Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание государственности в эпоху Киевской Руси (IX-XI вв.)




История государственного управления в России

Особенности государственного управления в России

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.

Государственное управление – это целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации различных актов (управленческих решений).

Государственное управление в России имеет особенности, ибо государство российское – это больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры.

Характерной особенностью российского опыта государственного управления стала незначительная роль традиций гражданского общества. В отечественной истории цементирующую роль всегда играло государство, а политическое управление доминировало над экономическим. Традиционно довлеюшими были в России позиции политико-административной элиты.

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и не основных функций государства (поддержание порядка, защита Отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц (чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи. Государственная служба сформировалась в результате реформ Петра I.

Государственные учреждения, имеющие властные полномочия, именуются органами государства. Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата: высшие(которые подчинены непосредственно носителю верховной власти – великому князю, царю, императору) или являющиеся как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет, Комитет и Совет министров и т.д.); центральными являлись отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполнявшие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений); местныеорганы власти и управления (губернские, уездные, городские и т.д.) территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

 

Лекция 2

Тема: Становление государственности и

Государственного управления на Руси

План:

1. Создание государственности в эпоху Киевской Руси (IX-XI вв.)

2. Государственное управление в древнерусских княжествах XII - начала XIII веков

 

Создание государственности в эпоху Киевской Руси (IX-XI вв.)

Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII вв.

В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. Сам же Олег стал титуловаться великим князем,в руках которого сосредоточилась всявысшая политическая власть. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времен первых русских князей, княжеская власть становилась наследственной, и это придавало ей легитимность в глазах современников. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная. Огромное значение для правления великого князя имело принятие Русью христианства. Церковь укрепляла авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную.

Опорой власти киевских князей была дружина. В их руках она стала средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов.

На те земли, которые присоединялись к Киеву распространялась система сбора дани и создания на местах опорных пунктов центральной власти. Первоначально дань собиралась главным образом мехами, а в XI в. уже преобладали деньги. Постепенно дань приобретала во всем государстве характер постоянной податной повинности (налоги). Дань и подать была главным источником дохода княжеской власти и дружинников. В их руках дань превращалась в товар и шла главным образом за границу (прежде всего в Византию), частью же – на вооружение дружины и другие нужды государства.

При князьях и посадниках имелись тиуны - агенты, выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селах и на княжеском дворе и в зависимости от этого назывались «тиуны сельские» и «тиуны дворские».

Существовали и другие должностные лица: мытники, взимающие «мыть» (торговую пошлину), вирники, собирающие «виры» (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи» (штрафы за другие виды преступлений). Пошлину за продажу лошадей («пятно») собирали пятенщики.

В начале XI в. в правление князя Ярослава Мудрого появляется древнейший текст русского права под названием «Русская Правда»,котораявключала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки и преступления. В основном это были денежные штрафы, размеры которых зависели от тяжести проступка и от социального положения пострадавшего. Однако за наиболее тяжкие преступления существовала смертная казнь.

Таким образом, система государственного управления Руси в XI в. была представлена следующим образом:

• великий князь;

• местные князья (как правило, дети или родственники великого князя, посланные туда по его воле), т.е наместники князя (губернаторы);

• старшая дружина («бояре») - советники князя;

• младшая дружина («отроки», «детские») – сборщики дани-подати и судебных штрафов.

Политическое единство Руси XI – первой половины XII вв. было обусловлено сохранявшимся единством господствовавшего слоя – дружины, объединявшейся вокруг князя и существовавшей, главным образом, за счет сбора дани и судебных штрафов.

 

2.Государственное управление в древнерусских княжествах XII–нач. XIII вв.

В XI в. в Древней Руси стали появляться вотчины – частные крупные земельные владения, принадлежавшие, как правило, боярам.

Вотчинники - бояре – владели пахотными землями, табунами коней, стадами коров, домашней птицей. Частью собственности боярина были и несвободные работники (рабы – челядь, холопы).В зависимость от бояр попадали и свободные люди. Таковыми были, например, «рядовичи»,заключавшие договор («ряд»), на основании которого они работали на хозяина. Разновидностью «рядовичей» были «закупы»,обязанные отработать хозяину «купу» – долг.

Отныне бояре перестали зависеть от князя. Получая регулярные доходы от вотчины, они уже не нуждались в дани, а потому не торопились отправляться за князем в поход. Теперь уже не дань, а земля, обрабатываемая трудом зависимых от бояр людей, стала главной ценностью. На рубеже XI-XII вв. наметились первые противоречия между боярством и великим князем. Интересы боярства, оказавшегося связанным со своими вотчинами, часто не совпадали с княжескими. Землевладельцы-феодалы, которые приобрели благодаря своему богатству большую политическую силу, стремились к независимости от центральной власти, оказывали давление на местных князей, дабы решать по собственному усмотрению вопросы внутренней и даже внешней политики.

В XI-XII вв. на Руси происходил социально-экономический прогресс общества, подъем земледелия, скотоводства, ремесла и промыслов, развитие внутренней и внешней торговли, что способствовало росту и укреплению отдельных земель и княжеств Древнерусского государства. Шел рост городов,оживлялась вечевая жизнь, горожане активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. Стали появляться множество самодостаточных княжеств со своими князьями, которые больше не нуждались в централизованной власти из Киева.

С этой поры земельные интересы местных князей и бояр совпали. Они объединились в борьбе с центральной властью, и удельная раздробленность страны приобрела необратимый характер.

Удельные князья перестали платить дань Киеву, начали разрывать связи со своим верховным князем. Со второй половины XII в. на Руси уже существовало 15 княжеств. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. Если в середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, то накануне ордынского нашествия (1230-е гг.) – около 50, а в XIV в. количество княжеств различного ранга перевалило за две с половиной сотни.

В период феодальной раздробленности политическое устройство отдельных земель и княжеств сохраняло традиционные черты: в большинстве княжеств – в форме феодальной монархии,а в Новгородской и Псковской землях - в форме феодальной республики.

Типичным примером феодально-республиканской системы правления был Новгород, который в XII в. стал боярской республикой с самобытным вечевым устройством.

Вече решало большинство важнейших вопросов внутренней и внешней политики: объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры и законодательные акты, приглашало и выгоняло князей.

Князь приглашался в Новгород по договору на должность военачальника и третейского судьи в важнейших судебных разбирательствах. Ему запрещалось приобретать владения в Новгородской земле для себя и своей дружины и распоряжаться городской казной. Князь не правил городом, а служил ему. Строптивым князьям новгородцы попросту выгоняли из города.

Все рычаги и нити правления в Новгороде находились в руках нескольких сот бояр. Этот «совет господ» контролировал представительную и исполнительную власть Новгорода. Высшей светской властью в городе был посадникиз бояр. Он созывал вече, открывал его заседания, исполнял его решения. Он же руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции. Его ближайшим помощником был тысяцкий– предводитель городского ополчения, в мирное время осуществлявший полицейский надзор за порядком в городе. Епископ, помимо духовной власти, обладал и светской властью. Он ведал городской казной, внешними сношениями и имел право суда. Должностные лица низшего звена избирались из местных жителей и подчинялись посаднику.

 

Лекция 2а










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...