Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Население и миграционная политика власти в регионе




 

Являясь частью сложившейся единой хозяйственной системы страны и подчиняясь общему порядку её функционирования, советский Дальний Восток в то же время сохранял свою обособленность, оставаясь периферией как в географическом (природные условия, пионерность освоения, неразвитые транспортные связи, удалённость от перерабатывающих баз), так и в социально-экономическом смысле. Ориентируясь на уже созданную в европейской части СССР производственную базу (хотя и сильно подорванную за годы войны) и комплекс её связей и отношений, коммунистическая империя в освоении восточных районов продолжала отдавать приоритет извлечению сырьевых ресурсов и укреплению обороноспособности своих восточных рубежей (во многом из-за проблем, порождённых амбициозной и агрессивной внешней политикой самого сталинского режима и связанных со складывавшейся внешнеполитической обстановкой в регионе).

Потребности местной экономики и населения отодвигались на второй план. В результате сформировалась диспропорция между добывающей и обрабатывающей отраслями производства, промышленностью, сельским хозяйством и их инфраструктурой, между экономикой и социальной сферой. Жизнедеятельность восточных районов зависела от той доли финансовых средств, которую они получали от государства вследствие централизованного распределения, а также поставок продукции и продовольствия из других областей страны. С экономическими проблемами были тесно связаны миграционные. Некомфортные условия жизни дальневосточников предопределили большую подвижность населения региона.

Проблемы формирования населения, кадрового потенциала послевоенного советского Дальнего Востока были в центре внимания властей. Политика государства, направленная на продолжение интенсивного освоения дальневосточных природных ресурсов, развитие сельского хозяйства для обеспечения продовольственного снабжения региона за счёт местных источников, скорейшее заселение и экономическое освоение южной части Сахалина и Курильских островов, обусловила увеличение капиталовложений в добычу редких и цветных металлов, рыбы, леса, угля, нефти и осуществление ряда мер по привлечению рабочих рук в регион. Стимулирующую роль сыграло Постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1946 года «О повышении зарплаты и строительстве жилищ для рабочих и ИТР предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке».

Рост численности населения послевоенного Дальнего Востока СССР  обеспечивался во многом за счёт различных форм добровольных переселений. По данным Л. Л. Рыбаковского, в 1950-е годы одни только уволенные в запас военнослужащие, пополнившие дальневосточное население, составили 17 – 18% трудоспособных мужчин. Была полностью восстановлена система так называемых оргнаборов, что позволило значительно увеличить кадры работников в рыбной, лесной и угольной промышленности. Масштабы организованного переселения росли вследствие начавшегося бурного промышленного и капитального строительства. Особое значение приобрело заселение Южного Сахалина. Основная масса новосёлов пополнила Хабаровск, Советскую Гавань, Биробиджан. Наибольший же прирост переселенцев был в городе сплошной новостройки – Комсомольске-на-Амуре.

Для обеспечения продовольствием дальневосточников за счёт местных источников новый мощный импульс получило прерванное войной плановое сельскохозяйственное переселение. На Дальний Восток приходилось 30% всех переселённых в эти годы в РСФСР крестьянских семей. Во второй половине 1950-х годов в переселенческом движении начинается новый этап, связанный в значительной мере с освоением целинных и залежных земель. Из дальневосточных территорий наиболее активно заселялся Приморский край, который ежегодно принима­ло 2,5 тысяч новосёлов. Велик был фонд освоения переселенцами новых земель и в Амурской области. В целом с 1946 по 1960 годы в сельские местности Дальнего Востока СССР организованно переселились 100,8 тысяч семей. Что было значительным числом для одного из слабозаселённых, а значит, и необеспеченных рабочей силой районов страны.

Однако для миграционных процессов на советском Дальнем Востоке был характерен значительный встречный поток выезжавшего населения. Основной причиной слабой закрепляемости кадров оставались тяжёлые условия труда и быта. Многие переселенцы не смогли привыкнуть к суровым природным условиям, регулярным стихийным бедствиям – разрушительным тайфунам и наводнениям.

Потребность в рабочей силе послевоенного советского Дальнего Востока постоянно росла. По-прежнему большие производственные задачи возлагались на ГУЛАГ. Вопросы мобильного обеспечения той или иной отрасли рабочей силой привычно решались за счёт заключённых и спецпереселенцев. Во второй половине 1940-х годов в исправительно-трудовые лагеря Дальнего Востока СССР было завезено 170 тысяч военнопленных японцев. А по мере их массовой гибели (по причине крайне высокой смертности) и репатриаций основной рабочей силой на объектах ГУЛАГа вновь становились заключённые. По подсчётам Е. Н. Чернолуцкой, численность последних в лагерях Дальстроя в 1951 году составляла 300 тысяч человек После амнистии, объявленной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года, численность контингентов в каждом из исправительно-трудовых лагерей Дальнего Востока СССР уменьшилась на 30 – 50%. Дальстрой был упразднён 29 мая 1957 года. Численность населения Дальнего Востока СССР на 1959 год составила 4,8 миллиона человек.

В 1960-е годы население региона продолжало увеличиваться как за счёт внешней миграции, так и естественного прироста. Заселение советского Дальнего Востока по-прежнему происходило посредством различных организованных форм переселения (направление специалистов, оргнаборы рабочих, общественные призывы и т.п.).

Привлечение трудовых ресурсов требовало средств для их закрепления. В этом смысле значимой должна была стать социальная сфера. Однако развитию этой сферы уделялось явно недостаточное внимание. В 1960-е годы среднегодовые темпы роста промышленности региона были несколько выше, чем в целом по Союзу (соответственно 9,1 и 8,5%). Однако темпы роста заработной платы дальневосточников были значительно меньше, чем по СССР в целом (соответственно 4,8 и 7,8%). Поэтому заработная плата не являлась эффективным экономическим фактором привлечения и закрепления населения на Дальнем Востоке СССР. Для притока сюда населения из других регионов страны государство было вынуждено вернуться к поощрительной системе заработной платы, отменённой в конце 1950-х годов.

В октябре 1965 года центральными и региональными партийными и советскими органами обсуждались предложения по развитию производительных сил и закреплению кадров в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. 26 сентября 1967 года появилось Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению благосостояния советского народа». В нём были расширены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Речь шла, прежде всего, о повышении зарплаты рабочих и служащих, занятых в материальном производстве, в форме увеличения процентных ставок и введения коэффициентов. 1 января 1968 года были введены надбавки к зарплате рабочих и служащих предприятий и организаций лёгкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры, других отраслей хозяйства советского Дальнего Востока. Однако к середине 1980-х годов зарплата работников социальной сферы существенно отличалась от заработков в производственной сфере. К примеру, значительным был разрыв в доходах работавших в образовании и здравоохранении на Дальнем Востоке СССР от проживавших в центре страны. Так возникал механизм неэффективной миграции и оттока населения из региона.

С целью привлечения людей центральными плановыми органами и отраслевыми ведомствами были введены различные производственные коэффициенты, определявшиеся значимостью отрасли в хозяйственном комплексе. Так, в Комсомольске-на-Амуре на заводе «Амурсталь» районный коэффициент составлял 1,5, а на «Амурлитмаше» – 1,3. Производственные коэффициенты стали усилителями миграции. В 1974 – 1976 годах население Комсомольска-на-Амуре увеличилось на 18 тысяч человек (из них на 62,7% – за счёт миграции).

В 1986 году Министерство труда и социального развития СССР ввело надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы на одном предприятии, дополнительные льготы и компенсации в северных районах страны. Для обеспечения равных условий для жителей Центрального района РСФСР и Дальнего Востока РСФСР доходы последних должны были быть выше как минимум на 10 – 15%.

Неэффективность миграции во многом была обусловлена также неудовлетворённостью населения снабжением продовольствием и товарами первой необходимости. Основная масса потребительских товаров завозилась в дальневосточный регион из центральных и южных районов страны (продовольственных товаров – 34,9%, непродовольственных – 75,4%). В 1980 году на приобретение непродовольственных товаров дальневосточники тратили на 16,3%. а на меховые изделия – в 3 – 4 раза больше средств, чем жители центральных районов. Доплаты к зарплате лишь частично покрывали дополнительные расходы на проживание в регионе. Разрыв между уровнем жизни дальневосточников и жителей других регионов СССР не сокращался, а напротив, имел тенденцию к увеличению. Неудовлетворённые потребности людей становились причиной возвратной миграции.

Для привлечения трудоспособного населения на советский Дальний Восток власти использовали систему дополнительных льгот, практиковавшуюся прежде: подъёмные для переезда и обустройства на новом месте, оплата стоимости проезда семьи, предоставление дополнительных отпусков, ссуд, пособий и другие меры. Политика льгот была особенно важна для привлечения экономически активного населения в сельские местности региона, где сельскохозяйственным трудом занималось всего 7 – 8% населения. Сельскохозяйственные переселения осуществлялись плановым порядком под контролем государства, вводились дополнительные льготы для обустройства переселенцев.

Следствием новой политики стало прибытие в регион в 1960-е годы 150 тысяч человек. В 1980-е годы в Приморский край и Амурскую область ежегодно приезжало от 300 до 400 семей. Численность сельского населения Дальнего Востока СССР выросла на 18%, тогда как по РСФСР – всего на 5,7%. Тем не менее, демографическая ситуация в сельской местности региона существенно не улучшилась.

Новый импульс хозяйственного освоения и заселения регион получил в середине 1970-х годов в связи с началом сооружения Байкало-Амурской магистрали. Вновь создаваемые рабочие места стимулировали привлечение рабочей силы по общественному призыву в виде комсомольско-молодёжных отрядов различных республик СССР, что способствовало росту населения. Организованная миграция на Дальний Восток СССР дополнилась потоком переселявшихся самостоятельно, который обеспечил около половины всех въехавших в регион.

За период между Всесоюзными переписями 1959 и 1989 годов число жителей на Дальнем Востоке СССР увеличилось более чем на 3 миллиона человек, или на 64,3% (против 25,4% по РСФСР и 37,3% по СССР). По данным переписи 1989 года, численность населения в регионе составила 7 миллионов 941,1 тысяч человек, а его доля в населении РСФСР возросла с 4,1% в 1959 году до 5,5% в 1989 году. Доля мигрантов в приросте населения составила 29,7%.

Однако демографическая ситуация в регионе оставалась не столь благоприятной. Миграционная политика государства, подкреплённая значительными финансовыми и материальными средствами, не дала желаемых результатов. Экономические меры по привлечению и закреплению населения не стали стабилизирующим фактором демографического развития. Необходимо было создавать мощную социальную инфраструктуру. В 1987 году центральные власти приняли «Долговременную государственную программу комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области до 2000 года», ориентированную на приоритетное развитие социальной сферы. Однако на деле государство имело в регионе другие приоритеты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...