Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Параметры описания отношений и критерии их классификации




Изучение невербальных интеракций совпадает с расцветом различных психотерапевтических направлений и с активизацией деятельности практикующих психоло­гов, специализирующихся в области социально-психоло­гического тренинга. Богатый материал о проксемико-кинесическом взаимодействии накоплен представителями театрального и киноискусства. В их работах можно найти подробные описания мизансцен, включающие расположение действующих лиц в соответствии с их отношениями, опосредованными статусно-ролевыми и поло-ролевыми параметрами общения. Дистанция меж­ду персонажами, ориентация их фигур относительно друг друга — это основа живописного группового пор­трета. Во многих искусствоведческих произведениях представлены вместе с анализом самой живописи вы­воды относительно кинесико-проксемических перемен­ных, использованных художником с целью создания психологического образа группы изображенных лиц, отношений между ними. Например, «Книга о живопи­си мастера Леонардо да Винчи. Живописца и скульп­тора Флорентийского» включает специальный раздел, в котором Леонардо дает советы, как необходимо изоб­ражать группу людей в зависимости от темы общения и их отношений. Он пишет: «... если же в этой теме разъясняются различные доводы, то делай так, чтобы говорящий держал двумя пальцами правой руки один палец левой, загнув предварительно два меньших; лицо должно быть решительно обращено к народу; рот дол­жен быть приоткрыт, чтобы казалось, что человек го­ворит; если же он сидит, то должно казаться, что он несколько приподнимается, подавшись головой вперед; если же ты делаешь его на ногах, то делай его несколь­ко наклонившимся грудью и головой к народу, который ты изобразишь молчащим и внимательным; все долж­ны смотреть оратору в лицо с жестами удивления. Сде­лай рот у какого-нибудь старика закрытым, в изумле­нии от услышанных изречений, с опущенными углами, увлекающими за собой многочисленные складки щек; брови должны быть приподняты в месте их соединения и образовывать много складок на лбу. Некоторые дол­жны сидеть с переплетенными пальцами рук, держа в них усталое колено; у других — одно колено поверх другого, и на нем — рука, держащая локоть другой руки, которая своей кистью поддерживает бородатый подбородок какого-нибудь согбенного старца» (66. С. 185—186).

Таким образом, человек, участвуя в различных кол­лективных действиях, наблюдая за поведением групп людей, созерцая различные произведения искусства, создавая «бытовые мизансцены общения», овладевает «законами» функционирования невербальной интерак­ции, невербального группового поведения, умениями анализировать экспрессивное поведение диады, группы лиц в качестве показателя их отношений и взаимоот­ношений.

В отечественной психологии категории «отношения» и «взаимоотношения» занимают центральное место. Сложилась определенная традиция изучения отноше­ний в общении, в формировании которой главенству­ющую роль сыграли работы В. Н. Мясищева и А. Ф Ла-зурского. В настоящее время существует огромное количество научной и научно-практической литературы, в которой так или иначе фигурируют понятия «от­ношение», «взаимоотношение», «связь» и т. д. Во мно­гих работах подчеркивается однопорядковость понятий «отношение» и «связь».

В социальной психологии предметом изучения явля­ются преимущественно субъект-субъектные отношения или отношения человека к другим людям (межличнос­тные отношения) и к самому себе. Они исследуются в связи с проблемой аттракции, аффилиации и рассмат­риваются как эмоционально-оценочная система, как чувства, имеющие определенную направленность. Наи­более принятым в психологии определением отноше­ний является определение, данное В. Н. Мясищевым. Он считал, что «отношения человека представляют со­знательную, избирательную, основанную на опыте, пси­хологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях...» (124. С. 48). В контексте психологии экспрессивного, невербального поведения представляет особый интерес та часть опре­деления отношений, в которой подчеркивается их связь с действиями, реакциями, иными словами, с экспрес­сивными формами обращения одного человека к дру­гому, к миру и к себе. Экспрессивные компоненты вхо­дят в структуру отношений личности, которые являются устойчивыми образованиями. «Личность, — писал В. Н. Мясищев, — характеризуется, прежде все­го, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дро­бить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каж­дое из них всегда остается личностным» (124. С. 48). Следовательно, экспрессивные компоненты отношений входят в структуру внешнего Я личности.

Уточняя определение феномена «отношение», Т. А. Шкурко (199) обратила внимание на то, что его бо­лее детальная проработка заключается в поиске черт, связующих отношение с глубинными личностными особенностями. Так, отношения человека, в первую очередь, связаны с его социальными потребностями. На примере исследований, проведенных в русле теории привязанности (123), видно, что отношение ребенка к матери детерминировано не только и не столько его физиологическими потребностями, сколько социальны­ми потребностями в защите и безопасности. Широко известна концепция В. Шутца, считавшего, что все меж­личностные отношения опосредованы тремя соци­альными потребностями: во включении в различные социальные группы, в контроле себя и других и в уста­новлении близких отношений. А Кроник и Е. Кроник (81) приводят целый список социально-психологических по­требностей, которые могут быть удовлетворены во взаи­моотношениях; в успехе, в познании и исследовании, в сочувствии, в опеке, в аффилиации (близости), в самоу­тверждении, потребность быть нужным, значимым.

Не менее важной чертой отношений является их связь с формой выражения и обращения к другому человеку, к группе лиц, связь отношений и содержания образа о другом человеке, социально-психологической интерпретации личности. В ряде эмпирических иссле­дований были обнаружены в структуре интерпретации особые образования, которые включают в себя эмоци­ональную оценку человека и являются показателями отношений между людьми. В. Н. Панферов назвал эти образования «интегральными определениями личнос­ти». А. А. Бодалев назвал их «оценкой личности в це­лом». В наших работах они обозначены как «эмоцио­нально-оценочные суждения». В экспериментальном исследовании А. И. Тащева описала феномен «эмоцио­нально-оценочной генерализации восприятия брачного партнера», отражающий определенный уровень сло­жившихся между супругами отношений (204).

Для обозначения межличностных отношений приня­то использовать термин «взаимоотношение», для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения или

взаимоотношения есть результат взаимного восприя­тия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть «не­который идеальный продукт взаимных усилий». Кроме этого, термин «взаимоотношения» применяется с целью обозначения разных этапов динамики отношений. Так, в работе Л. Я. Гозмана (39) показано, что на этапе за­рождения отношение представляет собой «индивиду­альный феномен», характеризующийся направленнос­тью от субъекта отношения к объекту отношения. Затем, по мере развития, индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение или «диадическое отношение». Я. Л. Коломинский также подчеркивает, что «взаимоотношение — специфический вид отноше­ния человека к человеку, в котором имеется возмож­ность непосредственного или опосредованного, одно­временного или отсроченного ответного личностного отношения» (68. С. 12).

Как отношение, так и взаимоотношения имеют структуру, включающую эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Определенное сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения парт­неров придает внешний рисунок взаимоотношениям. Многообразие видов отношений ставит проблему кри­териев их классификации, на основе которых возмож­но сравнение различных отношений в системе отноше­ний человека, их измерение, анализ изменений отношений и выделение различных видов отношений. В настоящее время существует довольно большое ко­личество параметров отношений, которые могут быть использованы для их классификации. Почти все иссле­дователи отношений и взаимоотношений выделяют та­кие параметры, как:

1. Знак отношения или его «валентность», направ­ленность. Данный параметр разделяет отношения на негативные и позитивные, на отношения к себе и к другому.

2. Модальность отношения, раскрывающая конкрет­ную, содержательную, качественную сторону от­ношения,

3. Интенсивность отношения — это количественный параметр, который показывает силу проявления отношения.

4. Степень осознанности отношений.

5. Дифференцированность отношений, т. е. «обилие оттенков» или многообразие отношений.

6. Степень взаимности отношений.

7. Степень глубины отношений.

8. Степень устойчивости отношений.

9. Степень активности отношения.

10. Степень определенности отношения.

11. Степень типичности, стереотипности отношения.

12. Степень этичности отношения.

13. Степень соответствия внешнего выражения отно­шения его внутреннему содержанию.

114. Степень эмоциональности отношения. 15. Стилевая сторона отношений (степень самокон­троля в отношении, степень самоограничения в от­ношении, степень самоактуализации в отношении).

Все перечисленные характеристики отношений ав­томатически становятся критериями анализа проксемико-кинесических компонентов, входящих в структуру отношений и взаимоотношений: знак, модальность, интенсивность, степень осознания, степень взаимнос­ти, устойчивости, типичности, этичности (соответствия принятым нормам), стиль выражения отношения, его соответствие переживаемым личностью отношениям.

Кроме этого, В. Н. Мясищев выделяет ряд парамет­ров, которые относятся к системе отношений человека и описывают ее с точки зрения взаимосвязей между иерархически организованными отдельными уровнями отношений: 1. Доминантность, т. е. существование до­минирующих отношений, которые определяют направ­ленность личности 2. Целостность отношений. Они имеют внутреннюю связность, характеризующуюся либо гармоничностью, либо конфликтностью, противо­речивостью.

Применяя вышеперечисленные параметры к анали­зу невербального, экспрессивного поведения, можно получить полное представление о системе отношений личности и ее составляющих.

Несмотря на обширный материал по проблеме отно­шений и разнообразие предлагаемых классификаций, до сих пор они изучаются в интраспективном плане либо с помощью различных опросов, на основе анали­за речевого поведения, иногда с привлечением методов социометрии. Только в последнее время с целью из­учения детско-родительских отношений стали приме­няться рисуночные проективные методы, которые в качестве критериев отношений используют проксеми-ческие параметры общения. Но и эти методы базиру­ются на сведениях, которые получены в зарубежных работах, касающихся анализа кинесико-проксемичес-ких паттернов общения.

В отечественной психологии еще недостаточно ис­следований, которые были бы направлены на изучение кинесико-проксемических паттернов выражения отно­шений и взаимоотношений. Данный факт удивляет тем больше, чем больше понимаешь, что существующие правила общения касаются, главным образом, речево­го поведения и только в некоторой степени экспрессив­ного, что эти правила слабо дифференцированны, что они создают условия для маневра в пределах речевого-неречевого поведения. Поэтому в обыденном общении отношения демонстрируется не столько через речь (здесь запреты очевидны, особенно негативные отноше­ния), а с помощью экспрессивного невербального по­ведения (например, отвернуться от собеседника — «сде­лать вид, что ты его не заметил»). Такое поведение партнер фиксирует и интерпретирует соответствую­щим образом, но, как правило, не может прямолиней­но (вербально) отреагировать на него. Эффект «ускользания» экспрессивного невербального поведения от нравственно-этических и других оценок способствует тому, что в ответ на определенное выражение отноше­ния партнер прибегает к соответствующим способам экспрессивного поведения. Иными словами, общающи­еся индивиды предпочитают проявлять модальность своих взаимоотношений в невербальной интеракции, в то время как речевое поведение (контролируемое, оце­ниваемое) может им не соответствовать.

Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении. Данный факт объясняется тем, что экспрессия трудно поддается контролю и осознанию, в связи с чем она непосредственно передает различные движения души человека. Одна из последних книг, в которых невер­бальные интеракции рассматриваются как «язык» под­сознания, написана А. Ю. Панасюк (134). В ней автор подробно анализирует ряд невербальных интеракций делового общения, подчеркивая каждый раз мысль о том, что элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются уровнем осознанности и целенаправленно­сти. Данный вывод подтверждает нашу точку зрения по поводу отличительных особенностей экспрессивного невербального поведения и невербальной интеракции, изложенных в первой главе. Среди них первое место занимает факт преобладания в структуре невербально­го, экспрессивного поведения неосознаваемых, неинтенциональных, слабоконтролируемых элементов. По­этому для психологии представляет интерес изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отноше­ний людей друг к другу. Кроме этого, интересным яв­ляется и тот факт, что отношения, как и состояния в момент их переживания (до и после непосредственно­го общения), слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экс­прессию. Именно в связи с этим появляется необходи­мость в развитии личности как субъекта невербального общения, в создании программ, актуализирующих экспрессивный репертуар.

Важным как для теории, так и для практики являет­ся вопрос о том, какие виды отношений передаются с помощью невербального поведения, экспрессии лично­сти. В параграфе четвертом первой главы, когда обсуж­дался вопрос о соотношении речевого и неречевого поведения, мы ссылались на исследования М. Аргайла и других авторов, в которых определялась роль невер­бального экспрессивного поведения в передаче каче­ства интерперсональных отношений. Изученный ими спектр отношений и взаимоотношений соответствует таким их видам, как: равенство, подчинение, превосход­ство и включает: дружеские, враждебные, подчинен­ные, доминантные, искренние, неискренние; эмпатич-иые, отчужденные и т. д. отношения. Исходя из этих работ, был сделан вывод о том, что невербальные ин­теракции выступают индикатором всех видов взаимо­отношений. Особенно наглядно в них проявляются враждебные, доминантные отношения, неискренность, стремление выделиться. В целом особенности экспрес­сивного невербального поведения являются более зна­чимыми в ситуации распознания взаимоотношений партнеров, чем их речевое поведение.

Из огромного количества западных работ, которые мы рассмотрим ниже, становится ясным, что с помо­щью невербальных интеракций передаются три группы отношений: 1) степень аффилиации (притяжение, лю­бовь) — отталкивание, ненависть; 2) доминирование— подчинение; 3) включенность—«отсутствие». Ведущими критериями классификации отношений в отечественной психологии остаются направленность-объектность отно­шений, степень осознанности, уровень актуальности-реалистичности, знак отношений и их модальность. Но проблема заключается в том, что одни и те же отноше­ния обозначаются различными терминами, что приво­дит к псевдоразличиям в классификациях видов отно­шений. Так, например, В. Н. Мясищев говорит оботношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды А. Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В. В. Столиным эмпирически выделены 3 биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «вален­тность», «позиция» и «дистанция», также выделяя по­зитивные-негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие-далекие отношения. При­стальный анализ каждой из этих классификаций отно­шений указывает на то, что, несмотря на различия в обозначениях осей, координат, измерений отношений, они сходны по содержанию. Так, виды отношений, вхо­дящих в измерение «дистанция», сходны по своему пси­хологическому значению с отношениями, составляю­щими ось «включенность в социальный контекст — выключенность из социального контекста», «зависи­мость — независимость», «привязанность — автоном­ность». Измерение «позиция» включает те же отношения, что и ось «контроль—подчинение», «доминирование — подчинение», «уважение — неуважение». Измерение «валентность» состоит из отношений, близких по свое­му психологическому содержанию к отношениям оси «эмоциональная близость — эмоциональная холод­ность», «симпатия — антипатия», «доброжелатель­ность — враждебность».

Таким образом, совокупность отношений субъекта -общения располагается в пространстве трех координат, каждая из которых имеет полюс негативный и позитив­ный. В эти координаты вписываются три группы отно­шений: 1) степень аффилиации (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть); 2) доминирование — подчи­нение; 3) включенность — «отсутствие».

Первый непосредственный опыт невербального эк­спрессивного взаимодействия формируется у человека в результате его общения с близкими родственниками. Всем известный «комплекс оживления» есть не что иное, как один из первых кинесико-проксемических паттер­нов общения. Об экспрессивном взаимодействии мате­ри и ребенка, как условии полноценного развития, на­писано немало работ. Проблемы экспрессивного взаимодействия как фактора, обеспечивающего позитив­ные результаты, касаются исследователи психотерапев­тического общения. Из этих работ следует, что трудно проранжировать элементы кинесико-проксемических паттернов по критерию значимости для возникновения отношений определенного типа, практически невоз­можно отделить экспрессию лица, контакт глаз, инто­национно-ритмические характеристики голоса и при­косновения, интенсивность и направленность которых сопряжены с дистанцией общения. Поэтому акцент на изучении каких-либо составляющих кинесико-проксе­мических паттернов не столько обусловлен практикой общения, сколько задачами исследования. Исходя из них изучаются контакт глаз и отношения между парт­нерами, обмен прикосновениями на различных этапах онтогенеза, в соответствии с типом общения и статус­но-ролевым поведением его участников. Прослежива­ется связь между экспрессией лица, жестами, интона­циями и динамикой проксемических компонентов в различных формах взаимодействия (беседа, перегово­ры, интервью и т. д.). Рассматриваются кинесико-про-ксемические паттерны различных этапов общения. Например, изучаются виды рукопожатий в момент встречи с партнером и их связь с отношениями между ними. Объединяет различные направления исследова­ний невербальной интеракции то, что она рассматри­вается как показатель отношений и взаимоотношений, имеющих определенный знак, модальность и интенсив­ность выражения, сочетание которых указывает на вид отношения, на его принадлежность к одной из выше­названных координат. Общим для многих исследований является также и то, что в них наряду с рисунком невербальной интеракции и модальностью соответствую­щих ей отношений рассматривается вопрос об их роли в организации общения, в создании ситуаций затруд­ненного и незатрудненного взаимодействия.

Ниже мы рассмотрим кинесико-проксемические паттерны отношений и взаимоотношений, опираясь на сложившуюся традицию их изучения, т. е. превращая какой-либо элемент экспрессии или проксемики в «фи­гуру», а остальные элементы в «фон», понимая, что та­кое деление носит условный характер.

Контакт глаз и отношения

Чаще всего контакт глаз вместе с пространствен­но-временными характеристиками общения представ­лен в обыденном сознании в качестве экспрессивной невербальной интеракции. Вместе с изменением угла ориентации, расположения партнеров в пространстве общения изменяется направление взгляда, вплоть до полного исчезновения контакта глаз, если люди стоят рядом или спиной к друг другу. Эти естественные «про-ксемические препятствия» контакта глаз представляют интерес для исследователей тогда, когда они применя­ются преднамеренно с целью демонстрации отношения, создания затруднений в общении (повернулся спиной; сел за спиной собеседников, за пределами крута обще­ния и т. д.).

Обычно под «контактом глаз» понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и на­правление взгляда. На то, как будет развиваться контакт глаз, влияет огромное количество факторов (степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные осо­бенности, система отношений между ними). С помо­щью результатов огромного количества выполненных работ становится ясным, что контакт глаз — это наи­более тонкий показатель отношений и взаимоотноше­ний, складывающихся между людьми.

Как известно, обмен взглядами показывает, что парт­неры включены в систему социального взаимодействия, а прерывание таких интеракций говорит о том, что происходит «выталкивание» из ситуации взаимодей­ствия, вытеснение окружающих людей из личного про­странства, следовательно, наблюдается изменение отно­шений. Поэтому в качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются временные пара­метры «смотрения друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смот­реть в сторону», «смотреть вверх-вниз», «вправо-вле­во»), степень интенсивности контакта глаз (присталь­ный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»). Более всего изучен контакт глаз в связи с различными видами бесед. В ряде работ установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий — на гово­рящего, осуществляя таким образом информационный поиск или сообщая собеседнику о том, что он готов слушать. Исчезновение контакта глаз или, наоборот, его возобновление в те моменты, когда собеседники долж­ны смотреть друг на друга, толкуется как стремление скрывать или выставлять свое Я. Установление и под­держание позитивных взаимоотношений, стабильного уровня психологической близости осуществляется с помощью быстрых, коротких повторяющихся взглядов. Считается, что исчезновение или возобновление «кон­такта глаз» происходит тогда, когда человек пытается получить дополнительную информацию, высказывает важные для него мысли. В таком случае говорящий смотрит на слушающего. Стремление избежать взгля­да партнера — один из признаков затрудненного обще­ния, так же, как и пристальный нединамичный взгляд.

Способы обмена взглядом в момент беседы, органи­зация визуального контакта в каждом отдельном случае, время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации широко используются при исследовании так называе­мой атмосферы интимности, доверия — недоверия в межличностном общении, в психотерапевтическом интервью.

Как считает А. А. Леонтьев (106), систематическое исследование проблемы контакта глаз началось с работ Р. Экслайна и М. Аргайла. Именно этими авторами было установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предше­ствовавшего развития этих взаимоотношений. А. А. Ле­онтьев обращает внимание на значимость для понима­ния отношений между партнерами не столько самих по себе параметров контакта глаз, сколько их изменения в определенные моменты общения: часто ли смотрит собеседник в глаза другому — менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода об­щения. При этом если отношения развиваются в пози­тивную сторону, то люди смотрят друг на друга доль­ше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают харак­тер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания.

Исследование особенностей зрительного контакта у супругов, выполненное П. Ноллер (248), подтверждает выводы относительно распределения времени совмест­ного смотрения партнеров друг на друга в зависимости от их отношений. Используя видеозапись контакта глаз, П. Ноллер подсчитала процент «смотрения» супругов друг на друга в ситуации демонстрации с помощью речи позитивных, негативных, нейтральных отношений, а также учла, кто из них является коммуникатором, а кто реципиентом (говорит — слушает). В результате прове­денного анализа ею установлено, что в стабильных па­рах супруги смотрят друг на друга значительно реже во время «негативных» высказываний, чем в нестабиль­ных парах. Супруги из нестабильных пар смотрят про­должительнее и чаще независимо от того, слушают они или говорят, особенно в ситуации «негативных» выска­зываний. С точки зрения П. Ноллер, следует рассмат­ривать увеличение контакта глаз во время «негативных» высказываний как показатель стремления к доминиро­ванию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Она считает, что для враждебно настроенных людей нужно больше визуальной информации друг о друге, поэтому они смотрят чаще, дольше и пристальней.

В ряде других работ получены данные, которые до­полняют и уточняют выводы П. Ноллер, а порой и про­тиворечат им. Например, было установлено, что анти­патия людей друг к другу сопровождается наименьшим контактом глаз (а у П. Ноллер отмечается увеличение контакта глаз), среднюю позицию по частоте и интен­сивности контакта глаз занимают отношения умерен­ной и сильной симпатии, а для «нейтральных» отноше­ний характерен наибольший контакт глаз.

Противоречия в оценках параметров контакта глаз в соответствии с отношениями между людьми могут быть сняты, если учитывается степень знакомства меж­ду людьми и история их взаимоотношений. Кроме это­го, известно, что незнакомые люди смотрят друг на дру­га значительно чаще, чем друзья.

Контакт глаз также нарастает с увеличением дистан­ции между общающимися. Работы, выполненные в этом направлении, показали, что на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения влияют пол и возраст партнеров. У мужчин контакт глаз увеличивается в соответствии с увеличением дис2-танции, а у женщин данная взаимосвязь носит непрямолинейный характер: самый интенсивный контакт' глаз наблюдается, если партнеры находятся на рассто­янии 1,5 м; средний — 60 см; наименьший — 3 метра. Ряд авторов считают, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимо­действия.

В целом, во многих работах, посвященных исследо­ванию контакта глаз, подчеркивается, что частое, ин­тенсивное смотрение партнеров друг на друга являет­ся показателем «ненормальных» отношений, как позитивных (любовь, симпатия), так и негативных (не­нависть, неприязнь). Но все-таки преобладает точка зрения, что необходимо сопрягать частоту, интенсив­ность смотрения на другого с тем, какова роль участ­ника общения, что он делает — говорит (коммуникатор) или слушает (реципиент). На основе ролевой позиции участников общения и частоты контакта глаз Эллисон предложил визуальный индекс доминирования, стремле­ния к превосходству (ВИД). Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию, соперничеству, превосходству (приводится по 217).

 частота контакта глаз во время слушания

частота контакта глаз во время говорения

По данным Мехрабьяна, длительность взгляда, час­тота смотрения также свидетельствует о статусном не­равноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низ­ким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников интеракции обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской пози­ции в данной группе.

Учитывая эти данные, предлагается ряд рекоменда­ций, связанных с организацией зрительного контакта и, следовательно, с выражением отношений. Во-первых, эти рекомендации касаются длительности контакта глаз: как говорящий, так и слушающий должны смот­реть в глаза друг другу не более 10 с, использовать та­кую длительность контакта глаз перед началом разго­вора или после того, как произнесены первые

несколько фраз. Во-вторых, эти советы имеют отноше­ние к динамике времени контакта глаз время от вре­мени партнерам необходимо стремиться к тому, чтобы глаза встретились с глазами собеседника. Но длитель­ность такого контакта должна быть меньше по сравне­нию с теми моментами взаимодействия, когда каждый из партнеров смотрит отдельно. В-третьих, имеющие­ся рекомендации охватывают те ситуации общения, в которых сообщается субъективно-значимая информа­ция: не рекомендуется смотреть в глаза человеку, ког­да он излагает неприятные, но эмоционально-значимые для него факты. В таком случае отказ от прямого визу­ального контакта воспринимается как выражение по­нимания эмоционального состояния собеседника. В целом, рекомендации сводятся к распределению кон­такта глаз между периодами говорения и слушания партнера.

Динамика направленности взглядов во время бесе­ды также указывает на степень интеллектуального на­пряжения и значимость услышанного вопроса для со­беседника.

О роли различных видов отношений, представлен­ных в особенностях визуального контакта, в формиро­вании стратегии взаимодействия с окружающими людьми, пишет Эдна Мор (246). Выступая в роли пси­хотерапевта, она обратила внимание на то, что глаза другого выражают отношение к нам: любовь или нена­висть; восхищение или презрение; интерес или его от­сутствие. Зная об этом, например, Фрейд и вслед за ним многие продолжатели его подхода в психотерапии пред­почитали обходиться в своих беседах с клиентами без контакта глаз, чтобы минимизировать его влияние на пациента Они считали себя также более свободными (были самими собой), когда пациенты не могли смот­реть на них Поворотным пунктом в клинической прак­тике, по мнению Эдны Мор, стало определение тех кли­ентов, для которых обходиться без контакта лицом к лицу короткое или длительное время было чрезвычайно трудно. Кроме этого, признание выводов о том, что контакт глаз является важным средством для понима­ния внутренних изменений у пациентов, привело к за­ключению, что он может служить в качестве средства при обеспечении важных моментов в процессе интер­претации.

Фрейд считал, что стремление к продолжительному зрительному контакту является проявлением либидозной потребности. Другие авторы (Fromm-Reichman, Greenacre, приводится по 246) писали о том, что психоти­ческие пациенты также стремятся поддерживать зритель­ный контакт с терапевтом и его функция заключается в сохранении чувства связи с внешним интерперсональным миром. Э. Мор, в свою очередь, придерживается той точки зрения, что зрительный контакт необходим тем пациентам, которые нуждаются в терапевтической по­мощи для того, чтобы поддержать их собственную представленность себе. Она приводит в своей работе ряд случаев, в частности пишет о том, что у нее была паци­ентка, которая страдала приступами депрессии. С са­мых первых этапов общения с ней психотерапевт об­ратила внимание на то, что пациентка проявляет повышенную чувствительность к выражению лица. Для нее контакт глаз служил средством формирования внутренней презентации «себя — другого». Неодно­кратно пациентка заявляла, что она испытывает чувство страха, начинает паниковать, если не видит психотера­певта. В основе этих переживаний лежит потеря под­тверждения ее существования со стороны психотерапев­та Часто такие чувства испытывала пациентка в конце сеанса, что служило причиной для возникновения более глубоких и деструктивных переживаний Ей казалось, что части ее тела были разъединены, что она находится в положении уничтожаемого человека. Поэтому паци­ентка нуждалась в зрительном контакте, в общении лицом к лицу Благодаря ему она была представлена самой себе. Но особенности этой пациентки не позво­ляли ей смотреть прямо в глаза, поэтому ее пристальный взгляд был направлен на различные части лица психотерапевта. Она как бы смотрела и одновременно не контактировала визуально с партнером. После того, когда она начала контактировать, ее взгляд был долгий и очень интенсивный.

Э. Мор считает, что такие противоречивые тенден­ции визуального контакта клиентки обусловлены ее опытом зрительного взаимодействия с матерью. Клиен­тка помнила глаза матери как «мертвые глаза, не видя­щие ее», ей казалось благодаря этому, что она для ма­тери не существует. Данный вывод совпадает с точкой зрения многих исследователей, занимающихся изуче­нием роли зрительного контакта в детско-родительских отношениях и пытающихся раскрыть феномен материнско-детской привязанности или ее отсутствия. Как известно, в течение первых месяцев жизни мать и ре­бенок проводят много времени, зрительно контактируя друг с другом. Ребенок начинает сосредоточиваться на материнском взгляде в 5—7 недель, и скоро активно требует зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Ребенок может смотреть на свою мать так долго, как долго она будет смотреть на него. Что видит ребе­нок, когда он смотрит на лицо матери, в ее глаза? По мнению Winnicot, ребенок видит самого себя, что де­лает мать реальной для него. Он подчеркивает, что тогда, когда лицо матери отражает ее собственные чувства, становится жестким, возможно формирование-патологических отношений между ней и ребенком. При нормальном развитии контакта глаз формируется не только позитивный образ матери, но и отношение к ней становится автономным. Другими словами, если ребе­нок злится на мать, его позитивные чувства к ней сме­шиваются с негативными, то ее образ остается посто­янно любимым.

Эти фундаментальные функции контакта глаз, обще­ния лицом к лицу на первых этапах развития человека, его взаимоотношений с близкими людьми играют боль­шую роль в выстраивании отношений с другими партнерами по общению. Э. Мор приводит высказывание пациентки, которая после двух месяцев общения с пси­хотерапевтом заявила, что взгляд психотерапевта был как «выговаривающий, отчужденный, неприкасаемый взгляд ее матери», которая отворачивала свою голову от дочери так, что та не могла видеть ее глаза. В такие моменты у нее возникало ощущение отвержения, не-представленности самой себе, неподтвержденности. В целом, как замечает Э. Мор, ее пациенты вели себя как «барометры», были «локаторами» выразительного пове­дения, могли понять очень многое, рассматривая лица и глаза партнеров.

Таким образом, особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит частоты и позитивных модальностей, становятся источ­ником различных переживаний, могут формировать аг­рессивную направленность в общении, приводить к фе­номену «отчуждения от индивидуальности» (separation — individuation). Если взгляд матери выражает посто­янно злость и агрессию, то это может препятствовать нормальному развитию визуальных контактов с други­ми людьми. Многие психотерапевты и ведущие тренинговых групп сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза друг другу, избегают контакта глаз. Одна из причин заключается в том, что человек испытывает чувство страха, вызванное тем, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возмож­но агрессивные, поэтому он запрещает себе смотреть в глаза другому.

Независимо от того, в чем проявляется дефицит определенных зрительных контактов в детско-родительских отношениях, снятие их влияния возможно только посредством специальной невербальной интеракции, общения лицом к лицу. Эти невербальные интеракции не только будут давать информацию практикующему психологу по поводу того, что переживает клиент, но и способствовать осмыслению обоими участниками об­щения своей представленности как другому, так и себе,

212 Экспрессия челове^^стное познание общение и межли'

потребности » подтверждении, а

т. е. удовлетворению п^> * интересе, уважении и т. д. значит, в любви, прин?^ ' те ^&3 и его роли в пре-Завершая раздел о ^формировании определенных зентации отношений Y* * огм^т1^ъ, что у многих на-взаимоотношений, сле/^ т&к назы^аемые «культурные родов мира существуй/^ ^ стадьное и долгое смот-запреты» на контакт гл^ '    ЗапРет или разрешение

рение, на «злые глаза>^  ' ^ б^азными механизма-

на «контакт глаз»

^ых отноше

 регуляции социалкГ1 jSilHaMiiv:a взгляда, «контакт Для отдельных нар^ин^ежНос1и к культуре. На-

^ых отношеЯии между людьми, ми регуляции социаль^

Для отдельных нар^ОВ жни.1И л лулв1у11в. 1М-глаз» есть показатель ^ Седзабур0 "Люди зрения" и пример, в эссе Киму£? ЧТ(^ Донцев глаза служат "люди голоса" о™ече^'лья^оргапои речи. Умение своеобразным дополн^          _^_ Это культурно-спе-

вести диалог на язык^ в ителей страны Восходящего цифический признак    зрений»' понимают силу та-

Солнца. Японцы, как "у\^яют ОСО6УК) деликатность, не кого контакта и пРоя: пеидам н^.пример, закрывают всегда понятную евР нспорте. Можно усомниться глаза в общественной ^ владеет каждый японец язы-в том, насколько хоре?1" ^ ^.звитие этого элемен-ком взглядов, но 5езУс2ракции за^исит от того- какая та невербальной ин-г ,ультуре jvl>i, русские, тоже чут-

 ^    e M

роль ему отводится в ^ партнерэ-- Это нашло отраже-ко реагируем на взгл^ПОСдОВИц^х и поговорках («со-ние в многочисленнь^оргнет>>^ в навыке общения врет глазом не азд\ в повЕ?1шенной чувствитель-(смотреть партнеру в fj\ >^ кр1^тических ситуациях ности к взгляду пар'* р    F

(«искать правду в ТА^^1^Ы говорят- что все культурыг>

Современные этн<7 ^ части в зависимости от направ-можно разделить на Л^^ взгляд ^ри разговоре направ­ленности взгляда: у оД" aDVrpf;X считается невежли-лен в глаза собеседн*1^^ ^оэ^гому взгляд направлен вым смотреть прямо V           о Б глаза взгляд русских

в сторону. «Направлен   восто,чными народами как

воспринимается

Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении

213

невежливость, дерзость, взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними» (20. С. 145). У народов Северного Кавказа в связи с обычаем избегания накла­дываются ограничения на контакт глаз, особенно эти запреты имеют отношение к женщинам и мужчинам младшим по возрасту. Но как следует из тех же этно­графических источников, табу на зрительный контакт определенного типа распространяется на ряд ситуаций общения, главным образом на конвенциальное, профес­сиональное, деловое. Отступление от норм зрительно­го контактирования в этих видах общения приводит к трениям и сбоям, к возникновению затрудненного об­щения.

Кроме норм зрительного контакта, определенных культурными и этническими традициями, существуют «неписаные» законы визуального общения. Они рас­пространяются на сферы интимного, доверительного, личностного общения. В том случае, когда эти законы нарушаются, появляются эффекты затрудненного об­щения: сбои в коммуникации, снижение или повыше­ние сензитивности к состояниям другого человека, не­понимание, ощущение одиночества, отчужденности, отношение недоверия, непринятия и т. д.

Итак, психологическая суть контакта глаз как важ­ного элемента невербальной интеракции может изме­няться под влиянием многих переменных, но остается незыблемым один вывод — контакт глаз указывает на виды отношений: 1 «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтере­сованности, принятия). Ему соответствует частый, ин­тенсивный визуальный контакт, подчиняющийся пра­вилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или пол­ностью отсутствующий контакт глаз. 2. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Этим отношени­ям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особен­но в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмо­ционально-значимые для него факты. «Позиция» пред­ставлена также полюсом «подчинения». Для отноше­ний, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое погляды­вание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при не­желании другого фиксировать визуальный контакт). 3. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелатель­ность, симпатия, дружба, расположение), а на негатив­ном полюсе отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, непри­язнь). Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, ко главным образом об этих отношени­ях свидетельствует модальность взгляда и его психофи­зиологические характеристики. Враждебность переда­ется не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, же­сткость и т. д, а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.

Таким образом, объективному анализу на основе контакта глаз поддаются в большей степени отношения, принадлежащие к группам «дистанция» и «позиция». Отношения, составляющие группу «валентность», зна­чительно труднее распознаются на основе формально-динамических характеристик контакта глаз. О них в большей мере свидетельствует сочетание формально-динамических, психофизиологических и психологичес­ких характеристик взглядов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...