Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Усиление абсолютистских тенденций при Николае I




Усиление абсолютистского правления особенно характерно для второй четверти XIX в., когда в течение тридцати лет (1825–1855) императором России являлся Николай I. Широко известно, что начало его царствования совпало с движением декабристов, сторонниками идей радикального изменения общественно-политического строя, системы государственного управления. Николай I в самом начале своего царствования сурово расправился с носителями подобного рода идей, считая преступным радикальное изменение существовавшего строя и системы государственного управления и всесословного представительства во власти. Он сосредоточил всю систему управления в собственных руках, придав ей ярко выраженный полицейский характер.

В руках императора находились все законодательные, исполнительные и распорядительные функции высших и центральных органов управления. Произошло непомерное возвышение роли личной канцелярии, получившей особый статус - Собственная его императорского величества канцелярия.

При Николае I канцелярия в целом приобрели функции высшего и центрального органа управления. В ней существовало 6 канцелярий:

– I Отделение – подготовкой проектов указов, контролем за исполнением «высочайших повелений» министрами, губернаторами и местной администрацией в целом; кадрами чиновников государственного аппарата, включая вопросы приема, увольнения, карьерного роста и т.д.

– II Отделение – анализом и обобщением юридической практики и кодификацией законов Российской империи.

– III Отделение – вопросами государственной и политической безопасности.

- IV Отделение – вопросами контроля и руководства благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

– V Отделение – создано в 1836 г. специально для выработки проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

– VI Отделение – организовано в 1842 г. специально для подготовки материалов по управлению территориями Кавказа.

Названные структуры действовали, как правило, вне постоянных, ранее созданных органов и более того, могли контролировать их, разрабатывали различного рода проекты указов по вопросам центрального и местного управления, надзора над местной администрацией, цензурными органами и т.д. Таким образом создавался параллелизм в высшем центральном и местном управлении.

Как негативные последствия проведенных мер по изменению статуса императорской канцелярии можно отметить резкое падение роли и ответственности параллельно существующих высших, центральных и местных органов государственного управления, искусственное усложнение механизма управления и создание условий для волокиты, бюрократизма, казнокрадства и взяточничества в широких масштабах.

Николая I принять в 1822 г. Устав об управлении инородцами.Инородцы делились на оседлых, кочевых и бродячих. Управление инородцами осуществлялось в соответствии с их правами, определенными специальным разделом Положения об инородцах. В частности, оседлые инородцы в правах и обязанностях были приравнены к русскому населению. Кочевыми инородцами управляли специально созданные степная дума, инородная управа и родовое управление. Состав степной думы (главный родоначальник и заседатели) утверждался восточносибирским генерал-губернатором. Ее деятельность затрагивала бурят, хакасов и с 1827 г. южных якутов. На несколько стойбищ или улусов создавалась инородная управа, представлявшая собой хозяйственно-финансовое, полицейское и судебное учреждение.

Что касается «бродячих инородцев», то у них также были соответствующие права перехода из губернии в губернию беспрепятственно, но в пределах выделенной для этого территории. Они не участвовали в губернских земских повинностях, в расходах на степное управление.

Система подготовки кадров

Главной опорой в управлении страной для них было прежде всего чиновное, бюрократическое дворянство. Александр I и Николай I большое внимание уделяли подготовке и повышению квалификации чиновников. В Российской империи были открыты новые университеты в Вильно, Харькове, Казани и Дерпте, главный педагогический институт в Петербурге (преобразован в 1819 г. в университет).

Важное место в подготовке кадров чиновников государственных учреждений занимали университеты и лицеи, особенно открытый в 1810 г. привилегированный Царскосельский лицей.

Чиновничий государственный аппарат был огромен и постоянно разрастался количественно. В рассматриваемый период число государственных чиновников увеличилось более чем в 4 раза - с 15 тыс. до 61,5 тыс. человек. Если в конце XVIII в. один чиновник приходился на 2250 россиян, то в середине XIX в. - на 929 человек. Рост численности чиновников вполне естествен, ибо росло количество государственных учреждений в центре и на местах, а император в самодержавном управлении опирайся исключительно на послушное чиновничество. Существовала также определенная система поощрения чиновников: повышение жалованья, награждение орденами, медалями. присвоение почетных званий, благодарности и особые знаки за беспорочную службу (через 15 и 40 лет) и другие формы.

Итак, при всех реформах государственного устройства совершенно очевидной была тенденция жесткой централизации и единообразия в управлении, укрепления неограниченной власти монарха, позиций крупного дворянства и элитной бюрократии.

Тема: Реформы и контрреформы государственного управления в России во II-й половине XIX в.

План:

1. Проведение земской реформы

2. Совершенствование системы государственного управления

3. Эпоха контрреформ

 

Проведение земской реформы

Во второй половине XIX в. в России была осуществлена серия преобразований, вошедших в историю под названием «великих реформ».Отмена крепостничества, появление земского самоуправления, городская реформа, либерализация сферы образования и судопроизводства и другие серьезные новации означали совершенствование механизмов адаптации к качественным изменениям внутренних и внешних условий.

1864 г. в России началась земская реформа.Для окончательного перехода от феодализма к капитализму необходимо было все, что обеспечивало жизнедеятельность сельских жителей, передать на места специальным учреждениям, избранным всеми слоями общества. Однако этой идее противодействовали чиновники административного аппарата: они не желали делиться властью с кем бы то ни было. В конце концов Александр II потребовал, чтобы разработка законопроекта была завершена к 1 января 1864 г. В тот же день он был подписан монархом. Закон получил название «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

За 12 первых лет действия «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» они открылись в 34 губерниях, а за полувековой период существования земств – еще в 9 губерниях.

Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян. Это делало местное управление более гибким и мобильным.

Кроме того, земское самоуправлениеосновывалось на частнособственнических принципах. При выборах гласных земских собраний определяющим оказывался имущественный ценз. Чтобы получить право голоса, дворяне должны были иметь не менее 200 десятин земли или недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. руб. Мелкие землевладельцы, у которых не было полного ценза, выбирали из своей среды уполномоченных. Их число определялось путем деления суммарной стоимости имущества на величину полного ценза. К выборам земских гласных допускались также домовладельцы, фабриканты и заводчики, купцы и прочие горожане, владевшие купеческими свидетельствами или промышленными и торговыми заведениями с годовым доходом 6 тыс. руб.

Для избрания уездного земского собрания, с которого и начиналось формирование местного самоуправления, жители делились на три социальные группы (курии). Первая включала землевладельцев, вторая - собственников недвижимого имущества в городе и третья - крестьян.

Преобладали в земствах дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков – самых надежных агентов самодержавия – власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. На выборах в 1865–1867 гг. в уездных земских собраниях дворяне составили 41,64%, а в губернских – 74,16%. Лишь там, где отсутствовало помещичье землевладение, в земских собраниях перевес получили крестьяне.

По «Положению» 1864 г. земства должны были заниматься «пользами и нуждами» губерний и уездов. Они занимались промышленностью, торговлей, снабжением, а также народным образованием, здравоохранением, агрономией, ветеринарией, статистикой и т.д.

Деятельность земств протекала параллельно губернским и уездным органам государственного управления, которые всячески ограничивали их деятельность.

Между тем деятельность земств в течение всех лет их существования протекала в сложных условиях. Создав земское самоуправление, правительство шаг за шагом его ограничивало. История земств чрезвычайно богата изданием различных государственных законов, циркуляров и разъяснений, принятых в связи с тем или иным их действием и нацеленных на то, чтобы ущемить их самостоятельность и усилить зависимость от бюрократии. Причина всего этого, по мнению В.И. Ленина, заключалась в том, что «всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством».

Что же позволяло земствам противостоять царской бюрократии и осуществлять разнообразную и достаточно эффективную работу? Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием.Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли.

Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.

Высокая функциональная жизнедеятельность земств объяснялась высоким профессионализмом кадров. В земстве сложился штат постоянных работников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...