Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Радикальные изменения в общественно-политической жизни региона. Массовые репрессии на Дальнем Востоке СССР
После завершения революционной смуты население советского Дальнего Востока испытывало огромные затруднения социального, материального и морального характера. Разорение крестьян, безработица среди промышленных рабочих, трагизм положения интеллигенции, оказавшейся перед мучительным выбором: с властью или против. Всё это не вселяло оптимизма. Начальные шаги советской власти, направленные на восстановление хозяйства, возрождение городов и посёлков, поддержание относительной свободы крестьян нэповскими принципами, постепенно вселяли надежду на стабилизацию и дальнейшее улучшение жизни. Серьёзной проблемой в решении дальневосточных задач был дефицит кадров всех уровней. К тому же в 1926 году общая грамотность населения Дальнего Востока СССР составляла чуть более 40%. Из каждой тысячи дальневосточников 625 были неграмотны. Среди коренных народов грамотных было 2%. Для руководства культурным строительством в 1922 году был учреждён Дальневосточный отдел народного образования, провозгласивший первоочередной задачей ликвидацию неграмотности. Для скорейшего решения этой задачи в апреле 1923 года была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности. Параллельно создается общество «Долой неграмотность». Общество проводило агитационно-пропагандистскую работу среди населения и содержало на свои средства значительную часть ликбезов, которые в основном находились в деревнях. С осени 1925 года на Дальнем Востоке СССР стало вводиться всеобщее начальное образование. Борьба с неграмотностью растянулась и на 1930-е годы. По данным переписи, проведенной в январе 1937 году, на советском Дальнем Востоке общая грамотность населения старше восьми лет составляла 81%, среди малых народов – 64%. В 1923 – 1924 годах в различных городах советского Дальнего Востока были открыты педагогические техникумы для подготовки учительских кадров. Особое внимание уделялось подготовке учителей для школ коренного населения. С этой целью в 1929 году в Хабаровске был открыт Дальневосточный техникум народов Севера. В марте 1927 года II Дальневосточный краевой съезд Советов утвердил план осуществления всеобуча в крае, согласно которому в 1931/1932 учебном году намечалось ввести обязательное начальное образование. Всеобщее обязательное начальное образование на Дальнем Востоке было осуществлено к 1931 году. В связи с введением всеобуча открываются педагогические институты. В 1930 году во Владивостоке и Благовещенске, в 1938 году – в Хабаровске. Немаловажную роль впросвещении населения играли избы-читальни, библиотеки. В 1937 году на Дальнем Востоке СССР действовало 974 избы-читальни. Не меньшее значение придавалось властью развитию науки, средств массовой информации и печати. Несмотря на то, что культурно-просветительская работа имела крен в сторону политико-идеологической обработки, особенно молодого поколения, нельзя отрицать и её положительное влияние на воспитание гражданских чувств. С этой целью проводились политинформации, семинары, конкурсы с политическим и идеологическим уклоном. Несомненную пользу приносили беседы о жизни и подвигах героев страны. Особое внимание в области политико-идеологической работы уделялось жителям пограничных районов. Составной частью политико-идеологической работы среди населения являлась оборонно-массовая подготовка. Враждебное окружение настоятельно требовало решения этой задачи. В 1926 году начало создаваться «Общество содействия обороны СССР», охватившее широкие круги рабочих и крестьян. В 1927 году путём слияния нескольких организаций образован «Осоавиахим» для подготовки резервов и профессиональных кадров для Рабоче-крестьянской Красной армии. Эти организации были самыми массовыми оборонными обществами в предвоенные годы. С конца 1920-х годов в старших классах школ и техникумах особое внимание уделялось военной подготовке молодёжи с целью улучшения качества подготовки призывников. С 1939 года в целях оборонно-военной подготовки молодёжи принимается новый спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Это способствовало воспитанию у населения региона чувства мобилизационной готовности, бдительности, стремление в любой момент оказать полноценную помощь Красной армии. Наряду с политико-идеологической и воспитательной работой внедряются «чрезвычайщина» и идея поиска «вредителей». В 1933 году на советском Дальнем Востоке были вскрыты филиалы мифической «Трудовой крестьянской партии». По этому делу было привлечено около 250 человек. После убийства 1 декабря 1934 года большевистского функционера С. М. Кирова репрессивные меры усилились. С 1937 года наибольший карательный удар пришёлся на руководящий состав партии, специалистов народного хозяйства и в целом на интеллигентскую среду. Репрессивная машина прошлась по Дальнему Востоку очень жестоко. Тысячи старых партийцев были уничтожены. Близость границы и другие факторы заставили центр «очистить» Дальневосточный край с особой тщательностью. В. Путна (представитель ОКДВА в Далькрайкоме), Л. Лаврентьев (секретарь Далькрайкома), Г. Киреев (командующий Тихоокеанским флотом), П. Федин (первый секретарь Уссурийского обкома ВКП(б) и сотни других руководителей были репрессированы. Опасаясь, что проживавшие в пограничных районах Дальневосточного края корейцы и китайцы могут быть вовлечены в диверсионно-шпионскую деятельность на стороне Японии, власти приняли решение депортировать корейцев в Среднюю Азию и Алтайский край, а китайцев – в Маньчжоу-Го. С августа по декабрь 1937 года было насильственно вывезено более 135 тысяч корейцев и около 20 тысяч китайцев. К середине 1938 года полоса в 13 миль (от Посьета до озера Ханка) была очищена от иностранных жителей. Выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР в Хабаровске в июне 1938 года рассмотрела дело об участии в антисоветской шпионско-диверсионной организации троцкистов и правых. Репрессиям подверглись Г. М. Круглов – председатель Дальневосточного крайисполкома, С. И. Западный – заместитель начальника Управления НКВД по Дальневосточному краю, Е. В. Лебедев – заместитель председателя Дальневосточного крайисполкома, И. В. Слинкин – первый секретарь Хабаровского обкома и горкома ВКП(б), А. В. Швер – редактор газеты «Тихоокеанская звезда», М. Я. Чернин – прокурор Дальневосточного края – и другие. Через два дня приговоры были приведены в исполнение. Размах репрессий требовал расширения мест заключения. Дальлаг, действовавший в 1930 – 1939 годах, имел 21 отделение, в каждом из которых находилось по 40 – 50 тысяч заключённых, в основном политических. Через пересыльный лагерь города Владивостока прошли сотни тысяч репрессированных: деятели науки, культуры, видные военачальники. Среди них С. П. Королёв – позднее ставший основоположником практической космонавтики и конструктором первых советских ракетно-космических систем, писатели Юрий Домбровский, Бруно Ясенский, Варлам Шаламов, поэт Владимир Нарбут, актер Георгий Жжёнов и другие. В декабре 1938 года в пересыльном лагере Владивостока умер от истощения поэт Осип Мандельштам. В 1950-е – 1990-е годы большинство репрессированных были реабилитированы. Однако их палачи до сих пор не наказаны. Таким образом, советский Дальний Восток в «межвоенный» период (с конца революционной смуты и до начала советско-германской войны) оказался в чрезвычайно сложных условиях. Предстояло экономическими, социальными и политическими результатами доказывать, что Дальневосточный край – исконно российская земля. Огромные средства, вложенные в промышленное развитие края, пионерное освоение Сахалина, Камчатки, Чукотки, Колымы, коренным образом изменили его облик, придав ему индустриальную направленность. Несмотря на первоначальные замыслы по комплексному развитию региона, в конечном итоге «зеленая улица» всё-таки была предоставлена отраслям оборонного и экспортного назначения. Такая ориентация приводила в дальнейшем к превращению восточных районов в сырьевой придаток с хроническим отставанием социальной структуры. Серьёзным препятствием в решении дальневосточных задач был дефицит кадров всех уровней. Решая её всеми доступными средствами (создание сети учебных заведений, вербовка, мобилизация коммунистов и комсомольцев из центральных областей страны), правящая партия широко использовала принудительный труд. На долю дальневосточного общества в период социалистического строительства выпали тяжёлые жизненные испытания. Стремление к лучшей жизни было сопряжено с максимальной отдачей сил для освоения сурового края, совершенствования профессионального и культурного уровня, выживания в трудных условиях. Трудом дальневосточников прежде далекая и отсталая окраина России приобретала индустриальный облик. Пафос и величие трудовых пятилеток соседствовали с лишениями, конфликтами и человеческими трагедиями. Созданная в регионе материально-техническая база позволила выдержать испытания военных лет.
Контрольные вопросы по содержанию лекционного блока 1 1. Охарактеризуйте состояние экономики дальневосточного региона России после завершения революционной смуты. 2. Какие задачи политического, хозяйственного и административного характера предстояло решить большевистскому режиму в регионе в ходе рекреационного периода? 3. Объясните сущность, роль и значимость концессионной политики большевистского режима в дальневосточных условиях. 4. Что можно отнести к приоритетным направлениям экономического развития Дальнего Востока СССР в 1920-е годы? 5. Назовите основные масштабные стройки первых двух пятилеток в ДВК. 6. Какие трудовые ресурсы были задействованы властями при решении ими задач «социалистической индустриализации» на Дальнем Востоке СССР в конце 1920-х – 1930-е годы? 7. Какие проблемы выявились в процессе реализации коммунистической новой экономической политики в дальневосточной деревне? 8. Что отличало процесс принудительной коллективизации (раскрестьянивания) в дальневосточных условиях в сравнении с аналогичным процессом в центре страны? 9. В чём заключалась репрессивная политика коммунистической власти в регионе по отношению к верующим и религиозным организациям? 10. В чём состояли причины масштабных политических репрессий в дальневосточном регионе СССР? 11. Назовите основные результаты так называемого «социалистического переустройства» Дальнего Востока СССР в 1930-е годы.
ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК 2. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |