспрессии состояний

а — радости, б — удивления, в — презрения,

г — страдания, д — страха, е — гнева

Состояние презрения изображалось не так успешно, как другие Экспрессивное поведение в состоянии пре­зрения сложное. Его особенность в том, что оно включает признаки, которые могут входить в структуру других состояний и создают картину презрения только во взаимосвязи, что, естественно, затрудняет графическое изображение. Однако рисунки, на которых было выделе­но особое положение рта (уголки губ опущены вниз), опознавались испытуемыми как изображающие экспрес­сию презрения. Этот признак вошел во все эталоны.

Графический эталон страдания представлен, глав­ным образом, особым положением бровей и рта — «внутренние концы бровей подняты вверх, уголки рта опущены вниз». Графическая схема соответствует опи­санным в литературе элементам экспрессивного пове­дения в состоянии страдания.

Графический эталон экспрессии страха представлен особым положением и соотношением глаз и рта — рот открыт, глаза широко раскрыты. Эти признаки испы­туемыми гиперболизировались. Интересно отметить, что те испытуемые, которые прибегали к крайним фор­мам гиперболизации этих признаков, в процессе опо­знания рисунка обозначали его как «ужас». Этот факт указывает на дифференцированное отношение к эле­ментам экспрессии по принципу интенсивности их проявления и одновременно подтверждает вывод о на­личии континуума выражений для определенного типа состояний с сохранением основных стержневых при­знаков.

Графические эталоны экспрессии гнева представле­ны особым положением линий бровей (брови сведены к переносице), линий рта (уголки губ опущены, рот приоткрыт), также изображаются вертикальные склад­ки на лбу.

Таким образом, на уровне графической фиксации изображаются те же элементы экспрессивного поведе­ния, что и в «вербальных эталонах».

Совпадение экспрессивных признаков, наиболее часто описанных испытуемыми и изображенных в пик­тограммах, наводит на мысль о том, что именно эти признаки являются необходимыми для опознания со­стояния по его экспрессии, а умение субъекта выделить такие признаки (в нашем исследовании — зафиксиро­вать их на вербальном или графическом уровне) может послужить залогом успешного опознания состояний по их выражению в реальном общении. Доказательством этому служат данные, которые были получены нами в другой серии исследований. В ней вначале определя­лась успешность опознания выражений лица, а затем эти данные сопоставлялись с типом «вербального эта­лона» и показателями графической фиксации эталонов экспрессии. Здесь приводятся данные, полученные на основе факторного анализа всей системы показателей.

Во-первых, успешность опознания интенсивно выра­женных эмоциональных состояний коррелирует с теми типами вербальных эталонов, которые включают кон­кретные и обобщающие признаки экспрессии лица. Во-вторых, наиболее эффективными оказались те эталоны, в которых наряду с динамическими характеристиками мимики (подняты брови, опущены уголки губ) даны интегральные характеристики взгляда и всего лица (пе­чальный взгляд, сияющие глаза, искаженное лицо, зас­тывшее лицо). В-третьих, эталоны, ядром которых яв­ляются мимические и некоторые пантомимические признаки, также имеют позитивные связи с успешнос­тью опознания эмоциональных состояний по выраже­нию лица. Например, такие эталоны экспрессии пре­зрения («губы плотно сжаты», «уголки рта опущены, походка высокомерная, голова поднята вверх, взгляд холодный» или «взгляд холодный, улыбка кривая, губы плотно сжаты, походка высокомерная»); страдания 1«губы опущены, на лбу морщины, глаза печальные, руки сжаты» или «молчание, движения медленные, гла­за печальные, плачет»); гнева («рот открыт, жестикули­рует, кулаки сжаты, глаза расширены, ноздри вздраги­вают, кричит, теряет самообладание»); радости (глаза широко открыты, глаза прищурены, улыбка, брови при­подняты, глаза сияющие, глаза искрящиеся, взгляд по­движный); удивления (глаза широко открыты, рот при­открыт, брови подняты, на лбу морщинки); страха (дрожь, бледный, взгляд бегающий, пот).

В-четвертых, связи между результатами опознания неинтенсивно выраженных состояний и зафиксирован­ными в исследовании типами эталонов экспрессии ме­нее интенсивные и постоянные, чем связи между ре­зультатами опознания интенсивно выраженных эмоциональных состояний и теми же эталонами. Как правило, в один фактор с показателями успешности опознания неинтенсивно выраженных состояний объ­единяются только те эталоны экспрессии, которые включают конкретные признаки. Эталоны экспрессии, в которых зафиксированы только обобщающие призна­ки экспрессии состояний, не имеют как значимых по­ложительных, так и отрицательных связей с показате­лями опознания состояний.

Данный вывод подтверждает результаты факторно­го анализа индексов успешности опознания интенсивно и неинтенсивно выраженных состояний и показателей экстериоризации эталонов экспрессии в рисунках-пик­тограммах.

Полученные результаты свидетельствуют, чт^ опо­знание мимики осуществляется на основе выделенных в рисунке комплексов-признаков. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мими­ческих выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Вместе с этим представлен-ность в эталонах отдельных признаков не всегда доста­точна для опознания выражения, особенно в том слу­чае, если оно имеет сложную структуру.

Таким образом, в общении будут более успешно рас­познавать на основе интенсивно выраженной экспрес­сии состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризуют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику. Актуальность эталона определяется тем, какое по слож­ности выражение приходится опознавать субъекту. Анализ результатов, полученных при определении свя­зей между вышеназванными показателями, позволяет также сделать вывод о том, что более успешными в общении будут те индивиды, у которых сложились гра­фические эталоны экспрессии, которые в течение не­большого промежутка времени могут спонтанно их экстериоризировать. Данный навык оказывается более важным, чем умение вербализировать признаки экс­прессии.

Итак, анализ содержания и структуры эталонов экс­прессивного поведения, выявленных с помощью метода вербальной и графической фиксации, показал, что в них входят наиболее типичные, субъективно-релевантные элементы, относящиеся, главным образом, к кинесичес-кой подструктуре. Эталоны отражают индивидуальные и общегрупповые особенности проявления экспрессив­ного поведения. Обычно в эталоны экспрессивного по­ведения входит ограниченное число элементов, которые выделяются избирательно. Наблюдаются различные виды ориентировки в экспрессивном поведении:

первый вид — это избирательность по отношению к элементам (мимика, жест, поза, интонация и т. д.);

второй вид — это избирательность в фиксации призна­ков, относящихся к определенному элементу эк­спрессии;

третий вид — это ориентировка на конкретные при­знаки экспрессивного поведения или обобщаю­щие, характеризующие его в целом;

четвертый вид — это выбор тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.

Ориентация на мимику являетсч ведущей в процес­сах опознания экспрессивного поведения. Ориентация на различные элементы экспрессивного поведения со­впадает с фиксацией обобщенных, целостных призна­ков, а ориентация на определенный элемент — с выде­лением отдельных его составляющих. Такого рода закономерность отражает одну из особенностей опоз­нания психических явлений на основе экспрессивного поведения.

Избирательность в фиксации определенных элемен­тов, признаков характеризует содержание эталона и одновременно уровень развития социально-перцептив­ных умений субъекта познания, его успешность в об­щении.

С целью определения других особенностей опозна­ния необходимо раздвинуть круг связей между экспрес­сивным поведением и психическими явлениями, не ограничиваться эмоциональными состояниями в каче­стве объекта опознания и рассматривать не только ин­дивидуальное, но и диадное невербальное поведение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...