Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Централизованное государство и его высшие органы




Русское централизованное государство с единой верховной властью, с общими для всей страны законами, с профессиональным госаппаратом оформилось в XVI в. Высшим законодательным и управленческим органом в XVI-XVII вв. была Боярская дума, сферой деятельности которой были вопросы внутренней и внешней политики государства.

Правом участия в Боярской думе могли пользоваться лишь те представители землевладельческой знати, которые «жаловались» государем в придворные звания, или «думные чины». Высшим чином было звание «боярин» (в данном случае этот термин лишался социального смысла). Во главе думы стоял «конюший боярин». Боярские звания жаловались представителям самых знатных, преимущественно, княжеских фамилий. Вторым думным чином было звание «окольничий».

В конце XV – начале XVI в. большинство членов Боярской думы принадлежали к княжеским родам, иначе и не могло быть в системе объединенного Русского государства. Назначал бояр в думу сам государь.

В середине XVI в. во время царствования Ивана Грозного начали свою деятельность земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения.Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещательный орган. За XVI-XVII вв. имеются сведения о 57 земских соборах.

Состав земских соборов был в основном устойчивым: в него входили Боярская дума, Освященный собор, а также представители сословий – поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов.

 

Центральные государственные учреждения

Еще со времен Ивана Калиты началось зарождение и развитие слоя профессиональных чиновников – дьяков.Первыми дьяками были дьяки-писцы, которые мало чем отличались от холопов. Со временем великий князь стал управлять с помощью письменных распоряжений, которые проходили через дьяков. Появилась великокняжеская канцелярия, которая превратилась в фактический центр административной власти, где дьяки уже играли самостоятельную роль. В XVI в. дьяки уже видные политические и общественные деятели, в большинстве своем дети боярские, получившие дьяческий чин.

С конца XV в. постепенно складывалась единая система центральных и местных правительственных учреждений, выполнявших административные, военные, дипломатические, судебные, финансовые и другие функции. Эти учреждения получили названия «приказов».

Все приказы делятся на три большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

Основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет были три важнейших приказа: Посольский, Разрядный и Поместный.

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) во всем, что касалось внешней политики. Основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и отправка иноземных посольств.

В ведении Разрядного приказа находилась армия - ее личный состав, комплектование, учет, обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами, определение пригодности к воинской службе, степень квалификации и др. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли. Кроме того, приказ выполнял многие функции современных министерств обороны, безопасности и внутренних дел: от организации строительства крепостей и пограничной службы до назначения наместников, воевод и других должностных лиц и контроля за их деятельностью.

Поместный приказ наделял служилое дворянство землей. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые, окладные и прочие книги.

Кроме того, существовали и второстепенные приказы. Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов – Стрелецкий, для пушкарей – Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал Русского государства – Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия.

Особую группу составляли судебно-полицейские приказы,которые следили за порядком в стране (совр. МВД). Финансовый приказ и т.д.

Кроме того, приказы делились на территориальные и отраслевые. Территориальные приказы управляли областями. А отраслевые приказы – это Приказной, Посольский, разрядный и т.д. Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов – Посольского, Разрядного, Поместного и иных.

В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. Таким образом, государство осуществляло территориальное и отраслевое управление. В 70-е гг. XVII в., когда под воздействием новых явлений в жизни страны перед государственными учреждениями и их штатами встали новые сложные задачи, что привело к резкому возрастанию числа приказных служащих.

Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих.

Высшим звеном приказной бюрократии были «думные дьяки».Они были членами Боярской думы, а с XVI в. думные дьяки, как правило, стояли во главе приказов.

Заместителями думных дьяков были вторые дьяки, их «товарищи» (т.е. помощники).

Под началом дьяков находились подьячие.Они делились на три группы: «старые», «средние» и «молодые». Старые вместе с дьяком руководили составлением документов, средние непосредственно составляли текст документов, наводили справки в архивах своего и других приказов, младшие – осуществляли техническую работу, т.е. переписку документа с учетом того, что исправлял дьяк или старший подьячий. Провести аналогию с совр. специалистами.

Помимо дьяков и подьячих, в приказах имелись также приставы и сторожа.

Лекция 4

Тема: Развитие государственного и










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...