Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организационные элементы учетной политики




Рассмотрим содержание условий ,совокупность которых составляют организационные элементы учетной политики организации .

Рабочий план счетов бухгалтерского учета , содержащий синтетические и аналитические счета ,необходимые для ведения бухгалтерского учета , разрабатывается организацией в зависимости от следующих условий :

- совокупности счетов синтетического учета , содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению , представляющем схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности ( активов ,обязательств , финансовых , хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете;

- групп хозяйственных операций ,характерных для организации в зависимости от отраслевых особенностей ,организационно-правовой формы ,видов деятельности и др.

  Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка ), субсчетов (счетов второго порядка ) и аналитических счетов . Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в рабочий план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета , используя свободные номера счетов .

   Номенклатура субсчетов (счетов второго порядка ) , предусмотренных в Плане счетов , формируется в составе рабочего плана счетов исходя из потребностей управления , включая экономический анализ хозяйственной деятельности ,контроль ,требования бухгалтерской отчетности . Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов , исключать и объединять их , вводить дополнительные субсчета .

   Совокупность счетов аналитического учета в составе рабочего плана счетов устанавливается самой организацией , исходя из нормативных актов по бухгалтерскому учету и внутренних потребности организации.

  Формы первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной деятельности ,по которым не предусмотрены типовые формы , разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона « О бухгалтерском учете». Они должны обладать юридической силой и содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа , отражающее финансово-экономическое содержание хозяйственной операции . Документ может не иметь кода формы , если он разработан в самой организации и представлен в учетной политике . Однако наличие кода обязательно в том случае , если документ обрабатывается автоматизированным способом;

- дату составления документа , которая дает возможность определить конкретную дату совершения оформленной операции , что необходимо для для реализации в бухгалтерском учете требований полноты , непрерывности , приоритета содержания над юридической формой . Датой составления документа является дата его подписания ,утверждения , а для акта – дата совершения события ;

- наименование организации , от имени которой составлен документ . Оно позволяет установить принадлежность первичного учетного документа к той или иной организации;

-содержание хозяйственной операции , которое должно точно соответствовать наименованию оформляемого документа;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

-наименование должностных лиц , ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления ,личные подписи указанных лиц . В соответствии с приказами руководителя организации право подписи документов по движению объектов бухгалтерского учета закрепляются за конкретными должностными лицами . Закрепление необходимо для контроля за правомерностью совершения хозяйственных операций . В связи с этим в документах должны быть расшифровки подписей таких лиц . Когда должностное лицо ,имеющее право подписи на первичном документе ,отсутствует ,его может подписывать лицо , являющееся исполняющим обязанности ,или заместитель этого должностного лица . В этом случае обязательным является указание фактической должности лица ,подписавшего документ ,и его фамилии .

   Отсутствие в первичном документе реквизитов , определенных законодательством о бухгалтерском учете , считается нарушением правил бухгалтерского учета . Все формы первичных учетных документов  ,не являющихся типовыми ,унифицированными ,описываются в учетной политике организации (назначение , порядок составления ,подписания ) и прикладываются к ней .

  Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности закрепляются в учетной политике и необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разного уровня ) в целях принятия управленческих решений , контроля за хозяйственной деятельностью как организации в целом , так и ее структурных (производственных ,хозяйственных и управленческих ) подразделений . В связи со спецификой деятельности организаций , разными информационными потребностями пользователей учетной информации отсутствуют методики ее составления ,единые формы отчетности .

    Содержание форм внутренней бухгалтерской отчетности определяется особенностями деятельности организации: формой собственности , масштабом организации , организационной структкрой управления ,отраслевыми характеристиками деятельности ,технологическими особенностями производственного процесса ,спецификой снабженческой и сбытовой деятельности и др.

  Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией , самостоятельно исходя из общих требований их формирования:

-адресности , представляющей ориентацию содержания форм и периодичность их составления на конкретные пользователи;

- оперативности , т.е составления за короткий временной период ( смену ,рабочий день , неделю , пятидневку и др.);

- соблюдения соотношения превышения выгод от использования учетной информации над затратами по составлению отчетности .

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерской отчетности , периодичность и сроки ее представления , ответственные за ее составление , потенциальные пользователи отчетности .

  Порядок проведения тнвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств , утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Периодическое проведение инвентаризации объектов бухгалтерского учета обеспечивает достоверность учетной совокупности . Основная цель инвентаризации- выявление фактического наличия и состояния  имущества и обязательств организации ,сопоставление их с данными бухгалтерского учета , а при выявлении расхождений – приведение последних в соответствии с фактическими величинами .

  В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

- количество инвентаризаций в отчетном году;

- даты проведения инвентаризаций;

- перечень имущества и обязательств ,наличие , состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации ;

- порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

       Кроме этого , в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством:

- при передаче имущества в аренду ,выкупе ,продаже и других подобных случаях;

-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ( кроме имущества , инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года );

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения , злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия , пожара или других чрезвычайных ситуаций ,вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях .

    Результаты инвентаризаций по приказу руководителя об учетной политике должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того месяца и года , в котором была закончена инвентаризация .

     Правила документооборота устанавливаются для упорядочения работы по созданию ,контролю и использованию в бухгалтерской деятельности первичных учетных документов , своевременности формирования данных бухгалтерской отчетности . Для этого формируется график документооборота как составной элемент учетной политики  организации , который входит в нее и утверждается руководителем . Он представляется в виде схемы и включает перечень работ по составлению , проверке и обработке документов , выполняемых каждым подразделением организации и всеми исполнителями соответствующих работ с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения .

  График документооборота формируется в соответствии с требованиями , содержащимися в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете , утвержденном Приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 года № 105 , и должен устанавливать рациональный документооборот , т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом , определять минимальный срок его нахождения в подразделении , способствовать улучшению всей учетной работы и усилению контрольных функций бухгалтерского учета .

Работники организации должны составлять и представлять документы , относящиеся к сфере их деятельности , по графику документооборота . Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика . В выписке перечисляются документы , относящиеся к сфере деятельности исполнителя , сроки их оформления и подразделения организации , в которые представляются указанные документы .

  Контроль за соблюдением графика исполнителями работ ведет главный бухгалтер организации , а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов , своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском  учете и отчетности , за достоверность содержащихся в документах данных несут лица ,создавшие и подписавшие эти документы .

  Общими требованиями к документообороту являются:

1) Составление первичного документа в момент совершения хозяйственной операции в соответствии с требованиями его оформления;

2) Передача документов в бухгалтерею для контроля за своевременностью и полнотой сдачи для учетной обработки ;

3) Проверка бухгалтерией принятых первичных документов;

- по форме в соответствии с требованиями полноты и правильности оформления ,заполнения обязательных реквизитов;

-по существу в соответствии с требованиями законности хозяйственных операций ,логической увязки отдельных показателей документов , правильности арифметических подсчетов;

4) обработка документов в бухгалтерии:

-таксировка (расценка)

-группировка документов ,однородных по экономическому содержанию;

- контировка ,представляющая собой указание в первичном документе корреспонденции счетов по операциям , вытекающим из содержания документа;










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...