Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Была создана единообразная система военного управления (все подчинялись военному министру, даже члены императорской фамилии, которые стояли во главе отдельных родов войск).




Вывод:

Проведение целого ряда буржуазных реформ, по идее, должно было завершиться созданием представительного учреждения в центре.

В последние годы царствования Александра II некоторые его сподвижники по реформам, земские деятели стали убеждать его в необходимости дальнейшего продолжения реформ, в необходимости создания общероссийского представительного Собрания и предоставления хотя бы элементарной Конституции! Министру внутренних дел Лорис-Меликову было получено разработать программу дальнейших реформ. В 1881 году Лорис-Меликов подал императору проект, который вошел в историю под названием «Конституция Лорис-Меликова». Император одобрил в общих чертах этот проект, но, по иронии судьбы, в этот же день 1 марта 1881 г. он был убит террористами – народовольцами, а новый царь Александр ІІІ отверг этот проект.

Новый император изгнал из правительства либерально настроенных министров и взял курс на укрепление самодержавия и репрессивного аппарата.

Суть проекта Лорис-Меликова: в Госсовет ввести 10-15 выборных представителей общественности, т. е. земств и городских самоуправлений. Госсовет должен был стать зародышем парламента. Сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

Реорганизация полицейского аппарата

Полицейский аппарат вместе с армией составлял главную силу самодержавия. После отмены крепостного права правительство вынуждено было и этот аппарат приспосабливать к пореформенным условиям. После проведения судебной, земской и городской реформ у полиции были изъяты судебные и значительная часть следственных полномочий, местные хозяйственные дела. Отныне царизм сконцентрировал в этом аппарате непосредственно карательно-охранительную деятельность.

В 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему. Была учреждена новая должность урядника – низшее звено уездной полиции и детально разработаны права каждого полицейского чина.

Итак, всю уездную полицию возглавляло уездное полицейское управление во главе с исправником. Исправнику подчинялись становые приставы, а становому приставу подчинялись урядники, т. е. расширен низовой аппарат полиции. Полицию губернских городов возглавлял полицмейстер. Вся полиция губернии подчинялась губернатору. Управлял всей полицейской системой (в масштабах страны) департамент полиции МВД. В 1880 г. централизация полицейского аппарата была завершена включением 3־го жандармского отделения в состав МВД. Теперь политическая полиция и общая была в ведении МВД. Кроме того, была создана ведомственная полиция. В Москве, Петрограде создаются охранные отделения (охранка) – это секретные органы политического сыска. Они подчинялись непосредственно департаменту полиции (секретные агенты, филеры, провокаторы – все это было в штате охранных отделений). Правительство добилось того, что от разветвленной системы полицейского надзора не мог укрыться никто. Изменились принципы комплектования полиции: введен принцип вольного найма (раньше из отслуживших в армии набирали в полицию).

 

Судебная реформа 1864 г.

В подготовке реформы участвовали известные юристы того времени: С.И. Зарудный, Д. Ровинский и др. После утверждения царем в ноябре 1864 г. вошли в силу 4 судебных устава: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По судебной реформе были созданы 2 самостоятельные судебные системы – местные суды и общие суды. К местным судам относились мировой суд и волостной суд.

Мировой суд учреждался в составе двух инстанций – участкового мирового судьи и уездного съезда мировых судей. Уезд делился на несколько судебных участков, в каждом учреждалась должность мирового судьи. В мировые судьи мог быть избран (на 3 года) уездными земскими собраниями и городскими думами, как правило, дворянин, не моложе 25 лет, со средним или высшим образованием, обладающий высоким имущественным цензом (от 400 до 1600 дес. земли или другого недвижимого имущества на 15 тыс.). Имущественный ценз понижался только для отставных офицеров. Утверждались судьи Сенатом.

Кроме участковых на тех же условиях избирались почетные мировые судьи, которые пользовались одинаковыми правами с участковыми судьями, но не имели постоянного участка, не получали жалования и могли заменять участковых судей на время их отсутствия.

Второй апелляционной инстанцией являлся уездный съезд мировых судей, который состоял из участковых и почетных судей уезда. Он действовал коллегиально в составе не менее трёх судей.

Мировой суд разбирал гражданские дела с ценой иска до 500 руб. По делам уголовным к подсудности мировых судов были отнесены незначительные преступления (наказания в виде штрафа, ареста до 3-х месяцев или тюремного заключения до 1 года). В мировом суде разбор дела происходил в упрощенном порядке, без деления на стадии. В лице мирового судьи объединялись следователь, судья и обвинитель. Как по гражданским, так и по небольшим уголовным делам допускалось примирение сторон, причем судья должен был содействовать мирной сделке.

Мировой суд работал с большой нагрузкой – до 20 дел в день.

Волостной суд (учрежден в 1861 г.) относился также к системе местных судов. Это был чисто сословный суд, т.е. крестьянский. Он избирался ежегодно волостным сходом, состоял из 3-х судей, рассматривал крестьянские споры и тяжбы (с ценой иска до 100 руб.). Председателем суда был волостной старшина. Дела в этом суде рассматривались на основе местных обычаев, которые нигде не были записаны. Неудивительно поэтому, что волостные суды часто выносили самые невероятные, дикие приговоры.

Общие суды состояли из окружных судов и судебных палат. Окружной суд являлся I инстанцией системы общих судов. Судебный округ охватывал обычно губернию или её часть (всего было 106 округов). Окружной суд состоял из 2-х отделений: гражданского и уголовного. Гражданское отделение имело только коронный суд. Уголовное отделение состояло из коронного суда и суда присяжных заседателей.

Коронные судьи назначались царём (возраст свыше 25 лет, высшее юридическое образование, служба в судебном ведомстве не менее 3-х лет). Практически все они были выходцами из дворян. В заседаниях участвовало не менее 3-х коронных судей.

Присяжные заседатели подбирались из лиц всех сословий специальными комиссиями во главе с предводителем дворянства. Составлялись списки лиц, могущих быть присяжными. В эти списки включались: чиновники от 5-го и ниже классов, все выборные лица местного и крестьянского самоуправления. Кроме того, могли быть внесены и другие лица при наличии высокого имущественного ценза. Учителя народных школ, лица, находящиеся в услужении, т.е. рабочие и т.д., в списки не вносились.

Составленные списки передавались председателям окружных судов, а те составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретное заседание.

В судебное заседание вызывалось 30 заседателей. После возможного отвода в зале оставалось 12 присяжных заседателей. 12 присяжных могли быть отведены подсудимым, 6 – прокурором. Не получая никакой оплаты, присяжным из крестьян приходилось трудно, они даже нанимались на любую работу во время сессий.

Присяжные заседатели участвовали в суде только при рассмотрении уголовных дел, наказания за которые были связаны с лишением или ограничением прав состояния. Все остальные подсудные окружному суду уголовные дела, а также гражданские дела рассматривались без участия присяжных, только коронным судом. Приговор суда с участием присяжных считался окончательным, мог быть обжалован в кассационном порядке. Вынесение приговоров в окружном суде с участием присяжных заседателей имело свои особенности. Вынесению приговора предшествовал вердикт присяжных о виновности или невиновности подсудимого. При оправдательном вердикте подсудимый немедленно освобождался. При обвинительном вердикте прокурор делал заключение о мере наказания, а после этого коронный суд определял меру наказания. Если коронный суд единогласно признавал, что вердиктом присяжных осуждён невиновный, то мог быть созван новый состав присяжных. Их решение считалось окончательным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...