Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.




Отделение – подготовка предложений по управлению Кавказом.

В начале XIX века в России на смену коллегиям пришли министерства. В 1802 году издан царский манифест «Об учреждении министерств». Было создано 8 министерств:

Сухопутных,

Морских дел,

Иностранных дел,

Юстиции,

Внутренних дел,

Финансов,

Коммерции,

Народного просвещения. 

В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в управлении, в них усилилась персональная ответственность руководителей. Новыми министерствами были: 1) Министерство внутренних дел; 2) министерство просвещения. На министерство внутренних дел было возложено кроме задач по поддержанию общественного порядка еще и управление промышленностью и строительством. В 1811 году издается документ «Общее учреждение министерств» (подготовлен Сперанским). Министрам вверялась исполнительная власть, все они непосредственно подчинялись императору. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором. В аппарате министерств были департаменты и канцелярии, которые возглавлялись директорами. После декабрьских событий 1825 года правительство предприняло ряд мер по усилению государственной и политической безопасности. В 1810 году создано министерство полиции, а в 1811 году начинают формироваться подразделения внутренней стражи.

В 1812 году получил законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили: министры, председатели департаментов Госсовета и др. лица (по назначению императора). Комитет министров рассматривал вопросы управления страной, отчеты министров. Он должен был быть высшим административным органом, т.е. направлять деятельность министров. Но на практике этот орган часто подменял министров. Он был совещательным учреждением при царе и, к сожалению, самостоятельной власти не имел. После 1825 года значение этого органа стало падать, усилилась роль Собственной его величества Канцелярии. С 20-х годов XIX века Сенат стал высшим судебным органом, другие его функции сошли на нет.

Синод, как и в XVIII веке, продолжал осуществлять руководство церковью от имени государства, т.е. он был государственным органом. Во 2 четверти XIX века создавались царем временные комитеты для решения вопросов, по которым правительство не хотело гласности (об устройстве государственных крестьян, и т.д.).

Местное управление. Реформы начала XIX века не коснулись органов местного управления, которые были созданы в 1775 году на основании Учреждения о губерниях 1775 года. Можно только отметить попытки правительства после подавления восстания декабристов значительно усилить местную администрацию. С этой целью в ряде губерний вместо гражданских губернаторов стали назначаться военные губернаторы (они управляли воинскими частями в своих губерниях).

Некоторые территории управлялись наместниками или генерал-губернаторами. Наместничества были учреждены в царстве Польском и на Кавказе, а генерал-губернаторства в Финляндии, Прибалтике.

При губернаторах, как вы помните, имелись губернские правления (губернский прокурор + 2 его помощника). Во главе уезда стоял земский исправник + 2 заседателя, которых избирали дворяне. Им принадлежала административная власть в уезде. Чиновничество – царило всюду. Литература того времени показывает нам чудовищные эпопеи произвола, взяточничества волокиты. И все-таки в самый разгар бюрократического всевластия начинают возникать зародыши местного самоуправления (это дворянские уездные и губернские собрания, общая и 6-ти гласная городские думы, местное самоуправление государственных крестьян по реформе 1837 года).

В царствование Николая I были предприняты попытки оживления дворянского и городского самоуправления. В 1831 г. было издано Новое Положение о дворянских обществах (более точно определены цели дворянских собраний, сокращено число членов дворянского собрания за счет повышения имущественного ценза). Однако оживить деятельность дворянских собраний не удалось.

В бюрократическо-крепостнической России самоуправление было лишь пародией на самоуправление. В деятельность городских дум вмешивалась постоянно верховная власть. Распорядительная дума (раньше это 6-ти гласная) была поставлена в непосредственное подчинение не общей думе, а коронной администрации. В полицейских органах в это время вводятся становые приставы (уезд стал делиться на станы). В 1827 году был создан специальный жандармский корпус, который был вооруженной силой III отделения. В задачи жандармских команд входило «усмирение буйств», «рассеяние запрещенных скопищ».

Тюремная система.В 1 пол. XIX века создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Места лишения свободы не имели единого органа управления. Существовало несколько ведомств, которые руководили тюрьмами.

1) 3 отделению были подчинены Петропавловская, Шлиссельбургская и др. крепости, где содержались политические преступники;

2) Синоду подчинялись церковные тюрьмы, где отбывали наказание раскольники и др. лица, выступавшие против церкви;

Министерству внутренних дел был подчинены общеуголовные тюрьмы. В Сибири имелись каторжные тюрьмы. Существовали такие места лишения свободы как смирительные дома, работные дома.

Судебные органы.Судебные органы в I половине XIX века не претерпели существенных изменений по сравнению с XVIII веком. Сохраняется сословность в организации судов, их зависимость от администрации. Судебная система, правда, несколько упрощается: ликвидируются суды второй инстанции (верхние земские суды, губернские магистраты и верхние расправы). Затем упразднена была и нижняя расправа, а подсудных расправам государственных крестьян стали теперь судить дворянским уездным судом.

Продолжал существовать церковный суд, военный суд. Стали создаваться коммерческие суды (рассматривали дела о торговой несостоятельности, вексельные дела), суды ведомственные (горные, лесные, путей сообщения). В дворянских имениях продолжала действовать вотчинная юстиция помещиков над крепостными крестьянами.

Военное устройство.В 1 пол. XIX века продолжала действовать система комплектования войск, введенная еще Петром I. Но срок военной службы при Николае I был снижен до 20 лет для солдат рекрутов (вместо 25 лет). Однако рекрутская повинность себя уже изживала. Ведение войн требовало больших масс войск. Массовую армию можно было создать путем всеобщей воинской повинности. Но в условиях крепостничества это было сделать невозможно. Царизм пытается выйти из положения путем организации военных поселений. Однако они себя не оправдали ни экономически, ни с точки зрения военной подготовки. К тому же они были источником волнений в стране, а потому после 1831 года их стали упразднять.

 

Развитие права. Кодификация права

В течение XVIII века накопилось огромное количество нормативных актов, требовавших систематизации. Со времени Соборного Уложения 1649 г. кодификацию не проводили, хотя попытки такие предпринимались и при Петре I и при Екатерине II. За все это время было создано 9 комиссий и каждая из них представлялась обществу с шумом, помпезно, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов. Девятая комиссия (1797 года), ограничилась лишь составлением оглавления будущего Уложения. Далее сочли необходимым найти ученого юриста, и выбор пал на барона Розенкампфа из Лифляндии. Человек, не знавший России, не знавший даже русского языка возглавил десятую комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами, французами. Естественно, что сделать они ничего не могли. Комиссия зашла в тупик.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового Уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции. Сперанский был отстранен от работы и сослан в Сибирь.

Лишь в 1826 году работа по кодификации возобновилась. Николай I возвратил из ссылки Сперанского и поставил его во главе 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. К 1833 году после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное Собрание законов и Свод действующих законов Российской империи.

После 1649 года в России не осуществлялась публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тысяч. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению. Вначале были сведены воедино в хронологическом порядке и без изменений все действующие и недействующие законы, начиная с 1649 года. К 1830 году Полное собрание законов было готово. Оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. (Это является примером инкорпорации права).

Вместе с тем велась работа по составлению Свода действующих законов. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению, из противоречивых актов составители помещали позднейшие. Свод был составлен по определенной системе, соответствующей отраслям права. Он делился на 8 разделов и насчитывал 15 томов (это был пример кодификации права). Кодификация русского права имела большое значение. Она привела впервые к формированию основных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д.

Следующим важным этапом в кодификации права была разработка Уголовного Уложения. Ни система преступлений, ни система наказаний не отвечала новым историческим условиям. В 1845 году новое уголовное Уложение под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было утверждено царем. Определяя сущность законодательства Российской империи 1 половины XIX века, необходимо отметить следующее: оно было феодально-крепостническим, закрепляло безраздельно господство помещиков над крестьянами и лишь в слабой степени пыталось приспособить право к развивающимся капиталистическим отношениям.

Гражданское право. В первой половине XIX века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно. Это связано было, прежде всего, с усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на движимое и недвижимое. Недвижимое имущество подразделялось на « благоприобретенное» и родовое. С беспредельным цинизмом причислялись к недвижимому имуществу также и крепостные крестьяне. Впервые в Своде законов было дано определение права собственности как права «исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно» и потомственное. Дворянская собственность на землю обеспечивалась правом обратного выкупа в течение 3лет – это касается родовых имений. Значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных, т.е. государственных, удельных крестьян не могли отчуждаться, т.е. они не были их собственностью. Поляки не могли приобретать в собственность, брать в залог и арендовать землю в 9 западных губерниях. Также существовали определенные ограничения для евреев. Законодатель охранял российскую землю от перехода в «чужие руки».

Обязательственное право.Развитие товарно-денежных отношений вызвало интенсивное развитие обязательственного права. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно. Но некоторые (договор займа, дарения, залог недвижимого имущества и ряд других) требовали только письменной формы. Всякий договор «правильно составленный», подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров:

1) поручительство;

2) неустойка;

3) залог недвижимого имущества;










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...